А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Соперниками Кеннеди были вице-президент США Ричард Никсон и губернатор штата Нью-Йорк Нельсон Рокфеллер. Но к этому времени Джону уже удалось добиться популярности среди населения во многих штатах и получить поддержку влиятельных кругов Уолл-Стрита.
Кандидатура Кеннеди устраивала монополистов северо-востока США. Кроме того, он не испытывал недостатка в средствах — состояние активно помогавшего сыну Джозефа Кеннеди составляло около 400 миллионов долларов. Ко всему прочему у Кеннеди была мощная, хорошо налаженная избирательная машина и огромное количество добровольных помощников.
20 января 1961 года в Вашингтоне состоялась инаугурация Джона Кеннеди в должность президента Соединенных Штатов. В правление Кеннеди произошло множество исторически значимых событий. При нем были созданы предпосылки военной агрессии США во Вьетнаме, возникла серьезная угроза термоядерной войны в октябре 1962 года в результате возникшего Карибского кризиса. Но Кеннеди первым заявил о необходимости взаимного сотрудничества с Советским Союзом, в то время одним из самых могущественных в военном отношении государством. Вскоре после этого заявления 5 августа 1963 года в Москве им был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космосе и под водой. Сейчас, спустя много лет после заключения этого договора, можно сказать, что он был первым шагом к подведению черты под долгим периодом «холодной войны».
Возможно, Кеннеди добился бы многого, если бы 22 ноября 1963 года в Далласе, штат Техас, не произошла трагедия. Выстрелом из снайперской винтовки президент США Джон Фицджеральд Кеннеди был убит.
Убийство это не раскрыто до сих пор. Загадочно ушли в мир иной не только самый молодой в истории страны президент, но и его убийца, и убийца убийцы, и многочисленные свидетели, которые могли бы пролить хоть какой-то свет на эту трагедию.
Версий выдвигалось много. Официальная была скоропалительна и до подозрительности проста: убийство — дело рук маньяка-одиночки Ли Харви Освальда. И хотя именно она фигурирует во всех справочных изданиях, в нее мало кто верит. До сих пор большая часть американцев убеждена: официальные круги скрывают правду об убийстве, и Джон Кеннеди пал жертвой заговора. К этому же выводу в 1979 году пришла комиссия палаты представителей. Но чей же это заговор?
Одни говорили, что, начав выпускать казначейские билеты США, президент тем самым задел интересы так называемого Федерального резерва, который контролировал выпуск банкнот и управлял финансовой ситуацией не только в США, но и во всем мире. После убийства Джона Кеннеди вице-президент Линдон Джонсон без лишней огласки вновь возвратился к банкнотам Федерального резерва.
Другие считали, что Кеннеди убрали в ответ на объявленную им войну с организованной преступностью. А третьи были убеждены в том, что президент был активным противником силового решения проблем во Вьетнаме. Через три дня после убийства Линдон Джонсон аннулировал директиву о выводе американских войск из Вьетнама, а в 1964 году, став президентом, значительно увеличил там американское военное присутствие.
Есть мнение, что Джона Кеннеди убили за его попытки ослабить всемогущее ЦРУ: он снял с должности не только директора ЦРУ Аллена Даллеса, но и его ближайшее окружение. А такое не прощают. Утверждали, что результат работы специальной комиссии под председательством верховного судьи Эрги Уоррена, назначенной для расследования убийства президента, был предрешен: не было никакого заговора. Ничего удивительного, комиссия состояла в основном из сотрудников ЦРУ (в нее входил даже уволенный шеф Аллен Даллес).
Клан Кеннеди всегда был славен своей моральной и финансовой поддержкой друг друга. Став президентом, Джон Кеннеди назначил на пост министра юстиции своего среднего брата Роберта. Кроме того, он содействовал избранию 30-летнего младшего брата Эдварда в сенаторы и назначил своего зятя, Сарджента Шрайвера, директором только что созданного «Корпуса мира». В то время в политических кругах утверждали, что три брата Кеннеди, занимая друг за другом президентский пост, смогут сохранить его за семьей вплоть до 1984 года.
Роберт Кеннеди совершенно не обладал качествами своего брата — легкостью в обращении с людьми и умением их очаровывать. В ноябре 1964 года его избрали сенатором от штата Нью-Йорк, и с 1965 года он заседал в сенате США. Еще при жизни Джона ходили слухи о том, что Роберт в 1968 году обязательно будет баллотироваться в президенты. Хорошо знавшие его люди говорили, что Бобби может оказаться «опасно-авторитарно настроенным президентом». За 15 лет работы в органах юстиции Роберт приобрел профессиональные навыки в уголовном розыске. Человек, избравший целью жизни эти занятия, мог бы только гордиться этими качествами. Но Роберт собирался стать ведущим политическим деятелем. Многие его высказывания порой приводили политиков в недоумение. (Например, его заявление лидерам правящей партии Танзании о том, что неплохо было бы завести в Соединенных Штатах такую же однопартийную систему.) Роберт постоянно находился под огнем критики. В возрасте 27 лет он короткое время прослужил младшим советником в комитете Маккарти, развернувшем «охоту на ведьм» в стране. Сам Кеннеди, когда ему исполнилось сорок лет, заявил, что понимает, почему его не любят, ведь он был замешан «в стольких схватках, в стольких стычках». В его облике было что-то отталкивающее. Миллионам американцев его стремление к власти представлялось пугающим и зловещим. Отпугивала прежде всего беспощадность Роберта. Его видели в телепередачах — указующий перст, удары по столу, холодный взгляд. Но надо отдать ему должное, если в начале 60-х годов Роберт был одним из ярых сторонников агрессии во Вьетнаме, то в 1966 году он стал высказываться за прекращение войны путем переговоров.
Вскоре в семье произошло новое несчастье. Через восемь месяцев после гибели президента Эдвард Кеннеди попал в авиационную катастрофу. Двое пассажиров погибли, а Эдвард получил серьезную травму позвоночника. Только через много месяцев он смог встать на ноги и отныне должен был носить корсет. Так сложилось, что с самолетами у Кеннеди связана не одна семейная трагедия. Гибель на войне в бомбардировщике старшего брата Джо, родители жены Роберта разбились в авиационной катастрофе, в самолете же разбился ее брат, теперь пострадал Эдвард. Но следующая трагедия все-таки произошла не в воздухе.
16 марта 1968 года Роберт Кеннеди в сопровождении жены Этель и одиннадцати детей появился в парадном зале Капитолия и объявил о выдвижении своей кандидатуры на пост президента США. А 5 июня 1968 года в Лос-Анджелесе на выступлении в отеле «Амбассадор» он был смертельно ранен и через сутки скончался.
Но трагедии продолжали преследовать семью Кеннеди и после этого.
В 1984 году от передозировки наркотиков скончался племянник Джона Ф. Кеннеди Дэвид. Вдова Джона Ф. Кеннеди Жаклин умерла в 1994 году от рака и была похоронена на Арлингтонском национальном кладбище рядом со своим мужем. В новогоднюю ночь в 1997 году во время спуска на горных лыжах погиб другой племянник Джона Ф. Кеннеди — Майкл.
Летним июльским вечером сын 35-го президента США Джон Кеннеди-младший вместе с красавицей женой Кэролин Биссетт (они поженились в сентябре 1996 года и планировали в ближайшем будущем обзавестись потомством) и ее сестрой Лорейн летели на свадьбу кузена в Хиннес Порте, штат Массачусетс. У штурвала был сам Джон Кеннеди, буквально за неделю до этого освободившийся от гипса, который ему наложили после полета на параплане. Джон-младший не был опытным пилотом, его полетная практика насчитывала всего 45 часов, к тому же был густой туман, а летчик был очень беспечен… Отправляясь в полет, Джон даже не позаботился об оснащении самолета «Пайпер Сарагоса ІІ-НР», купленного им в апреле, спасательными средствами. Возможно, именно это обстоятельство и послужило причиной гибели самолета и его пассажиров. Самолет исчез с экранов радаров в пятницу 16 июля 1999 года в 21 час 39 минут в районе Номэнс-Лэнд, напротив острова Мартас-Виньярд.
После трагедии газеты называли Джона Кеннеди-младшего «дитя трагедии», «прекрасным принцем наших дней» и сокрушались по поводу трагичности судьбы единственного ребенка, появившегося на свет у уже избранного президента. И лишь английские газеты позволили себе нелицеприятные отклики в адрес погибшего: «Кеннеди часто считали скорее красивым, чем умным», «Сердце, не лишенное гордыни».
После гибели Джона Фицджеральда Кеннеди-младшего осталась только одна представительница этой фамилии, сестра Джона Каролина Кеннеди Шлоссберг.
МАМОНТОВЫ

Русские промышленники
В XIX веке фамилия Мамонтовы была на слуху у каждого жителя России. Происходили они из купцов и в своей сфере достигли замечательных успехов. А самую большую известность семье принес Савва Иванович Мамонтов (1841–1918), он прославился своей благотворительной деятельностью в области культуры. По аналогии с итальянским покровителем искусств Лоренцо Медичи, прозванным Великолепным, его называли Саввой Великолепным. Точнее всего его характеризует А. Амфитеатров: «Миллионер, железнодорожник, и кругом артист. Оперу держит, картины пишет, стихи сочиняет, бюсты ваяет, баритоном поет».
Иван Федорович Мамонтов, занявшись железнодорожным бизнесом, построил одну из первых железных дорог в России (Москва — Сергиев Посад). Когда подрос его сын, Савва, он дал ему начальный капитал.
Савва Мамонтов, энергичный молодой человек, стройный с огромными синими глазами и необыкновенным обаянием, в начале своей жизни был фантастически удачлив. Он вложил деньги в торговлю итальянским шелком, потом, по семейной традиции, обратил внимание на железные дороги и построил магистраль Ярославль — Кострома, которая принесла ему огромную прибыль.
Савва учился в Петербургском горном институте, затем в Московском университете на юридическом факультете. В течение нескольких лет жил в Италии, где изучал живопись и занимался пением.
Молодой Мамонтов пытался совместить коммерческую деятельность со своей тягой к прекрасному. Однажды он захотел украсить казенные здания вокзала картинами выдающихся живописцев и заказал Виктору Васнецову три декоративных панно («Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства», «Битва русских со скифами»). Но одна из картин Васнецова была раскритикована газетой «Молва», и правление железной дороги от покупки картин этого художника отказалось. Тогда Мамонтов сам купил картины. А когда Третьяков забраковал написанный И.Е. Репиным по его заказу портрет И.С. Тургенева, Мамонтов купил его и подарил Румянцевскому музею.
В 1870 году Савва Мамонтов приобрел имение Абрамцево, очень быстро ставшее центром художественной жизни России. Савва Иванович любил приглашать к себе друзей-художников, и они часто и подолгу гостили в Абрамцево. Среди гостей были В.А. Серов и М.А. Врубель, И.Е. Репин и И.И. Левитан, В.М. Васнецов и В.Д. Поленов. В кабинете Мамонтова Врубель создал знаменитого «Демона», Васнецов писал «Трех богатырей», а Серов написал портрет дочери Саввы Ивановича Веры — «Девочка с персиками».
Но жизнь не сводилась только к работе: для развлечения в особом зале был устроен домашний театр, где ставили пьесы А.Н. Островского, У. Шекспира, Ф. Шиллера, а также произведения самого хозяина дома («Иосиф», «Алая роза», «Каморра», «Черный тюрбан» и др.). Актерами были сам Савва Иванович и его друзья — Васнецов, Костя Алексеев, известный потом как Станиславский (кстати, впоследствии он называл себя учеником Мамонтова-режиссера), жена Поленова и певица Большого театра Надя Салина, профессор Новороссийского университета П.А. Спиров и многие другие.
Савва Мамонтов мечтал открыть собственную оперу, но в России со времен Екатерины II существовала государственная театральная монополия, которая не позволяла «самодеятельности». На счастье «мечтателя», 24 марта 1883 года Александр III отменил эту монополию, и уже 9 января 1885 года в помещении Лианозовского театра представлением «Русалки» А.С. Даргомыжского открылась мамонтовская опера. Первое представление закончилось провалом, но Савва Иванович не опустил руки, и впоследствии русская опера, переехавшая в помещение на Большой Дмитровке, арендованное у купца Солодовникова, достигла очень высокого уровня. Ставили гениальные оперы Н.А. Римского-Корсакова, а дирижировали — С.В. Рахманинов и М.М. Ипполитов-Иванов. Звездой частной оперы стал Шаляпин, завлеченный чарами выступавшей там Иолы Торнаги. На этой же сцене выступали и зарубежные знаменитости: Адель Борги, Жюль Девойд, Анджело Мазини и др. Способствовали успеху и декорации, выполнявшиеся такими мастерами, как В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, К.А. Коровин, М.А. Врубель.
С середины 1890-х годов окончательно испортились отношения Саввы Мамонтова с его женой — Елизаветой Григорьевной (в девичестве Сапожниковой), которую друзья за ласку и радушие часто называли «мамой». Роль разлучницы сыграла солистка Московской частной оперы Татьяна Спиридоновна Любатович, сестра известных революционерокнародниц Ольги и Веры. Их четвертой сестре — Клавдии Винтер — Савва Иванович доверил антрепризу своей оперы. Но ее некомпетентность и корыстолюбие отпугнули многих служащих театра, ранее способствовавших его успеху.
В 1899 году Савва Мамонтов был арестован «за финансовую халатность». Вовлек предпринимателя в эту неприятную историю не кто иной, как сам премьер-министр В.Ю. Витте. После 5 месяцев в одиночной камере Таганской тюрьмы, где он развлекался лепкой и составлением красок для гончарной мастерской, Савву Мамонтова выпустили, но оставили под домашним арестом, а затем он был полностью оправдан. Оправдание не возместило финансовых убытков: предприниматель был полностью разорен. Когда Мамонтова освободили, его имущество уже было опечатано и распродано. Татьяна Любатович отвернулась от Саввы Ивановича, а ее сестрица Клавдия распродала реквизит и костюмы, а вырученные деньги — несколько десятков тысяч рублей — присвоила.
В конце 1900 года Савва Мамонтов поселился у Бутырской заставы при гончарном заводе «Абрамцево», основанном в 1889 году, где и прожил в уединении последние годы жизни. Он занимался художественной керамикой, развивавшей народные традиции. Савва Мамонтов пробовал еще раз встать на ноги, открыв оперу в театре «Эрмитаж», но эта попытка окончилась неудачей.
С 1899 года Савве Мамонтову пришлось перенести немало потерь: это и разорение, и разочарование в любви, и смерть детей (в 1899 — любимого сына Андрея, в 1907 — дочери Веры, а в 1915 — старшего сына Сергея), и смерть в 1908 году жены, оставшейся верной ему даже в эти нелегкие годы: она хлопотала об освобождении мужа из тюрьмы, поддерживала после освобождения. Таким образом, из некогда большой семьи остались только трое: сын Всеволод, дочь Александра и сам Савва.
Человек, склонный к авторитаризму, безудержный в страстях и в гневе, да к тому же расстроенный разорением и личными потерями, он отпугнул от себя многих друзей: М.А. Врубеля, К.А. Коровина, В.А. Серова и других.
После продолжительной болезни Савва Иванович Мамонтов скончался в 1918 году и был похоронен у Спасской церкви в Абрамцево.
После его смерти в Абрамцево был создан музей, в котором разместили принадлежавшую Мамонтову коллекцию произведений живописи, скульптуры, керамики — всего около 2000 экспонатов. Всеволод Савич Мамонтов стал первым директором Абрамцевского музея.
Внук Саввы Мамонтова в 1918 году уехал из России и жил в Европе (в Греции, Югославии, Германии), а своего сына в память о деде назвал Саввой. Савва II тоже занимался предпринимательством, знал пять языков, но в меценатстве замечен не был.
Праправнуки Саввы Мамонтова сейчас живут в США (Флорида).
МОРОЗОВЫ

Ситцевая империя
Фамилия Морозовы была известна всем и каждому в России XIX— начала XX века. В ткани, произведенные Морозовскими мануфактурами, одевалась вся страна: в ситец — крестьяне и рабочие, в пышный бархат и нежный гипюр — знать и купечество.
Все представители этого семейства отличались сильной волей и умением делать деньги. Несмотря на принадлежность к старообрядцам, они всегда считали: «бог-то бог, да и сам не будь плох». Кстати, при смене фамилии, обязательной для старообрядцев, они выбрали имя известной боярыни Морозовой, которая не доводилась им родственницей.
Промышленники Морозовы происходили из крепостных крестьян господ Рюминых. Первым на волю выкупился Савва Васильевич (1770— I860) в 1820 году. Сначала он был пастухом, извозчиком, рабочим-ткачом, ткачом-кустарем, потом стал владельцем мелкого заведения — раздаточной конторы фабрики. Первый Морозов был прижимист, не стеснялся копейки выколачивать с земляков — мужиков рязанских, владимирских и подмосковных.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71