А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

раздевали, заставляли бегать, мотрели зубы и пр.
Государственный строй. ^Афицы были небольшим государством. РТ столицы до крайней его точки было несколько десятков километров. Это то^ что принято называть «полй"-сом» —
.. ____
^^^ Афин было ^родное сооранйе^Он о созывалось через каждые 8— 10 дней, на' 'собрание стекались все те граждане, которых интересовала заранее объявленная повестка дня. Главными участниками собраний были, конечно. жители самого города. В обыкновенное время собиралось две-три тысячи чёТювёк и менее.
Н ародное собрание обсуждало^ _воп ррс_ы_п родовол ьственно-го снабжения, ооорон ьи~слу шало ч резвычайн"ыё заявления" о государствен н ых пр«гст^гше^иях^3^^й просьбы частного"1<аракте"рд и !_т._Д. Но основным делом~нород'н6го"сд-_ бранил было, v конечно, зако^од^едь?.т:аа^_Считалось, что каждый граждан йн"А'фйТГ>Я^гТгт1рдво предлож'йт'ь проект нового зДКОМа и свободно участвовать в обсуждении законопроекта. выдвинутого другим. Инициатива эта существенно ограничивалась, однако, системой сдержек.:
а) автор законопроекта нес уголовную ответ<"гшрцц"'"ги (вплоть до смертной казни), если оказывалось, что его предло-жение противоречит существующим законам ; ~"
б) всЯтгий juKUHuiipuuKi подлежал 'предварительному рассмотрению' в 'совеФё Пятисот; ————— - ——— 7
в) окончательное решение принпдпежппг» ГРПМДР идущими в таких случаях роль второй палаты; обсуждение законо-проекта, прошедшего все предшествующие стадии, велось ЗДесБ^в_^юрпи судебного процесса ; UBiot> законопроектд1высту-пал^ обвинителем старых законов; их защитников назначало н а родное соорание; реШеМ.иё гфТжим алось Ьольшинством при-
~ " "
Наличие системы сдержек легко объясняется стремлением воспрепятствовать законодательству «снизу», инициативе масс. Вместе с тем не исключается, что «жалоба HQ противозоконие» («графе гГараномон»), заявить которую мог каждый npTfcyj-ство~вдвип^и на собрании, была средством воспрепятствовать существующего строя в антидемократическом на-
^авлении.
47
• ГеЪиэя помимо сказанного решала вопрос -о наделении про-;? вами гражданства, наблюдала за законностью замещения дол-j жностеи и имела право отвода. Главным же её~~дёлом~'6ьГло':) участие в законодательстве, а также суд по политическим, ре--' лигиозным и многим другим делам. В состав~ Гелиэй входил*: ЧРПРРР)?- Все пни изби^пиги жррКгспо 600 человек, . Из
егр числа гел,идстов составлялось,^ __
д^бных коллегий, по ^ОТ человеку а- каждой^ лишние (за-, поеные) отпускались домой. Все 10 коллегий заседали одновре-j пенно, кдждая в особом помещении ГдёГкакои ^одлегищ засе-: дать, п знцчи. и'пкие дела слу1ц«дт^,
_ То, что Солон разрешил фетам становиться присяжными,!
казалось вначале ничего не значащим правом, пишет Плугар? но впоследствии стало в высшей степени важным, потому чтс большая часть^значительных дел попала к судьям: всякий раз,] когда следовало толковать законы, обращались к~РёлиэеЗГ от-1 чего'Телиасты сделались некоторым рКрпзом тгподрмм над! ————————————————
б^Гень существенным было и то, что гелиэя имела право! пересмотра (в порядке апелляции) приговоров, вынесенных}
В компетенцию JcoBeTg пятисоу входили дела нёпосред-| ственного^управления, внешние сношения, финансы^ Деиство-1 вал совет не в полном составе, а через притании, секции. По| числу фил притании было десять. Каждая из них правила десятую часть года.
Верные принципу сдержек, афиняне не решились вручить! совету дятисот в^скх-мсдопнитег1ьную власть. Ее делили* с ним| (помимо других властей) .две коллегии — стратегов и тов.
(оллегия стратегов, учрежденная Клисфеном, состояла из! 10 человек, избираемых в народном собрании открытой подсн] чей голбсов (не жребием), что объяснялось особой ролью] коллегии как военного штаба республики. Специальной компе-« тенцией стратегов считалось командование'армией и флотом,; но в действительности они ведали и многими другими делами^ относящимися к внутренней и внешней политике. /Стратег» считались рдвньТмй Друг Другу, но фактическое ^руководств всегда поручалось одному из них, самому влиятельному. 'I аки»» был, например, знаменитый Перикл.
Три первых архонта ведали, каждый в своей области, жа-* лобами ни синенным делам, надзором *п иностранцшаиГ~рели^ гиоэными вопросами и пр. Архонты-фесмофеты (шесть челе век) подготовляли для слушания дела в суде присяжных,] производили жереЬьевку судей, председательствовали в колл« гиях. Фесмофеты должны были ^жегодно докладывать народ! ному co5j>gH]Hjo_ о гГротиворечиях ,Л_-Дг<о^ппу
Раз в месяц в Афинах созывалось оср^ое„народноеi србрс ни^, считадще^ся[главным. На нем производилась
48
деятел]Ь]чдст11_апа?1?Й—Собранно послочоткрычаго решало, былп пи ?та ,деятельность прсвляьной.
ТТри многочисленности разного рода должностей и колле-
г и и /JlEESflSiiy^^QCiAPtlbCk*1" с;1аЛс1.-л.9-^ е^§ХРАи.МЯ51и'-АВДоД, всех_сво6одных граждан. Если афинянин_ не бып ^пнят р r?fцзр
или на какой-либо другой общегосударственной должности, ему~нсходилось замятие в фил^ ипи лр|*р По приблизительным подсчетам, почти каждые два-три года афинский гражданин занимал пени в" гелиэе, не MeHiee двух раз в жизни"делался членом совета пятисот и т. д.
Афинский морской союз возник в ходе греко-персидских войн. Пересе время союз, ufunnnm-iu f\annrricu4 (=ii.in исторически. ОЛр_ЦВДЯЯЧОЙ_Н-ерой. Объе-динение двухсот мелких и мельчайших государств служило и военным, и экономическим целям, открывая новые возможности для их совместной обороны, хозяйственной связи, внешнеполитического влияния.
Афины благодаря своей мощи сразу же заняли .руководящее положение в союзе, а затем стали господствовать над союзниками. Казна союза переносится в Афины, и распоряжаться ею стало афинское народное собрание. Морская держава была разбита на податные округа, в каждый из которых Афины назначали своего уполномоченного («епископа»). На территории союзных государств были созданы колонии-гарнизоны. Сопротивление союзников подавлялось жестокими мерами.
Решения афинских властей были распространены на все союзные государства. Судебные дела союзников, связанные с лишением жизни или гражданских прав, равно как и гражданские иски на крупные суммы, стали рассматриваться афинскими судебными учреждениями.
Вносимая союзниками ежегодная подать (форос) стала тратиться на великолепные постройки, на вознаграждение афинских граждан, на содержание паразитического античного городского люда — люмпен-пролетариата. Отсюда проистекает стремление к ограничению числа граждан как ассоциации привилегированных.
Афинский государственный и военный аппарат стал весьма многочисленным. В V в.-до н. э. он состоял из (имея в виду всех тех, кто получал ^жалованье) 6000 судей гелиэи, 1600 стрелков, 1200 всадников, 500 стражников верфей, 500 членов совета и т. д.— всего около 20 тыс. человек при 35 тыс. полноправных граждан.
§ 2. Афинское право •
Законы Драконта. Древнейшей систематизацией афинского обычая считаются зафны Драконта, относящиеся к VII в. до н. э. Известны они своей непомерной жестокостью: укравшие овощи и плоды несли то же наказание, что и отцеубийцы,— смертную казнь. «Когда Драконта спросили,— пишет Плутарх, — почему он за большую часть преступлений назначил смертную казнь, он, как говорят, отвечал, что мелкие преступления, по его мнению, заслуживают этого наказания, а для крупных он не нашел большего».
Вместе с тем законы Драконта ограничивают кровную месть, установив, что ответственность за убийство не должна распространяться, как в прошлые времена, на род убийцы — отвечает сам виновный. Узаконивается практика примирения с убийцей и его родом с помощью выкупа. Для законности примирения необходимо еще согласие ближайших родственни-
» 49
ков убитого: сына, брата, двоюродного брата, зятя и тестя, а при их отсутствии — согласие по крайней мере 10 членов фратрии убитого.
Законы Драконта различают умышленное убийство и неумышленное, назначая за последнее не смерть, а изгнание (без конфискации имущества), т. е. такое же наказание, какое назначалось за причинение телесных повреждений. Законодатель освободил от ответственности убийцу, если его действия были вызваны самообороной. Подстрекатель был объявлен столь же ответственным, сколь и исполнитель.
Что касается суровости наказаний, назначаемых за кражу, то за этой суровостью скрывается исторически объяснимое стремление собственников оградить свое имущество от пережитков первобытного коллективизма. Законы Драконта не представляют в этом отношении исключения из общего правила.
При Солоне законы Драконта были отменены, за исключением нескольких постановлений об убийстве. С тех пор афинское гГраво оставалось несистематизированным. Значительная часть его была, как и в прежние времена, неписа-ным обычаем. Производя суд, гелиэя могла создавать каждый раз новую норму, руководствуясь убеждением.
Право собственности. Лично свободный рабочий был для Афин, как для всего античного мира, сравнительной редкостью. Не наемный труд, а рабство позволило античному миру осуществить в широких масштабах разделение труда между земледелием и промышленностью, создало условия для развития экономики, для расцвета культуры.
Это не исключает, разумеется, деловой активности. Существовали земледельческие имения и ремесленные предприятия, работающие на рынок, развитые формы внутренней и внешней торговли, аренда земли, мастерских, рудников, домов, скота, рабов, кредитные операции разного рода и даже безналичный расчет, осуществляемый с помощью меняльных-контор.
Активную роль в хозяйственной деятельности Афин играло! само государство. В его непосредственной собственности находились рудники, корабельные верфи, многие пахотные земли и пастбища, разного рода строения и другое имущество. Все* это, за исключением общественных и культовых зданий, пере-1] давалось в аренду частным лицам. Государство осуществляло^ койтроль за хозяйственным состоянием арендованного имуще-! ства, за ввозом и вывозом, судостроением, основанием колоний5 на захваченных землях, за состоянием торговли на рынках.
Правовое регулирование имущественных отношений дости-i гло в Афинах относительно высокой ступени развития. При5 всем том Афины так и не выработали определения права co-j бственности, как это сделали римские юристы. Нет еще и та-] кой терминологии, которая выражала бы с достаточной яс-
50
ностью различие, существующее между фактическим господством лица над вещью (владением) и правом собственности на нее (хотя, конечно, и ораторы, и писатели Афин прекрасно различают юридическую неоднородность указанных отношений).
Не исключено, что именно по этой причине защита земельной собственности или права собственн'ости на дом была обставлена дополнительным требованием о взыскании доходов, приносимых имуществом, т. е. требованием, как бы подтверждающим право фактического обладания спорной вещью.
Не проводя четкого различия между вещами, участвующими в хозяйственном обороте, афинское право отдает тем не менее предпочтение недвижимостям. Их приобретение по общему правилу запрещено метэкам-иностранцам. Движимые вещи, принадлежащие к данному имению или данной мастерской, считаются принадлежностью недвижимости, составляют с ней единое целое. Это относится к рабам, скоту, орудиям труда. Платон рассказывает, что одному семейству, осужденному на изгнание, было разрешено взять с собой всякое имущество, за исключением вещей, считавшихся принадлежностью имения.
Афинское право различает собственность видимую и невидимую. К первой относили землю, дом, скот, рабов и др., ко второй—деньги, рсобенно те, которые ссужались под процент. Различение это возникло скорее всего в результате весьма нередких в Афинах конфискаций частного имущества в пользу государства. Деньги и драгоценности легко ускользали от конфискации и потому оказывались «невидимыми».
Обязательственное право. Обеспечению договорных обязательств служили задаток, залог, поручительство третьих лиц. Несостоятельный должник отрабатывал свой долг в хозяйстве Кредитора. Арендаторы государственных имуществ, просрочившие с уплатой, могли быть при известных обстоятельствах лишены гражданских прав.
Договор аренды заслуживает нашего особого внимания ввиду его распространенности. Земельные участки частных лиц, как о том свидетельствует Лисий, сдавались на короткий срок — на год, на три года; государство практиковало и более Длительные сроки аренды: на 40 лет и даже пожизненно. В аренду сдавалась даже та земля, которая находилась в какой-нибудь далекой колонии, с тем чтобы ее собственник, мог оставаться в Афинах. Арендовались дома, мастерские. По об-Щему правилу, невзнос арендной платы давал основания для Разрыва арендных отношений — к невыгоде арендатора.
Договор купли-продажи не нуждался в особых формальностях: была бы передана вещь и уплачена цена. При этом, ко-иечно, требовалось, чтобы продавец гарантировал покупателя От эвикции (т. е. истребования вещи третьим лицом); покупате-п*> предоставлялось право расторжения договора, если обнаруживались скрытые недостатки вещи, например скрытая бо-
51
лезнь раба (вытечемие года при эпилепсии и 6 месяцев при»! других заболеваниях).
При займе взыскивались от 12 — 18 до 30—36% годовых. Высокий процент взыскивался, как правило, при кредитных' операциях, связанных с морской торговлей, когда риск повышался. Тем более что по афинскому праву кредитор лишался своих денег при кораблекрушении, хотя бы у должника было| другое имущество.
Среди залогов, служивших обеспечению займа, следует ука-i зать на ипотеку, т. е. залог недвижимости, главным образом зе-| мли, сада и т. п. Должник продолжал владеть своей землей! и извлекать из нее пользу, но не имел права продавать ее| третьему лицу. При просрочке долга земля переходила| к кредитору.
Наем свободных людей был известен и праву, и практике.] Из документа, относящегося к концу V в. до н. э., мы узнаем, что на строительстве одного из афинских храмов было занята! 35 метэков, 20 граждан и 16 рабов. Рабочие и архитекторы по*| лучали, как ни странно, одинаковую плату — по одной драхме| в день. В наем можно было отдавать и рабов.
Семейное и наследственное право. По справедливому! замечанию Энгельса, жена была для афинянина (помимо дето-1 рождения) старшей служанкой. Афиняне по обыкновению по-1 хвалились тем, что их жены выходят на улицу не иначе, как! по большим праздникам (т. е. направляясь в храм), или что их! жены так хорошо воспитаны, что стыдятся видеть любого по«| стороннего, в том числе родственников. Жила жена в Ъсобой| половине дома. По словим Платона, она была госпожой чел* нока и прялки. Недаром прялку кладут ей и в могилу. Мнение женщины так мало значит, что ее могут не спрашивать, выда-г вая замуж, ни тогда, когда она является девушкой, ни тогдс когда она становится вдовой.
Брачный договор был делом отца невесты. После свадьбь законным представителем жены становится муж. Чтобы разве стись с женой, ему достаточно было призвать свидетелей^
Закон требовал от жены строгого целомудрия, но не препят^ ствовал мужу иметь любовниц. Неверную жену разрешалось попросту выгнать из дому, а приданое присвоить. В своей п< следующей жизни эта женщина не могла ни украшаться, н( входить в храмы. В противном случае любой встречный мо( разорвать на ней платье, снять украшения, побить.
Право наследования принадлежало одним сыновьям, OHI
делили имущество в равной доле. Свободное распоряжени!
наследователя имуществом могло иметь место в строго оговс
•ренных случаях. При наличии законных детей мужского пол<[
завещательная свобода, как правило, не допускалась.
Если не было сыновей, наследовали дочери, которых та* и называли: «дочери-наследницы». Государство принимало н< себя заботы, связанные с их замужеством. Чтобы их имущесп
52
не перешло в собственность другого рода, мужем дочери-наследницы становился, по-видимому, блс.жайший родственник с отцовской стороны.
Уголовное право Афин сохраняет еще многие черты до-государственной эпохи, включая (при некоторых случаях) кровную месть и самосуд.
Дела о ранениях, увечьях, оскорблениях, кражах, а также все дела об убийствах и прелюбодеяниях могли быть предметом рассмотрения в суде не иначе, KOJJ по заявлению заинтересованной стороны. Оскорбление и даже убийство посла считалось преступлением против религии: личность посла находилась под защитой богов.
Среди государственных преступлений наиболее тяжкими считались: государственная измена, покушение на демократический строй правления и безбожие. Виновные в этих преступлениях наказывались смертью или изгнанием. Известный афинский философ Сократ был приговорен к смерти по обвинению в безбожии.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99