И, наконец, в-шестых, следует отметить, что мощнейшим катализатором, ускорившим созревание революционной ситуации, стала мировая война, породившая в России жесточайший экономический кризис. Недаром говорится: войны и революции - близнецы-сестры.
Имеется огромное количество свидетельств очевидцев, говорящих о том, что экономическая разруха была сознательно организована буржуазией и помещиками для дискредитации революции. Об этом писали и В.Чернов, и Д.Рид, а также другие непосредственные участники или свидетели событий 1917 года.
А.Микоян так описывает обстановку в стране, сложившуюся в этот предоктябрьский период: «Начались серьезные экономические затруднения. Ощущалась нехватка продовольствия. Чудовищно росли цены на предметы первой необходимости. Стало не хватать хлеба. В стране усилилась общая разруха. Повсеместно зрело недовольство народа войной. Наряду с этим продолжалось невиданное обогащение кучки фабрикантов и спекулянтов, наживавших миллионные состояния на военных поставках. В промышленных центрах страны начались стачки, забастовки, массовые народные демонстрации, для подавления которых царское правительство стало широко применять оружие, уже во многих городах пролилась кровь».
Рассматривая причины, приведшие к Октябрьской революции, нельзя не остановиться на доводах сторонников т.н. идеи «особой национальной государственности» России, которые утверждают, что обе революции 1917 года были вызваны разрушением триединства «Бог - Царь - Отечество», составлявшего основу дореволюционного государства. Разрушителями этого святого триединства, - заявил В.Шамбаров, - были: капитализм, разваливающий патриархальную деревенскую общину и способствовавший резкому увеличению численности всякого рода люмпенов, разнорабочих и прочей «лимиты»; просвещение, совращавшее русский народ с праведного пути к «высшей божественной истине»; немало поспособствовал дискредитации церкви и Распутин, подчинивший своему влиянию даже обер-прокурора Синода; и, наконец, всякие там либералы, демократы и «просто западники», не говоря уже о большевиках-проповедниках сатанинской Антисистемы. Вот если бы удалось сохранить это триединство, то Россия устояла бы во всей своей первобытной свежести. Словом, если бы в России сохранялись крепостной строй, повальная безграмотность, церкви, монастыри и попы, обожествление царя-батюшки, а всех демократов и либералов, социалистов и большевиков удалось бы ликвидировать, то никакой революции в России и в помине не было бы.
Наверное, не стоило бы писать об этих дремучих и абсурдных высказываниях «демократов» типа Яковлева и «национал-государственников» типа Шамбарова, если бы не кошмарная реальность сегодняшнего дня. Когда видишь, как бывшие, да и сегодняшние коммунисты стоят в церквах со свечкой в руках и осеняют себя крестным знамением, когда тысячи и тысячи людей совершают Крестный ход, восхваляя великомученика Николая II, прозванного в свое время русским народом «кровавым» царем за массовые расстрелы крестьян и рабочих, за подавление революции 1905 года, то начинаешь сомневаться в том, что на дворе XXI век. Когда в начале третьего тысячелетия (!) в России печатают книги, в которых проклинают просвещение и ратуют за безграмотность народа, когда осуждают капиталистическую промышленную революцию, положившую начало индустриализации страны, то начинаешь думать, не средневековье ли на дворе? В стране проходят слеты шаманов. Ясновидцы, врачеватели и гадалки вещают с экранов телевизоров; еженедельно печатаются гороскопы и т.д. и т.п. Разве это не дремучесть? Вот какие зигзаги может вытворять История!
Порой диву даешься, когда читаешь хвалебные пассажи в адрес последнего российского царя Николая II или его правительства, в частности, в отношении П.Столыпина, учредившего военно-полевые суды, которые только в течение восьми месяцев 1906 года вынесли около тысячи смертных приговоров. В.Чернов писал: «На многочисленных докладах о пытках, применяемых по отношению к заключенным, и казнях непокорных узников он (Николай II - В.П.) пишет: «Ура, мои славные ребята!», «Славные ребята эти конвоиры, не растерялись», «Царское спасибо этим славным ребятам». На рапорте о появлении агитаторов в казармах он начертал: «Надеюсь, их тут же расстреляли». А его супруга-императрица Александра Федоровна - советовала мужу: «…показывай им свой кулак, наказывай их, будь хозяином и правителем, ты самодержец, они не смеют забывать об этом…).
Но, однако, вернемся в 1917 год. После Февральской революции, свергнувшей самодержавие, в условиях нараставшего политического кризиса в стране установилось двоевластие - Временного правительства и Советов рабочих и солдатских депутатов, этой стихийно родившейся формы народовластия. В действительности же реальная власть принадлежала Советам. Вот как оценивал сложившуюся ситуацию военный министр А. Гучков: «Временное правительство не имеет никакой реальной власти, и его директивы выполняются лишь постольку, поскольку это дозволяется Советом рабочих и солдатских депутатов, который обладает всеми существенными элементами реальной власти, поскольку войска, железные дороги, почта и телеграф - все в его руках».
Всеобщий и глубочайший кризис к осени 1917 года созрел настолько, что для спасения страны от надвигающейся катастрофы надо было срочно что-то предпринять. Правые силы (монархисты, кадеты) в августе решили установить военную диктатуру. Вспыхнул корниловский мятеж. Главной боевой силой, двинувшейся на революционный Петроград, стал 3-й конный корпус генерала А.Крымова, в составе которого находилась т.н. «дикая дивизия» горцев Кавказа. Однако войсками, верными правительству А. Керенского, а также отрядами Красной гвардии мятеж был подавлен. Как вспоминает В.Чернов, «Все предместья Петрограда ощетинились баррикадами и были готовы встретить врага<…>Рабочие брались за оружие, создавали отряды Крсной гвардии и готовились превратить в крепость каждую фабрику, каждый дом. В первые же дни в рабочую милицию вступило 25000 человек. В части Крымова были направлены десятки агитаторов<…>Штаб заговорщиков в гостинице «Астория» был уничтожен. Председателя Военной лиги Федорова арестовали. Общее число арестованных превысило 7000.» Генерал А.Крымов покончил жизнь самоубийством, а Л.Корнилов был арестован и заключен в тюрьму в г. Быхове.
Тогда на сцену выступила партия большевиков. Был взят курс на вооруженное восстание, которое и состоялось 25 октября (7 ноября по новому стилю). Утром этого дня Временный Революционный Комитет (ВРК), учрежденный Петроградским Советом в начале октября для «революционной обороны» столицы, обратился с воззванием «К гражданам России», в котором говорилось, что Временное правительство низложено и власть перешла в руки органа Петроградского Совета - ВРК. Открывшийся в тот же день вечером Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов провозгласил переход всей власти в стране к Советам и создал первое Советское правительство (Совет Народных Комиссаров - СНК) во главе с В. Лениным. Как писал Д. Хоскинг, «… в конце концов, захват власти был спровоцирован действиями Керенского, который в ночь с 23 на 24 октября пытался закрыть две большевистские газеты и арестовать некоторых большевиков, инкриминировав им антиправительственную агитацию. По инициативе Троцкого ВРК ответил на это открытием закрытых газет, а затем для обеспечения безопасности Второго Всероссийского съезда Советов, который должен был открыться на следующий день, войска ВРК начали захватывать мосты, железнодорожные узлы и станции, а следующей ночью - и телеграф, и правительственные министерства. Ленин вышел из укрытия и отправился в Смольный институт, ставший штабом ВРК, с тем, чтобы убедить членов ВРК не ограничиваться оборонительной тактикой, а перейти в наступление и арестовать Временное правительство. Так все и произошло - благодаря влиянию Ленина или же по естественному развитию событий». Здесь нелишне обратить внимание на то, что не большевики первыми ввели практику закрытия оппозиционных газет и ареста противников существующего строя. Как не они были авторами института комиссаров (это было «изобретение» интеллигента Керенского, как его называют М.Геллер и А.Некрич), так и ставших знаменитыми очередей, впервые появившихся еще в 1915 году в период царствования великомученика «благословенного» Николая II
Вооруженный захват власти большевиками в столице России был лишь одним из эпизодов (хотя и важным) грандиозного по своим масштабам процесса, начавшегося задолго до 1917 года и длившегося еще несколько лет после него, в частности, в форме Гражданской войны. Октябрьская революция смела власть эксплуататоров, лишив их собственности. Сменилось правительство. Преобразился со временем весь общественный строй.
Образно описывает свои впечатления от революции в «Очерках Русской смуты» лидер Белого движения А.Деникин: «… если философы, историки, социологи, изучая течение русской жизни, могли предвидеть грядущие потрясения, никто не ожидал, что народная стихия с такой легкостью и быстротой сметет все те устои, на которых покоилась жизнь: верховную власть и правящие классы - без всякой борьбы ушедшие в прошлое; интеллигенцию - одаренную, но слабую, беспочвенную, безвольную, вначале среди беспощадной борьбы сопротивляющуюся одними словами, потом покорно подставившую шею под нож победителя; наконец, - сильную, с огромным историческим прошлым, десятимиллионную армию, развалившуюся в течение 3-4 месяцев». А.Деникин абсолютно прав, говоря о народной стихии, ибо революция - это, действительно движение народных масс, впрочем, достаточно организованных, а не мятеж толпы, как презрительно о народе писал А.Яковлев (сам он из крестьян, а сколько барской спеси!). Однако невозможно согласиться с А.Деникиным в том, что правящие классы сдавали свои позиции без всякой борьбы. Борьба была жестокая, кровавая. Корниловский мятеж показал, что капиталисты и помещики были полны решимости утопить в крови революцию. Корнилов заявил, что «части Крымова разгонят Совет, повесят его лидеров и расправятся с большевиками, - будь то с согласия правительства или без оного».
Только отчаянное вооруженное сопротивление правящих классов сделало невозможным мирный переход власти в Петрограде и ряде других мест в руки трудящихся масс. И не партия большевиков во главе с В.Лениным ввергла Россию в пучину Гражданской войны, как это пытался доказать А.Яковлев и его апологеты. Первыми применили оружие в этой борьбе эксплуататоры, сделав ставку на Л.Корнилова, П.Краснова и им подобных создавая в центре и на местах т.н. Комитеты общественной безопасности Правящим классам России не впервой было применять силу против своего народа. Этим они небезуспешно занимались на протяжении нескольких столетий. Бунтари (будь то крестьяне или рабочие) всегда усмирялись на Руси со звериноподобной жестокостью, чтобы другим было не повадно выступать против власти, освященной церковью, наместницей Бога на земле. О какой демократии печется А.Яковлев, если по самой своей природе власть в России привыкла вешать и расстреливать непокорных? При чем здесь большевики, которых А.Яковлев изображал как генетически кровожадных мракобесов? У большевиков просто не было иного выбора как на белый террор отвечать красным террором. Речь шла об элементарной защите законной власти. По А.Яковлеву, правящие классы имели законное право расстреливать бунтарей, а вот народ, стремившийся к свободе, права иметь не мог на вооруженное сопротивление своим вековым угнетателям.
И еще об одном весьма важном аспекте революции следует сказать, а именно о роли в ней партии большевиков. То, что именно большевики сыграли решающую роль в революции 1917 года, - это бесспорный факт, хотя, повторяю, не одни они создавали революционную ситуацию в России. К этому приложили руки и царь Николай II, и его чиновники, в частности, П.Столыпин, прославившийся своими виселицами («столыпинские галстуки») и порками крестьян целыми деревнями, не желающими принимать его реформы, и российская буржуазия (и не только российская), и помещичий класс, и высшее офицерство, не говоря о жандармерии. Однако разве не существовала какая-то, хоть и мизерная, возможность того, чтобы все сложилось в российской истории по-другому, чтобы она пошла по-иному, как писал А. Яковлев, «верному, эволюционному» пути? Однозначный ответ на этот риторический вопрос дал один из потомков низвергнутой династии Романовых. Вот как об этом пишет Г.Ипполитов: «Где-то в ноябре 1999 года знаменитый тележурналист НТВ Е.Киселев через спутниковую связь разговаривал с великим князем Николаем Романовичем Романовым, находившимся в Италии, допытывая у него: а если бы большевики не взяли власть в 1917 году, то… Тот его прервал - я не хочу обсуждать эту тему, - не было в России иной силы тогда, кроме этой партии, которая могла бы взять власть и всю ответственность за дела страны.
Доказывать, что приход к власти большевиков в октябре 1917 года - ирония истории - значит, насиловать истину». Большевики лишь помогли буржуазии и помещикам покончить с той властью, которую они сами потеряли после Февральской революции, противопоставив себя Советам. Логика классового противостояния заключалась в те дни в том, что борьба против большевиков означала борьбу против власти Советов. Вся страна левела, а последнее Временное правительство во главе с А.Керенским правело. С ним уже никто не считался. Большевики в 1917 году лишь выполнили историческую миссию могильщиков эксплуататрских классов.
И даже враждебно настроенный по отношению к большевикам Р.Пайпс вынужден был признать, что «... поскольку под управлением безнадежно некомпетентных либералов и социалистической интеллигенции дела шли все хуже, большевики казались единственно мыслимыми спасителями России». И далее он пишет: «Невозможно было бороться с большевиками только на том основании, что в стремлении к общей цели они пользуются более откровенными средствами: во многих отношениях Ленин и его соратники являлись истинной «совестью революции». Интеллектуальная безответственность и нравственная трусость социалистического большинства (меньшевиков и эсеров - В.П.) создавали психологическую и идеологическую ситуацию, в которой большевистское меньшинство с успехом росло и множилось». Приведу еще одну цитату из двухтомного труда генерала в эмиграции В.Ипатьева, который вынужден был признать, что «…переход власти в руки пролетариата в октябре 1917 г., проведенный Лениным и Троцким, обусловил собой спасение страны, избавив ее от анархии и сохранив в то время в живых интеллигенцию и материальные богатства страны.» Как отмечают все объективные свидетели событий и добросовестные историки, революцию 1917 года двигали массы трудящихся, которые своими действиями вынуждали левых политиков (большевиков, эсеров, меньшевиков) брать власть в свои руки. И когда сегодня некоторые политические деятели, писатели и кинорежиссеры приписывают Ленину и Троцкому сверхъестественные способности вершить по своему усмотрению русскую историю (организовывать перевороты, создавать армии, двигать миллионами массс в любом желательном направлении, прибегая к запугиванию и расстрелам), то волей- неволей напрашивается мысль о выполнении этими злопыхателями чьего-то социального заказа за приличную мзду или о серьезных отклонениях в их психике.
2.3.2. Гражданская война
«Революционный класс, который с оружием в руках завоевал власть, обязан и будет с оружием в руках подавлять все попытки вырвать ее у него из рук…»
Лев Троцкий
«…в 1918-1920 гг. альтернативой большевикам могла бы стать только генеральская диктатура Деникина и Колчака, да еще под покровительством Антанты, Японии и США».
Рой Медведев
Взяв власть в свои руки, большевистское правительство тотчас приступило к выполнению своей программы, опираясь на Советы, солдатские, военно-революционные, фабрично-заводские комитеты, профсоюзы, отряды Красной гвардии, т.е. на народные массы. Какая другая партия в то время в России имела столь широкую поддержку? Такой партии не было.
Вслед за Декретом о земле, были приняты Декреты о введении рабочего контроля над производством и распределением. В ноябре 1917 года началась национализация т.н. казенных предприятий. Был принят Декрет о национализации банков. Были также изданы Декреты об отмене сословий, чинов и установлении единого гражданства, о равноправии женщин и гражданском браке и ряд других, затрагивающих глубинные основы жизни общества. Декларацией прав народов России было провозглашено свободное самоопределение, отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100