А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

.. Планы заманчивые вырисовываться!.. Я в них нуждался… Состояние у меня было хреновое!.. Я сдавал и сдавал!.. Ох, уж эта палата святого Евстахия!.. Они мне трижды латали плечевую кость, и берцовую, и я все это вынес… А после – боль адская! Потом еще дренажи, фитили, гипсы… кости по кусочкам склеивали… болело так, что я выл почти все ночи напролет… В конечном итоге меня Рауль к жизни вернул, потихонечку, помаленечку планами своими разными на будущее!., дух он во мне укрепил, вот в чем все дело! Это мне больше всего нужно было!
– Ты, парень, не тревожься!., в голову не бери!.. – так он со мной говорил. – Мы сюда не вернемся!.. Лондон посмотришь!., приживешься!.. Погоди, вот выпишут!
Внимательный ко мне был.
И я сквозь швы и струпья духом немного воспрянул… А уж сколько всего натерпелся!.. Можете мне поверить… И вдруг – трах-тара-рах!.. рухнуло все!.. Однажды утром за Раулем Фарси пришли!.. Он как раз из перевязочной выходил… Жандармы его забрали, увели с собой!., в наручниках!..
– Ты куда? – вырвалось у меня…
– Смерть легавым!.. – крикнул он в ответ… – Смерть легавым!.. – прямо при всем госпитале… А потом еще напутствовал меня издали уже… пока они его тащили: – Каскад! слышишь!.. Каскад!.. Давай! обязательно! Смерть легавым!.. – Это его слова!., последние, какие я слышал… В тот же вечер мы узнали подробности… он под трибунал попал!.. Два дня спустя они его судили!.. Фарси Рауль… умышленное членовредительство!.. Второй африканский дисциплинарный батальон!.. Правда это или нет?.. Они что хотят, то и делают!., выяснениями не утруждаются… Там отряд был из выздоравливающих, они перед телом строем прошли… Его расстреляли на рассвете, во дворе, во дворе Барнабе, по названию военной тюрьмы. Он не дрогнул… «Смерть легавым!!» – крикнул он, когда уже они стреляли. И все.
О! Это был для меня удар!.. Меня мало что трогает… Меня, маленького человека по рождению, сына своих родителей, добросовестных тружеников, покорных, любезных, услужливых… меня Рауль просветил, глаза мне открыл, признаюсь, мне его не хватало… Рауль… он писать не очень умел… за него я письма строчил… левой рукой… я писал в Лондон его дяде Каскаду… Фарси Каскаду… по два письма в неделю… Фарси Каскад, Лестер-стрит… все было договорено… Он ждал нас обоих… с распростертыми объятиями!.. Насчет увольнительной у нас все одинаково было, женаты… оба… на англичанках! случайное совпадение!., документы, разрешения, все!., все предусмотрено!., все в ажуре!., подделано отменно!.. И тут – бац!.. Рауль! Такая история!.. А я только чуть поправляться стал… во всяком случае, перестал подыхать!.. Черт! ладно!.. Хватит!., пишу, значит, дяде! Фарси Каскад, Лестер-стрит…
Он мне сразу отвечает: «Приезжай. Приезжай, хочу с тобой поговорить»! А ведь он меня только по письмам знал!.. А я Раулевой болезнью заболел… страх животный он мне свой передал… отвращение к войне!.. «Домой не возвращайся!..» – крикнул он еще в последнюю минуту… «Сцапают!.. Погляди!.. Они ж всех подбирают, кто остался!»… Это он о себе…
– Поезжай в Лондон!.. Не забудь про Каскада!.. – так и сказал!.. Эти слова у меня в ушах звучали! последние его слова!..
Между тем я поправлялся… Я упорно шел к цели… «Приезжай!.. Приезжай!..» Я уже ни о чем, кроме Лондона, думать не мог!.. Получил три месяца на поправку… и не спасовал, отправился за море. Меня приглашают! Я воспользуюсь! самое время! подфартило!
Приезжаю!.. О радушие!.. Я встречаю настоящих братьев… корешей по крови… именно!.. Сразу расспросы… Объясняю Каскаду про Рауля… Уж как он горевал!.. Раз десять, не меньше, повторить меня заставил!.. Не верил все!.. Никак не мог поверить!.. Ему не надоедало меня слушать!., просил, чтоб я снова начал!., еще!., и еще!., он его как сына любил!.. Рауля Фарси… Потрясло это его… Так вот я приехал в Лондон!., случай, провидение… повезло, что я с Раулем познакомился, с беднягой Раулем и дядей его Каскадом…
Рассказываю я, значит, свою повесть китайцу, сидя с ним на каменном бордюре… Захотелось мне его во все посвятить… мне от этого легче делалось…
– Вот вам мои похождения!., теперь ваша очередь!.. Расскажите мне свою историю!.. Я вам остальное после доскажу!.. У меня еще много осталось!.. Все сразу не могу!.. И так свалился вам на голову!., с исповедью своей!
Ох! до чего все странно получалось!.. Обхохочешься!..
– Понимаете, – говорю я еще, – ему хотелось все Раулю передать… заведение свое… все дела… весь Лестер… А самому на юг податься… так он планировал, Каскад то есть… выращивать гвоздики… такая вот идея… Лестер – это вам не что-нибудь! работа и днем и ночью… не всякий выдержит!.. Командовать всем…
Китаец мой не отвечал!..
Он начинал меня раздражать…
– Не больно-то вы разговорчивы! – заметил я ему. – Вы, часом, заложить меня не собираетесь?
Гаденыш этот беспокоить меня начал… Не слишком ли я разболтался?..
– Успокойтесь, молодой человек!.. Я слишком занят собственными делами! С меня своих забот хватает, мне недосуг чинить вам неприятности!.. Я уже не мальчик! как вы, возможно, заметили… Игрушка страстей!., жертва увлечений! Слава Богу, нет! Я уже не птенец! не пылкий юнец! не плясун канатный, выделывающий пируэты, холодея от страха! Ай-ай-ай!.. Будем смотреть правде в глаза! Клобук стоит монаха!..
Китаец хорохорился.
– Вы вот давеча о достоинствах говорили? Хе! хе! насчет людей этих!.. Вы ни малейшего понятия не имеете… Я сразу увидел!.. Вы меня получше узнаете!., может быть!..
Все это с улыбкой превосходства…
– Я не собираюсь вас запугивать!.. Нет, нисколько!.. Ослеплять вас своими титулами! научными, дворянскими!.. Разумеется, нет!.. Слабость! Старческая слабость, скажете вы? – он задумался. – Используете ли вы ваш шанс, молодой человек?.. Хм! Вы, кажется, герой войны… Так вы утверждали!.. Хм! Герой!.. Легкая добыча!.. Героическая игрушка!.. Ребенок!..
Я его задел.
– В вашем возрасте все позволено!.. Храбрость! Храбрость!.. Что до меня, зарубите это себе на носу, у меня есть дела поважней, чем бросаться под танки!.. Я все испытал!.. Все!.. Война – это пустая пальба! Жизнь коротка!.. Развлечения?.. Что от них останется?
И в ухо мне шипит:
– Ничего! А?
Наслаждается произведенным эффектом… Одним движением смахнул все мои излияния…
– В сущности, вы мне ничего нового не сказали!.. С гонором.
– Послушайте меня! Вам еще учиться и учиться! Вы обучаемы?..
Обучаем?..
– Кто я такой?.. Вам это известно?.. Я вас влеку… Вы поверяете мне свои секреты… Почему? Дело в платье?.. Нет! Вы поддались воздействию моих флюидов!., так скоро?..
Я выглядел идиотом.
– Француз? Разумеется, я француз! И, прошу прощения!., хорошего рода! Чем и горжусь! без чванства! Да, да! просто заслуженная гордость!.. Но посвященный – это другое дело!.. И в этом все! Я много сделал для родины! Да, я!.. Я исследователь, мой юный друг… Исследователь… И что же, мне умереть?.. Посмотрите на мой костюм!.. Я посвящен, молодой человек!.. Посвящен!..
Он пододвинулся ко мне еще ближе, он шептал… страстно! торопливо…
– Тибет! Ах, Тибет! Я ведь думал… Да!., думал!., сознаюсь… в преступлении… по первому зову рога!.. Стрелком в пехоту… Пехотинцем!.. Я, офицер запаса!., вернуться на действительную службу!., на пятьдесят седьмом году!.. Вы увидите мой послужной список!., бежать в распоряжение Гальени… Я знал его!.. По Политехническому!.. А потом, понимаете ли… по размышлении… Для меня есть лучшее применение! с моими способностями!.. Моими трудами!., погибнуть в ту самую минуту, когда мрак начал разверзаться?.. Об этом узнаете позже!.. Исполнить банальный долг!., это было бы самоубийством!., и каким!.. Узнаете, возможно, когда-нибудь… Итак!.. Внимание!., к фактам!., вот он я!.. И карточку мне свою протягивает.
Эрве Состен де Роденкур горный изыскатель, исследователь оккультных ареалов, посвященный инженер
– Это имя вам ничего не говорит? Ну, разумеется!..
Я только рот раскрыл…
– Я так и думал… Юный невежда!.. Этим все сказано!.. Одно с другим связано!.. Тибет, сударь, это я!.. Знания Тибета? Все знания Тибета? Они здесь!.. Вы слышите?.. Здесь!
Он стукнул себя по лбу.
– Вы не следили за экспедицией Бонвалло?.. Нет?.. Вам ничего не известно?..
Он испепелял меня взглядом.
– Бонвалло?.. Странно!.. Странно!.. Затем он вдруг изменил тон.
– На самом деле, оно так и лучше!.. – и продолжил мне на ухо: – Бонвалло – шарлатан!.. Каналья!.. И больше ничего!.. Только между нами!.. Шут!.. Он Тибета никогда и в глаза не видел! Бахвал!.. И Гауризанкара тем более! Ха-ха-ха! – ему смешно сделалось! как только вспомнил о Бонвалло! прыснул, расхохотался… – А увидел, принял бы за Золотую гору! Бонвалло! Какой мошенник!.. Да будь он проклят!.. Он английский агент!., заслан трестами!.. Высочайшего класса интернациональный бандит! Гауризанкар! 7022 метра!., этим все объясняется! Бонвалло купили!.. Каков предатель!..
Я отвечаю ему в тон. Соглашаюсь… хихикаю…
– О-ля-ля! какой прохвост! какая мерзость этот Бонвалло!.. Бонвалло ему, как видно, крепко досадил, он уже ни о чем другом не говорил! У него даже взгляд нехороший сделался, взгляд убийцы!., от разговоров одних об этом чудовищном Бонвалло!.. уж я-то во взглядах понимаю!..
– Вам интересно? Или вам скучно?.. Скажите мне откровенно!.. Вам, наверное, девочки нужны? Вы ж не бесплотны? Вас влекут прелестные округлости?.. Сладострастие!.. Вздохи!
Ой-ой-ой! как же я ему противен сделался! так вдруг сразу!.. Тьфу! он даже плюнул!.. Я ничуть не лучше Бонвалло! Одним миром мазаны!.. Один другого гнуснее! И между прочим, пальцем в небо! Чего-чего, а сладострастия во мне ни на грош!
Так за разговором мы обошли сквер кругом и снова очутились перед консульством… где мы встретились… точнее врезались друг в друга!., перед царским консульством… Огромный флаг с черным орлом развевался над толпой… кишащей, мычащей… в ожидании виз. Целая армия чешущаяся, воняющая, проклинающая! Так, что гул стоит…
– Вам никогда не доводилось исследовать? – снизошел он наконец до вопроса.
– Нет… не особенно… – отвечаю.
– Вы, в самом деле, ищете работу?..
– О да! Еще как ищу!..
– Вы умеете ездить верхом? Что за вопрос!
– О-ля-ля! тут можете мне поверить! можете не сомневаться! я умею делать все, что касается лошадей!.. Я умею их перевязывать! умею седлать! поить! пускать их рысью и галопом! заставлять прыгать и вальсировать!.. Все, что пожелаете!.. Рекомендации имеются! пять лет!., я спал с лошадьми! ел с ними! навоз их ел! до сих пор вкус во рту ощущаю! Да что там говорить! Я до сих пор еще встаю на дыбы и лягаюсь! Я почти лошадь! Это между нами! больше, чем наполовину!.. Так уж получилось! Вам этого достаточно?
– Посмотрим! Посмотрим!
Я издаю громкое ржание, чтоб он слышал, чтоб не воображал, будто я сочиняю. Произвело впечатление!
– Думаю, подойдет…
Кивает. Потом снова принимает озабоченный вид.
– Да, но вы из простонародья… Новый поворот! Ему не угодишь…
– Кто вы по рождению? – он особым образом выделил слово «рождение»… – У вас, поди, нет ни капли благородной крови?
Простонародье? Чего-то я тут не понимал… Какое ему дело?..
– Ваши отец и мать?., простолюдины?.. Каков наглец!
– А ваши из другого теста, что ли?..
– Спокойно! Спокойно! Без оскорблений!.. Вы не понимаете, как это важно…
Ну, слушаю…
– Видите ли, предки… для меня это культ!.. Миф… Культ крови!., культ мертвых! Понимаете?
Пытаюсь понять… Я всегда пытаюсь…
– Но осторожно! Не следует слишком увлекаться! Надо проявлять разборчивость! В этом трагедия Китая! Культ без разбору! Всех подряд! Всех предков! Ай-ай-ай! Скопом! В одну кучу!.. Божий дар с яичницей!.. Нет, только дискриминация!.. Или катастрофа!
Глаза страшные выкатил.
– Вы что, не знаете? Я ничего не знаю…
– Они там, в Китае, почитают всех мертвых! любых предков! Это страшная ошибка! Мерзость!..
Ну и чудаки, эти китайцы! Надо же, какие дураки!..
– Китай обречен!., обречен, молодой человек! Я знаю! Все-то он знает.
– Любых мертвецов без разбору! Они их всех почитают! Как просто! Всех! Нет, вы подумайте! Я вам так скажу! у них не небо, а бордель! Вот к чему это приводит…
Разумеется…
– Катастрофа! неизбежная! Да вы только представьте себе!.. Они поклоняются своим горничным, жрицам, королевам, богиням, шлюхам – все вперемешку! подлецам! героям! Будь то крестьянин от сохи или генерал! все в одну кучу! Могильщики и жандармы, банкиры и судьи! Ученые, которых рикши носят! И что же получается? Небытие! друг мой! небытие!
О! В самом деле, мешанина эта чудовищная выводила его из себя! он размашисто жестикулировал, люди на нас оглядывались…
Его это нисколько не трогало! Его уже ничего не могло остановить! Он вошел в раж!
– Нет, друг мой! Необходим избирательный подход! Поверьте мне!., простолюдины умирают и остаются мертвыми! Этого требует справедливость!.. Это необходимо!.. Иначе – торжество мерзости!.. Вы меня понимаете?.. Возьмем, к примеру, вашу бабку! Надо полагать, простушку без роду и племени! Она умерла и останется мертвой!., целиком и полностью!.. Она не занимает места! не засоряет собой Град! Вышний Град Памяти!.. С другой стороны, возьмем моего деда! которого я по справедливости почитаю! Он жив во мне! Жизнь, исполненная славы! служенья королю!.. Его кровь возрождается во мне!., и это замечательно! Он жив во мне!.. Понимаете? Я его обожествляю!.. Я ему поклоняюсь!.. Происхождение не лжет!.. Культ!.. Со всеми обрядами!.. Он служит мне… Я служу ему!.. Я его продолжаю!.. Он делает меня знаменитым!.. Я его обожествляю!.. Я повсюду ношу его с собой! Культ умершего!.. Я вам скоро его покажу!., его мистическую персону! Он у меня дома с моей женой!.. Он объехал с нами вокруг света! в своем походном кенотафе!..
Он проворно огляделся по сторонам… остерегаясь прохожих!
– Мумифицирован безупречно! полная сохранность! Увидите своими глазами!..
Многообещающе.
– В Китае я черпаю то, что нужно!.. Но не все… – подытожил он.
И то хорошо!..
– Итак, вернемся к вам, дитя мое!.. Вы нашли то, что искали!.. Вас небо послало!..
Как будто дело идет на лад…
– Человек-конь!.. Кентавр!.. Посмотрим, кто кого! Плебей, конечно! ничего не поделаешь! Перекроите себя под дворянина! Вот и все! Нет достойных предков? Что ж, примем меры! Будете почитать моего! Я вам передам от него… немного… того, что нужно!.. Я вам одолжу несколько колечек от его кольчуги!., кольчуга знатная! Ахилл Норбер! двадцать шесть колен родословной!.. Несколько волокон! Я вам одолжу несколько волокон моего древа!.. Вот именно! волокон!.. Я сделаю вас рыцарем! Вы понесете мой флаг!., но только не с такой физиономией!.. Что за гримаса!.. Да здравствует Вера! молодой человек! За Веру!..
Эти слова он выкрикивает во весь голос… «За Веру!»
– Наш девиз! «За Веру! Роденкур!» Собор в Пуату! 1114!.. Мы не вчера родились!..
Я рад за него!..
– Посмотрим кто кого! – хватает меня за плечо… – «За Веру!» … Я вас использую! в будущей моей миссии! В великом деянии!.. Величайшем!.. Мне нужна целая кавалерия!.. Понимаете! тридцать носильщиков! Сто пятьдесят лошадей! Представляете, какие это деньги!.. Двести тысяч пиастров! по меньшей мере!., не важно!.. Мы средств не пожалеем!., цель оправдывает жертвы!.. Разумеется!.. Когда вы узнаете!.. Что это за экспедиция!..
Ничего себе планы!
– О! Вы можете на меня рассчитывать!., днем и ночью!.. Лошади у меня в крови!.. Мне есть, чем похвалиться!.. Верховые!., упряжные!., конвойные!
Я тоже не лыком шит.
– Легкая кавалерия!.. Лошади в узде! жеребцы-производители!., бизань! парад!.. Я всем владею безупречно!.. Во всем Китае я не узнаю ничего нового о лошадях, рыцарстве, об их копытах, подковах и прочем! Я это ремесло шкурой знаю, я тысячи раз падал с лошади!..
– Молодой человек! я назначаю вас щитоносцем! Знаменосцем моего каравана! Нет, точки еще не расставлены!.. У варваров существует свой бог! Ваша глупость бросила вас в руки судьбы! Ко мне в руки, молодой человек! Ко мне!
Он немного отступил, чтобы рассмотреть меня получше…
– Что это у вас на голове?..
На голове у меня ничего не было.
– На голове! Знак судьбы! нимб! ореол! Великолепно! аура! я вижу ее!., вот она! Какой приятный сюрприз! Не двигайтесь!
Он и вправду ее видел! Руками в воздухе описывал! эдакий кружок над головой!..
– Знак судьбы!., и какой!.. О! вам не понять! Мутноватый, конечно! мутноватый! Но сияющий!..
Кажется, я его снова огорчил! Ему тяжело было выносить зрелище стольких даров, растраченных понапрасну на такую дурацкую башку!..
– Одарен поразительно! это факт!..
Повторял он… Все видел!.. Удивлению его не было предела!..
Пора, однако, было заканчивать, итоги подводить!
– Так что? решили, сударь? договорено! заметано! называйте день! час?
Мне было невтерпеж… соловья баснями не кормят! к делу! жизнь или смерть! с ореолом или без!..
– Да что ж вы так нервничаете, молодой человек! Потише! Полегче!., голову не надо терять! Тсс! Тишe! Мне кажется, нас подслушивают! выслеживают! Повсюду подкупленные предатели!..
– Кем подкупленные?
– Ах! Дитя! Дитя!
Он посмотрел на меня с сожалением.
– Знаете ли вы, что на свете происходят вещи, о которых вы даже не подозреваете?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82