А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Позитивный Разум в содружестве с Высокой Нравственностью должен (и я надеюсь) сможет сделать все, чтобы развитие истории привело человечество в гавань демократического социализма. И в заключение я хотел бы процитировать глубокую мысль, которую высказала Е.Г.Борисова в своей статье «Нация в эпоху глобализации и союзники коммунистов в антиимпериалистической борьбе»: «Антиглобалистская борьба не препятствует, а предполагает интернациональную солидарность всех угнетенных - не только в экономическом плане, но и тех, кто борется за свою нацию - сознавая при этом аналогичное право на борьбу любой другой нации.»
Апрель 2008 года.

Новый лик страха
Страх преследовал человека во все времена. Но страх сегодняшний, в век глобального капитализма имеет новое лицо. Речь идет не о том страхе, который в XX веке привнесли в нашу повседневную жизнь наука и техника, а также рост производительных сил, а именно - приближающуюся экологическую катастрофу, а также возможное самоуничтожение человечества в результате применения атомного и других видов оружия массового поражения людей и объектов цивилизации. Речь идет о социальном аспекте страха.
Во всех капиталистических странах участились случаи бессмысленной жестокости. СМИ ежедневно сообщают нам про необъяснимые, на первый взгляд, преступления. В Финляндии юноша устроил в школе побоище, убивая из огнестрельного оружия учеников. В Бельгии преступник учинил резню в детском саду. В той же Бельгии стая подростков битами избивала детей и персонал школы в столовой во время обеда. Из США еженедельно поступают сообщения о безумных кровавых преступлениях с применением огнестрельного оружия. Как считают социологи, в нашу эпоху «фактор страха несомненно вырос, на что указывают все чаще запираемые дверцы машин и двери домов, распространение систем безопасности, популярность «огражденных» и «защищенных» сообществ для всех возрастных категорий и групп с различным уровнем доходов, возрастание контроля над общественными местами, не говоря уже о бесконечных сообщениях СМИ, нагнетающих чувство опасности». (Nan Elin. Shelter from Follows Fear and Vice Versa. Ed. Nan Elin. New York- Princeton Architectural Press. 1997. P.26).
Конечно, и в прежние времена преступления нередко отличались жестокостью. Однако всегда присутствовал какой-то конкретный мотив преступления. А сегодня участились случаи, повторяю, бессмысленной жестокости. В чем причины такого явления? Конечно, свою роль играют фильмы ужасов, смакующие насилие; компьютерные игры, в которых беспрерывно надо убивать, чтобы тебя не убили; триллеры, подаваемые, как детективы и т.п. Массовое производство такого рода продукции приносит хорошие барыши. А деньги, как известно, не пахнут.
Но, кроме того, по-моему, есть еще ряд весомых причин, порождающих массовую преступность, неотъемлемую от образа жизни современного капиталистического общества.
В числе первой причины следует назвать безработицу среди молодежи. Сотни и сотни тысяч молодых людей, не имея никакой перспективы в этой жизни, попадают в сети преступных сообществ. Кстати, государства все чаще используют тюрьмы как средство сокращения числа хронических безработных, находящихся на свободе. З.Бауман в своей книге «Глобализация. Последствия для человека и общества» (Издательство «Весь мир» М:. 2004) пишет: «Штат Калифорния<…>превозносимый некоторыми европейскими социологами как настоящий рай с точки зрения свободы, тратит на строительство и содержание тюрем сумму, намного превосходящую его расходы на все высшие учебные заведения» (с. 149-150). Итак, тюрьмы вместо рабочих мест. В США количество заключенных на каждые 100000 населения возросло с 230 человек в 1979 г. до 649 человек в 1997 году.
Во всех государствах расходы на силы правопорядка, прежде всего на вооружение полиции и развитие тюремной системы, растут чрезвычайно быстрыми темпами. Совершенствуется тактика подавления массовых беспорядков с применением специальной техники.
В качестве второй причины можно по праву назвать нищету - эту страшную социальную болезнь, вызванную политикой ТНК и международных банков. Каждый второй житель планеты - нищий. А если семья живет на 1-2 доллара в день, значит, она не в состоянии дать своим детям приличное образование. Один путешественник (некий Капучиньский), который посетил африканские города и деревни, сообщает, что дети клянчили у него даже не хлеб, воду, шоколад и игрушки, а шариковые ручки, ибо им нечем было записывать уроки. Почему я связываю уровень образования с преступностью? Да потому, что, как показывает социальная статистика, уровень преступности обратно пропорционален уровню образования. Кроме того, нищета заставляет искать самые разные незаконные способы пропитания и вообще существования. Отчего многие девушки занимаются проституцией? Почему семьи вынуждены продавать своих девушек, которых там используют как рабынь в публичных домах. А гастарбайтеры в России или в процветающей Западной Европе? Только в одних США насчитывается свыше 12 миллионов нелегальных мигрантов, или, проще говоря, беженцев от нищеты, выполняющих самую грязную, мало оплачиваемую работу. Разве они не рабы? А миллионы бомжей, потерявших человеческий облик?
Третьей причиной расцвета безумного насилия является, вне всякого сомнения, свобода для деятельности организованной преступности, особенно наркоторговли. Ради огромных прибылей, на которые подкупают тех, кто должен в правоохранительных органах бороться с преступностью (недаром, в России половина преступлений остается нераскрытой). Наркодельцы готовы идти на применение самых современных средств изготовления, транспортировки и реализации наркотиков (как натуральных, так и химических). Согласно исследованию М.Паренти (см его книгу «Власть над миром. Истинные цели американского империализма». М.: «Поколение». 2006. с.152-153), правительство США не только не препятствует деятельности наркобаронов во всех регионах мира, но и содействует распространению наркотиков как в странах, где они производятся, так и в самих Соединенных Штатах, рассматривая широкое их распространение в качестве составной части социальной политики. М.Паренти пишет: «Они (власти США - мое) предпочитают, чтобы современные юноши и девушки не думали о революции, подобно их сверстникам более раннего поколения, которые примыкали к молодежным организациям вроде «Янг Лордс» (Young Lords), «Блэкстоун Рейнджерс» (Blackstone Rangers) и «черные пантеры» (Black Panthers), а убивали самих себя при помощи игл и друг друга - при помощи оружия» (там же). А что говорить о сети наркодиллеров, которых вербуют во всех странах, где господствует Капитал, среди безработной молодежи? Например, в моей родной Эстонии даже в школах без проблем можно купить наркотики. А какое потомство породят те, кто сел «на иглу»? Число детей, рождающихся с неустранимыми физическими и психическими дефектами, множится с каждым годом и никакое государство не в состоянии обеспечить их специальными лечебными и учебными заведениями.
Капитализм знает только одну свободу - свободу бизнеса. Все - ради прибыли, но не ради благополучия человека. Такова его естественная природа. И чтобы избавить людей от страха друг перед другом, надо не только изменить образ жизни каждого человека, но и образ жизни, или порядок воспроизводства самого общества. Иначе нам не выбраться из лабиринта причин, порождающих страх.
Февраль 2009 года.

Этика грабежа
Читатель может возразить: «Разве этика совместима с грабежом?!»
Еще как совместима. Эксплуатация человека человеком, или, проще говоря, грабеж, длилась тысячелетиями. За много веков сложились системы морали и права, которые не только оправдывают эксплуатацию, но ее защищают и восхваляют, подымая богатых на щит славы. То, что эксплуатация - одна из основных форм грабежа, доказано давно.
Еще на заре цивилизации, когда происходило разложение первобытных общин и родового строя, а также становление государств, право сильного уже в те времена опиралось на эксплуатацию человека человеком. И ничего постыдного в этом не видели, ибо раб для его владельца считался говорящей скотиной, а не человеком.
В современную эпоху этика грабежа прикрывается принципами общечеловеческой морали, используя такие понятия, как свобода, равенство и братство, за которыми в действительности скрываются насилие, корыстолюбие, эгоизм и лицемерие.
Лозунги Великой французской буржуазной революции до сих пор не воплощены в жизнь. В этом мире нет ни свободы, ни равенства, а тем более братства. Но буржуазия, чтобы увековечить свое господство, использует их в своей пропаганде и многие ей верят.
О какой свободе может идти сегодня речь? О свободе продавать и покупать все, что существует в этом подлунном мире? О свободе для сотен миллионов выбора между жизнью и смертью от голода? О свободе выгонять должников из их домов, за которые они не в состоянии в срок расплатиться? О свободе пополнять армию безработных? О свободе развязывать войны в интересах ТНК и убивать десятки тысяч невинных людей, используя самые современные орудия уничтожения? О свободе эксплуатации людей? О свободе владеть несметными богатствами в то время, когда половина человечества живет в нищете? Разве о такой свободе мечтали люди веками? И разве такую свободу обещали народам французские мыслители, стоявшие у истоков революции в конце восемнадцатого века в монархической Франции?
О каком равенстве твердят ежечасно буржуазная пресса, радио и телевидение? О равенстве безработного и Абрамовича? О равенстве нанимателя (работодателя) и наемного работника? О равенстве жителя трущоб в окрестностях Дели и миллиардера Мердока, собирающегося продать службу Dow Jones, которую он в свое время приобрел за 5,6 миллиарда долларов?
О каком братстве может идти речь, когда в мире идет бешенная и безудержная гонка вооружений? Разве существует братство между нелегальными иммигрантами из Мексики и гражданами США? Какими братьями могут быть жители Ирака, Афганистана и солдаты, оккупирующие их родину?
Конечно, нет ничего радостного в констатации краха великих лозунгов Великой революции. Однако еще больше меня печалит тот факт, что многие верят пустопорожней болтовне о достоинствах капитализма, что люди в массе своей смирились с неизбежностью кризисов. Передо мной две статьи из местной таллиннской газеты. Заголовок первой говорит сам за себя - «Довольствуемся малым и ждем перемен». Если есть на что жить, то ждать можно. А если средств нет и касса по безработице платит тебе гроши? Как быть в этом случае? Ответ, правда, косвенный, можно найти в другой статье под заголовком «Очереди за помощью растут». В ней можно прочитать, что «количество нуждающихся в продовольственной помощи в Литве увеличивается на тысячи, а к концу года количество этих граждан может достичь полумиллиона, утверждают работники благотворительных организаций». Вот Вам, пожалуйста, на золотом блюдечке подана свобода, и равенство, и братство!
Грабеж, причем наглый, лицемерный, продолжается, хотя на дворе уже XXI век. Людям внушается мысль, что из трудного положения они должны выкарабкиваться сами, что спасение утопающих дело самих утопающих.
Не пора ли всем нам наконец-то задуматься над простым вопросом: стоит ли мирится с такой жизнью, когда человеку приходится с момента рождения и до кончины 5, 6, а то и 7 раз испытывать все «прелести» экономических кризисов?
Конечно, жизнь не стоит на месте. История движется вперед по пути прогресса и ничто не может остановить ее поступательного движения.
И нынешний кризис бесследно для развития человеческого сообщества не пройдет. Он нанес очередной мощный удар по глобальному капитализму. Власть имущие в США и Уолл-стрит были настолько напуганы, что с берегов Гудзона раздался вопль: «Руки вверх! Социализм идет!» Вне всякого сомнения, это преувеличение (ведь у страха глаза велики!). Капитализм никуда не делся и пока никакой революции не происходит. Однако толика истины в этом истерическом всплеске эмоций все-таки имеется. Сделан еще один шаг к социализму. Стало ясно, что речь идет не о каких-то отдельных проблемах, а о системном кризисе и не только в сфере производства. Как справедливо заметил Э.Тоффлер, «Кризис проявляется в системе социального обеспечения. Переживает кризис система почтовой связи. Кризис в системе здравоохранения. Кризис в системе городского хозяйства. Кризис в международной финансовой системе. Кризис в национальном вопросе<…>И, наконец, эпидемия кризиса личности” (Э.Тоффлер, Третья волна. М.Ю 1999. с. 213,214).
В мире зреют как объективные, так и субъективные предпосылки качественного скачка. Так, возрастает роль социалистического Китая в развитии экономики всей планеты. С ним уже считаются даже США и Евросоюз. Растет уровень обобществления экономики и усиливается значение внутригосударственного и международного регулирования рыночного хозяйства. Все большее число людей, особенно оказавшихся в армии безработных, постепенно осознает истинную природу свободы невидимого экономического террора, присущего капитализму, когда человек является просто товаром, из которого можно выжимать прибыль.
Учитывая тот факт, что в США антиглобалистов поддерживало в 2001 году свыше 30 % населения (данные Environics International Ltd.), можно с уверенностью говорить о том, что новый кризис еще больше усилил антикапиталистические настроения жителей этого «сияющего храма на вершине горы», как называл свою страну Р.Рейган.
Человечество неудержимо приближается к тому дню, когда люди захотят освободить себя от наемного рабства, унижающего их достоинство.
Ноябрь 2009 года.







II. О глобальном капитализме и современном кризисе

Парадоксы
Животные, обладая инстинктом и не имея разума, тем не менее поступают разумно, а вот человек, пользуясь разумом, нередко умудряется поступать неразумно; вопреки инстинкту. Парадокс? Несомненно!
Вся история человечества состоит из парадоксов, ибо общественная и личная жизнь людей пронизана противоречиями. Не будем углубляться в бездны далекого прошлого, когда, например, страстный призыв христианства к милосердию обернулся гонениями иноверцев и ужасами инквизиции, или когда насаждение европейской цивилизации в Америке, Африке, Азии и Австралии вылилось в уничтожение памятников культуры покоряемых народов, а жителей этих континентов истребляли миллионами или увозили в рабство. Лучше обратимся к дням сегодняшним.
Даже ребенку известно, что на дворе сейчас бушует очередной мировой экономический кризис. И если бы только первый по счету и совершенно неожиданный, свалившийся, как, скажем, снег на голову жителям Кубы. Ан нет, это уже шестнадцатый! И начались эти кризисы более чем полтора века тому назад - в середине девятнадцатого века. Учитывая среднюю продолжительность жизни человека, он испытывает воздействие разрушительной стихии рынка, по меньшей мере, четыре - пять, а то и шесть раз.
И что больше всего поражает - люди воспринимают каждый очередной кризис как неотвратимое зло, не задумываясь о глубинных причинах, его порождающих. Точно так же, как грозу летом или листопад осенью, не понимая того, что существует разница между явлениями природы, которые действительно неподвластны человеку, и событиями жизни общественной, которую люди делают сами. Вера в неизбежность экономических кризисов настолько укоренилась в сознании людей, что даже такой просвещенный человек, как Президент России Д.Медведев, недавно на одном из совещаний заявил, как само собой разумеющееся, что очередной кризис, как цунами, вновь накроет Россию и к его приходу надо подготовиться лучше, чем к нынешнему. Разве это не парадокс?
Рассмотрим далее обычную жизненную ситуацию, а именно экономические отношения между работодателем и наемным работником. Первый является владельцем средств производства, производственного капитала, второй - владельцем собственной рабочей силы. И тот и другой - свободные личности. Встречаясь на рынке, они заключают трудовой договор (письменный или устный). В процессе производства, который в цивилизованных развитых странах как-то регулируется социальным законодательством, наемные работники создают прибавочную стоимость, которая после реализации товара или услуги, превращается в прибыль работодателя - капиталиста. Таким образом, происходит будничный процесс эксплуатации наемного работника. И парадокс в данном случае состоит в том, что акт элементарного экономического грабежа, по существу ничем не отличающегося от эксплуатации раба или крепостного, осуществляется по добровольному согласию сторон. Наемный работник добровольно продает на определенное время свою рабочую силу капиталисту, а тот добровольно берет на себя определенные обязательства, обеспечивающие рациональное использование этой рабочей силы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57