А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

В Китае в первоначальный период (до 1958 г.) осуществлялась политика жесткого централизованного управления, перераспределения значительной части национального дохода через государственный бюджет (до 40 %). Была осуществлена аграрная реформа, в результате которой крестьянам было передано 700 млн. му земли., реализована огромная программа ирригационных работ, был взят курс на создание кооперативов, что позволило существенно увеличить производство продовольствия. В десятки раз увеличился потенциал промышленного производства. Однако функционировавшая в стране система управления экономикой и ряд неудачных волюнтаристских, ультралевых экспериментов («большой скачок», создание народных коммун вместо кооперативов, т.н. «культурная революция») заставили руководство КНР в конце 70-х годов осуществить серьезную корректировку политики, что и было сделано под руководством Дэн Сяопина. Начался второй этап серьезных экономических реформ, суть которых состояла в сочетании планового руководства с рыночными методами регулирования экономических процессов.
В газете «Женьминь жибао» в октябре 1979 года отмечалось, что преимуществом социализма является упразднение частной собственности и эксплуатации, устранение хаоса, который господствовал при капитализме. Однако это не означает, что вся страна должна стать единым предприятием. «Это утопическая точка зрения, - отмечалось в газете, - наша нынешняя система действует по этой утопической схеме. Средства производства принадлежат всему народу. Поэтому кое-кто думает, что все предприятия - это государственные предприятия и все должно решаться государством. При таком подходе вся экономика похожа на огромное предприятие, принадлежащее кабинету министров и действующее по плану, разработанному государственными органами.» Но экономика, по мнению газеты, «это не здание, построенное из кирпичей. Это живой организм, состоящий из живых клеток, из многих самостоятельных организаций под общим централизованным руководством». Китайской Народной Республике понадобилось три десятилетия, чтобы прийти к выводу о нецелесообразности монополии государственной собственности, необходимости создания многоукладной экономики и реформирования механизма функционирования государственных предприятий.
В основу новой экономической политики («построение социализма с китайской спецификой») были положены следующие принципы:
как в деревне, так и в городе позволять части людей и районов делаться зажиточными раньше других; т.е вполне законно достигать зажиточности за счет честного труда;
разрешать кое-каким компонентам капитализма функционировать в качестве дополнения к развитию социалистических производительных сил;
вместе с тем не допускать поляризации населения по уровню богатства и доходов, решительно выступать против либерализма.
Реформой 1979 года оказывалась всемерная поддержка появлению на селе крупных подрядных дворов, созданию волостных и поселковых предприятий. Промышленным предприятиям было предоставлено право на самоопределение. Было преобразовано, а частично и вообще закрыто 3600 промышленных объектов из-за их убыточности или высокой себестоимости. Изменена система распределительных отношений между государством и предприятиями. Если раньше государство всю прибыль изымало у предприятий, покрывая в случае возникновения нерентабельности убытки, то в результате реформы был осуществлен переход на систему налоговых отношений. Ведущие предприятия должны были отныне нести ответственность за свои прибыли и убытки. Ряду предприятий было предоставлено право сохранять за собой часть своей прибыли для закупки нового оборудования, а также для социального обеспечения и премирования труда рабочих. Так, в угольной промышленности, где прибыль незначительна, предприятия получили право оставлять на свои нужды до 20% прибыли, а в химической промышленности, получавшей высокие прибыли, эта доля составила 2 - 3%. К 1985 году налоги уже составляли приблизительно половину чистой прибыли предприятий; вторая половина оставалась в полном распоряжении предприятий. Часть предприятий (примерно 1,5 тыс.) получили разрешение реализовывать свою продукцию не только государству, но и непосредственно на рынке. Некоторым предприятиям было разрешено организовывать совместную экономическую деятельность с иностранными компаниями. Изменилась и система планирования. Такие важнейшие продукты, как сталь, медь, цемент, по-прежнему распределялись государством, хотя некоторая часть этих товаров уже стала направляться и на рынок. В дальнейшем предполагалось вообще отказаться от централизованного распределения ресурсов, за исключением поставок в военную промышленность.
О радикальных китайских реформах в сфере кооперации речь пойдет в следующем параграфе. Здесь следует подчеркнуть, что руководство КНР в процессе реформирования решительно пошло на создание многоукладной экономики. Государство, оставаясь собственником значительной части средств производства, из трех составных элементов права собственности - владение, пользование, распоряжение - два из них (пользование и распоряжение) передало в руки предприятий и их коллективов на основе подряда или аренды. Реформами также была разрешена частная деятельность, например, в торговле и общественном питании, медицинской практике, пошиве одежды, ремонте велосипедов, автомашин и другой техники. В торговле, кстати, были представлены все формы собственности: крупные государственные магазины, трудовые коллективы, которым принадлежат торговые предприятия на паевых началах, кооперативы, семейные фирмы, частные магазины, индивидуальные торговцы. Государство стало сдавать в аренду коллективам и частным торговцам небольшие магазины, столовые и чайные. Так, в провинции Гуандун в 1984-1985 годы в коллективное пользование на паях было передано 126 торговых единиц, а в индивидуальное - 238. Значительно выросла торговля через рынок, что до 1978 года было вообще запрещено. В 1984 году в этой провинции уже действовало 6300 рынков, а объем торговли на них составил около 20% общего объема торговли провинции.
Как грибы, растет число специальных экономических зон (СЭЗ) и зон высоких и новых технологий (ЗВНТ). Таков опыт по формированию многоукладной экономики Китая, принесший ему высокие темпы роста экономики.
ВВП Китая вырос с 362,41 млрд. юаней в 1978 году до 7 триллионов 477,24 млрд. юаней в 1997 году, т.е. более чем в 20 раз, а в постоянных ценах - в пять раз. Среднегодовой темп прироста за указанный период составил 9,8%, что на 6,5 процентных пункта выше среднемировых и на 7,3 процентных пункта больше, чем в развитых капиталистических странах. А за период 2002-2007 гг. ВВП Китая увеличился на 65,5 % при среднегодовом темпе прироста 10,6 %. Темпы развития экономики КНР превосходили темпы роста таких азиатских «тигров», как Сингапур, Корейская Республика, Тайвань, Малайзия.
Следует отметить колоссальный рост объемов внешнеэкономических связей КНР. Например, в области привлечения иностранных инвестиций только в 1998 году правительство Китая утвердило 20 тыс. проектов с участием иностранного капитала и подписало контрактов на сумму 52,2 млрд. долларов, а в 2005 году все зарубежные инвестиции составили 120 млрд. долларов. Положительный торговый баланс в 2005 году составил 101,9 млрд. долларов.
По прогнозам, сделанным специалистом по сравнительной экономике Ангуссом Мадиссоном, даже при снижении ежегодного темпа прироста до 5,5% ВВП Китая достигнет уровня ВВП США к 2015 году. Это означает, что если до начала реформ в 1978 году ВВП КНР составлял 5% от мирового ВВП, а в 1998 году - 10%, то к 2015 году он достигнет 17% мирового ВВП.
Очень интересные расчеты приводит А.Анисимов в своей статье о Китае. Он разоблачает 4 мифа об этой стране. Миф № 1 о том, что китайское процветание обусловлено импортом капитала. А.Анисимов на базе покупательной способности юаня приводит следующие сравнительные данные за 2005 год: капиталовложения в экономику Китая составили 5 трлн. долларов, а прямые иностранные инвестиции были равны лишь 60 млрд. долларов. Вывод о незначительном влиянии иностранного капитала на темпы развития Китая А. Анисимов подкрепляет и такими данными. В 2000 году КНР потребила 400 млн. т проката и 1050 млн. т цемента, в то время как развитые страны мира вместе взятые потребили в 2005 году 350 млн. т проката и 400 млн. т цемента. Миф № 2 о том, что экономика Китая экспортно-ориентированная. Хотя внешнеторговый оборот Китая огромен и он делит с США 1-2 место в мире (в 2005 году - 762 млрд. долларов экспорт и 660 млрд.долларов импорт) экономика КНР характеризуется высоким уровнем развития всех отраслей промышленности и самообеспечением страны продовольствием и потребительскими товарами. Миф № 3 о том, что экономика Китая зависит от импорта нефти и нефтепродуктов. А.Анисимов утверждает, что КНР добывает нефти около 500 млн. т при импорте нефти и нефтепродуктов 17 млн. т (в 2004 г.). Кроме того, добыча угля составляет минимум 1,6 млрд. т. И, наконец, миф № 4 о том, что Китай производит ВВП меньше, чем США.. А.Анисимов считает, что уже в настоящее время КНР производит ВВП в два с лишним раза больше, чем США. Если это так, то расчет Ангусса Мадиссона явно занижен в силу того, что для сравнения берется не PPS, а официальные курсы валют.
В начале 2006 года Китай обогнал по размеру государственных сбережений Японию и вышел на первое место в мире по этому показателю (валютные резервы достигли 853,7 млрд. долларов). В настоящее время КНР является крупнейшим кредитором США, удерживая сотни миллиардов их финансовых активов.
Сторонники капитализма, как и ортодоксы коммунизма, видят в китайских реформах отказ от социалистического пути развития. Об этом, например, пространно писал Ф.Фукуяма в своем трактате «Конец истории?». Думаю, что те и другие ошибаются. Цзян Цзэминь в речи на торжественном собрании по случаю 80-й годовщины со дня создания КПК 1 июля 2001 года сказал, что КНР находится еще на начальной стадии социализма. Это - трезвая и весьма точная оценка ситуации, свидетельствующая о выверенном научном подходе к определению программы развития страны. Он подчеркнул, что Китай находится в «процессе движения социалистических противоречий <…> Мы положили начало строительству социализма с китайской спецификой, открыли правильный путь для великого возрождения китайской нации. С 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва наша страна вступила в новый период развития социализма. На основе длительного строительства социализма мы обобщили свой отечественный и международный исторический опыт и после нелегких поисков перешли к новой политике - реформы и открытости, разработали основную теорию, основную линию и основную программу партии для начальной стадии социализма. В обстановке серьезных неудач мирового социализма и острых катаклизмов внутри и вне страны наша партия непоколебимо стоит, как могучий оплот, а социализм в Китае демонстрирует свою огромную жизненную силу и энергию». Кстати, Цзян Цзэминь привел такие сведения: «После образования Нового Китая валовой внутренний продукт возрос в 57 раз. Заметно возросла наша реальная экономическая, оборонная и научно-техническая мощь. Промышленность, сельское хозяйство, национальная оборона, наука и техника во многих отношениях вышли в первые ряды мира. Свыше 1,2 миллиарда китайцев не только разрешили вопрос о питании и одежде, но и достигли в общем среднезажиточного уровня».
Цзян Цзэминь в своей речи подчеркнул важнейший принцип современной политики КПК: «…мы должны и дальше сохранять и совершенствовать основную экономическую систему развития разных секторов, среди которых ведущее место занимает сектор общественной собственности, систему социалистической рыночной экономики, многообразие форм распределения, среди которых ведущую роль играет распределение по труду, а также открытость внешнему миру».
Весьма люпопытную информацию приводят журналы «Вопросы философии» (статья Бурова В. и Федотововой В. «Китайский опыт модернизации: теория и практика». 2007, № 5) и «Вестник аналитики» (статья Дергачева В. «Особенности китайской геополитики». 2008. № 2) о том, что в Китае действует Центр изучения развития, концентрирующий научные кадры аналитиков высшей квалификации. Члены Политбюро КПК систематически на теоретических семинарах заслушивают доклады ведущих сотрудников Центра, что позволяет им увереннее вырабатывать решения по узловым проблемам развития общества.
Итак, КНР сохраняет курс на существование и развитие многоукладной экономики. Иначе и быть не может на начальной стадии развития социализма. В выше цитируемой статье А.Анисимова отмечается, что в Китае функционирует следующая система укладов: 1)Гонконг, 2) 14 «открытых» приморских городов и свободных экономических зон, 3) укладная система приморских провинций с значительной степенью либерализованности и повышенным удельным весом в экономике иностранного капитала, 4) укладная система внутренних провинций с пониженной степенью либерализованности экономики. Таким образом, Китай раскололся на «капиталистические», «полукапиталистические» и «полусоциалистические» провинции и эквивалентные им административно-территориальные образования.
В Китае руководители хорошо понимают, что бедность, происходящая от неразвитости производительных сил, несовместима с принципами социализма. Именно поэтому в КНР делается все необходимое для достижения высоких темпов роста экономики. Однако гонка за инвестициями, в особенности в новейшие технологии, чтобы ускоренными темпами развивать экономику, на основе сочетания плановых и рыночных регуляторов, приводит и к отрицательным явлениям, в частности, к ухудшению экологической среды, дифференциации, можно даже сказать, к поляризации населения по уровню доходов, росту безработицы и преступности в самых различных формах (коррупция, уголовщина, проституция и т.п.). Не обходится и без острых конфликтов между простыми граждананми и властью. Так, в провинции Хунань весной 2006 года произошли массовые столкновения крестьян с полицией из-за повышения платы за проезд на общественном транспорте.
В Китае формируется сословие «элитарного» начальственного и буржуазного происхождения. Становится на ноги и набирает силу поколение новых «маленьких китайских императоров». Словом, идет (и это в порядке вещей) борьба двух противоположных сил и тенденций - капиталистической и коммунистической. Не исключено, что, как и в СССР, среди руководителей и населения Китая со временем могут возобладать идеи перехода на «рыночную» экономику и произойдет поворот к капитализму. Однако, как показывает предварительный анализ итогов последнего, XVII съезда КПК, верх пока, по всей видимости, берет генеральная линия на победу социализма как в Китае, так и во всем мире. На съезде утверждена «научная концепция развития», предусматривающая упор на инновации, уход от однобокого развития промышленности в ущерб экологии и качеству производимой продукции, борьбу с социальным неравенством, создание системы общенационального медицинского обслуживания, демократизацию. Судя по данным китайской печати, в стране ведется борьба с коррупцией. Так, на конец 2006 года в течение трех последних лет за взятки подверглись наказаниям почти 50 тысяч чиновников. Арестован один из богатейших людей страны - глава инвестицинной компании Fuxi Чжан Жункунь. Он оказался замешанным в одном из крупнейших коррупционных скандалов в Шанхае, который уже привел к отставке нескольких крупных партийных чиновников.
В СССР только спустя полстолетия после свертывания нэпа вновь заговорили о многоукладной экономике. Бывший секретарь ЦК КПСС Е.Строев буквально перед развалом СССР говорил следующее: «Нам надо делать все для того, чтобы, с одной стороны, реконструировать колхозы и совхозы, уводя их от сложившейся командно-бюрократической системы управления, создавать больше условий для труда крестьянина, добиваться, чтобы он был хозяином собственного труда, создавать такой экономический механизм, который бы стимулировал его производство. А с другой - давать простор разным формам хозяйствования, в том числе особенно хорошо зарекомендовавшим себя в последнее время, например, научно-производственным системам, идти на создание совместных аграрных предприятий, в том числе по использованию земли». По существу руководство КПСС должно было уйти от крайностей в экономической политике (сталинщины или горбачевщины), разработать и осуществить современный вариант нэпа, как это сделали китайские коммунисты, и тогда кризис в СССР, возможно, и не завершился бы столь трагично.
В поисках путей развития не может быть простых решений.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100