А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Поэтому партия была вынуждена подхлестывать страну…».
Подхлестывание страны дало возможность досрочно выполнить задания первой пятилетки по ряду основных показателей. Однако для второй пятилетки И.Сталиным уже была сделана корректировка, учитывающая реальные возможности экономики страны.
Анализируя проблему темпов роста в 1930 годах, О.Лацис писал: «Для второй пятилетки он (И.Сталин - В.П.) предложил среднегодовые темпы прироста промышленной продукции - 13-14% . Правда, к тому времени XVII партконференция уже приняла контрольные цифры, отвечавшие прежнему курсу на «скачок». Но в 1934 году XVII съезд принял директивы, не имевшие по сути дела ничего общего с решениями конференции. XVII съезд поставил весьма высокие, но вполне реальные цели, что было подтверждено успешным выполнением второго пятилетнего плана».
Начиная с 1930 годов в планировании экономики страны на долгие годы возобладала точка зрения, что опережающее развитие производства средств производства по отношению к производству предметов потребления является незыблемым законом развития народного хозяйства. А это автоматически означало, что в промышленности консервируется диспропорция между группой «А» и группой «Б», что на рынке товаров народного потребления всегда будет сохраняться напряженность, что возможности применения методов экономического стимулирования всегда будут ограничены. В основе такого подхода к развитию экономики лежала позиция, выработанная И.Сталиным, который считал, что пока строительство социализма в СССР осуществляется в условиях капиталистического окружения, экономические рычаги не могут иметь решающего воздействия на производство. Если бы это было так, утверждал И.Сталин в своей работе «Экономические проблемы социализма в СССР», «нам пришлось бы отказаться от примата производства средств производства в пользу производства средств потребления. А что значит отказаться от примата производства средств производства? Это значит уничтожить возможность непрерывного роста нашего народного хозяйства, ибо невозможно осуществлять непрерывный рост народного хозяйства, не осуществляя вместе с тем примата производства средств производства».
Что касается нэпа, то И.Сталин в период развертывания большого «скачка» говорил: «И если мы придерживаемся нэпа, то потому, что она служит делу социализма. А когда она перестанет служить делу социализма, мы ее отбросим к черту. Ленин говорил, что нэп введена всерьез и надолго. Но он никогда не говорил, что нэп введена навсегда…» В январе 1930 года, в самый разгар кампании по сплошной коллективизации, Сталин уже уверенно говорит о необходимости проведения новой политики партии (в отличие от нэпа), а еще полгода позже, на XVI съезде ВКП(б), он заявил, что партия находится на последней стадии нэпа.
Решительное наступление по всему фронту похоронило нэп. Он уступил место директивному планированию, нацеленному в частности, на полное уничтожение капиталистических элементов в экономике, что и было сделано в первой половине 1930 годов. На XVII съезде ВКП(б) Сталин заявил следующее: «Ленин говорил при введении нэпа, что в нашей стране имеются элементы пяти общественно-экономических укладов: 1/патриархальное хозяйство (в значительной степени натуральное хозяйство), 2/мелкотоварное производство (большинство крестьян из тех, кто продает хлеб), 3/частнохозяйственный капитализм, 4/государственный капитализм, 5/социализм. Ленин считал, что из всех этих укладов должен в конце концов возобладать социалистический уклад. Мы можем теперь сказать, что первый, третий и четвертый общественно-экономические уклады уже не существуют, второй общественно-экономический уклад оттеснен на второстепенные позиции, а пятый общественно-экономический уклад - социалистический уклад является беспредельно господствующей силой во всем народном хозяйстве».
Итак, нэп, введенный в 1921 году по инициативе В.Ленина, проводился в жизнь на протяжении менее десяти лет, и именно благодаря этой политике было обеспечено не только быстрое восстановление народного хозяйства, но и заложена основа его технической и социальной реконструкции. Нэп был прерван «большим скачком», уничтожившим устои многоукладной экономики и положившим начало эпохе государственного социализма.
Старый большевик У.Гнедин, оценивая политику И.Сталина на свертывание нэпа, писал: «Позволю себе, не вдаваясь в доказательства, сказать, что историческим преступлением партийной бюрократии под сталинским главенством была ликвидация нэпа, то есть уничтожение предпосылок благоприятного развития страны в условиях смешанной экономики, при государственном планировании и прогрессивном развитии крестьянского хозяйства». Отказ от нэпа комментируется исследователями истории СССР по разному. Так, Б.Кагарлицкий считает, что нэп не свертывался, а рушился под влиянием собственных противоречий и Великой депрессии, изменившей всю структуру мировых цен. С.Кара-Мурза считает отказ от нэпа экономически оправданным. Он пишет: «В1989 г. было проведено моделирование варианта продолжения НЭПа в 30-е годы. Оно показало, что в этом случае не только не было возможности поднять обороноспособность СССР, но и годовой прирост валового продукта опустился бы ниже прироста населения - началось бы обеднение населения и страна неуклонно шла бы к социальному взрыву.»
Я полагаю, что одной из причин отказа от нэпа было ощущение в партии потери завоеванных революцией позиций в социалистическом преобразовании страны, т.е. чисто психологический фактор, стремление победить во что бы то ни стало мелкобуржуазную стихию, которая захлестывала страну и партию большевиков.
Отказ И.Сталина и его сподвижников от нэпа можно оценивать, конечно, по разному, осуждая или же оправдывая его, но мы имеем дело с историческим событием, которое определило, в конечном счете, лицо общественного строя в СССР. Альфой и омегой экономической политики со времен «большого скачка» становится волюнтаризм, т.е. навязывание экономике воли высшего руководства страны. Так было и при Н.Хрущеве, и при Л.Брежневе, и при Ю.Андропове, и при К.Черненко, и при М.Горбачеве.
Такова конспективно историческая канва возникновения социализма, который я называю государственным.
Однако наш анализ был бы неполным, если бы мы не попытались выявить наиболее характерные закономерности динамики процесса. Здесь сразу же следует отметить, что допускаемая многими исследователями методологическая ошибка (или же сознательно применяемый прием?) состоит в том, что они как бы не замечают этапов развития общественного строя в СССР и вследствие этого произвольно распространяют характеристики какого-либо одного из этапов на всю общественно-политическую систему в целом, отбирая в них только те черты, которые хорошо укладываются в избранную ими ту или иную концепцию. Этот прием используют не только критики социализма, но и его сторонники.
На самом деле, семьдесят с лишним лет истории СССР были столь насыщенными, вобрали в себя столько событий, процессы протекали столь стремительно и бурно, что правомерно говорить о трех качественно различающихся этапах развития страны, имея в виду политический, экономический и социальный аспекты. При этом следует отметить, что вряд ли кто-либо из социалистов (будь-то большевики, меньшевики или эсеры), участвовавших в революционных событиях 1917 года, представляли себе, во что и в какие формы выльются в реальной жизни те лозунги и призывы, с которыми они обращались к массам. Так, В. Ленин после Октября был вынужден признать, что, как это ни парадоксально, большевикам хотелось одного, а они были вынуждены делать совершенно другое. Это означает, что существовали некие объективные закономерности развития событий, которые не были подвластны людям. И нам важно понять внутреннюю логику движения революции. А она была такова, что каждый последующий этап «вызревал» в недрах предыдущего этапа. Например, огромное воздействие на общественно-политическую систему оказала Великая Отечественная война. Исследователи истории СССР правильно заметили, что «…наиболее принципиальное, что характеризовало переход от войны к миру, - это нараставшее противоречие между изменившимся обществом, прошедшим проверку на стойкость и жизнеспособность в жесточайшей войне, и прежними административными, приказными методами партийно-государственного руководства. Народ, перенесший все тяготы войны на фронте и в тылу, стал иным, чем в предвоенные годы. В людях все более утверждалось чувство ответственности за судьбы державы, гражданское достоинство, уверенность в своих силах. С одной стороны, народ выстрадал право быть действительным хозяином страны, вытекавшее из сущностных основ социализма, а с другой - происходил непрерывно углублявшийся процесс отчуждения трудящихся от власти, от средств производства, сведения их значения до положения «винтиков» в бюрократической административной системе».
Анализируя историю СССР, следует иметь в виду, что происходившие в советском обществе процессы были внутренне противоречивы, порой даже противоположны по направлению своего движения.
Предлагаемые мною временные рамки и названия этапов, естественно, весьма условны и лишь приблизительно соответствуют их сущности; но они выражают самую характерную черту того или иного этапа.
Первый этап (1917-1928 гг.) может быть определен как этап революционного преобразования всех основ жизни общества. Это был период неустанных поисков и экспериментов.
Второй этап (1929-1953 гг.) может быть назван этапом сталинской диктатуры (сталинщины).
Третий этап (1954-1991 гг.) может быть охарактеризован как этап реформирования государственного социализма, ибо жестокая диктатура себя изжила и общество ради самосохранения вынуждено было начать поиски других форм своего бытия.
Ниже дается краткая характеристика трех вышеперечисленных этапов.
Первый этап (1917-1928 гг.)
Политика
* Велась борьба между большевиками и другими партиями и движениями за власть, в том числе и в вооруженной форме, которая завершилась установлением однопартийной политической системы.
* Шел процесс подчинения большевистской партии Советов, профсоюзов, других общественных организаций.
* Внутри партии шла межфракционная борьба по всем принципиальным вопросам общественной жизни, завершившаяся победой И.Сталина и его сторонников.
* На фоне прекращения насильственной русификации и как следствие провозглашенного права на самоопределение наций бурно протекал процесс отделения ряда регионов от России (Финляндия, Литва, Латвия, Эстония, Польша), формирования национального самосознания, становления национальных культур. Борьба вокруг вопроса об устройстве государства в многонациональной стране завершилась образованием СССР.
* Власть в стране к концу первого этапа окончательно перешла к сформировавшемуся партийно-государственному аппарату во главе со И.Сталиным.
Экономика
* Проведена национализация земельных угодий, промышленных предприятий, железных дорог, банков, земли.
* Шел процесс перераспределения земельных угодий между крестьянскими хозяйствами.
* Обанкротившуюся политику «военного коммунизма» сменила новая экономическая политика (нэп), основанная на принципе многоукладности экономики и использования механизмов рынка.
* Интенсивно шел процесс становления различных форм кооперации, управления государственными предприятиями. Формировалась система централизованного планирования.
Социальная сфера
* Кардинально изменились классовая и социальная структуры населения.
* Началась культурная революция: в сфере литературы, искусства (Пролеткульт) и образования (отказ от форм классического обучения в школах; ликвидация массовой неграмотности; подготовка кадров специалистов из рабочих и крестьян).
Итак, в течение первого десятилетия после Октябрьской революции во всех сферах происходили качественные (порой противоречивые) преобразования жизни общества, шел поиск новых форм жизнеустройства, сопровождавшийся ожесточенной борьбой противостоящих сил. Причем, каждая из них в одни и те же слова (свобода, добро, прогресс и т.д.) вкладывала различный смысл, ибо цели и идеалы сторон не совпадали.
Безусловно правы те исследователи, которые отмечали двойственный характер Октябрьской революции. Она одновременно была и социалистической, и буржуазной. Если в промышленно-развитых районах она была социалистической, то в деревне, т.е. на преобладающей части территории России, революция была буржуазной, преодолевая феодальные отношения. На селе, как отмечал В.Ленин, революция стала социалистичсекой с появлением комбедов, а субъектом перенесения классовой борьбы из города в деревню было само пролетарское государство. Еще в 1920 году 1/3 работающего населения на селе составляли собственники, 1/5 - арендаторы и остальные (примерно 40%) - наемные работники. И только в 30-е годы завершился процесс революционного преобразования экономических отношений в деревне с возникновением колхозов и совхозов.

Второй этап (1929-1953 гг.)

Политика
* После разгрома всех «уклонов» в партии развернулась кампания массовых репрессий против руководящих кадров и инакомыслящих, которой предшествовала депортация кулаков и их «пособников».
* Происходила массовая чистка номенклатурного состава: на смену репрессированным руководящим работникам в партии и государстве выдвигались новые кадры из числа специалистов, окончивших высшие и специальные учебные заведения и зарекомендовавших себя лояльными по отношению к власти.
* Усиление централизации управления в государстве.
* Периодически проводились политические кампании.
* Расцвел культ личности И.Сталина.
К концу второго этапа в стране сложился политический режим, который получил название тоталитаризм. «Его главными характерными чертами были (I) централизованное управление экономикой; (II) единственная массовая партия, мобилизующая население на строительство социализма или на борьбу с врагами; (III) монополия государства на средства массовой информации; (IV) террористическая и вездесущая тайная полиция, осуществляющая надзор за каждым человеком; (V) поклонение вождю; (VI) единственная официальная идеология, обещающая в будущем построение совершенного общества, провозгласившая свое главенство над законностью и личностью».



Экономика
* Формирование и реализация пятилетних планов развития народного хозяйства. Утверждение административно-волюнтаристских начал в планировании и управлении экономикой при одновременном использовании механизмов рыночного хозяйства.
* Проведение индустриализации страны (при опережающем росте производства средств производства), которая не была доведена до конца (были осуществлены прорывы в основных отраслях тяжелой индустрии и в оборонной промышленности).
*Способы решения задач, применявшиеся для индустриализации, а также сложившиеся в промышленности пропорции исключали широкое применение экономических методов управления предприятиями.
* Проведение коллективизации.
* Изменение системы оплаты труда рабочих.
* Наращивание мощи ВПК.
Социальная сфера
*Практически полное устранение из экономики класса частных предпринимателей.
* Формирование класса колхозного крестьянства.
* Массовая подготовка кадров специалистов с высшим и средним специальным образованием.
* Борьба с различными уклонами в науке, искусстве, нивелирование образа мыслей под влиянием пропаганды и разрастающегося культа личности И.Сталина.
То общество, которое было выстроено И.Сталиным и его соратниками, и не могло быть иным. Это был не плод чистых экспериментов теоретиков-марксистов. Общество государственного социализма явилось результатом политики, в основе которой были, вне всякого сомнения, заложены некоторые базовые идеи марксизма, однако они были реализованы с отступлением от идеологии марксизма. Почему так произошло? Дело в том, что к концу Гражданской войны стало ясно, что дальнейшая судьба революции зависит от того, способна ли правящая партийная элита нацелить политику на обеспечение насущных потребностей рабочих и крестьян. Иначе зачем нужна была революция? Поэтому и родился нэп. Возглавить массы можно было только отступив от «чистой теории». И.Сталин сумел осознать неизбежность нэпа и поэтому он победил троцкизм. Однако в переломном, 1929 году, И.Сталин и его ближайшее окружение (кроме Н.Бухарина и его единомышленников), почувствовав силу, решил прервать естественный ход событий, обрушив на страну политику форсированной индустриализации и коллективизации. Проводить такую политику «большого скачка», отбросившую нэп, можно было только прибегнув к массовым репрессиям, т.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100