А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


При нормальном течении воспроизводственного процесса ссудный капитал, из которого выдаются кредиты, образуется за счет свободных денежных капиталов, возникающих на основе кругооборота промышленного и торгового капитала, денежных накоплений и сбережений населения и государства. Однако если банки начинают предоставлять кредиты сверх привлеченных и собственных средств, то они выпускают в обращение платежные средства, превышающие реальные возможности и потребности субъектов экономики. Все это приводит к образованию кредитного пузыря, мнимых вкладов, которые неизбежно вызывают инфляционный процесс, способствуя возникновению кризисных явлений.
Кроме того, в денежный оборот все больше и больше стало поступать денег в форме долговых обязательств государства или коммерческих банков и корпораций в форме различного рода ценных бумаг, которые котируются на фондовых биржах, где часто спекулянты содействуют возниковению ажиотажного спроса, порождающшего также фиктивный капитал. Биржевые спекуляции все в большей мере отрываются от реальной экономики, пользуясь возможностями виртуальной экономики и расширяя сферу ее господства, особенно в части операций с портфельными инвестициями.
В США благодаря в основном деятельности Федеральной резервной системы (ФРС), долгое время возглавлявшейся Аланом Гринспэном (по словам одного из представителей австрийской школы Колин Коленсо, самого переоцененного и опасного экономиста в мире) в 2006 году сумма виртуальных денег - вторичных долговых обязательств (деривативов), обращающихся на фондовых рынках, - возросла до 473 триллионов долларов, превышая таким образом объем общемирового ВВП в 10 раз. (эти данные приведены в книге Н.Фергюсона “Воцарение денег. Финансовая история мира” 2006). Глобальный капитализм пожинает плоды бесконтрольного движения фиктивного финансового капитала. Как выразился Билл Клинтон на последнем Всемирном экономическом форуме в Давосе, “мы выпускали слишком много бумаг, которые, в свою очередь, покрывали другие бумаги”. Не следует также сбрасывать со счетов стихийное, бесконтрольное движение между странами хищнических портфельных инвестиций, во многом основанных на фиктивном капитале. Они подобны воде, проникшей в трюмы через пробоину тонущего корабля, делая неуправляемым движенияе судна и увеличивая его крен то в одну, то в другую сторону и в конечном счете переворачивая его вверх дном.
Текущий мировой экономический кризис нанес удар страшной силы по уровню жизни сотен миллионов людей как в богатых, так и в бедных странах. Люди в странах «золотого миллиарда» в условиях виртуальной экономики были приучены жить в кредит, беря в долг под будущие заработки. Накопившийся огромный потребительский долг, который надо было возвращать кредиторам, оказался у многих должников не обеспеченным доходами. Это послужило спусковым механизмом нового финансового кризиса, снaчала в США, а затем распространившегося на другие страны и на реальную экономику.
Кстати, механизм запуска сегодняшнего кризиса во многом напоминает начало Великого кризиса конца 1920-х - начала 1930-х годов. Тогда так же сначала были вздуты биржевые цены на ценные бумаги (так и хочется взять слово ценные в кавычки). ФРС США стимулировала краткосрочные займы. В определенный момент крупные игроки, наверное, располагавшие нужной информацией, ушли с бирж, распродав акции и скупив золото. А в это же время с мелких и средних предпринимателей стали требовать возврата кредитов. Многие из них не располагали для этого средствами и начались массовые банкротства. Только на этот раз спусковой механизм кризиса сработал на рынке недвижимости.
Проблема надежности доллара как мировой валюты интересует другие страны по многим причинам, в частности по той, что пузыри американского рынка недвижимости и фондовых бирж, лопнувшие в 2007-2008 гг., дали первоначальный толчок сначала финансовому, а потом и экономическому мировому кризису. Экономика США - оплот глобального капитализма - является виновницей, породившей новый великий кризис, от которого уже сейчас страдают во всем мире сотни миллионов людей, ибо растет число безработных, нищих, семей, лишившихся крова, а также обанкротившихся фирм и банков. Даже некоторые миллионеры кончают жизнь самоубийством, потеряв в один миг все свое состояние, а девицы легкого поведения демонстративно в знак протеста раздеваются догола на фондовой бирже.
США попали в очень тяжелое положение. Как считает Джордж Сорос, “время, когда Америка могла позволить себе иметь все увеличивающиеся дефициты платежного баланса и потреблять на шесть с половиной процентов больше, чем мы производим, подошло к концу. На протяжении последних 25 лет двигателем, толкавшим мировую экономику, был американский потребитель, который тратил больше, чем откладывал, больше, чем он производил. Теперь этот двигатель отключен. Ему пришел конец”. У банков во всем мире и особенно в США - не надуманные, а вполне реальные, серьезные проблемы. Они «по полной» вложились в ненадежную ипотеку, обещавшую сказочные прибыли, и проиграли. Конечно, вслед за этим последовала тотальная потеря доверия всех ко всем. Люди все больше становятся реалистами.
Однако кризис экономики США еще не означает, что наступил конец глобального капитализма. США во главе с новым Президентом так просто не сдатутся. Они будут до конца бороться за сохранение своего положения ведущей державы капиталистического мира. И в качестве выхода из кризисной ямы уже задействованы не только дорогостоящие проекты стоимостю в сотни миллиардов долларов, которые бумерангом могут ударить по ней в будущем, но, опираясь на мощь ВПК и своих вооруженных сил, США могут пойти на очередную авантюру - развязать еще где-нибудь в мире военные действия, чтобы тем самым оживить коньюнктуру внутреннего рынка и “взбодрить” приунывшую нацию, уже успевшую привыкнуть к мысли, что она господствует в мире.
Душераздирающие крики, раздающиеся на Уолл-стрите о том, что социализм идет, только потому, что государство взяло под свое крылышко крупнейшие банки, выкупив часть их акций, лишено всякого основания. Просто-напросто возрастет доля государства в пакетах акций ключевых банков, таких, как Bank of Amerika, J.P Morgan, Citigroup, Wells Fargo и др., однако национализированы они не будут. Аналогичные мероприятия уже проведены в Германии, Великобритании и др. странах. В итоге еще больше укрепятся позиции государственно-монополистического капитализма.
Общество в странах ОЭСР пока не созрело для радикальных перемен. Сегодня, судя по высказываниям лидеров ведущих государств, образующих группу G-8, речь идет лишь о корректировочных мерах в механизме капиталистической системы (на национальном и глобальном уровнях), о «новом капитализме», но никак не о приходе социализма. Президент Франции Николя Саркози на конференции, посвященной будущему мировых финансов в Париже, состоявшейся в январе 2009 года, выразил лишь робкий протест против финансовых спекулянтов, «извративших капитализм, который должен быть перестроен с учетом новой роли правительств и морали» (как будто существует идеальный капитализм!).
В сегодняшнем мире, хотя и вполне созрели объективные предпосылки для перехода к новой формации, однако пока нет достаточно организованных политических сил, способных осуществить кардинальный левый поворот, хотя бы в той же Франции, где недавно по призыву профсоюзов прошла огромная манифестация протеста, в которой участвовало около 2-х миллионов человек.
И, несмотря на то, что Николя Саркози, ратуя за соблюдение принципов христианской морали, осуждает действия спекулянтов, которых, как метко заметил лауреат Нобелевской премии Пол Кругман, не стоит считать финансовыми гениями, ибо они действуют вслепую, как и большинство рядовых участников экономического процесса, однако все эти гневные обвинения Президента Франции ничто иное, как пустое сотрясение воздуха. До тех пор, пока существует глобальный капитализм, в котором, безусловно, будет возрастать роль т.н. виртуальной экономики, никуда не денутся ни финансовые спекулянты, ни буржуазная мораль, основанная на стремлении к стяжательству и беззастенчивом эгоизме. Я нисколько не сомневаюсь в том, что Николя Саркози все это прекрасно понимает, однако он как верный и искренний защитник капиталистической экономики, не может не считаться с отрицательной и бурной реакцией своего народа на кризис и поэтому вынужден выступать проповедником высокой морали, хотя все его речи на самом деле являются ничем иным, как проявлением циничного лицемерия, столь свойственного двуличным буржуазным политикам.
В заключение замечу, что виртуальная экономика во всех ее вышеназванных четырех видах показывает устойчивую тенденцию к росту. Потребности в играх будут возрастать по мере увеличения числа пользователей Интернетом. Электронные системы торгового и бытового обслуживания населения будут по-прежнему развиваться быстрыми темпами, идя навстречу растущему спросу на этот вид услуг. Бумажные деньги все больше будут вытесняться электронными деньгами, более удобными как средство платежа и расчетов, а также проведения бизнес-операций. А финансовый спекулятивный капитал будет сметать на своем пути все преграды, так как стремление к максимизации прибыли и авантюризм вкупе с мошенничеством никуда не исчезли.
Серьезный кризис, который сегодня бушует на просторах мирового капиталистического океана, вне всякого сомнения, не может не способствовать прозрению миллионов и миллионов людей, которые с каждым днем будут все отчетливее осознавать, что пока существует капитализм, никуда не денутся и все его «прелести» - спады экономики, массовая безработица и поляризация доходов. Осмысление рабочим людом и интеллигенцией истинных причин кризисных явлений, конечно же, не может не стимулировать процесс полевения в политической сфере, а также сплочению людей, чьи помыслы устремлены к созданию более справедливого общественного устройства - демократического социализма, гарантирующего им и их потомкам счастливую жизнь.
Март 2009 года.

Америка глазами Барака Обамы
Америка воспринимается людьми по-разному. Кому-то она нравится, а кто-то видит в ней только противника. И это вполне закономерно - все зависит от идеологической и нравственной позиции человека, его жизненного опыта.
История США, как и многих стран, полна противоречий, темных и светлых сторон. И всегда, аргументируя свою позицию, можно опираться на те или иные негативные или позитивные факты непростой американской истории.
Общеизвестно, что европейские колонизаторы построили свое государство на трупах миллионов индейцев, в войнах с Мексикой. Его богатство создавалось не только за счет эксплуатации белых рабочих, но и трудом рабов, завезенных из Африки, а также людских и природных ресурсов стран «третьего» мира. США породили не только Великий кризис начала 1930-х годов и нынешний глобальный кризис, но и совершили самое ужасное преступление против человечества, взорвав в Нагасаки и Хиросиме в августе 1945 года без какой-либо надобности две первых атомных бомбы. Вряд ли добрым словом вспоминают американцев во Вьетнаме, Камбодже и Индонезии, в Ираке и Афганистане, в странах Латинской Америки, на островах Карибского моря и Тихого Океана.
В то же время у европейцев есть все основания благодарить американских солдат, отдавших свои жизни, спасая их от фашистской «коричневой чумы», а также правительство США за поставки оружия, военной амуниции и продовольствия в годы Второй мировой войны. Ученые и конструкторы Америки подарили миру немало великих открытий и изобретений. Прогресс в области развития современных производительных сил был бы невозможен без научно-технического и производственного потенциала Америки.
Барак Обама - первый афроамериканец (он называет себя «чернокожий экзотического происхождения»), занявший президентское кресло в Белом доме, в своей книге «Дерзость надежды» (Санкт-Петербург. Издательский дом «Азбука-классика». 2008) пишет об Америке. Пишет о ней с любовью и надеждой на ее великое будущее. Это произведение опытного, зрелого политика, имеющего юридическое образование. И, конечно же, интересно узнать, какой он видит жизнь «самодовольной» Америки сегодняшнего дня.
А она непростая и полна противоречий. Есть Америка богатых и бедных. Есть Америка граждан и иллегальных иммигрантов. Есть Америка белых и черных. Социальные противоречия и расовые предрассудки никуда не исчезли. И Барак Обама этого скрыть не может.
Нет смысла подробно освещать разногласия и препирательства демократов и республиканцев. Эта тема проходит через всю книгу. Кредо Барака Обамы можно свести к трем пунктам.
Пункт первый он характеризует следующим изречением Калвина Кулиджа: «Основной бизнес Америки - это бизнес!» Любое вторжение правительства в магию рыночного механизма - это удар по частному предпринимательству. Неолиберализм является абсолютной истиной и «тот, кто не согласится с этим, рискует плевать против ветра» (с. 170).
Второй пункт гласит: «Наша Конституция помещает владение частной собственностью в самый центр нашей системы свободы» (с.169).
И третий пункт - Америка должна занимать в мире доминирующее положение. Барак Обама цитирует слова Теодора Рузвельта: «У Америки нет выбора, играть или не играть великую роль. Мы должны играть великую роль. Все, что Америка может решить, - играть ей эту роль хорошо или плохо» (с.314).
Принципы принципами, однако факты - упрямая вещь. Одно дело верить и совсем другое - видеть то, что происходит на самом деле в реальной жизни. Политик, который не в состоянии трезво и непредвзято оценивать ситуацию в обществе, обречен на поражение.
Читая страницу за страницей книгу Барака Обама, волей-неволей складывается впечатление, что жизнь каждый день ставит под сомнение веру Барака Обама в неограниченные возможности капитализма и свободу, основанную на системе частного бизнеса. Под напором фактов он вынужден писать о периодически повторяющихся экономических кризисах, о неизлечимых болячках «капиталистической системы, которые или снижают эффективность работы рынка, или наносят непоправимый вред обществу» (с.173). Под давлением неоспоримых фактов он признает, что «активно действующее правительство оказалось незаменимым в трудные для рынка времена» (там же), а также в решении острейших социальных проблем. Войны во Вьетнаме, Ираке и Афганистане показали, что возможности США выполнять роль «мирового шерифа» не безграничны, а нынешний глобальный экономический кризис доказал, что Америка не в состоянии совладать со стихией, разбушевавшейся на мировых рынках.
Честная оценка действительности заставляет Барака Обама искать компромиссные решения «не только по отдельным вопросам, но и в фундаментальных вещах - твоих ценностях и идеалах» (с. 399) и писать то, что порой никак не вяжется с его верой в созидательную мощь рынка и свободу, якобы проистекающую из природы частной собственности, а также в миссионерскую роль «великой Америки» на нашей планете.
Что же из себя представляет сегодняшняя Америка на самом деле глазами Барака Обама?
Отвечать на этот вопрос буду его же словами, прибегая порой к довольно длинным цитатам.
О расовой дискриминации. «Никто из нас, черных, белых, латиноамериканцев или азиатов, не застрахован от стереотипов, которые продолжает внедрять наша культура, особенно от стереотипов о черной преступности, умственных способностях черных и их трудовой этике. Обычно членов каждой группы меньшинств продолжают оценивать в основном по степени ассимиляции - насколько речь, идеалы для подражания, одежда или манера поведения согласуются с доминирующей белой культурой, и чем меньшинство сильнее отходит от этих внешних ориентиров, тем сильнее его представитель подвержен негативному предвзятому мнению. И если усвоение антидискриминационных норм в течение последних трех десятилетий - не говоря уж просто об элементарных правилах приличия - не позволяет большинству белых сознательно действовать согласно этим стереотипам при ежедневном взаимодействии с людьми других рас, то нереалистично полагать, что эти стереотипы не оказывают совокупного воздействия, когда принимаются зачастую моментальные решения о том, кого взять на работу и кого повысить, кого арестовать и кому предъявить судебное обвинение, как вы отнесетесь к покупателю, только что вошедшему к вам в магазин, или к демографическому составу школы, куда ходят ваши дети» (с. 264). Дискриминация по расовому признаку проявляется не только в сфере нравственности, но и весьма ощутима в экономических отношениях.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57