А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

начальником экспедиции и одним из носильщиков. Альпинисты довольно легко нашли ту ледовую пещеру, в которой находились в последние дни своей жизни участники экспедиции 1934 г.
Вот что открылось перед глазами пришедших. В ледовой пещере найдены два человека. Сначала их приняли за двух погибших носильщиков. Но затем все уточняется.
Трупы лежат один на другом: внизу начальник экспедиции 1934 г., сверху носильщик Гей-Лей. Из кармана куртки Меркля выглядывает уголок бумаги. Это письмо вниз с просьбой помочь. В нем жалобы на сильную головную боль; высказываются предположения о заболевании ангиной, инфлюэнцией, бронхитом и о сильном обморожении.
«Мы несколько дней не ели ничего теплого, — записано там, — и ничего не пили». У них на двоих был один резиновый матрац и одно одеяло носильщика. Там был всего один ледоруб с поломанным древком. Продуктов при них никаких не было обнаружено, — следовательно, они умерли от голода…
ПОТЕРИ БОЛЬШИЕ, А ПОБЕДЫ НЕТ
Несмотря на катастрофические результаты экспедиции на Нанга-Парбат в 1934 г., немецкие альпинисты не оставили надежд на победу над этим грозным гигантом, отразившим все предыдущие атаки.
Три года было затрачено на подготовку к следующей экспедиции. В 1937 г. альпинисты с большим экспедиционным караваном вновь проделали длительный переход от Сринагара до ущелья Ракиот. Начальником экспедиции был Карл Вин. Он в 1931 г. на Кангченджунге дошел до высоты 7700 м, а в 1936 г. победил Синилолчу.
И снова оживление на «Сказочной поляне» в ущелье Ракиот возвестило о начале очередного наступления на Нанга-Парбат. Значительное время, как и в 1934 г., было затрачено на заброску промежуточных лагерей.
Все шло успешно. Благодаря тому что в составе этой экспедиции находились участники предшествовавших экспедиций, маршрут движения был не нов, известны и места промежуточных лагерей.
Снежные условия этого года были почти такими же, как и в 1934 г. Как и прежде, силами носильщиков забрасывались промежуточные высотные лагери. Путь между лагерями был достаточно сложный. На ряде участков верхней части ледника произошли значительные изменения. Хаотическое нагромождение ледово-фирновых глыб в иных местах сгладилось, и эти участки проходились довольно легко. Но были и такие участки, на которых появились огромные разрывы. Здесь нагромождения льда и снега сильно затрудняли движение, а гигантские трещины в отдельных местах были просто непроходимы. Приходилось в этих случаях искать обходных путей.
Да и погода не слишком баловала альпинистов. Нередко в нижних лагерях шел дождь, а в это время наверху были значительные снегопады.
10 июня штурмовая группа достигла места лагеря 4 экспедиции 1934 г. Однако это место не понравилось начальнику экспедиции, и он приказал организовать лагерь ближе к Ракиот-пику, фактически под его северными склонами. Один из участников штурмовой группы 14 июня из-за недомогания ушел из лагеря 4 в нижние лагери.
Он принес пространное письмо начальника экспедиции. Тот писал, что до 14 июня штурмовой группе не удалось еще занять лагерь 5. Этому помешала бурная погода со снегопадом. При улучшении погоды немедленно будут заниматься все высотные лагери, и штурмовая группа будет подготовлена к атаке на Нанга-Парбат.
Действительно, все было подготовлено к штурму. Наконец, последние тучи стали расходиться. Отдельные из них еще цеплялись за Ракиот-пик и массив Нанга-Парбат. Но было видно, что это их последние усилия. Закрепиться тучам не удалось. Солнце освещало ярким светом припудренные предыдущим снегопадом окружающие склоны. Свежий снег блестел под этим сильным светом ослепляюще. Предыдущий снегопад не мог остановить штурма. Слой свежего снега был еще небольшим и никакой опасности не представлял, тем более, что большая часть пути шла по гребню.
И вот накануне восхождения все было подготовлено к штурму. Маленькие палатки темнели под самыми склонами Ракиот-пика. Ветер был умеренный. Кругом ослепительно блестел снег. Нанга-Парбат стояла спокойная и величественная.
Начальником экспедиции была дана команда, что наутро назначается штурм. Все находившиеся в лагере 4 семь альпинистов и девять носильщиков были в хорошем настроении в предвидении успешного штурма. И хотя было указание о том, чтобы все раньше ложились спать, в палатках долго слышались тихие разговоры. Возбуждение не позволяло так скоро успокоиться. О возможных успехах теперь говорили, как о чем-то вполне определенном.
Но, наконец, и разговоры прекратились. Лагерь погрузился в безмолвие. Все 16 человек уснули глубоким сном, чтобы больше не проснуться…
Рано утром 18 июня группа из пяти носильщиков с врачом экспедиции медленно пробирается по ледяной террасе из лагеря 2 в лагерь 3. Они несли дополнительные продукты в лагерь 4 для штурмовой группы на время обратного пути. Врач нес свежую почту. Он надеялся догнать штурмовую группу и вручить ее участникам письма с родины. Они, конечно, будут рады этому.
Поэтому врач не остановился с носильщиками на отдых в лагере 3, а отправился в лагерь 4. Путь между этими лагерями был очень простой — некрутой снежный склон без всяких других препятствий на пути.
К середине дня он дошел до того места, где был лагерь 4 экспедиции 1934 г. и где сначала был разбит лагерь этой экспедиции. Но он знал, что еще 10 июня этот лагерь был перенесен ближе к склонам Ракиот-пика.
Внимательно осматривал он вышележащие склоны, стремясь обнаружить следы поднимавшейся группы. Его смущало отсутствие палаток лагеря 4, но вернувшийся 14 июня из этого лагеря один из участников сообщил, что палатки здесь были расставлены в углублениях, и поэтому врач мог предположить, что они могут быть скрыты от него снежными выступами или наддувами.
Он напряженно осматривал вышележащий склон Ракиот-пика, но не видел не только следов поднимавшихся людей, но и лагеря 5. Подойдя ближе к подъему на Ракиот-пик, врач еще и еще раз убеждался, что следов прошедшей группы не видно, нет ни лагеря 5, ни самого лагеря 4.
В душу его закрадывается тревога. Он проходит еще вперед. Останавливается и вновь осматривается кругом. Царит необычайная тишина. Нет даже обычного для этих мест ветра. Все склоны от Хонгра-пика до Ракиот-пика сверкают белизной свежего снега. Никаких следов. Нигде никаких палаток.
Тревожась все более и более, он начинает осматривать близлежащее снежное пространство. Вот взгляд его останавливается на совсем близком участке. Он, в отличие от всего окружающего, не покрыт ровным слоем снега. Здесь выступают над поверхностью глыбы льда и плотного фирна. Ужасная догадка проникает в его сознание.
Неужели это так? Ему не хочется верить своей догадке. Но действительность превращает догадку в страшную правду. Он пытается отбросить мрачные мысли, но каждая деталь обстановки говорит, что страшная мысль верна.
Все говорит о том, что со склонов Ракиот-пика сорвалась гигантская лавина и засыпала лагерь со всеми, кто в нем находился.
Осмотр подтверждает, что массой принесенных лавиной льда и снега засыпан участок площадью в 400 на 150 м. Значит, все участники погибли под тысячами тонн льда и снега.
Врач долго стоит на месте, а затем медленно идет по пути в лагерь 3. В дороге он не один раз задает себе вопрос — почему же лагерь 4 был перенесен в это опасное место.
Ведь в двух предыдущих экспедициях он находился в ином месте и ничего страшного не происходило. И эта лавина не захватила места лагеря прошлых лет.
И он еще и еще раз убеждался, что основная причина трагедии заключается именно в этом…
Развернутыми поисковыми работами вскоре были обнаружены палатки лагеря 4, и под 4—5-метровым слоем лавины, состоявшей из ледовых и фирновых глыб, пересыпанных снегом, были обнаружены трупы участников и носильщиков. Не нашли только двоих.
По положению найденных было установлено, что лавина сошла ночью, когда все участники штурмовой группы спали, и ни один из них не мог спастись.
Некоторые из участвовавших в поисковых работах удивлялись тому, как же лавина не сорвала палатки, а только засыпала их. Но в этом ничего удивительного нет. В дальнейшем было установлено, что уже при постановке палаток верхний слой рыхлого свежевыпавшего снега был расчищен. Снегопады еще более увеличили толщину слоя снега вокруг палаток. Бывавшие в этом лагере незадолго до катастрофы говорили, что палатки лагеря были настолько погружены в снег, что выше его поверхности виднелись лишь самые верхушки их. Поэтому лавина и не снесла их вниз, а засыпала на том месте, где они стояли…
И эта, третья по счету, экспедиция немецких альпинистов на Нанга-Парбат окончилась катастрофой. Под лавиной погибло семь альпинистов и девять носильщиков. Снова жертвы…
Нанга-Парбат стоит все в том же ореоле неприступности. По ее крутым склонам с грохотом скатываются мощные лавины. И людям кажется, что этот горный гигант страшным грохотом лавин и своим суровым видом пытается показать свою непреодолимость.
А солнце серебрит белоснежные склоны. Темные скалы на них кажутся глубокими провалами внутрь массива.
И третья экспедиция окончилась большой неудачей. Состояние всех оставшихся участников экспедиции подавленное. Все печальны и сосредоточены. Они свертывают экспедицию, они как бы соглашались с тем, что и на этот раз огромный массив Нанга-Парбат подтвердил свою неприступность…
АТАКИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ
Но первыми тремя попытками штурма Нанга-Парбат немецкими альпинистами дело не ограничилось.
В 1938 г. вновь оживает Ракиотское ущелье. Опять хлопоты по заброске промежуточных лагерей и уточнению маршрута. Из ветеранов лишь один участник экспедиции 1932 г.
В отличие от предыдущих экспедиция 1938 г. была оснащена значительно лучше. Была организована телефонная радиосвязь между всеми лагерями. Для заброски продуктов и снаряжения в высотные лагери использовались самолеты.
Опять «Сказочная поляна», длительный путь по вздыбленному леднику к подножью Ракиот-пика — месту трагической гибели всего состава штурмовой группы предыдущей экспедиции, лагерю 4; по дороге смерти 1934 г. через ребро Ракиот-пика и по гребню Нанга-Парбат до высоты 7250 м, т. е. до места лагеря 7 экспедиции 1934 г.
А каковы достижения?
Никаких, кроме повторения восхождения на Ракиот-пик, совершенного одним из участников штурмовой группы с носильщиком Бара Пемба по пути выхода на гребень Нанга-Парбат. Других достижений в этой экспедиции не было.
Достигнув подъема на Серебряное седло, штурмовая группа экспедиции 1938 г. попала в условия непогоды. После долгого ожидания хорошей погоды штурмовая группа вернулась вниз и прекратила попытки восхождения на Нанга-Парбат в этом году.
Небольшая часть участников экспедиции перешла после этого в ущелье Диамир с целью осмотра его и установления возможности восхождения на вершину Нанга-Парбат из этого ущелья…
В 1939 г. была проведена последняя довоенная экспедиция немецких альпинистов на Нанга-Парбат, но уже по другому маршруту. Разведав в предыдущем году ущелье Диамир, они направились сюда, чтобы попытаться атаковать грозную вершину с запада. Путь здесь значительно короче, да и ледник Диамир спокойнее, чем Ракиот. Он довольно плавно и без изломов, которым обычно сопутствуют труднопроходимые скопления ледово-фирновых глыб, трещин и разрывов, поднимается до высоты 6500 м. Далее склон более крут, но не лавиноопасен. В стороне видны и скальные ребра, могущие представить собой достаточно удобный путь на вершину.
Но и эта экспедиция, которой руководил Ауфшнейтер, закончилась неудачей. Восхождение штурмовой группы пришлось прекратить в верхней части ледника, примерно на той же высоте, до которой доходили английские альпинисты в 1895 г.
Так прошли все пять довоенных экспедиций немецких альпинистов на Нанга-Парбат. Ни одна из них не достигла вершины. За время всех этих попыток немецкие альпинисты потеряли 11 альпинистов и 15 носильщиков.
Суровые силы горной природы встали на пути экспедиций немецких альпинистов. Из-за недостаточной организованности и неправильной тактики люди не смогли решить поставленную задачу.
Причины неуспеха этих экспедиций заключались и в том, что немецкие альпинисты, при всей их квалификации и подготовленности, действовали самоуверенно, не в достаточной степени обдуманно («напролом»), без учета основных особенностей восхождений на такие вершины, как Нанга-Парбат.
Опыт показал, что восхождения на подобные вершины требуют особенно тщательной подготовки участников штурма, четкой организации и продуманной до конца тактики. Успех штурма может быть обеспечен только соединенными и согласованными действиями всего коллектива восходителей на всех этапах штурма. Этот коллектив должен быть подготовленным к действиям даже в условиях значительно более сложных, чем те, на которые можно рассчитывать заранее. Немецкие альпинисты, участвовавшие в довоенных экспедициях на Нанга-Парбат, оказались совершенно неподготовленными к действиям даже в сравнительно мало усложненных условиях.
Восхождение планировалось из условия благоприятной обстановки. Но как только природа вносила свои коррективы в такой план, то он сразу же разрушался. И вместо большей сплоченности, крепкой взаимоподдержки и выручки, что только можно противопоставить увеличивающимся трудностям, верх взял эгоизм. Появилась паника, и каждый из участников действовал по принципу — спасайся кто может. Вот это-то и приводило к катастрофам.
Так безуспешно кончились все попытки штурма этого восьмитысячника до начала второй мировой войны. Вершина Нанга-Парбат осталась непокоренной.
ПОСЛЕДНЯЯ АТАКА И ПОБЕДА
Вторая мировая война и последующие события надолго исключили продолжение попыток восхождений на Нанга-Парбат.
Лишь через 10 лет, в 1950 г., к Нанга-Парбат вернулись альпинисты. Это были англичане Р. Мэрч, Д. Торнлей и У. Крас. Они решили попытаться атаковать гигантскую вершину. Экспедицией руководил капитан Мэрч. Надеясь добиться больших успехов, чем их соотечественники, руководимые Муммери в 1895 г., они прибыли в район Нанга-Парбат с достаточной уверенностью в победе.
Английские альпинисты избрали тот же путь, которым следовали все экспедиции немецких альпинистов. Однако их успехи были более чем скромными. Практически они не сумели выполнить даже подготовительной работы. Этот сложный маршрут в связи с недостаточной подготовкой участников восхождения оказался составу экспедиции явно не по плечу. Мешала им и недостаточно устойчивая погода. Ко всему этому нужно заметить, что не только опытных участников для такого восхождения, но и опытного руководителя в их составе не было.
В результате всего этого при первом же серьезном испытании английские альпинисты встретили серьезнейшие затруднения. Происшедший к этому времени несчастный случай, стоивший жизни двум альпинистам, привел к прекращению дальнейших работ экспедиции.
Таким образом, экспедиция на Нанга-Парбат английских альпинистов в 1950 г. имела большие недостатки — с теми силами, которыми она располагала, невозможно было рассчитывать на серьезные достижения. И поэтому указанная экспедиция может считаться лишь незначительным эпизодом в истории борьбы за победу над самым западным восьмитысячником Гималаев — вершиной Нанга-Парбат… И снова Нанга-Парбат оставалась непобежденной. Но немецкие альпинисты не оставили мысли о продолжении попыток восхождения.
Только в 1953 г. соединенными усилиями западногерманских и австрийских альпинистов была организована очередная, восьмая по счету, экспедиция на Нанга-Парбат…
Экспедиция 1953 г. на Нанга-Парбат была организована немецким альпинистским союзом, немецким гималайским обществом и австрийским альпинистским союзом. В качестве руководителя экспедиции был назначен доктор Карл Херлигкоффер, «молочный» брат погибшего в 1934 г. на гребне Нанга-Парбат Вилли Меркля. Заместителем начальника экспедиции был доктор Вальтер Фрауенбергер. Начальником штурмовой группы являлся Петер Ашенбреннер.
В состав штурмовой группы входили: А. Битерлинг — проводник из Берхтесгадена, Г. Буль — отличный спортсмен, принципиальный альпинист-одиночка, О. Кемптер — известный альпинист, Г. Райнер — профессиональный проводник в горах и Г. Келенспергер — известный восхождением на Гранд-Жорас. Кроме того, в состав экспедиции входили Ф. Ауманн (связист и фотограф) и Г. Эртль (кинооператор и опытный альпинист).
Участники штурмовой группы не в одинаковой степени были подготовлены к прохождению маршрута. Опыт восхождений на высочайшие вершины имели только Ашенбреннер и Эртль; остальные участники, являясь опытными и способными альпинистами, совершено не были знакомы с условиями больших высот. Это требовало большого внимания к ним со стороны руководства в подготовительный период.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47