А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Торговали льняным полотном и пряжей, владели текстильными предприятиями.
В 1774 году первый Третьяков — семидесятилетний Елисей Мартынович переехал в Москву. Его сын, Захар Елисеевич, поселился в Замоскворечье вместе со своей женой Лукерьей Лукиничной и пятью детьми. Когда жена умерла, он женился во второй раз, и в этом браке родилось два сына — Михаил и Сергей.
В 1816 году Захар Елисеевич был хозяином пяти смежных лавок на углу Холщевого и Златокружевного рядов близ Ильинки. Чувствуя приближение последнего часа, он загодя внес в опекунский совет необходимое количество денег, чтобы обеспечить своих несовершеннолетних сыновей.
После смерти Захара Елисеевича братья торговали каждый для себя, а в 1830 году произошел окончательный раздел. Родительский дом и наследство умершего Сергея отошли к Михаилу Захаровичу, но все равно в Москве он считался небогатым купцом и незавидным женихом. Когда в 1831 году Михаил Захарович женился на дочери купца Борисова, экспортировавшего сало в Англию, москвичи сочли, что брак неравный: ведь Борисов дал 15 тысяч рублей приданого, да и невеста была на 11 лет младше жениха.
Тем не менее молодые любили друг друга. Жили они скромно, но в полном согласии. Жена, Александра Даниловна, вела домашнее хозяйство, а Михаил Захарович целыми днями занимался делами. Но и отдыху было место: ездили на гуляния в Сокольники, в сезон по воскресеньям посещали театр.
Всего у этой счастливой пары родилось 11 детей, но шестеро из них умерло от скарлатины, зато двое сыновей, Павел и Сергей, стали гордостью семьи и заслужили благодарность потомков.
Братья Третьяковы с детства дружили с приходским священником А.А. Виноградовым, с семьей Рубинштейнов и со своими соседями Мединцевыми. Из пятерых братьев Мединцевых самым известным стал Александр, обладатель первой нумизматической коллекции. Компания была шумной и веселой, молодые люди часто ходили друг к другу в гости и образовали своеобразный кружок, в котором Павла Третьякова за его необыкновенную серьезность (унаследованную от матери) и внешнее сходство с отшельниками со старинных византийских образов прозвали Архимандритом. Он был высокий, сутуловатый, носил русую бороду, имел карие глаза и удивительно густые брови. Руки его были длинны, а пальцы — удивительно тонки. За эту «удлиненность» и утонченность его называли еще Англичанином.
Однажды в Большом театре на итальянской опере Павел Михайлович увидел девушку, которая покорила его с первого взгляда. Это была Вера Николаевна Мамонтова. Но влюбленный Третьяков не решался подойти к красавице и лишь издали, спрятавшись в какой-нибудь уголок, любовался ею в течение нескольких зим. Более близкое знакомство произошло только в 1865 году, когда после смерти матери и брата Вера Николаевна поселилась у вдовы брата, Елизаветы Михайловны. Они обе были замечательные пианистки и часто бывали у Каминских. Каминский взял на себя роль свата и свел Павла Михайловича и Веру Николаевну Свадьба состоялась 22 августа 1865 года.
Вера Николаевна пришлась «ко двору» Третьяковым. Она обладала необыкновенной женственностью и просто фантастической способностью улаживать любые конфликты и недоразумения, причем делала это ненавязчиво и в высшей степени доброжелательно. В хозяйственных делах молодая жена ничего не понимала, поэтому и не касалась их. По настоянию Павла Михайловича, любившего музыку, она продолжала совершенствовать свое исполнительское мастерство.
10 ноября 1868 года женился и брат Павла — Сергей. Его жена, Елена Андреевна Матвеева, была женщиной необыкновенной красоты, но имела очень вздорный характер. Она не стремилась вызвать любовь своей новой семьи, направив все усилия на продвижение своего мужа по служебной лестнице. И на этом поприще Елена Андреевна преуспела: в том же году Сергей Михайлович был уже членом Московского Совета торговли и мануфактур. В январе 1877 года он был избран Московским городским головой, в 1878-м стал статским советником, а в 1882-м — действительным статским советником.
Находясь на посту городского головы, он устраивал в Москве Всероссийскую торгово-промышленную выставку, организовал сбор средств на поддержание и ремонт памятника А.С. Пушкину, построил постоянные мосты через Москву-реку. В течение длительного времени он занимал пост председателя Общества поощрения художников, собственные деньги вкладывал в издание «Художественного журнала».
В 1866 году выросла семья Павла Михайловича — родилась первая дочь Вера, потом были еще две дочери и два сына. Одновременно расширялось и семейное торговое дело, открывались отделения и конторы в других городах, в 1866 году было учреждено «Товарищество Большой Костромской льняной мануфактуры» с капиталом в 270 тысяч рублей.
Павел Михайлович стал директором правления «Товарищества», членом совета московского купеческого банка, членом советов Попечительства о бедных в Москве и Московского художественного общества, он содержал Арнольдовское училище для глухонемых детей.
Оказывал Павел Михайлович материальную помощь и Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, и отдельным художникам — И.В. Крамскому, Н.Н. Ге, А.К. Саврасову (покупая их картины и ссужая деньгами). Беспокоился он и о здоровье художников, например, об И.И. Шишкине, когда тот заболел тифом, или о Ф.А. Васильеве, болевшем туберкулезом.
Сам Павел Михайлович любил лакировать и реставрировать картины. Эти занятия доставляли ему больше радости, чем балы и застолья. Поэтому Вера Николаевна выезжала в гости и в купеческий клуб с сестрой Зинаидой, а Павлу Михайловичу было довольно и ее рассказов.
Их сын Иван был очень одаренным в музыкальном отношении ребенком, но в 1887 году он умер от скарлатины. Для Павла Михайловича это было огромное горе, заставившее его пересмотреть свои отношения с другими детьми. Так, он дал согласие на брак своей дочери Веры с музыкантом Зилоти, хотя раньше был категорически против.
С 1856 года с помощью своих близких друзей— И.Е. Репина и И. И. Крамского Павел Михайлович собирал произведения русского художественного искусства. В 1892 году его коллекция — одно из крупнейших собраний национальной живописи — стала основой Третьяковской галереи. Но еще до этого, в 1869 году, он подарил Академии художеств большую коллекцию литографий с картин европейских мастеров. А в 1874 году он подарил Московскому обществу любителей художеств Туркестанскую серию картин В.В. Верещагина.
Павлу Третьякову принадлежит идея создания портретной галереи. По его заказу были написаны портреты М.С. Щепкина, А.И. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.Г. Рубинштейна, Ф.М. Достоевского. Но сам Третьяков согласился позировать только дважды — Крамскому, а потом Репину.
Сергей Михайлович по делам службы часто выезжал за границу, где всерьез увлекся коллекционированием. Начал с покупки картин русских художников (Ф.А. Васильева, В.Д. Поленова, В.Г. Перова). В Париже он начал посещать выставки, антикварные магазины и художественные салоны. Так в его коллекции появились полотна Ш.Ф. Добиньи, Т. Руссо, Ж. Депре, Т. Жерика и Э. Делакруа. Особенно его привлекло творчество барбизонцев. Он старался по возможности представить всю историю французской живописи. Сергей Михайлович внезапно умер 26 июля 1892 года, завещав свое собрание картин городу Москве.
После смерти брата Павел Михайлович объединил обе коллекции и занялся подготовкой к открытию художественной галереи. Торжественное открытие «Московской городской галереи имени братьев Третьяковых» состоялось в 1893 году. В галерее тогда было 22 зала, 1276 картин русских художников, 471 рисунок и 10 скульптур русской школы, а также 84 картины иностранных живописцев — наследие Сергея Михайловича.
С 1893 года П.М. Третьяков — действительный член Академии художеств, с 1897-го — Почетный гражданин Москвы.
Павлу Михайловичу помогал в работе в галерее его сын Николай, продолжавший дело своего отца в течение 58 лет.
ФОРДЫ

Автомобилестроители
Основатель династии Генри Форд в 1892–1893 гг. создал первый автомобиль, с тех пор производство автомобилей стало делом всей его жизни и жизни его потомков. На этом Форды сделали себе имя и заработали огромное состояние. Сегодня их предприятие «Форд мотор компани» является крупнейшим автомобилестроительным заводом в Америке.
Основателем династии был Генри Форд (1863–1947) — сын ирландца, приехавшего в Америку в поисках лучшей жизни. У старшего Форда была небольшая ферма, на которой и выросли его дети. Маленький Генри тянулся к различным механизмам, научился чинить часы и, несмотря на юный возраст, имел даже постоянных клиентов.
В шестнадцать лет Генри Форд уехал из дому в Детройт, где учился на механика. Несколько лет он работал в различных компаниях, а в 1893 году стал главным инженером «Эдисон ильюминейтинг компани». Однако работа на предприятии не соответствовала его запросам, и Генри все свободное время проводил в сарае, где он устроил механическую мастерскую.
Итог «вольных упражнений» механика Форда жители городка смогли оценить, когда из сарая на четырех велосипедных колесах выехало страшное железное чудовище с четырехцилиндровым двигателем, снабженным хитроумной системой водяного охлаждения. Несмотря на то, что этот «автомобиль» отчаянно трещал, оставляя за собой шлейф вонючего дыма, и по дороге его пришлось ремонтировать, успех у публики был огромный. После этого имя Генри Форда стало известным всему Детройту.
16 июня 1903 года Форд основал акционерное общество «Форд мотор компани» в Диборне. Через три года изобретатель приобрел контрольный пакет компании и стал ее президентом. Спустя еще несколько лет «Форд мотор» превратилась в крупнейшую автомобилестроительную фирму Америки.
Худощавый голубоглазый хозяин лично следил за всем, что делалось на заводе, и был в курсе всех дел рабочих, как производственных, так и личных. Он мог уволить рабочего, изменившего жене, или того, кто был замечен в пьянстве, не соблюдал воскресный день и т. д.
В «Форд мотор компани» длительное время существовал отдел обслуживания, возглавлял который бывший боксер Гарри Беннет. В отделе числилось 600 человек, вооруженных револьверами и дубинками. Фрэнк Мэрфи, бывший губернатор штата Мичиган, говорил по этому поводу; «Генри Форд держит у себя на службе некоторых самых отъявленных гангстеров нашего города». Форд настолько подчинил себе местные власти, что городские полицейские, находившиеся возле завода, не вмешиваясь, безучастно наблюдали за происходившим.
Во время Первой мировой войны Генри Форд принципиально отказался производить орудия убийства. Он даже отправился к президенту Вильсону, которому изложил свои взгляды и попытался убедить не поддерживать союзников. Вильсон заверил Форда в своей искренней дружбе и распрощался с промышленником.
Тогда Форд начал кампанию за мир. В 1915 году он вместе с известными людьми на пароходе «Оскар II» отправился в Европу. 18 декабря 1915 года корабль бросил якорь в Осло, и Форд в сопровождении своей свиты сошел на берег, чтобы выступить с прочувствованной речью перед официальными лицами воюющих стран, которым он назначил встречу. Приглашенные не явились, зато пришли восторженные девицы из женских организаций. Непонятый Форд вернулся в Америку и стал производить каски, пушки и танки.
После войны на заводе Форда появились новые формы и методы работы: предприятие было переведено на самофинансирование, а производство стало конвейерным. Свои мысли об организации труда и производства Генри Форд изложил в книгах «Моя жизнь и работа», «Сегодня и завтра», «Движение вперед».
Империя Форда стремительно разрасталась: в скором времени она включала в себя не только автомобильные заводы, но и угольные шахты, стекольные заводы и даже плантации гевеи.
Однако после первого большого успеха Генри Форд, человек догматичный и консервативный, начал терять свои позиции. Он не желал прислушиваться к мнению своего единственного сына Эдзела, в двадцать шесть лет уже ставшего вице-президентом, который, как полагали близкие к нему люди, поставил бы дела компании на более прочную основу. Люди, не знавшие ситуацию в семье, называли Эдзела «бездельником», но это былосовершенно несправедливо.
Сын Форда Эдзел, гораздо более приятный, умный и образованный человек, чем его твердокаменный отец, который держал его в подчинении всю жизнь, в 1936 году основал Фонд Форда помощи просвещению (сам Генри Форд враждебно относился ко всякой благотворительности и открыто высказывался против нее). При жизни Генри Форда Фонд занимался исключительно строительством в Детройте и его окрестностях бытовых предприятий, выгодных для «Форд мотор компани», и приступил к выполнению операций по всей стране только в 1950 году, когда в неслыханных размерах начал выдавать субсидии на культурные и другие нужды.
Генри Форд был необразованным человеком, но с большим апломбом. Он считал себя философом и излагал свои взгляды в книгах и в собственной газете «Индепендент». Когда к власти в Германии пришел Гитлер, Форд, не очень-то разобравшись в его политике, объявил о том, что он разделяет взгляды фюрера. За это благодарный Гитлер в 1938 году наградил его «Железным крестом». Немец и американец сошлись в своем отношении к евреям: Форд тоже был антисемитом.
Эдзел Форд умер в сорок девять лет в 1943 году. Его отец, Генри Фордстарший, умер в 1947 году от кровоизлияния в мозг, оставив сорок восемь заводов в двадцати трех странах мира. Кроме заводов Генри Форд оставил музей в Диборне, где экспонируются двести автомобилей старых моделей, тысячи старинных механизмов, ремесленные изделия и мебель XVIII–XIX веков. Экспозиция включает в себя и Greenfield Village, музей под открытым небом с историческими постройками — домами, в которых жили сам Генри Форд, а также Томас Эдисон и Авраам Линкольн.
У Эдзела Форда было четверо детей — сыновья Генри, Бенсон и Уильям и дочь Джозефина. Все они, в отличие от своего почти неграмотного деда, получили университетское образование (окончили Йельский или Принстонский университет) и все пошли работать в компанию отца.
Старший внук, Генри Форд II, не имевший делового опыта и до 1940 года учившийся в Йельском университете на факультете социологии, в двадцать пять лет был назначен директором огромной компании и исполнительным вице-президентом. До этого он служил в армии в чине младшего лейтенанта военно-морского флота. Его братья, Бенсон и Уильям, последовали позднее по его стопам в компании, где сразу же проявили свои способности, быстро достигнув высших руководящих постов.
Генри Форд II, не достигнув и 30 лет, еще более обогатил «Форд мотор компани», добился еще большего общественного уважения и престижа: за 10 с небольшим лет капитал компании увеличился более чем в шесть раз, обогнав темпы развития экономики в целом, хотя, несомненно, Форды занимались не только законной деятельностью.
Генри Форд II был женат на Анне Макдоннелл. Перед свадьбой он, протестант, принял католичество. У них было трое детей, свадьбы которых становились событием в жизни Америки, т. к. богатейшие Форды не сочетались браком с бедняками, а предпочитали таких же толстосумов.
Уильям Форд женат на Марте Файрстоун, принадлежащей к династии каучуковых магнатов.
В 1965 году дочь Генри Форда II Шарлотта (р. 1941) вышла замуж за 56-летнего греческого судовладельца Ставроса Спироса Ниаркоса, ее сестра Анна вышла замуж за нью-йоркского биржевого маклера международного масштаба Ганкарио Учиелли. Сам Генри Форд II после развода с первой женой и отлучения в связи с этим от церкви женился на Марии Ветторе Остин, тоже разведенной и отлученной от церкви. Семья, которую она представляет, владеет крупнейшими автомобильными заводами в Италии и Англии и слывет одной из богатейших семей в Европе.
Богатство Фордов всегда привлекало к себе воров. Так, в 1966 году в гостинице Нью-Йорка были ограблены апартаменты Генри Форда II.
Украдены драгоценности на сумму 50 тысяч долларов.
ЧЕХОВЫ

Писатели, художники и театралы
Самым знаменитым из Чеховых является, конечно, Антон Павлович. Но в конце XIX— начале XX века известны были и его братья, Александр и Михаил, и его племянник, получивший всемирную известность, актер Михаил Чехов.
Дед Антона Павловича Чехова, Егор Михайлович, благодаря поразительной настойчивости и целеустремленности смог скопить 3,5 тысячи рублей ив 1841 году выкупил семью у помещика Черткова из крепостного состояния. Детей своих он тут же пристроил к делу. Михаил Егорович обучался переплетному ремеслу, Митрофан Егорович и Павел Егорович определены на службу по торговой части. Сам Егор Михайлович, приписавшись в Ростове к мещанскому сословию, поступил на службу к графу Платову.
Павел Егорович прослужил у таганрогского купца Кобылина 13 лет, проявив при этом большую старательность, выдержку и бережливость.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71