А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Определен механизм оказания государственной поддержки банкам, которая расценивается как привилегия. В то же время банки должны выражать готовность продолжать предоставлять кредиты, улучшать корпоративное управление и строго соблюдать дивидендную политику. Государственная поддержка будет оказываться по следующим направлениям: предоставление государственных гарантий, вливание капитала в банковскую систему, защита накоплений граждан и депозитов, усиление банковских балансов через работу с «плохими» активами.
На саммите G-20 в Питтсбурге было принято консолидированное решение, учитывая конъюнктуру на мировых рынках, - продолжать меры по стимулированию экономики государств.
Создание новой архитектуры мирового финансового рынка и реформа международных финансовых институтов.
Все члены G-20 были едины в том, что необходимо усилить механизм контроля над банковским сектором, разработать и ввести международные стандарты, в частности, отрегулировать порядок выплаты бонусов менеджерам банков. По последнему вопросу выявились серьезные разногласия между Францией и США. Как заявила министр экономики Франции Кристин Лагард, «общественное мнение в большинстве европейских стран, включая мою страну, здесь в Великобритании и в США поражено и приведено в ужас объемами произведенных компенсационных выплат…». Если раньше Президент США Барак Обама был решительно настроен против огромных бонусных выплат менеджменту банков и компаний, которые из-за своего критического положения прибегли к государственной помощи, то после волны возмущения топ менеджеров он сдал свои позиции и занял примирительно-осторожную позицию. В конечном счете, по этому вопросу было выработано компромиссное решение. Поручили СФС разработать новые правила выплаты бонусов, связав денежное вознаграждение топ менеджерам с долговременными результатами работы банков и компаний. За выплатами должен быть установлен надзор. Как правило, никаких границ бонусов установлено не будет. Предполагается бонусы выплачивать не деньгами, а акциями компаний (и, как пояснила Ангела Меркель, только в случае длительного, устойчивого успеха их компаний). Однако не исключено, что в рекомендациях СФС будет предусмотрено ограничение суммарного размера компенсаций в финансовых организациях по отношению к уровню принимаемого риска. А.Кудрин заявил, что «мы должны следить, чтобы система вознаграждений не создавала новых пузырей». На совещании была также озвучена мысль, что необходимо избежать такой ситуации, когда банки, чтобы не ограничивать величину бонусов, имели бы возможность выбирать, в какой стране им удобнее вести деятельность.
Что касается деятельности системообразующих компаний и банков, то должны быть повышены пруденциальные нормативы (пруденциальный надзор должен определить единые правила игры для участников рынка и защитить инвесторов), рассчитанные исходя из финансовых последствий краха такой компании. Каждая из таких фирм должна будет разработать планы по выходу из чрезвычайных ситуаций, создать антикризисные нормативы, подготовить юридическую базу в случае необходимости сворачивания своей деятельности.
После окончания кризиса, по предложению американской стороны, банки должны увеличить свой капитал и повысить его качество. Будут введены международные количественные нормативы в отношении наличия высоколиквидных активов. Подчеркнуто, что банки не должны полагаться на сложные инструменты, увеличивая свой капитал за счет выпуска гибридных ценных бумаг, которые являются по существу долговыми обязательствами нежели акциями.
Запланировано последовательное и скоординированное внедрение единых международных стандартов, усиление надзора за рейтинговыми агентствами и хедж-фондами. Было высказано мнение, что провал в работе хедж-фондов (фондов управления рисками) был одной из причин мирового финансового кризиса.
Будут введены конкретные санкции к «налоговым оазисам» - оффшорам, которые не будут сотрудничать с правительствами и международными финансовыми структурами. Как сказал Гордон Браун, «эра банковской секретности окончилась». ОЭСР опубликовала список стран, способствующих сокрытию финансовых махинаций. Среди государств, имеющих проблемы в этой сфере числятся (т.н. «серый список»): Андорра, Лихтенштейн, Монако, Австрия, Нидерланды, Панама, Сан-Марино, Швейцария, Люксембург, Сингапур, Виргинские острова, Кайман острова, Багамские острова. Хуже всего дела обстоят в Коста-Рике, Малайзии, Филиппинах и Уругвае (т.н. «черный список»), которые не подписывали вообще никаких соглашений в отличие от вышеперечисленных государств, которые соглашения подписали, но их не выполняют. «Налоговые гавани» намечено прикрыть к марту 2010 года. До этого времени санкции к ним не будут применяться. До марта 2010 года должны быть заключены соглашения между государствами об обмене налоговой информацией. Новые контуры сотрудничества должны быть разработаны до конца 2009 года. Среди санкций может быть пересмотр отношения МВФ к той или иной стране. Экономические санкции могут вводить также члены «большой двадцатки». О готовности сотрудничать уже сообщили Коста-Рика, Уругвай, Виргинские острова, Кайман острова. О раскрытии информации о своих клиентах уже заявил швейцарский банк UBS, а Президент Швейцарской Конфедерации Йозеф Дайс сообщил на саммите в Питтсбурге, что она уже передала Соединеннным Штатам 4440 досье на американских вкладчиков.
Что касается идеи создания единой мировой валюты вместо доллара, то она поддержки на саммите G-20 не получила. Правда, в Питтсбурге возмутителем спокойствия оказался президент Всемирного банка Роберт Зелик. Он высказал опасение, что доллар может перестать быть мировой резервной валютой, ибо в результате финансового кризиса гегемония США пошла на убыль. Он допустил, что в скором времени евро и юань станут более предпочтительными для мировых финансовых структур. Такую позицию Роберта Зелика объясняют местью Америке за то, что Всемирный банк фактически отстранили от регулирования и прогнозирования экономических перспектив, доверив эти функции МВФ, которую еще недавно собирались ликвидировать. Но, мне представляется, что главную роль сыграла позиция не только России и Китая по данной проблеме, но и то, что инвестиционные фонды четырех нефтедобывающих стран Персидского залива потеряли в ходе текущего финансового кризиса 350 млрд. долларов. Они по традиции инвестировали деньги в банки Америки, а не Европы и теперь собираются свои финансовые ресурсы перенаправить в выгодные инвестиционные проекты.
Кстати, в печати появилась информация о том, что страны Персидского залива совместно с Китаем, Россией, Японией, Францией и рядом других государств готовятся покончить с долларовой монополией при заключении нефтяных сделок. В то же время в китайских банковских кругах самой реальной заменой доллара считают не корзину валют типа СДР, а золото. Потребность в больших объемах золота могут обеспечить страны Персидского залива, чьи золотовалютные резервы в долларовом эквиваленте приближаются к астрономической сумме в 2,1 трлн.
ФРС, с одной стороны, идя навстречу экспортерам своей страны, увеличивает массу долларов в обращении, что уже привело к ослаблению его позиций по отношению к валютам других стран. Так, индекс ICE, учитывающий котировки доллара к валютам шести основных торговых партнеров США, в октябре 2009 года приблизился к историческому минимуму (75,71 пункта) достигнув значения 75,77 пункта. Однако, проводя свою политику, ФРС не может не учитывать того обстоятельства, что обесценение доллара неизбежно приведет к тому, что на мировых рынках рухнут американские облигации. Мировые центральные банки начали переводить значительную часть своих валютных резервов в другие валюты, главным образом, в евро и иену. С другой стороны, как уже выше отмечалось, перенасыщение рынка долларами может привести к росту инфляции в США. Все в мире с нетерпением ждут решения ФРС о поднятии ставки.
Значительно укрепились позиции МВФ, ресурсы которого были увеличены с 250 млрд. долларов до 750 млрд. долларов. Причем было принято решение увеличить долю Европейского Союза во взносах в МВФ до 175 млрд. долларов. Еще до пересмотра взносов и долей в Уставном капитале МВФ государства ОЭСР имели в совокупности 60,35 % голосов, а на долю остальных стран, составляющих 84 % количества членов МВФ, приходилось лишь 39,75 %. Таким образом, США и Европейский Союз, имевшие наибольшие доли, располагали возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в этой организации, направляя ее деятельность в соответствии со своими интересами. Было очевидно, что существующая система распределения квот явно не соответствует новому раскладу сил в мировой экономике. К примеру, сейчас Китай располагает 3,7 % голосов, а Франция - 4,9 % при том, что китайская экономика в 1,5 раза превосходит по объему производства французскую.
После длительных дискуссий было принято решение о перераспределении квот в МВФ (на 5 %) и Всемирного банка (на 3 %) в пользу развивающихся стран (вместо 7 % и 6 % соответственно, как об этом договорились ранее на встрече в Великобритании). Этот пересмотр должен завершится в 2011 году. Еще одна уступка заключалась в том, что глав названных учреждений теперь необходимо назначать путем открытых процедур. До сих пор главой МВФ всегда назначали представителя Западной Европы, а Всемирного банка - представителя США. Указанный выше срок (2011 год) свидетельствует о нежелании США и Европейского Союза делится с властью в этих важнейших финансовых учреждениях с развивающимися и беднейшими странами. Однако, несмотря на уступки, решающий голос тем не менее останется за богатыми государствами.
Разработка мер по оказанию помощи беднейшим странам.
Помощь эта должна оказываться по линии МВФ, капитал которого был увеличен в 3 раза. За год (с сентября 2008 года по сентябрь 2009 года) МВФ выделил 15 развивающимся странам 163 млрд. долларов (сравни с триллионами, затраченными ведущими государствами для поддержания на плаву своих экономик).
Кроме того, при Всемирном банке создан трастовый фонд для оказания срочной помощи бедным и социально незащищенным слоям населения, терпящим бедствие в развивающихся странах. Россия уже приняла решение о выделении в этот фонд 50 млн. долларов.
Кстати, на саммите в Питтсбурге не без оснований было указано как МВФ, так и Всемирному банку на то, что выделение средств ими по просьбе нуждающихся государств должно оказываться без промедлений и предварительных условий. Это требование направлено на то, чтобы не усугублять одну из самых острых диспропорций в сложившейся системе глобального капитализма, так как сегодня большинство беднейших стран не имеет финансовых возможностей для осуществления даже минимальных антикризисных мер в своих экономиках, не говоря о том, чтобы расплачиваться по растущим долгам. Эксперты ООН однозначно заявили, что той суммы, которая была выделена «двадцаткой» совершенно недостаточно для того, чтобы обеспечить повышение сбалансированности глобальных мер стимулирования и их увязку с долгосрочными потребностями беднейших стран мира. Короче, дискриминация периферии продолжается, пропасть между богатыми и беднейшими странами углубляется, дисбаланс в мироэкономике нарастает. Все влиятельные политики это видят, но никто не желает решать эту проблему, созданную неолиберализмом, ограничиваясь подачками и громкими декларациями, которые сопровождают предоставление милости нищим, окружающим храм, выстроенный ТНК и международными банками.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что многие принципиальные положения реформирования мировой финансовой системы и сферы торговли носят чисто декларативный характер, так как невозможно быть уверенным в том, будут ли они когда-нибудь реализованы, как это, например, произошло с декларацией о бескомпромиссной и решительной борьбе с протекционизмом. При этом следует учитывать отчаянное сопротивление со стороны менеджмента ТНК, международных банков и различных финансовых фондов, которые настроены решительно против какого-либо вмешательства в их дела. Об их могуществе можно судить хотя бы по тому, как быстро сдал свои позиции Барак Обама в вопросе об ограничении размера бонусов банкирам.
Уроки кризиса.
Нынешний, шестнадцатый по счету экономический кризис во весь рост поставил в повестку дня вопрос о смене капитализма социализмом. И в разгар кризиса вновь актуальным стал вопрос - совершит ли человечество на этот раз качественный скачок в свое долгожданное будущее?
Наконец-то министрами финансов государств, входящих в «большую двадцатку», было официально признано, что «регулирование скорее ослабляет, чем усиливает цикличность экономики», а «невидимая рука» рыночной стихии может свалить ее в пропасть. Чтобы признать эту элементарную для любого марксиста истину, понадобилось полтора столетия. Уже на третий год нынешнего кризиса всем, кроме профессоров университетов, стало ясно, как божий день, что в том виде, в каком мировая экономика существовала до кризиса, она уже никогда не восстановится. Этот кризис является еще одной родовой схваткой, однако, к сожалению, не последней.
Уже осуществленные и планируемые G-20 меры призваны решить стратегическую задачу - укрепить разваливающийся фундамент глобального капитализма. Недооценивать влияние разработанных мер регулирования капиталистических мировых и национальных рынков ни в коем случае нельзя. Спасены ведущие международные банки, функционируют биржи. Доллар сохраняет пока свою роль главной мировой валюты. Повысилось значение таких международных институтов как МВФ, Всемирный банк, которые еще недавно были объектами критики и им предрекали скорую гибель. Однако надежда на то, что пакет конъюнктурных мер представляет собой «стратегию предотвращения кризисов в будущем», является, по меньшей мере, наивной.
Нынешний глобальный кризис был связан не только с перенакоплением капитала за счет нещадной эксплуатации ТНК и международными банками «периферийных» государств, не только с товарным перепроизводством, а явился следствием системных противоречий мировой экономики. У кризиса не одна и не две причины, их несколько. И пока не будут в той или иной мере разрешены накопившиеся противоречия, мировую экономику будет лихорадить.
Сегодня ясно, что потерпела фиаско идеология рыночного фундаментализма. Это должно было рано или поздно случиться, т.к. она не выдерживала никакой проверки практикой.
Особенно сильно кризис ударил по периферии глобального капитализма в результате оттока капитала, увеличения стоимости кредитов, снижения цен на сырье, уменьшения объема денежных переводов. Ожидается, что показатели дохода на душу населения снизятся, по меньшей мере, в 60 т.н. «развивающихся» странах (из 107 стран, по которым имеются в ООН данные). Снижение темпов экономического роста, как отмечают эксперты ООН, носит повсеместный характер, но наиболее заметным он будет в СНГ, странах Африки к югу от Сахары и в Латинской Америке. Кризис нанес окончательный удар по широко разрекламированной Декларации тысячелетия и программам по ликвидации нищеты и голода в мире. В докладе Экономического и Социального Совета ООН (от 13 мая 2009 года) сообщается, что с 2008 года наблюдается быстрый рост безработицы и, как ожидается, в 2009-2010 годах эта тенденция только усилится. По первоначальным прогнозам, число безработных в следующие два года должно увеличиться на 50 млн. человек, однако если ситуация будет продолжать ухудшаться (в чем нет никакого сомнения), то эта цифра вполне может удвоится. Число людей, которые не могут вырваться из нищеты и пополнят ряды обездоленных, будет на 73-103 миллиона человек больше, чем в случае сохранения докризисных темпов роста. Особенно сильно этот регресс будет ощущаться в Восточной и Южной Азии. И совершенно очевидно, что кризис уже привел к существенному сокращению расходов на систему социального обеспечения.
В настоящее время политико-экономическая мысль, возбужденная поисками выхода из кризиса, движется в трех направлениях.
1). Реформирование механизма функционирования глобального капитализма. Суть идеи: капитализм должен во что бы то ни стало сохранен, однако вместе с тем механизм его функционирования необходимо серьезно усовершенствовать.
Так, например, Д.Сорос, считая, что одним из основных противоречий современного глобального капитализма является противоречие между США, а также другими развитыми странами, с одной стороны, и периферийными странами, с другой стороны, которые несут большую часть бремени кризиса, предлагает серьезную реорганизацию МВФ и мировой денежной системы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57