А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


Тогда, чтобы вернуть любовь Геракла, женщина решила воспользоваться якобы волшебным средством, данным ей коварным кентавром Нессом.
Но средство оказалось ядом. Узнав об этом, Деянира пронзила грудь мечом. Умирающего Геракла, по его просьбе, сожгли на погребальном костре, из которого выхватили героя Афина-Паллада и Гермес и вознесли на Олимп. Геракл стал бессмертным богом. Даже Гера перестала на него гневаться и выдала за него замуж свою дочь Гебу.
Детям же Геракла, оставшимся сиротами, пришлось нелегко. Ненавидевший геракла Эврисфей прогнал их из владений отца и всюду преследовал. В Афинах, сев у алтаря Милосердия, они попросили убежища у афинян, и те не выдали их Эврисфею. Предстояла жаркая битва. Афиняне обратились к оракулу, который предсказал, что они победят, если принесут в жертву девушку. Старшая дочь Геракла, Макария, решила пожертвовать своей жизнью ради спасения своих братьев и сестер.
Афиняне вступили в бой с Эврисфеем и одержали победу. Персеид был пленен старинным другом Геракла Иолаем. Алкмена, мать Геракла, несмотря на протесты внуков Гилла и Демофонта, своими руками вырвала Эврисфею глаза, после чего убила. После этого Гераклиды ушли в Пелопоннес, захватив там все города.
Через год на Пелопоннес пришла чума, и оракул возвестил, что это произошло из-за Гераклидов, т. к. они пришли не вовремя.
Сыновья Геракла покинули Пелопоннес и вернулись в Аттику, где Гилл, исполняя предсмертную волю отца, женился на дочери Эврита Иоле и стал размышлять, как ему вернуться на родину.
В это время престарелый царь дорийцев Эпелий, решив отплатить Гераклу за его услугу, послал за Гиллом, усыновил его и оставил ему свое царство.
Но Гилл все равно не оставил мысли о возвращении на Пелопоннес.
Он спросил оракула об этом и получил ответ, что он сможет вернуться туда через три плода. Посчитав, что три плода означают три года, Гилл выждал это время и, собрав войско, отправился на войну.
У Истма дорийцев встретило большое пелопонесское войско Гилл предложил сразиться с ним любому пелопонесскому воину. В случае, если он победит, дорийцы обещали в течение ста лет не беспокоить Пелопоннес, а если победит Гилл, то он станет царем этой страны.
Аркадский царь Эхем вызвался сразиться с Гиллом и убил его. Выполнив обещание, войска Гераклидов вернулись в Дориду, но спустя ровно сто лет, возглавляемые внуком Гилла, Аристомахом, они вернулись. В это время на Пелопоннесе царствовал Тисален. Его армия победила в бою дорийцев, а Тисален своей рукой убил Аристомаха.
Три сына Аристомаха — Темен, Кресфонт и Аристодем — продолжили завоевание Пелопоннеса и в 1104 году до н. э. вынудили Тисамена уйти вместе с войском за пределы Арголиды. Как объяснил им оракул, на самом деле предсказание, данное Гиллу, означало, что должно пройти три поколения, прежде чем Гераклиды вернутся на Пелопоннес.
Братья, бросив жребий, поделили завоеванные земли между собой: Темен воцарился в Аргосе, Кресфонт — в Мессении, а Аристодем — в Дориде.
Темен, управляя своей страной, отдавал предпочтение зятю, правнуку Геракла Деифонту, ущемляя своих собственных сыновей. А из своих детей он больше всех любил дочь Гирнефо. Сыновья заподозрили, что он хочет отдать власть после смерти ей и Деифонту, и, составив заговор, отстранили от власти Темена, передав ее в руки старшего сына Темена.
Кресфонт женился на дочери Аркадского царя Меропе, а затем занялся реформированием страны. Он разделил Мессению на пять областей, а расположенный в центре страны город Стениклар сделал столицей. В остальные полисы он послал царей, уравняв местных жителей в правах с дорийцами. Это вызвало недовольство завоевателей, и Кресфонту пришлось отменить свои распоряжения, собрав в Стеникларе всех дорийцев.
Правление Кресфонта отвечало интересам простого народа, а богатые люди были ущемлены царем, поэтому они составили заговор и убили его и его сыновей. В живых остался только Эпит, который был еще мал и поэтому воспитывался у деда в Аркадии.
Когда Эпит подрос, родственники-гераклиды и аркадцы помогли ему вернуться в Мессению.
Первым делом Эпит отомстил убийцам своего отца и братьев. Он привлек к себе обходительностью знатнейших мессенян и подарками — простой народ. Его правление было справедливым, а сам он вызывал такое уважение, что его потомков стали называть не Гераклидами, а Эпитидами.
Дядя Эпита, спартанский царь Аристодем, привел дорийцев в земли Лаконики. Спустя некоторое время после этого его жена Аргея родила близнецов Еврисфена и Прокла. Царь вскоре занемог и умер.
Когда братья подросли, их обоих сделали царями Лаконики. Еврисфен и Прокл все время враждовали между собой. Они поделили страну на шесть частей и основали новые города, послав туда царей, и сделали своей столицей Спарту.
Они разрешили назначенным ими царям принимать к себе в войско всех желающих иноплеменных воинов. Соседние племена, хотя и находились в зависимости от спартанцев, имели равные права с ними и могли претендовать на занятие государственных должностей.
От Еврисфена пошел род Агидов, а Прокл стал основателем рода Эврипонтидов.
БАРМАКИДЫ

Министры халифата.
Бармакиды — персидский род, из которого происходили верховные жрецы храма Наубехар, что около Балха, а потом и первые министры халифата Аббасидов. Во владении этой семьи находились земли, принадлежавшие храму (примерно 1560 кв км).
Первым из самых известных Бармакидов был Халид, сын Бармака и дочери князя Саганиана.
Бармак был знатоком астрологии и философии, разбирался в медицине и даже вылечил царевича, после чего перебрался ко двору халифа.
По преданию, в 705 году жена верховного жреца Бармака была захвачена в плен любимцем халифа Кутейбом во время подавления восстания в Балхе и провела одну ночь с его братом Абдаллахом. На следующий день всех пленных отпустили, но через 9 месяцев на свет появился Халид.
Возможно, эта легенда была придумана для того, чтобы приобрести выгоды от родства с влиятельным персидским родом.
Либо благодаря своему происхождению, либо благодаря своим личным достоинствам, но Халид стал очень близок халифу. О6 этом свидетельствует тот факт, что дочь Халида была вскормлена женой халифа, а дочь халифа — супругой везира.
С 749 года Халид возглавлял диван хараджа и был первым «писцом», при котором эта должность стала приравниваться к должности министра. Он отличался умелым управлением, мудростью и военными подвигами. Под начальством Абу Муслима он принимал участие в сражениях за дом Пророка против Омейядов, а в качестве наместника Табаристана покончил с княжеством Масмуган, после чего жители Табаристана даже стали изображать Халида и примененные им осадные машины на своих щитах. Уже в преклонном возрасте Халид отличился при взятии греческой крепости.
Ему приписывают основание города Мансуры в Табаристане.
Незадолго до смерти халифа Мансура Халид был назначен наместником Мосула, а его сын Яхиа — наместником Азербайджана. Жители Мосула отнеслись к новому наместнику с великим уважением, что было необычно, т. к. наместникам чаще всего приходилось использовать силу и деньги для подчинения своих подданных.
Яхиа родился примерно в 738 году, о его военных подвигах ничего неизвестно, зато он проявил себя как талантливый и всеми уважаемый наместник и министр, много внимания уделявший строительству общественно полезных сооружений. Он построил канал Сихан около Басры.
При халифе аль-Махди Яхиа было поручено воспитание принца Харуна, с 779 года он возглавлял канцелярию принца, который в то время был наместником Запада (то есть всех территорий к западу от Евфрата, в том числе Армении и Азербайджана). В течение короткого времени, когда к власти пришел халиф аль-Хади, жизнь Яхиа была в опасности, т. к. он был сторонником отодвинутого от трона наследного принца, но после вступления на трон Харун ар-Рашида Яхиа, которого халиф всегда называл «отцом», был назначен на должность везира с неограниченными полномочиями. Вместе со своими сыновьями (Фалдом, Джаафаром, Мусой и Мухаммедом) везир Яхиа правил в течение 17 лет, до самой смерти, последовавшей в 805 году.
Фалд был наместником провинций Джибаль, Табаристан, Дунбавед и Кумис, затем — Армении и Азербайджана. В первое время своего наместничества он занимался только охотой и легкомысленными развлечениями, но, после того как Яхиа прислал ему отеческое «поучение», исправился.
С 794 года он был наместником Хорасана, где совершил великие военные подвиги, собрав войска из местного населения, построил множество мечетей и рибатов, в Балхе он приказал построить новый канал, в Бухаре — новую пятничную мечеть. Говорят, что он первым приказал ввести в мечетях лампы во время рамазана.
Джаафар отличался красивым почерком, красноречием и познаниями в астрологии. Кроме того, он был законодателем мод, и именно благодаря ему в моду вошли высокие воротники. Слишком близкие, даже интимные отношения Джаафара с халифом были не по душе его отцу, но зато дали ему пост наместника самых больших и богатых провинций, которые всегда управлялись его помощниками. О расположении халифа к Джаафару говорит и то, что его имя упоминается на монетах халифа.
Казалось, все выглядит просто прекрасно, но в один день разразилась буря: Джаафар был убит по приказу халифа (говорили, что поводом для расправы послужила ревность халифа, который обвинил Джаафара в сожительстве со своей сестрой, которая родила от него двоих детей), а Яхиа и три брата Джаафара были арестованы и брошены в тюрьму в городе Ракка, их имущество конфисковано. На свободе остались только внуки министра и брат Яхиа.
Труп Джаафара расчленили: его голову поместили на Среднем мосту Багдада, а половины его туловища — на двух других мостах.
Яхиа и Фалд умерли в тюрьме, а Муса и Мухаммед были освобождены Амином и впоследствии, став на сторону Мамуна, занимали видные должности в армии и государстве.
Из внуков Яхиа стал известным только Имран бен Муса, который упоминается как защитник древнего сасанидского города Ал-Мадаин от войск Мамуна в 811 году и в 831-м— как помощник наместника провинции Синд.
АХЕМЕНИДЫ
Это династия древнеперсидских царей 558–330 гг. до н. э. Начиная с Кира II они называли себя «великий царь», «царь царей», «царь земель», а также «царь обширной земли» (или «царь этой земли», «царь этой обширной земли», «царь этой большой и обширной земли»).
Главной резиденцией и сокровищницей Ахеменидов были Сузы. Персеполь — вторая царская резиденция, в которой хранились слитки золота Их было даже больше, чем в Сузах. В своей сокровищнице они хранили сосуды с водой, привезенной из Нила и из Истра, что должно было свидетельствовать об огромных размерах персидской державы и могуществе власти, покорившей весь мир.
Государство, созданное представителями этой династии, включало большинство стран Ближнего и Среднего Востока и прекратило существование в результате завоевания его Александром Македонским.
Династия ведет начало от Ахемена, вождя союза персидских племен. Сын Ахемена, Теисп, имел двух сыновей, Кира (I) и Ариярамну, от которых пошли две ветви — западная и восточная.
Знаменитый основатель государства Ахеменидов Кир II, по одной из версий, был сыном разбойника Атрадата и достиг вершин власти благодаря своему трудолюбию и собственным амбициям. По другой, более вероятной версии, он был внуком Кира I и сыном Камбиза I и мидийской царевны и в наследство от отца получил небольшое царство Аншан.
По преданию, вскоре после его рождения мидийскому царю Астиагу, деду Кира, приснилось, будто Кир свергнет его, когда вырастет. Испуганный Астиаг приказал немедленно умертвить ребенка. Но главный советник Астиага Гарпаг ослушался правителя и отдал мальчика на воспитание пастуху.
Некоторое время спустя толкователи решили, что этот сон означал, что Кир будет великим правителем, которым Астиаг сможет гордиться.
Царь, думая, что внук мертв, сильно расстроился, и тогда Гарпаг признался, что ослушался приказа и что Кир жив. Обрадованный царь отправил ребенка к его родителям в Перейду, где тот вскоре стал проявлять необыкновенную любознательность и способность схватывать все на лету. Он отважно подвергал себя всевозможным опасностям, чтобы прославиться.
Когда Кир подрос, он пошел войной на своего деда, который отличался жестокостью и был непопулярен в народе, и сверг его. Однажды Астиаг попытался вернуть себе власть, но его воины, поддавшись личному обаянию Кира, покинули старого царя.
Воспользовавшись свержением Астиага, могущественный правитель Лидии Крез решил захватить некоторые его земли. Тогда Кир пошел походом на Лидию и в 546 году до н. э. захватил Сарды, столицу этого государства.
Судьба Креза точно неизвестна, есть предположение, что он либо был убит, либо взят в плен Киром, который даже сделал его своим советником.
После поражения Креза к Киру перешли прибрежные города у Эгейского моря, Вавилон сдался ему без боя. Вместе с Вавилоном Кир получил во владение Сирию и Палестину, принадлежавшие Вавилонии. Другие мелкие царства присоединились к империи Кира добровольно, прослышав о его необыкновенной доброте по отношению к союзникам.
Кир действительно отличался великодушием по отношению к побежденным он не разрушал их города, оставлял им права автономии и не препятствовал отправлению их религиозных культов. Ветхий Завет приписывает Киру освобождение из вавилонского плена евреев и разрешение им вернуться на родину.
К концу своего правления Кир захватил большую часть Ближнего Востока — от Эгейского моря до реки Инд.
В числе покоренных Киром племен были и массагеты, которыми правила женщина по имени Томирис. Ее сына Кир взял с собой в качестве залога мира, но через несколько лет тот покончил с собой. Томирис поклялась отомстить за сына, встретилась с Киром в бою и убила его.
Впоследствии именем Кира, если не официально, то по крайней мере в народных преданиях, называли реки, местности, города.
После Кира II осталось два сына, Бардия и Камбиз. Чтобы единолично править, Камбиз убил своего брата и женился на сестре Атоссе, т. к. в древности такой брак считался очень почетным.
Камбиз II был очень близок с отцом, и вместе они совершили немало походов, начиная с Вавилонского. Он победил массагетов, нашел тело отца и захоронил его в Пасаргадае, старой персидской столице. Затем Камбиз отправился завоевывать Египет, но эта попытка Камбиза окончилась неудачей. Летом 522 года до н э. Камбиз погиб в пустыне в этой стране: свирепый южный ветер воздвиг вокруг войска огромный песчаный вал и, приведя в движение всю пустыню, засыпал и погубил, как говорят, 50 000 человек.
Престол занял троюродный брат Камбиза из восточной ветви, Дарий I. Дарий — древнеперсидское тронное имя, что означает буквально «обладающий жизненными благами». Это был неординарный правитель, при котором государство Ахеменидов достигло пика своего могущества.
Историки сообщают, что о приходе к власти Дария Киру Великому было знамение. Во время похода против массагетов ему приснился сон: явился юный Дарий, на плечах которого Кир увидал крылья, тень одного из них парила над Азией, второго — над Европой.
В первые годы правления Дария вспыхнули восстания в Сузах, Вавилонии, Мидии, Сагартии, Маршале. Даже в Персии некий Вахиаздата, утверждавший, что он — Бардий, поднял бунт. Дарий жестоко подавил восстание, одного за другим разгромив 9 вождей взбунтовавшихся территорий в 19 битвах.
В 519 году до н. э. он одержал победу над скифами и вскоре завоевал восточную Фракию и Гету, а в 513 году до н. э. пересек Дунай и вторгся в Европу, преследуя скифов. Последние прибегли к тактике выжженной земли, вскоре Дарию пришлось вернуться восвояси. Сатрапы Дария в Малой Азии завершили порабощение Фракии и Македонии, отвоевав у греков остров Лемнос и Имбос. Путь к завоеванию Греции был открыт. Дарий вел себя осторожно, но был вынужден пойти на военные действия в 499 году до н. э., когда Афины и Эритрея поддержали восстания против Персии на островах Ионии. Дарий подавил восстание, а через 2 года послал Даиса Мидийского против Эритреи, которую тот превратил в руины. Даис пошел на Афины, но под Марафоном был наполовину разбит греками. В 486 году до н. э. Дарий планировал третий поход, но внезапно умер.
Он, как и Кир II, уважал религию и обычаи покоренных им народов. Дарий был выдающимся администратором, разбившим государство на 20 сатрапий и создавший систему управления ими. Он поощрял ремесло и торговлю, за что был прозван подданными Торгашом, ввел стандартизацию монет, мер веса и длины. Он вел обширное строительство, создавал сети дорог и каналов, при Дарий персидская архитектура достигла своего расцвета, были возведены грандиозные общественные здания и дворцы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71