А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Чтобы правильно оценивать ситуацию в экономике, следует, на мой взгляд, отслеживать положение дел во всех ее сферах, а не ориентироваться только на динамику производства национального дохода. Необходим системный подход. Эту в общем-то азбучную истину для любого профессионального экономиста наконец-то озвучил и глава Банка Великобритании Мервинг Кинг, который сказал: «Все дело в уровнях, глупцы, - важны не темпы роста, а уровни, т.е. необходимо учитывать абсолютные уровни дохода, долга, благосостояния и безработицы». Эту простую вещь не понимают политики всех постсоветских республик, когда расхваливают высокие темпы роста в предкризисные годы, «забыв» о том, что по уровню развития они не достигли еще тех значений, которые были у них на момент развала СССР в 1991 году.
Дальнейшая перспектива развития экономики ведущих стран, которые определяют состояние глобальной экономики, будет зависеть не столько от темпов ВВП, а от множества ключевых переменных, системно определяющих состояние экономики.
Аналитики дружно отмечают слабый потребительский спрос во всем мире на фоне рекордно высоких показателей безработицы. Поскольку задолженность потребителей все еще несоизмеримо велика в сравнении с ожиданиями будущих доходов, как это имеет место в США и Великобритании, то эта диспропорция будет являться тормозом любого устойчивого роста, как важнейшего компонента совокупного спроса на рынке. Потребуются годы, чтобы безработица приблизилась к докризисному уровню, хотя вряд ли это вообще произойдет. Наличие армии безработных будет поглощать не только ресурсы государств, т.е. налогоплательщиков, но и отрицательно скажется на восстановлении платежеспособного спроса, а также усилит социальную напряженность. Еще очень важный параметр экономики - это растущий долг государств, особенно США, что ставит под вопрос способность доллара выполнять функцию главной мировой валюты.
Как считают эксперты ООН, глобальный дефицит кредитов продолжает во всех странах душить реальный сектор. Если в ближайшие месяцы не удастся реанимировать финансовый сектор, то в большинстве стран кризис продолжится, обуславливая дальнейшее снижение жизненного уровня населения. Эксперты утверждают, что только в одних Соединенных Штатах для освобождения от неликвидных банковских активов потребуется еще дополнительно 1 трлн. долларов государственно-частных инвестиций. Величина, прямо скажем, скромная, на фоне сотен триллионов долларов «токсичных» деривативов.
Существует также целый ряд объективных натуральных индикаторов состояния и динамики экономики. К их числу можно отнести, к примеру, потребление электроэнергии, заказы на грузоперевозки и ряд других. Так, экономист Ллойдс отмечает, что в апреле 2009 года на приколе стояло 260 судов общей емкостью 410000 teu, а к октябрю спрос на них упал на 60 %. На основании динамики данного показателя он пришел к выводу, что впереди мировую экономику ждет обвальная волна. Такого же мнения придерживается и руководитель Центра экономических исcледований ИГСО Василий Колташев, который считает, что «впереди - смена фазы медленного падения фазой падения быстрого. Сейчас мировой финансовый сектор искусственно насыщен деньгами, что лишь притормаживает углубление спада, но не отменяет его. Как только накапливающиеся проблемы в реальном секторе ослабят финансовые институты, развитие пойдет быстрее. Ускоряющим фактором станет как раз то, за счет чего стабилизация была достигнута - накачка банков эмиссионными деньгами» (см. «Кризис во время затишья». Версия для печати . Rabkor.ru.).
Подводя итог, можно с учетом наличной информации по состоянию на октябрь 2009 года, сделать вывод о том, что, вероятнее всего, кризисные явления будут сопровождать большинство стран мира весь 2010 год. Пик дефолтов корпораций и домохозяйств придется на конец 2009 - начало 2010 года. Только в США общий уровень долгов потребителей составляет 2,5 трлн. долларов. В Европе МВФ ожидает ухудшения ситуации в банковской сфере, поскольку 75 % кредитов приходится на малые и средние предприятия. Уровень корпоративных дефолтов в США значительно выше, чем в Европе: 11,5% против 4,6 %. Просрочка платежей остается тяжелейшей проблемой для Великобритании, Ирландии и Греции. Положение со списанием долгов к началу октября 2009 года было хуже всего в европейских банках (40 %) против 60 % в США. Все это, как уже выше отмечалось, отрицательно скажется на кредитовании банками домохозяйств и предприятий.
Старые привычки, порожденные неолиберализмом, несмотря на потери, понесенные в ходе настоящего кризиса, все еще отчетливо и мощно проявляют себя. Они дают себя знать на всех уровнях: международном, государственном и корпоративном. Так, никто не торопится с реформой финансового сектора, несмотря на то, что он перерос существующую систему регулирования, а банки продолжают порочную практику работы с плохими активами и спекуляциями. Нежелание поставить под сомнение прежние подходы преобладает над рациональным взглядом на причины, породившие кризис. А меры, которые намечены «двадцаткой», нацелены на укрепление основ глобального капитализма. Как сказал таксист по имени Филипп в Питтсбурге: «решения саммита все равно не достигают простых людей, они предназначены для того, чтобы спасти огромные состояния богачей». Что правда, то правда! И поведение банкиров с Уолл-стрита, которые в октябре 2009 года решили, несмотря на возмущение общественности, выплатить себе баснословные бонусы, лишний раз подтверждает вышесказанное. Словом, как говорят в народе, горбатого только могила исправит!
Кризис может затянуться и выход из него может отодвинуться, поскольку не устранены основные причины, его породившие: безработица растет, что сокращает объем платежеспособного спроса, отмечается глобальное сокращение капиталовложений, резко уменьшаются прибыли корпораций, каналы кредитования торговли и реального сектора нарушены, все еще актуальной остается проблема ликвидации плохих и “токсичных” кредитов, спекулятивные сделки продолжают иметь место, причем в последнее время даже отмечается рост операций с рискованными деривативами, сохраняются диспропорции в мировой экономике.
Кризис со всей остротой поставил вопрос о необходимости кардинальных перемен в экономической политике. Однако его мощи и глубины пока еще не хватит для смены способа воспроизводства человеческого сообщества. Капитализм, несмотря на острейшую конкуренцию между корпорациями и государствами, все-таки достаточно организован, чтобы сохранять свое господство на земном шаре. Недаром же миллиардер У.Баффет цинично и откровенно заявил, что «если в Америке в самом деле идет классовая война, то моя сторона ее выигрывает». Классовую борьбу сегодня капиталисты выигрывают не только в Америке, но и в большинстве стран мира. Левое движение, к сожалению, еще недостаточно сплочено для серьезной битвы с капиталистической системой. Как показало обследование Фонда «Общественное мнение», проведенное в июне 2009 года, репрезентативность которого не вызывает никакого сомнения, в среднем только каждый третий житель России допускал возможность того, что примет участие в акциях протеста. Это очень серьезная цифра. Она свидетельствует о том, что далеко не всегда недовольство условиями жизни готово перерасти в активную фазу, когда человек исполнен решимости начать борьбу за кардинальные перемены.
Тем не менее, я убежден, что продолжающийся кризис, вне всякого сомнения, будет способствовать прозрению многих людей на земном шаре и консолидации революционных сил. В этом я вижу его положительную сторону. Все старое отмирает не само собой, а в результате борьбы противоположностей. И победа прогрессивных сил возможна только тогда, когда они накопят достаточно сил для этого.
Октябрь 2009 года.
Где тонко, там и рвется
Уходящий год (2009 - мое) завершается под знаком глобального экономического кризиса. Накануне нового года одни политики и эксперты радостно потирают руки, заявляя, что экономика их страны уже поднялась «со дна» и начался ее уверенный рост. Другие же, покачивая головой, в ответ пожимают плечами, горестно замечая, что света в конце тоннеля еще пока не видно, а впереди маячат тяжелые времена и испытания.
Кто же из них прав?
Обратимся к последним сообщениям СМИ.
* Стратег Merril Lynch по рынкам Европы, Ближнего Востока и Африки Билл О`Нил считает, что в 2010 году возможен второй раунд рецессии, «кровавая баня» на рынках облигаций и гиперинфляция. По его мнению, этот сценарий может реализоваться, если госстимулы не разгонят спрос, а правительства будут слишком медленно поднимать ставки. О`Нил отмечает: «Опасения гиперинфляции могут привести к сбросу облигаций и обвалу цен на бумаги».
* Известный финансовый спекулянт Джордж Сорос, выступая с лекцией на своей родине в Будапеште в Центрально-Европейском Университете, заявил о возможности «кровопускания в скором времени на рынке коммерческой недвижимости и на рынке так называемых «выкупов долговым финансированием». Кроме того, Джордж Сорос предсказал, что в два раза более мощная рецессия может произойти в 2010 или 2011 году.
* Агентство Bloomberg опубликовало подсчеты, согласно которым кредиторы по всему миру с середины 2007 года списали 1,66 триллиона «плохих кредитов». А аналитики ФГ «Калита Финанс» подсчитали, что общее падение стоимости активов на мировых фондовых рынках превысило 10 триллионов долларов.
* Moody?s Investors Service ожидает, что уровень дефолтов в четвертом квартале 2009 года вырастет до 12,5 % (в третьем квартале - 12%) против 2,8 % в 2008 году, т.е. более чем в четыре раза.
* Николай Кащеев из Сбербанка России: «Накоплены большие суверенные долги, увеличиваются торговые дефициты, а стимулирующие меры решают поверхностные проблемы и не создают механизма роста, который способен работать без госвливаний».
* Министр финансов России Алексей Кудрин, подводя итоги 2009 года заявил, что масштаб нынешнего кризиса беспрецедентен, что правительство не ожидало такого падения экономики. «В 2010 году мир будет жить хуже, чем до кризиса, - отметил министр финансов, - Риски остаются. До сих пор не сдулись финансовые пузыри, не стабилизировалась ситуация на рынке недвижимости, не восстановился спрос». Одним из самых серьезных рисков Алексей Кудрин считает отток капитала. Как только начнут расти ставки рефинансирования в США и в Европе, развивающиеся рынки, в том числе Россия, потеряют часть капиталов, которые пришли в страну. Эти деньги переместятся на рынки, где будут подниматься ставки и где больше надежности. «Мы пока, - отмечает Алексей Кудрин, - остаемся слабым звеном по участию капитала».
* По данным Росстата, в 2009 году в России 61,1% людей трудоспособного возраста относились к категории бедных (статистика к этой категории относит тех, кто получает низкие доходы и не в состоянии прокормить себя и свою семью).
* Как сообщил Центральный банк России на 1 октября 2009 года в той или иной степени просрочено 56,5% кредитов на сумму 2 триллиона рублей. На фоне сжатия потребительского спроса продолжает увеличиваться доля «плохих долгов». С начала года их стало больше на 582 миллиарда рублей, или в 2,4 раза. Как считает Standard@Poors, в 2009-2011 годах объем проблемных кредитов может достичь 40 % совокупных активов российских банков.
* Как сообщил руководитель Российского союза строителей Владимир Яковлев, в стране приостановлена реализация трети проектов по строительству жилья.
* Покойный Е.Гайдар в своем последнем интервью заявил, что падение инвестиций в 2009 году составит 20 %, а безработица в стране будет расти и в 2010 году.
* Прошедший ноябрь стал самым страшным для продавцов автомобилей в России за все последние годы, передает ИА «Автостат». Всего было продано 105 302 машины, что почти на 10% меньше, чем в октябре и на 14,5% хуже среднемесячного показателя по результатам продаж в январе-октябре 2009 года. А падение по сравнению с прошлым годом составляет 46% (и это учитывая тот факт, что в ноябре 2008 года уже бушевал экономический кризис).
Однако в информационном потоке о кризисных явлениях нет-нет да и мелькнут оптимистические сообщения, в которых общественность заверяют, что кризис уже миновал или вот-вот завершится, а на горизонте уже сверкают многоцветными огнями радужные картины процветающей экономики, обновленной очистительным ураганом кризиса.
Так, к примеру, Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, выступая на последней сессии АТЭС в Сингапуре, уверенно заявил, что «… на данный момент мы стабилизировали ситуацию, безработица перестала расти». Его нисколько не смутил тот факт, что ВВП Российской Федерации в третьем квартале сократился на 8,9%; это самый низкий показатель среди стран БРИК и G-8. В Китае прирост составил 7,7%, в Индии - 6,1%. Среди стран же «восьмерки» на втором месте по темпу падения стоит Великобритания (5,2 %), на третьем месте - Германия (4,8 %), затем идут Италия (4,6%) и Япония (4,5%).
Но сладкие речи политиков убеждают далеко не всех. Так, оценивая ситуацию в банковском секторе России, директор департамента стратегического анализа консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев заявил, ссылаясь на отчет Центрального Банка, что «данные являются свидетельством того, что, как бы власти не пытались зомбировать себя, население, кризис далеко не закончился».
Анализируя сложившуюся к концу 2009 года ситуацию, я хотел бы вновь подчеркнуть мысль, которую совсем недавно высказывал, что экономический кризис - это очень сложное явление, которое невозможно оценивать только по одному какому-либо макроэкономическому показателю, например, темпу роста (падения) ВВП. Нужен комплексный, системный анализ, учитывающий многие факторы, в том числе и процессы, протекающие в социальной сфере (уровень потребительского спроса и сбережений, масштабы безработицы, дифференциацию семей по уровню получаемых доходов и т.д.). Образно говоря, армии, которая рвется вперед, оторвавшись от своих источников снабжения, тылов и поддержки соседей, с большой степенью вероятности грозит окружение и даже полное уничтожение. Если же говорить об экономике отдельных стран, то в результате действия стихийных сил рынка и авантюристической экономической политики вполне возможен дефолт, что мы сегодня и наблюдаем в ряде стран Европейского Союза, например, в Греции и Латвии, где накопился огромный государственный долг.
Рассмотрим положение дел в экономике США - пока все еще самой мощной державы мира, породившей настоящий кризис. Он убедительно показал, что геополитическое положение Америки, которая на протяжении нескольких десятилетий доминировала в мирохозяйстве, ныне претерпевает существенные изменения. Ей уже не под силу служить мотором роста мировой экономики. Это недавно подтвердил и главный экономический советник Президента США Лоуренс Саммерс. Роль локомотива глобальной экономики все в большей мере выполняет Китай, обладающий не только огромным положительным сальдо платежного и внешнеторгового баланса, значительными золотовалютными резервами, но и емким внутренним рынком, потенциал которого неуклонно растет.
Для спасения экономики страны правительство США выделило в общей сложности 5 триллионов долларов на непосредственные денежные инвестиции, займы, страховки и другие формы государственной поддержки корпораций. Причем к концу 2010 года эта сумма может удвоится. Поэтому нет ничего удивительного в том, что администрация Соединенных Штатов все больше и больше влезает в долги.
По-прежнему хроническими болезнями США являются не только различные дефициты (государственного бюджета, торгового и платежного балансов), растущая сумма внешней консолидированной задолженности, кризис в сфере медицинского страхования, но и положение дел в секторе недвижимости, в частности, в жилищной ипотеке, а также сохраняющийся чрезвычайно высокий уровень безработицы, колеблющийся вокруг отметки в 10 % (самый высокий со времени Второй мировой войны), что не может не оказывать негативного влияния на внутренний рынок страны.
Американский рынок ипотечного кредитования, с которого в 2007 году и начался нынешний кризис, для большинства экспертов служит одним из основных индикаторов восстановления экономического роста. Самые последние данные об объеме просроченных платежей по ипотечным кредитам, опубликованные ассоциацией Mortgage Banking Association, говорят о том, что после некоторого замедления во втором квартале 2009 года рост показателя вновь ускорился. Увеличение составило 40 пунктов и общий уровень просрочки в сегменте ипотеки составляет 9,64%.
Что касается внешней торговли, то США не в состоянии импортировать товары на докризисном уровне. Никак не удается преодолеть тенденцию падения инвестиций в нежилые объекты недвижимости (в третьем квартале снижение составило 15,1%), а также сокращения потребительского спроса на внутреннем рынке.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57