А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Правление Каракаллы было весьма недолгим, но за это время он успел принять эдикт о даровании прав римского гражданства провинциалам, провести денежную реформу, значительно пополнить запасы продовольствия, а также продолжал строительные начинания своего отца, в том числе увеличив протяженность дорог до 53 000 миль.
Многие поступки он совершал под влиянием настроения или минутного желания. Так, войну с парфянами он начал из-за того, что персидский царь не отдал ему руку своей дочери, но этой войне не суждено было завершиться, т. к. во время похода императора убил ударом кинжала его конюший.
После Каракаллы власть захватил Марциан, но его правление было еще более неудачным, чем у Каракаллы, поэтому довольно скоро люди начали с ностальгией вспоминать Северов. Тем временем умерла Юлия Домна, добровольно уморив себя голодом. А ее место на вершине римского Олимпа заняла ее сестра Юлия Меза.
Юлия Меза была предприимчивой женщиной и быстро сообразила, что на волне недовольства Марцианом можно снова возвратить императорский трон своей семье. У нее не было сыновей, но зато ее две дочери, Юлия Соэмия и Юлия Маммея, имели по сыну. Обе они были замужем за богатыми сирийцами, но Юлия представила дело так, что якобы оба ее внука были незаконными сыновьями Каракаллы, который развлекался с обеими сестрами. Последние сомнения рассеяли деньги.
Подкупленные солдаты 16 мая 218 года провозгласили старшего внука Юлии Мезы Элагабала (на римский манер — Гелиогабал) императором. Получив титул императора, он присвоил себе имя Антинина, став, таким образом, последним из римских императоров, носивших его.
Марциан сначала не обратил внимания на слухи об этом событии, о чем очень скоро пожалел: восставшие легионы выступили против законного императора и в битве под Антиохией захватили его в плен и убили вместе с сыном.
Так пришел к власти четырнадцатилетний юнец, достойный Калигулы и Нерона, вошедший в историю своим непотребным поведением и жестокостью.
В Рим Антинин въехал со своим фетишем — коническим черным камнем, который, по легенде, был послан с неба, построил храм богу солнца и заставил ему поклоняться. Своему богу он приносил человеческие жертвы, с удовольствием копаясь потом во внутренностях. Причем для жертв он отбирал обычно здоровых красивых девочек и мальчиков, у которых были живы отец и мать.
В личной жизни он был довольно экстравагантен: переодевался в женскую одежду, любил публично обнажаться, обожал эпатировать окружающих, неважно чем своими ли связями с плебеями-мужчинами (и даже женитьбой на них) или женитьбой на весталках.
В свободное время он развлекался, проводя различные лотереи, в которых можно было выиграть, например, десять верблюдов или десять мух, десять фунтов золота или десять фунтов свинца. Своим друзьям он каждый день что-нибудь дарил, оставляя без подарка только честных людей, которых считал пропащими. Он даже говорил, что не хочет иметь детей, ибо среди них кто-нибудь может оказаться честным человеком.
Разнообразие в его жизнь вносили многочисленные и очень дорогие обеды — его любимыми блюдами были пятки верблюдов, гребни, срезанные у живых петухов, языки павлинов и соловьев. Его дворцовой охране подавали миски, доверху наполненные мозгами фламинго и дроздов, яйцами куропаток, печенью и сердцами краснобородок.
Император завел обычай устилать цветами столовые, ложа, портики, где он прогуливался. Для развлечения он приказывал засыпать гостей лепестками цветов, которых было так много, что некоторые гости не могли выбраться из завалов и умирали от нехватки воздуха.
Обычными делами он занимался ночью, а ночными — днем, считая это признаком роскошного образа жизни.
Разумеется, при таком образе жизни у Гелиогабала оставалось совсем мало времени на государственные дела. Поэтому за него правила его бабка Юлия Меза и мать Юлия Соэмия. Гелиогабал даже впервые в истории разрешил им присутствовать на заседаниях сената и дал право голоса при принятии решений.
Он продавал почетные должности, звания, набирал людей в сенат, не считаясь ни с их социальным происхождением, ни с возрастом, ни с цензом.
Все это вызывало недовольство в римском обществе. Последней каплей, переполнившей чашу терпения народа, был приказ об убийстве Александра Севера. (Предвидя будущее, Юлия Меза уговорила внука возвысить его двоюродного брата Алексиана (208–235) до цезаря. Это было сделано, как обычно, путем усыновления, при этом кузен принял имя Севера Александра.)
Солдаты повернули оружие на самого императора, убили его самого в отхожем месте, где он пытался спрятаться, его мать и его любовников.
Их тела протащили через весь город, изуродовали и сбросили в сточную канаву, идущую в Тибр.
Интересно, что насильственная смерть была предсказана Гелиогабалу сирийскими жрецами. Поэтому он приготовил себе заранее веревки, свитые из шелка, чтобы удавиться, золотые мечи, чтобы заколоться, яды в драгоценных камнях, чтобы отравиться в случае необходимости. Он говорил, что его смерть должна быть драгоценной и роскошно обставленной. Ирония судьбы — ни одно из этих средств ему не пригодилось, а смерть его была самой позорной в истории Рима.
После смерти Гелиогабала называли Тиберином, Протащенным, Грязным и другими именами, в зависимости от того, какое событие его жизни хотели подчеркнуть.
Александр Север был провозглашен императором. Теперь на первый план вышла Юлия Маммея. Она извлекла урок из правления своей сестры и племянника, поэтому максимально сократила расходы на содержание двора, старалась вернуть справедливые законы, отмененные прежними императорами. Ее политика как нельзя лучше отвечала нраву и пристрастиям нового императора. К сожалению, все его попытки поправить положение в стране приводили лишь к временным результатам.
Александр Север был очень образованным человеком: он знал несколько языков, был силен в красноречии, сведущ в астрологии, занимался геометрией, рисовал, пел, играл на лире, флейте, на органе и трубе. Как и Септимий Север, он не хотел, чтобы его называли сирийцем, поэтому представил свою родословную таким образом, что она показывала его происхождение от древнего рода Метеллов.
По натуре человек более склонный к созерцательности, чем к действиям, он имел блестящие проекты преобразований империи, но почти не имел шансов их воплотить. Хотя многие его достижения историки восхваляют: он пополнил запасы хлеба, растраченные Гелиогабалом, провел денежную реформу, много строил, открыл учебные заведения для мальчиков и девочек.
В начале 30-х годов III в. на страну, раздираемую внутренним политическим и экономическим кризисом, одновременно напали персы и аламанны. И в этот момент выявилось все убожество римской армии.
Благодаря умело назначенным наместникам он восстановил дисциплину в армии и смог противостоять своим противникам. Однако это продолжалось недолго: в 230 и 232 годах его армия была разгромлена персами, которые, правда, не смогли воспользоваться плодами своей победы, поэтому считается, что Александр успешно воевал с персами.
Одновременно германские племена постоянно тревожили границы империи. В такой ситуации Александр начал переговоры. Когда это стало известно, войска взбунтовались. Гнев солдат обратился в первую очередь на Юлию Маммею, которая сократила им жалованье, и на самого императора, склонного к мирной жизни и не заботившегося о своей армии.
Бунт вылился в убийство Александра Севера и его матери недалеко от Бретзенгейма у Майнца.
Так прекратила свое существование династия Северов, вначале выдвинутая и поддержанная армией, армией же и отправленная в небытие.
САСАНИДЫ

Шихингиахи
С династией Сасанидов (226–642) связано возвышение Ирана в ходе многочисленных войн с Византией и не менее многочисленные восстания.
Правители Сасаниды заботились о процветании ремесел, торговли и наук, но они же часто жестоко казнили непокорных, но бывало и так, что некоторые из сасанидов сами подвергались казни.
При Сасанидах столицей был сначала древний Персеполь, а потом — в связи с тем, что в Месопотамии постоянно шли войны, — город Ктесифон на реке Тигр. Страна была разделена на восемнадцать сатрапий, которыми управляли губернаторы, назначавшиеся «царем царей» — шахиншахом.
Основателем династии был один из князей южноиранской области Фарса— Ардашир I (226–241). Он сверг правившую до этого династию Аршакидов и при помощи Заратуштры пришел к власти. Дед Ардашира, по имени Сасан (откуда и пошло название династии — Сасаниды), был Магом, или жрецом, зороастризма, которое исповедовал Заратуштра, а сам Ардашир говорил: «Престол царя — опора алтаря, алтарь — опора царского престола».
После Ардашира на престол взошел Шапур I (241–272), значительно расширивший пределы государства и прославившийся тем, что во время войны с Римом у Эдессы в 260 году разбил римлян и взял в плен императора Валериана.
Во время правления шаха Бахрама І в Иране появился пользовавшийся популярностью в народе проповедник Мани, на основе зороастризма создавший собственное учение и осуждавший существовавшие общественные порядки. Мани выступал против государственной религии зороастризма, осуждал ее обряды, жертвоприношения и богатство жрецов. Он рекомендовал своим последователям аскетизм и безбрачие.
Бахрам приказал заключить в тюрьму хулителя веры, а потом и казнить его, содрав с живого кожу. Казнь состоялась в 276 году.
В 309 году к власти пришел шах Шапур II, правивший семьдесят лет. Он успешно воевал с кушанскими княжествами и присоединил к Ирану многие римские территории.
Несколько столетий спустя в Иране появилась новая религиозная секта — маздакиды. Ее лидер Маздак учил, что свое бедственное положение можно исправить, борясь со злом, и призывал бороться против все увеличивающегося неравенства. С 488 и до конца 520-х годов учение Маздака широко распространилось в Иране.
Последователи Маздака начали захватывать земли у знати, отказывались платить налоги и нести повинности. Правительство сначала не решалось выступить против восставших, к тому же шах Кавад I, враждовавший со знатью, сам некоторое время исповедовал это учение.
В 529 году сын Кавада, Хосров, разбил маздакидов, тысячи приверженцев этого учения были казнены, лишь немногие спаслись в Средней Азии.
В 531 году, после смерти Кавада, Хосров I Ануширван (Бессмертный) стал шахом. Он правил до 579 года, и это правление стало одним из самых значительных в истории государства Сасанидов.
Хосров извлек уроки из восстания маздакидов. Он пересмотрел земельную политику, при нем были составлены новые земельные кадастры, упорядочено налогообложение, развивалась торговля. При Хосрове расширилось строительство оросительных сооружений — каналов, дамб, плотин и т д.
Хосров оказывал помощь и ученым, известно, что он принял у себя изгнанных из Византии Юстинианом философов-неоплатоников. При нем велась официальная хроника выдающихся политических событий, были переведены многие литературные произведения с греческого, сирийского и индийского языков. Предполагают, что при Хосрове появился сборник «Тысяча сказок», ставший основой для знаменитого арабского сборника сказок «Тысяча и одна ночь».
Но все эти деяния Хосров совершал на фоне непрекращающихся войн с соседними народами. Особенно упорно он воевал против Византии. В 540 году он захватил и сжег дотла Антиохию, а ее жителей поселил в предместье Ктесифона, получившем название «Хосроева Антиохия».
На востоке Хосров вел войны с кочевниками, жившими в междуречье Амударьи и Сырдарьи.
Он вел войны в Закавказье и Месопотамии до тех пор, пока обессиленные народы не попросили мира на пятьдесят лет Договор был подписан в 562 году.
В 570 году в Южной Аравии Хосров захватил Йемен, что послужило поводом для начала новой двадцатилетней войны с Византией, закончившейся уже при его сыне.
После смерти Хосрова власть Сасанидов стала ослабевать. Все чаще поднимали восстания правители провинций, знать высказывала свое недовольство. Крупное восстание под предводительством Юахрама Чобина в 590 году чуть не привело к низложению династии Шах Хосров II Парвиз (590–628) даже был вынужден обратиться за помощью к византийскому императору и лишь при помощи его войск восстановил свою власть. За эту услугу Византия получила приграничную полосу в Закавказье.
Но мир с Византией был недолгим, в 602 году война возобновилась, и поначалу Хосров II даже добился некоторых успехов, дошел почти до самого Константинополя, но потом был вынужден отступить и в 613–620 годах завоевал Сирию, Палестину и Египет. Против ослабленного этими войнами Хосрова II выступил византийский император Ираклий, в 628 году подошедший к стенам Ктесифона.
В народе все больше увеличивалось недовольство действиями Хосрова II, поэтому ввиду близкой опасности он был низложен, а новым шахом знать выдвинула его сына, Кавада II. Кавад II первым делом приказал казнить отца, а потом заключил мир с византийцами, которые получили назад все ранее завоеванные иранцами земли.
Но и Каваду II не суждено было долго править: уже в 632 году трон перешел к Иездегерду III (632–652), который не имел в стране никакого авторитета и при котором Иран был легко завоеван в 642 году арабским халифом Омаром. Иездегерд скрывался на восточных окраинах некогда большой империи, но в 652 году он был убит одним тюркским князьком у которого безуспешно пытался найти приют.
АРШАКИДЫ
Это древняя восточная династия, восходящая к парфянскому царю Аршаку Великому, утверждавшему, что он — потомок Ахеменидов. Его потомки правили Персией (до 226 г.) и Арменией (до 428 г.). Государство Аршакидов достигло своего расцвета при царе Тигране II Великом. С древнейших времен Аршакиды носили красные шаровары и обувь и ездили на белых скакунах, хвост и грива которых были выкрашены в розовый цвет.
Армения располагалась между Персией и Византией. Могущественные соседи практически все время находились в состоянии вражды, и от того, на чьей стороне была эта маленькая страна, зависело их военное счастье.
Когда в 226 году Артаван, последний персидский Аршакид, был свергнут с престола восставшим вассалом — Арташиром Сасанидом, армяне, чтобы отстоять свою правящую династию и независимость Армении от персов, вынуждены были заключить союз с византийцами. Это обстоятельство толкнуло армянских Аршакидов и к принятию христианства.
Правил тогда царь Трдат Великий (287–332). Трдат отличался умом, богатырской статью и непобедимой доблестью. Он провел административную реформу, разделив страну на 620 княжеств, которые назывались нахарарствами. (Его правнук Аршак II увеличил их количество до 900.) Во главе каждого княжества стоял князь, или нахарар.
Нахарарство передавалось по наследству. Самым крупным нахараром был, конечно, царь. Ему принадлежала вся Айраратская область, расположенная в центре страны. Айрарат был царской вотчиной и потому был неделим. Более того, в Айрарате могли жить только царь и его наследник, прочие члены царской семьи не имели права селиться в этой области, им выделяли отдельные нахарарства. Но со временем родственников у царя стало так много, что он уже не мог обеспечить княжествами их всех. И это при том, что им не разрешалось заниматься каким-либо полезным делом, родственники Аршакидов-царей были обречены на вечное безделье. Предполагалось, что за пирами и охотой они настолько отупеют, что не смогут плести интриги и приобрести необходимые навыки для ведения боевых действий против царя.
Только один из Аршакидов, племянник Аршака II Гнел, посмел нарушить традицию и поселился в Айрарате. Это было его роковой ошибкой, т. к. он не только лишился жены — голубоглазой блондинки Парандзем, но и был убит.
Аршакиды быстро поняли, что помимо амбициозных родственников возжелать верховной власти могут и князья, наиболее сильные нахарары, поэтому они проводили политику, направленную на ослабление вассальных князей. Трдат Великий, все усилия которого сводились к распространению христианства, для острастки истребил сильный нахарарский род Слкуни. Его сын Хосров II правил всего девять лет, но за это время он успел залить кровью княжество Ахдзника, убил князя Бакура, а его сына выслал. После этого он издал указ, согласно которому князья, имевшие войско от 1 до 10 тысяч воинов, обязаны были неотлучно находиться при царе. Для развлечения нахараров был построен город Двин, в котором он построил роскошный дворец, а рядом с городом велел посадить лес, названный Хосровакерт. Двин стал одной из столиц армянских царей, наряду с Ваном и Вагаршаптом.
Получив корону из рук Византийского императора, Хосров вызвал гнев персидского царя Шапура (правил Персией в 309–379 г.), который послал своего брата Нерсеха с заданием убить армянского царя.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71