А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Л.Иноземцева. М.: Academia, 1999, с. 114).
Несколько упрощая и утрируя, можно сказать, что все многообразие социалистических учений размещается в пространстве, разделяющем две антагонистические идеологии: фундаментальный либерализм и коммунизм. Причем, все эти разновидности социалистических учений производят, используя выражение из «Манифеста коммунистической партии», «комическое впечатление полной неспособностью понять ход современной истории».
Истинные и последовательные поборники фундаментального либерализма, такие, например, как Людвиг фон Мизес, Маргарет Тэтчер, Фрэнсис Фукуяма, открыто и недвусмысленно провозгласили, что капиталистическое устройство общественной жизни является идеальным, представляя собой высшее достижение человеческой цивилизации.
Настоящие же марксисты, наоборот, убеждены в том, что капитализм - лишь один из этапов в поступательном историческом развитии человечества, что он рано или поздно уступит свое место другой формации - коммунистической, а социализм является ничем иным, как формой промежуточной, переходной от капитализма к коммунизму.
Где же истина? И существует ли она вообще? Может быть, истину глаголют социологи, именуемые себя футурологами,, которые считают, что наступило время для Третьей цивилизационной волны, постиндустриализма, постмодернизма, посткапитализма и других супернаучных вариантов пост жизнеустройства человеческого муравейника, как любил выражаться А.Зиновьев?
Совершеннно уникальный, поистине исторический вклад в борьбу против коммунистической иделологии и социализма внес обласканный буржуазной мировой элитой общественный деятель - М.Горбачев со своими верными не то друзьями, не то врагами, не то конкурентами: Б.Ельциным, А.Яковлевым и Э.Шеварнадзе (прямо-таки четыре мушкетера ХХ века!). Именно М.Горбачеву принадлежит историческая заслуга разоблачения социалистического строя, существовавшего в СССР, могилу которому он старательно и не щадя своих сил копал при содействии таких верных зарубежных партнеров, как Р.Рейган, Г.Кооль, Д.Сорос и др. Как справедливо заметил А.Зиновьев, “в истории человечества вряд ли было нечто сопоставимое по масштабам с этим предательством» (Зиновьев А. Коммунизм как реальность. Кризис коммунизма. М.: Центрополиграф. 1994. с.478) Примеру М.Горбачева с рвением последовала многотысячная свора лицедеев - бывших партаппаратчиков, преподавателей марксизма-ленинизма, политэкономии социализма, писателей, артистов, кинорежиссеров, журналистов, попов, которые не жалели слов, бумаги, красок и чернил, обличая богомерзкий социализм.
Однако действительно ли история СССР и деяния советского народа заслуживают столь яростного осуждения? Являлся ли СССР на самом деле империей Зла, как об этом не уставая твердила американская пропаганда? И вообще был ли строй, именовавшийся социализмом, на самом деле социализмом? Или это была тупиковая ветвь Истории, вдруг заблудившейся на бескрайних российских просторах? И не являлся ли царь Николай Второй, которого в России называли не иначе как кровавым за массовые расстрелы безвинных манифестантов в Петрограде, рабочих на Лене, крестьян-бунтовщиков во всех губерниях, тем истинно святым, который хотел спасти Россию от падения в пропасть?
Словом, вопросов набирается с воз и вдобавок еще и маленькая тележка. Попытаемся же поискать ответы на них.
Сначала обратимся к сокровищнице нетленной мысли либералов. Достигло ли на самом деле человечество предельных рубежей своего развития и действительно ли впереди его ждут только прелести глобального капитализма, которого, правда, сегодня корчит от шестнадцатого по счету “очистительного и благотворного” (Й.Шумпетер) мирового экономического кризиса?
Ответ того же Фрэнсиса Фукуямы мы уже знаем: либеральная демократия представляет собой конечный пункт идеологической эволюции человечества и окончательную форму правления в человеческом обществе, являясь тем самым концом истории (см.Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. Издательство АСТ, “Ермак” М.: 2005. с.7.). А вот Людвиг фон Мизес, который являлся выдающимся представителем австрийской экономической школы и автором книги «Социализм» («Catallaxy». М.: 1994), с трагическим надрывом писал: «…попытки устроения социализма уже несколько десятилетий подрывают основания мировой экономической системы. Мы на краю пропасти, которая способна поглотить нашу цивилизацию. Исчезнет ли навсегда цивилизованное человечество либо в последний час катастрофу удастся предотвратить и ступить на единственный путь к спасению - мы имеем в виду воссоздание общества, основанного на неограниченном признании частной собственности на средства производства, - этот вопрос встанет перед поколениями, которым суждено действовать в грядущие десятилетия.» (цит. изд.с.22) Полагаю, эти два гениальных корифея фундаментального либерализма изложили позицию этого идеологического направления исчерпывающе полно и нет необходимости продолжать цитирование произведений других многочисленных ее сторонников.
К.Маркс и Ф.Энгельс в “Манифесте коммунистической партии” утверждали нечто иное, скажем, прямо противоположное. Процитирую лишь две выдержки из второго раздела Манифеста, носящего название “Пролетарии и коммунисты”:
«Теоретические положения коммунистов ни в какой мере не основываются на идеях, принципах, выдуманных или открытых тем или другим обновителем мира. Они являются лишь общим выражением действительных отношений происходящей классовой борьбы, выражением совершающегося на наших глазах исторического движения. Уничтожение ранее существовавших отношений собственности не является чем-то присущим исключительно коммунизму. Все отношения собственности были подвержены постоянной исторической смене, постоянным историческим изменениям. Например, французская революция отменила феодальную собственность, заменив ее собственностью буржуазной. Отличительной чертой коммунизма является не отмена собственности вообще, а отмена буржуазной собственности. Но современная буржуазная частная собственность есть последнее и самое полное выражение такого производства и присвоения продуктов, которое держится на классовых антагонизмах, на эксплуатации одних другими. В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности. Нас, коммунистов, упрекали в том, что мы хотим уничтожить собственность, лично приобретенную, добытую своим трудом, собственность, образующую основу всякой личной свободы, деятельности и самостоятельности. Заработанная, благоприобретенная, добытая своим трудом собственность! Говорите ли вы о мелкобуржуазной, мелкокрестьянской собственности, которая предшествовала собственности буржуазной? Нам нечего ее уничтожать, развитие промышленности ее уничтожило и уничтожает изо дня в день. Или, быть может, вы говорите о современной буржуазной частной собственности? Но разве наемный труд, труд пролетария, создает ему собственность? Никоим образом. Он создает капитал, т.е. собственность, эксплуатирующую наемный труд, собственность, которая может увеличиваться лишь при условии, что она порождает новый наемный труд, чтобы снова его эксплуатировать. Собственность в ее современном виде движется в противоположности между капиталом и наемным трудом. Рассмотрим же обе стороны этой противоположности.
Быть капиталистом - значит занимать в производстве не только чисто личное, но и общественное положение. Капитал - это коллективный продукт и может быть приведен в движение лишь совместной деятельностью многих членов общества, а, в конечном счете - только совместной деятельностью всех членов общества».
«Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер. Политическая власть в собственном смысле слова - это организованное насилие одного класса для подавления другого. Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путем революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и свое собственное господство как класса. На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».
Хотя приведенная мною цитата и длинновата, однако у нее имеется одно достоинство: она точно и полно отражает кредо коммунистического учения, именуемого марксизмом.
Философская основа марксизма прямо противоположна философии сторонников либерализма - она исторична и диалектична.
Марксизм рассматривает историю человечества в беспрерывном развитии, утверждая, что капитализм - это не конечная остановка Истории. Процесс жизнедеятельности каждого отдельно взятого человека и общества в целом представляет собой разрешение непрерывно возникающих противоречий, вследствие чего появляются (а затем и разрушаются) новые формы и системы общественной жизни. За время существования капиталистического способа производства в результате разрешения возникших противоречий в его недрах постепенно вызревали и продолжают возникать все более и более мощные производительные силы, новые формы производства, управления, хозяйствования, образа жизни, которые, вне всякого сомнения, являются объективными предпосылками становления нового общественного строя, что и подготавливает очередной исторический виток отрицания отрицания. В числе таких предпосылок можно назвать следующие:
1). развитие массового, автоматизированного и компьютеризированного, экологически чистого производства материальных благ и услуг, дифференцированного с учетом нарастающего многообразия потребностей населения;
2). повышение уровня образования и общей культуры населения;
3). возрастание роли государства, а также наднациональных органов (региональных и общемировых) в регулировании экономики;
4). претерпевают радикальные изменения методы управления корпорациями, которые создают менеджерские структуры, управляющие финансами капиталистов, мелких акционеров или банков, т.е. чужим капиталом. Изменяются и взаимоотношения между корпорациями и государством, рыночные отношения все более вытесняются отношениями информационными, воздействующими на государственную бюрократию и на массового потребителя (и наоборот). Политика ТНК все теснее переплетается с политикой государств или межгосударственных структур. Словом, личный бизнес уходит в прошлое, а частный интерес все чаще рядится в одежды интереса общественного, доказывая тем самым, что он уже вполне созрел для экспроприации;
5). все более широкое применение таких методов регулирования экономики, как прогнозирование, планирование и составление целевых комплексных программ с использованием новейших методов моделирования;
6). развитие кооперативных форм хозяйствования;
7). изменение характера труда, в частности, возрастание значения творчества в трудовом процессе;
8). совершенствующаяся организация защиты прав потребителей.
Однако все эти процессы, имеющие как каждый в отдельности, так и все вместе взятые огромное значение в жизни общества, еще не могут обеспечить автоматическую смену способа производства; они не в состоянии отменить капиталистических экономических отношений, хотя и являются существенными предпосылками появления нового общественного устройства. Кроме того, следует учитывать, говоря словами Маркса, что «ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора…» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т.13. с.6-7). В капиталистических странах рост производительных сил не приостановился, создаются все новые и новые технологии, а также виды техники. Конкуренция и стремление к получению максимальной прибыли по-прежнему остаются двумя могучими моторами развития производительных сил. Хотя при капитализме это развитие постоянно сопровождается кризисами (и вообще можно говорить о системном кризисе), однако он как общественная формация еще не исчерпал до дна своих возможностей расширенного воспроизводства, хотя (и это следует особенно подчеркнуть) экстенсивная форма его прогресса уже вряд ли возможна, так как глобальный капитализм вовлек в оборот уже практически все материальные и людские ресурсы, существующие на земном шаре. Кроме того, следует учитывать и такое важное обстоятельство, что он достаточно эффективно осуществляет свой контроль и подавляет всевозможные протесты, вспыхивающие то в одном, то в другом государстве. Так спрашивается, если капитализм вполне жизнеспособен, к чему огород городить? Пусть себе все идет и дальше своим чередом.
Но все не так просто. Дело в том, что достигнутый уровень развития производительных сил в большинстве стран мира является уже вполне достаточным, чтобы на его основе могли существовать и развиваться как капиталистический, так и социалистический способы воспроизводства общества.
Современные производительные силы настолько развиты, что позволяют ликвидировать повсеместно в мире не только нищету, но и бедность, создать необходимые условия для доступа всех людей к современным знаниям, а также культурным ценностям. При этом научно-техническая революция (новые технологии, перспективы создания термоядерных электростанций, а также новых материалов, освоение космоса и глубин океана) с фантастической скоростью умножает возможности человечества в увеличении производства продуктов и услуг, а, следовательно, для повышения уровня удовлетворения потребностей людей. Однако ликвидации бедности препятствует существующая несправедливая система распределения ВВП, порожденная капитализмом.
Создавая возможность решения назревших социальных проблем, бурный рост производительных сил имеет не только положительную сторону, но, к сожалению, он обостряет экологическую обстановку в мире. Человечество вплотную приблизилось к той черте, которая отделяет его от катастрофы. При этом речь идет не столько о том, что исчерпываются невоспроизводимые запасы энергоносителей и минерального сырья, лесных и земельных ресурсов, пресной воды, сколько о допустимой нагрузке на атмосферу и биосферу Земли. Решение обостряющейся с каждым годом экологической проблемы требует разумного подхода, т.е. системных и целенаправленных действий на всех уровнях (глобальном, региональном, национальном и т.д.), что плохо согласуется со стремлением буржуазии к наживе.
И, наконец, третья острейшая современная глобальная проблема - это необходимость ликвидации угрозы термоядерной войны, а также войны с применением других видов оружия массового поражения (бактериологического, химического).
Существует еще целый ряд недостатков капиталистической системы, которые, как считают многие теоретики, должны быть нейтрализованы. К ним относятся хроническая безработица, тенденция к коллективной или групповой монополизации, конъюнктурные колебания и возникновение общеэкономического неравновесия, рыночный и страховой риски, региональные и структурные диспропорции, неравномерное распределение экономической власти и т.д. (Основы рыночного хозяйства: понятия и концепции. Под ред. проф. А.Мюллера и проф. Х.Крюссельберга. Германия. Г.Марбург. Университет Филиппса. 1993. с.81).
Теоретически нельзя исключить, что две из трех вышеназванных глобальных проблем (экологическая и безопасности) могут быть разрешены в рамках капиталистической системы, если государства, объединенные под эгидой ООН, из чувства самосохранения смогут выработать действенные механизмы разоружения и контроля над вооружениями, а также воздействия на предпринимателей, допускающих загрязнение окружающей среды и хищническое уничтожение невоспроизводимых природных ресурсов.
Однако капиталистическая система никогда не в состоянии решить проблемы ликвидации эксплуатации, массовой безработицы, нищеты и деградации человеческой личности, а также преодолеть недостатки в функционировании экономики, органически ей присущие (неравномерность развития, анархию производства, возникновение отраслевых и региональных диспропорций и т.д.).
Итак, отмечая, что к настоящему времени материальные предпосылки и условия для смены капитализма социализмом вполне созрели, особенно в высокоразвитых капиталистических странах мира, мы должны осознать ту простую истину, что для совершения качественного скачка, т.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57