А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Чтобы избавить ее от нападок, Николай Петрович взял Прасковью Ивановну с собой в Петербург, куда был призван по делам службы. Хотя здоровье Параши и не позволяло ей путешествовать (она была больна туберкулезом), она поехала с ним. По приезде в столицу у нее пошла горлом кровь. Вскоре заболел и Николай Петрович. Болезнь заставила его задуматься о тщете земного бытия и о том, что может ожидать Парашу, если он умрет. А ничего хорошего ее не ждало: она досталась бы сестре Николая Петровича, Варваре, которая была зла на весь мир после того, как муж, оставив ее, ушел к простолюдинке.
Отпуская на волю Парашу, Николай Петрович записал ее как Ковалеву. Ковалева — это та же Кузнецова, но, по его мнению, новая фамилия звучит благороднее.
Измучившись мыслью о неравенстве, Николай Павлович придумал выход из положения: по его приказу ловкий стряпчий начал поиски подходящей родословной для Параши Ковалевой. Стряпчий быстро нашел документы некоего Якуба Ковалевского, польского дворянина, попавшего в плен еще при Петре Васильевиче Шереметеве и давший якобы начало роду Прасковьи Ивановны. В Белоруссии был найден обедневший дворянин Ковалевский, который и стал официально отцом Параши.
Теперь требовалось только разрешение на брак от государя, но его Николай Петрович ждать не стал и 8 ноября 1801 года тайно обвенчался с Прасковьей Ивановной в Москве.
Странная судьба была у этой девушки: при рождении она была записана Кузнецовой, у княжны она звалась Горбуновой — по прозвищу ее отца, больного костным туберкулезом, потом по прихоти молодого барина, увлекавшегося минералогией и давшего всем актерам фамилии по названию драгоценных камней, стала Жемчуговой. Получив вольную, она стала Ковалевой, получив дворянство, писалась Ковалевской, а после замужества Шереметевой.
Но последнюю фамилию долго носить ей не пришлось: 3 февраля 1803 года она родила сына и через двадцать дней умерла.
После смерти жены Николай Петрович сообщил всем о рождении сына и одновременно о смерти жены. Задним числом одобрил брак Шереметева и царь Александр I, которого убедили в том, что Прасковья Ивановна была дворянкой. Таким образом, наследник, Дмитрий Николаевич, был признан законным.
После смерти Прасковьи Ивановны Николай Петрович замкнуто жил в петербургском доме, окруженный бывшими крепостными актерами. В это время он совсем забросил театр и занимался постройкой Странноприимного дома, на который Прасковья Ивановна отписала все деньги, которыми владела.
Умер Николай Петрович в 1809 году, оставив сыну замечательный дворец в Останкино, наполненный всевозможными предметами искусства.
Сын его, Дмитрий Николаевич, был блестящим офицером, гулякой и водил знакомство со многими известными людьми, в том числе и с А. С. Пушкиным.
Во время выступления на Сенатской площади он был среди тех, кто по приказу царя стрелял в восставших. Это событие потрясло его настолько, что он замкнулся в себе, стал искать уединения и нашел выход в набожности. Он проводил дни в постах и молитвах, и рассказы о великолепных праздниках и приемах в Кускове и Останкине, на которых присутствовали русские и заграничные цари и императоры, очень скоро стали звучать как легенды.
Сергей Дмитриевич родился 14 ноября 1844 года. Наследник огромного состояния, он получил отличное образование и был благороднейшим человеком своего времени.
Свою жизнь он посвятил общественной и научной деятельности. Он носил звание обер-егермейстера императорского двора, был сенатором.
Сергей Дмитриевич был инициатором и создателем Общества любителей древней письменности. Общества ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III, Комитета попечительства о русской иконописи. Общества возрождения древнерусской одежды. Участвовал он и в работе научных обществ: Археографической комиссии. Русского исторического общества, Общества истории и древностей российских при Московском университете. Общества древнерусского искусства при Румянцевском музее. Исторического общества Нестора летописца. Был он почетным членом Академии наук, Петербургского археологического института.
Он написал и издал более 150 статей по истории, генеалогии, географии России, подготовил и издал на собственные деньги десятки томов русских летописей, грамот, исторических актов, в том числе рукописи из семейного архива.
В 1885—90 годах Сергей Дмитриевич был московским губернским предводителем дворянства, ас 1871 года и до конца своих дней — попечителем Странноприимного дома Шереметевых.
Во всех делах Сергея Дмитриевича поддерживала жена, внучка поэта П.А. Вяземского, Екатерина Павловна Несмотря на то, что у нее было семеро детей, Екатерина Павловна находила время на благотворительность, заведование отделом «учебников и отдельных листов» в Обществе древней письменности, подготовку рукописей к изданию и собирание гербариев.
В 1899 году в имении Остафьево, купленном Сергеем Дмитриевичем у брата жены, он открыл общедоступный музей. Основой экспозиции стала коллекция памятников старины и искусства, собранная Павлом Петровичем Вяземским.
Екатерина Павловна тоже создала музей — усадьбу Михайловское, где экспонировались естественно-научные коллекции и был разбит ботанический сад. С 1897 года музей издавал «Естественно-историческую коллекцию гр. Е.П. Шереметевой в с. Михайловском Московской губернии», где Екатерина Павловна в числе прочих печатала и свои исследования.
Получив в наследство богатейшие библиотеки, собранные его предками, Сергей Дмитриевич в 1860-х годах начал собирать собственную и к концу его жизни она насчитывавала до 70 000 томов.
Жил Сергей Дмитриевич в своем имении Михайловское, бывая иногда в Кускове и Остафьеве.
После отмены крепостного права содержание парков и ансамбля Останкина стало обременительным, и Сергей Дмитриевич большую часть территории этих имений продал под дачи. Он и себе построил дачу по соседству с опустевшим дворцом.
После октябрьской революции, когда все имущество Шереметевых было национализировано, Сергей Дмитриевич наотрез отказался эмигрировать и остался в Москве. Вместе с сыном он выступил с инициативой создать в Москве собрание частных архивов и предложил для этого свой дом на Воздвиженке. Останкинский дворец стал первым в стране историко-бытовым музеем, а в 1919-м и имение Кусково стало краеведческим музеем.
Усадьба Михайловское была национализирована, музей и ботанический сад прекратили свое существование, судьба коллекций неизвестна.
Сергей Дмитриевич умер в конце 1918 года, но его дело продолжил сын, Павел Сергеевич, возглавивший музей в Остафьеве. С Павлом Сергеевичем жила и Екатерина Павловна, которая умерла в 1929 году.
ГАБСБУРГИ

Императоры, сделавшие выборную должность наследственной
Габсбурги — это династия, правившая Священной Римской империей германской нации (до 1806 г.), Испанией (в 1516–1700 гг.), Австрийской империей (формально с 1804 г.) и Австро-Венгрией (в 1867–1918 гг.).
Габсбурги являлись одним из наиболее богатых и влиятельных семейств Европы. Отличительной чертой внешности Габсбургов была выдающаяся, слегка отвисшая нижняя губа.
Семейный замок старинного рода, построенный в начале XI века, назывался Габсбург (от Habichtsburg — Гнездо Ястреба) От него династия получила имя. Фамильный замок Габсбургов — Шенбрунн — находится неподалеку от Вены. Это модернизированная копия Версаля Людовика XIV, здесь протекала значительная часть семейной и политической жизни Габсбургов. А главной резиденцией Габсбургов в Вене был дворцовый комплекс Хофбург (Бург).
В 1247 году граф Рудольф Габсбург был избран королем Германии, положив начало королевской династии. Рудольф I присоединил к своим владениям земли Богемии и Австрии, которые стали центром доминиона. Первый император из правящей династии Габсбургов — Рудольф I (1218–1291), германский король с 1273 года. Во время своего правления в 1273–1291 годы он отнял у Чехии Австрию, Штирию, Каринтию и Крайну, которые стали основным ядром владений Габсбургов.
Рудольфу I наследовал Альберт I, избранный королем в 1298 году. Затем в течение почти ста лет немецкий престол занимали представители других семейств, до тех пор, пока в 1438 году королем не был избран Альберт II. С тех пор представители Габсбургской династии постоянно (за исключением единственного перерыва в 1742–1745 гг.) избирались королями Германии и императорами Священной Римской империи. Единственная попытка в 1742 году избрать другого кандидата, баварского Виттельсбаха, привела к гражданской войне.
Габсбурги получили императорский трон в то время, когда удержаться на нем могла только очень сильная династия Усилиями Габсбургов — Фридриха III, его сына Максимилиана I и правнука Карла V — был восстановлен высочайший престиж императорского титула, а сама идея империи получила новое содержание.
Максимилиан I (император с 1493 по 1519 г.) к австрийским владениям присоединил Нидерланды. В 1477 году, вступив в брак с Марией Бургундской, он добавил к владениям Габсбургов и Франш-Конте, историческую провинцию на востоке Франции. Своего сына Карла он женил на дочери испанского короля, а благодаря удачной женитьбе своего внука получил права и на чешский престол.
После смерти Максимилиана I на императорскую корону Священной Римской империи претендовали три могущественных короля — сам Карл V Испанский, Франциск Ї Французский и Генрих VIII Английский.
Но Генрих VIII быстро отказался от короны, а Карл и Франциск продолжали друг с другом эту борьбу почти всю жизнь.
В борьбе за власть Карл использовал для подкупа курфюрстов серебро своих колоний в Мексике и Перу и деньги, взятые в долг у самых богатых банкиров того времени, отдав им за это в откуп испанские рудники. И курфюрсты избрали на императорский престол наследника Габсбургов. Все надеялись, что он сумеет противостоять натиску турок и защитить Европу от их вторжения с помощью флота. Нового императора заставили принять условия, по которым занимать государственные должности в империи могли только немцы, немецкий язык должен был употребляться наравне с латинским, а все собрания государственных чиновников должны были проходить только с участием курфюрстов.
Так Карл V стал правителем огромной империи, в которую входили Австрия, Германия, Нидерланды, Южная Италия, Сицилия, Сардиния, Испания и испанские колонии в Америке — Мексика и Перу. Находившаяся под его властью «мировая держава» была так велика, что над ней «никогда не заходило солнце».
Карлу V даже его военные победы не принесли нужного успеха. Целью своей политики он провозгласил создание «всемирной христианской монархии». Но внутренние распри между католиками и протестантами развалили империю, о величии и единстве которой он мечтал. В его правление в Германии вспыхнула Крестьянская война 1525 года, произошла Реформация, в Испании в 1520–1522 годах произошло восстание комунерос.
Крушение политической программы заставило императора в итоге подписать Аугсбургский религиозный мир, и теперь каждый курфюрст в пределах своего княжества мог придерживаться той веры, которая ему больше нравилась — католической или протестантской, то есть был провозглашен принцип «чья власть, того и вера». В 1556 году он отправил курфюрстам послание с отречением от императорской короны, которую он уступил своему брату Фердинанду I (1556—64), еще в 1531 году избранноту римским королем. В том же году Карл V отрекся и от испанского престола в пользу своего сына Филиппа II и удалился в монастырь, где и умер спустя два года.
Кастилии в 1520–1522 гг против абсолютизма. В битве при Вильяларе (1521) повстанцы были разгромлены, в 1522 году прекратили сопротивление. Правительственные репрессии продолжались до 1526 года Фердинанд I сумел закрепить за Габсбургами право владения землями короны св. Вацлава и св. Стефана, что значительно увеличило владения и престиж Габсбургов. Он терпимо относился и к католикам, и к протестантам, в результате чего великая империя фактически распалась на отдельные государства.
Уже при жизни Фердинанд обеспечил преемственность, проведя в 1562 году выборы римского короля, на которых победил его сын Максимилиан II. Это был образованный человек с галантными манерами и глубокими познаниями в современной культуре и искусстве. Максимилиан II вызывает весьма противоречивые оценки историков: он и «загадочный император», и «терпимый император», и «представитель гуманистического христианства Эразмовой традиции», но в последнее время его чаще всего называют «императором религиозного мира». Максимилиан продолжил политику своего отца, который стремился к поиску компромиссов с оппозиционно настроенными субъектами империи. Такая позиция обеспечила императору необычайную популярность в империи, что способствовало беспрепятственному избранию его сына, Рудольфа II, римским королем, а затем и императором.
Рудольф воспитывался при испанском дворе, обладал глубоким умом, сильной волей и интуицией, был дальновидным и рассудительным, но при всем при том он был робок и склонен к депрессиям. В 1578 и 1581 гг. он перенес тяжелые болезни, после чего перестал появляться на охоте, турнирах и празднествах. Со временем в нем развилась подозрительность, и он стал бояться колдовства и отравления, иногда он подумывал о самоубийстве, а в последние годы искал забвения в пьянстве.
Историки считают, что причиной его душевной болезни была холостяцкая жизнь, однако это не совсем верно: император имел семью, но не освященную узами брака. Он состоял в длительной связи с дочерью антиквара Джакопо де л а Страда Марией, и у них родилось шестеро детей.
Любимый сын императора, Дон Джулио, был душевнобольным, совершил жестокое убийство и умер в заключении.
Рудольф был чрезвычайно разносторонне увлеченным человеком: он любил латинскую поэзию, историю, много времени отдавал занятиям математикой, физикой, астрономией, интересовался оккультными науками (есть легенда, что Рудольф имел контакты с раввином Левом, якобы создавшим «Голема», искусственного человека). Во время его правления значительное развитие получили минералогия, металлургия, зоология, ботаника и география.
Рудольф был крупнейшим коллекционером Европы. Его страстью были работы Дюрера, Питера Брейгеля Старшего. Он был известен также как коллекционер часов. А кульминацией его поощрения ювелирного искусства стало создание великолепной императорской короны — символа Австрийской империи.
Он проявил себя как талантливый полководец (в войне с турками), но не смог воспользоваться плодами этой победы, война приняла затяжной характер. Это вызвало восстание в 1604 году, а в 1608 году император отрекся от престола в пользу брата Маттиаса. Надо сказать, что Рудольф II долго сопротивлялся такому повороту дел и растянул передачу полномочий наследнику на несколько лет. Такая ситуация утомила и наследника, и население. Поэтому все вздохнули с облегчением, когда Рудольф II умер от водянки 20 января 1612 года.
Маттиасу досталась лишь видимость власти и влияния. Финансы в государстве были полностью расстроены, внешнеполитическая обстановка неуклонно вела к большой войне, внутренняя политика грозила очередным восстанием, а победа непримиримой католической партии, у истоков которой стоял Маттиас, фактически привела к его свержению.
Это невеселое наследство досталось Фердинанду Среднеавстрийскому, избранному римским императором в 1619 году. Он был приветливым и щедрым господином для подданных и очень счастливым мужем (в обоих своих браках).
Фердинанд II любил музыку и обожал охоту, но работа стояла у него на первом месте. Он был глубоко религиозен. За время своего правления он успешно преодолел ряд тяжелых кризисов, ему удалось объединить политически и конфессионально разделенные владения Габсбургов и начать подобное объединение в империи, завершить которое предстояло его сыну, императору Фердинанду III.
Важнейшим политическим событием эпохи правления Фердинанда III является Вестфальский мир, с заключением которого завершилась Тридцатилетняя война, начавшаяся как восстание против Маттиаса, продолжившаяся при Фердинанде II и остановленная Фердинандом III. К моменту подписания мира 4/5 всех ресурсов ведения войны находились в руках противников императора, были разгромлены последние части императорской армии, способные маневрировать. В этой ситуации Фердинанд проявил себя как твердый политик, способный самостоятельно принимать решения и последовательно претворять их в жизнь. Несмотря на все поражения, император воспринимал Вестфальский мир как успех, предотвративший еще более тяжкие последствия. Но договор, подписанный под давлением курфюрстов, принесший мир империи, одновременно подорвал авторитет императора.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71