А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


В это тяжелое время пришлось работать по чужим заказам, например, выполнять заказ Т.С. Морозова, у которого сгорела фабрика в Твери.
Работать было тяжело, поэтому Иван Яковлевич надеялся на помощь Константина Константиновича, но брат готовил ему сюрприз: женившись на Параскеве Герасимовне Хлудовой, он охладел к делам Трехгорной фабрики и занимался предприятиями тестя. Понимая, что сын ведет себя не совсем честно по отношению к семейному бизнесу, Константин Васильевич решил передать все дела Ивану Яковлевичу.
К этому времени Иван Яковлевич имел уже большой опыт работы и мог справиться с любыми трудностями.
Он продолжал исполнять заказы, что позволило избежать неприятностей в 1872–1875 годах — период промышленного застоя. Одновременно он реконструировал фабрику. Чтобы облегчить управление фабрикой и защитить ее от возможного безвластия, Иван Яковлевич решил создать «Товарищество Трехгорной мануфактуры», взяв в пайщики жену, брата и двух старых служащих.
На первом собрании пайщиков он был избран директором-распорядителем, а ведение всех дел было возложено на Алексея Яковлевича.
В 1877 году «Товарищество» сделало два серьезных приобретения: были куплены ситценабивная и красильная фабрика М.К. Балашовой и фабрика Игнатова в Серпухове. Вторая покупка была вынужденной: в ночь с 22 на 23 декабря сгорели все фабричные корпуса, расположенные по берегу Москвы-реки, пришлось подыскивать оборудованную фабрику.
Наладив производство на серпуховской фабрике, Иван Яковлевич занялся разработкой проекта ситценабивной фабрики в Москве. По проекту, сырой товар, поступив на фабрику, постепенно переходя из одной мастерской в другую, должен был выйти в совершенно готовых изделиях.
Строительство фабрики было уже почти закончено, когда 23 октября 1881 года в возрасте 45 лет внезапно скончался Иван Яковлевич Прохоров. После его смерти Алексей Яковлевич передал руководство всеми коммерческими и техническими делами племянникам, Сергею Ивановичу и Николаю Ивановичу.
Сергей Иванович закончил естественное отделение физико-математического факультета Императорского Московского университета, а Николай Иванович — юридический факультет.
Для изучения преимуществ красильного и ситценабивного дела Сергей Иванович поступает в школу химиков в Мюльгаузене, затем посещает лучшие фабрики этого города.
Уже в 1882 году он основал на своей фабрике научную химико-аналитическую лабораторию, где вскоре был получен канарин — совершенно новый краситель.
Чтобы расширить производство, было решено возродить бумаготкацкое дело и заняться бумагопрядением.
Сергей Иванович взял на себя техническую сторону производства, все силы отдавая работе. С утра до вечера он находился на фабрике, знал всех рабочих не только в лицо, но и поименно.
Николай Иванович занялся коммерческой стороной дела, постепенно преобразовав торговлю. Теперь товарами «Товарищества» торговали не только в центре России, склады и магазины стали появляться и на окраинах страны, и даже в Персии.
Согласно семейной традиции, Прохоровы поддерживали образование в фабрично-ремесленном училище. В 1898 году при училище были открыты вечерние и воскресные классы для женщин, а в 1884 году по инициативе С. И. Прохорова были открыты классы оркестровой музыки.
Продолжая семейную традицию, Прохоровы устраивали бесплатные народные спектакли, артистами выступали сами рабочие. В репертуаре были пьесы Островского, Гоголя, Писемского, Аверкиева.
В 1899 году, 41 года от роду, умер Сергей Иванович. Он был членом Московского отделения «Совета Торговли и Мануфактур», членом присутствий по фабричным делам, членом советов училищ Александровского коммерческого, Строгановского и Практической академии, руководителем «Общества для содействия улучшению и развитию мануфактурной промышленности».
После его смерти сиротами остались три сына и три дочери, младшей из которых было всего два года.
После смерти Сергея Ивановича директором-распорядителем и председателем правления стал Николай Иванович.
Николай Иванович состоял почетным попечителем Мануфактурнотехнического училища, членом Учетного ссудного комитета по торговопромышленному кредиту в Московской конторе Государственного банка, членом от Биржи в общем присутствии Московской Казенной палаты по дополнительному промысловому налогу, членом московского отделения «Совета Торговли и Мануфактур», в течение нескольких лет был председателем 1-го Пресненского отделения Городского попечительства о бедных, состоял членом совета общины сестер милосердия во имя св. Апостола Павла.
Николай Иванович был женат на Татьяне Григорьевне Полуэктовой, у них было восемь детей: пять сыновей и три дочери.
24 августа 1912 года со всем своим потомством Николай Иванович Прохоров был высочайше возведен в потомственные дворяне. Развивалось бы семейное дело и дальше, но в 1918 году предприятия Прохоровых были национализированы.
ШТРАУСЫ

Венские композиторы
История семьи Штраусов представляет собой веху в развитии музыки XIX века. Они были известны как музыканты и композиторы. Все Штраусы сочиняли вальсы, а Иоганн Штраус-сын даже носил титул «короля вальсов». Их личная жизнь не всегда складывалась счастливо, но, возможно, именно это обстоятельство и помогло им раскрыться в музыке.
В конце XVIII века Микаэл Штраус переехал из Будапешта в пригород Вены Леопольдштадт.
Его сын Франц Боргиас был трактирщиком, и заведение, которым он владел на Флосгассе, 7, называлось «У святого Флориана».
Франц Боргиас был женат на Барбаре Доллман, доброй женщине, благодаря которой в семье царили мир и согласие. Барбара умерла, когда 0Х сыну Иоганну было четыре года. Еще через восемь лет мальчик остался сиротой: труп франца Боргиаса нашли в Дунае. Опекуном Иоганна и его старшей сестры Эрнестины стал Антон Миллер.
Иоганн Штраус с детства мечтал стать музыкантом: он водил палочкой по дощечке, делая вид, что играет на скрипке, в трактире отца он любил сидеть рядом с оркестром, внимательно следя за игрой музыкантов.
Несмотря на склонность Иоганна к музыке, его отдали на обучение переплетчику. Но Штраус все равно находил время для игры на скрипке, которой его обучал друг семьи скрипач Помешанский.
Вскоре Иоганн Штраус вместе с другими музыкантами — Лайнером и братьями Драханек — создал группу, которая со временем превратилась в оркестр. Этот музыкальный коллектив вскоре стал пользоваться популярностью у владельцев танцевальных залов. Однако между Лайнером и Штраусом возникли разногласия, и оркестр разделился на два самостоятельным коллектива. С разделом оркестра поклонники музыкантов разделились на ланнеровцев и штраусовцев. Вражда между музыкантами дошла до того, что однажды Штраус и Ланнер подрались во время концерта.
Вскоре после этого инцидента Иоганн Штраус женился на дочери владельца ресторана «У пылающего петуха» Анне Штрейм. Это была красивая стройная брюнетка, страстно любившая танцы и отлично игравшая на гитаре. Медовый месяц молодые провели в деревне, а потом вернулись в Вену, где Иоганну предложили контракт на шесть лет в театре. Одновременно музыкант-самоучка брал уроки контрапункта, гармонии, оркестровки и т. д.
Эти уроки дали возможность Штраусу написать вальсы, покорившие Вену: «Филомелы», «Лорелея», «Сесилия», «Демоны». Всего он написал 251 произведение.
В 1834 году Иоганн Штраус давал концерты в Берлине. Здесь его заметил российский император Николай I и пригласил на гастроли в Петербург.
Капелла Штрауса много гастролировала по Германии: в Аусбурге, Франкфурте-на-Майне, Гамбурге, Дюссельдорфе, Кельне и по соседним Бельгии, Голландии, Франции, Англии. За два месяца гастролей они дали 93 концерта, что совершенно обессилело маэстро. Несколько месяцев Иоганн Штраус провел в постели. Болезнь совершенно расстроила его финансовые дела, к тому же вращаясь среди знати, он приобрел привычку сорить деньгами. Поэтому еще не совсем оправившись, он был вынужден вернуться к работе. Венцы тепло приняли поправившегося Штрауса, но при императорском дворе предпочитали музыку других композиторов.
Вскоре после возвращения на сцену Иоганн Штраус увлекся одно из своих поклонниц — Эмилией Трамбурги — и оставил ради нее семью, которой было трое сыновей — Иоганн, Йозеф и Эдуард — и дочь.
Старший сын Иоганна Штрауса занимался музыкой втайне от отца, т. к. отец хотел, чтобы он занялся коммерцией. Несмотря на материальные трудности, Иоганн Штраус-младший создал собственный оркестр. Отец всеми силами противодействовал стремлениям сына.
Первый концерт Штрауса-сына состоялся 15 октября 1844 года в казино Долгмейра. Он стал событием в музыкальной жизни Вены. Несмотря на то, что первые вальсы Иоганна-младшего («Молодые венцы», «Песни гор», «Сангвиники») почти не отличались от вальсов его отца, он покорил Вену.
Отношения между отцом и сыном были весьма прохладными до тех пор, пока в день рождения отца Иоганн Штраус с утра пораньше не поздравил его исполнением одного из лучших произведений отца «Дунайские песни» под его окнами.
Вскоре после этого Иоганн Штраус-сын отправился на гастроли по Венфии, Трансильвании, Сербии, Валахии, Молдове.
Когда во Франции началась революция, Иоганн вместе с братом Йозефом записался в революционную Национальную гвардию, они стали рядовыми солдатами.
Стоя в карауле на площади Кармелитов, Иоганн Штраус написал самый популярный марш восставших — «Венскую Марсельезу». Потом он написал еще вальсы «Песни баррикад», «Песни борьбы», польку «Вздохи лигуров».
После поражения восстания за участие в революции Иоганн Штраус был отлучен от императорского двора.
Иоганн Штраус-отец выступал против революции и из-за этого потерял популярность в Вене.
Оставшись без работы, он заболел лихорадкой. Его гражданская жена Эмилия, забрав своих детей, сбежала от него. Вскоре он заболел скарлатиной и умер 25 сентября 1849 года в полном одиночестве.
Иоганн Штраус-сын продолжил дело отца. Он с успехом исполнял свои вальсы и вальсы отца, давал по нескольку концертов в день и в то же время еще и сочинял музыку. Такая интенсивная работа подорвала его силы, и он отправился на лечение в горы.
Летом 1858 года Иоганн Штраус, получивший ангажемент в России, встретился с дочерью русского генерала Василия Николаевича Смирнитского Ольгой, искусной пианисткой и композитором (она писала романсы). Когда Ольга сообщила родителям о своей любви к Штраусу, ее мать устроила композитору скандал, потребовав оставить ее дочь и вернуть ее письма. Но Ольга и Иоганн еще несколько раз встречались. Однако после смерти брата она объявила, что не может ослушаться родителей, и навсегда разорвала отношения.
Пережив эту трагедию, Иоганн Штраус женился на вдове Генриетте Трефц, которая была на семь лет старше него. Генриетта имела привлекательную внешность и отлично пела. В молодости у нее было несколько бурных романов, в память о которых остались две дочери и сын. Женившись на ней, Иоганн обрел тихую пристань.
В отсутствие Иоганна делами капеллы занялся брат Йозеф. Йозеф не был профессиональным музыкантом. Он закончил политехнический институт и работал проектировщиком в городской управе, потом был инженером на ткацкой фабрике.
Музыкой он занимался только в свободное время. Но тем не менее он был талантливым композитором и прославился вальсами, в которых воспевал природу родного края: «Лесная фея», «Воспоминания из дальних стран», «Ласточки австрийских сел». Некотрые произведения, в том числе и «Польку пиццикато», он писал вместе с Иоганном.
Сначала Йозеф не хотел заниматься оркестром, но Иоганн много гастролировал, и в конце концов он уговорил Йозефа, и впоследствии управление делами оркестра полностью перешло в его руки.
Когда Йозеф тоже стал выступать и гастролировать, он, в свою очередь, обратился к младшему брату Эдуарду. Эдуард был красавцем и интеллектуалом, щедро одаренным талантом. Он получил классическое образование, знал греческий и латынь, получил основательное музыкальное образование.
Эдуард проявил себя как способный дирижер и удачливый администратор: он легко улаживал проблемы с музыкантами, антрепренерами, владельцами залов и издателями нот. Братья часто выступали и гастролировали втроем, и вскоре их стали воспринимать как одного человека.
В конце 1860-х— начале 1870-х годов творчество Иоганна Штрауса достигло своего высшего расцвета. За ним утвердился титул единоличного короля вальсов. Примерно в это же время он начинает сочинять оперетты. 10 февраля 1871 года состоялась премьера его первой оперетты «Идиго, или Сорок разбойников».
Начало 1870-х было и временем личных потерь для Иоганна Штрауса. Сначала умерла мать.
Однажды на концерте в Варшаве один из скрипачей сфальшивил, из-за него весь оркестр сбился с ритма. Йозеф так расстроился, что его хватил удар, он упал в оркестровую яму и получил сотрясение мозга. Родные перевезли его в Вену, но лечение не дало результатов: в 1870 году он умер.
Отношения с женой, разница в возрасте с которой становилась все более заметной, ухудшались. К тому же Штраусу сильно досаждал его пасынок Иетти, вытягивавший все деньги у матери. Не выдержав, он запретил юноше появляться в их доме. Иетти в ответ на это забросал мать письмами с угрозами. И однажды, получив такое письмо, она умерла от сердечного приступа.
Чтобы отвлечься, Иоганн Штраус решил уехать в Италию. В этой стране он встретил немецкую певицу Ангелику Дитрих и женился на ней. Но Ангелика вскоре оставила короля вальсов, уехав с его другом Штейнером.
Боль от этой потери Штраус заглушал работой. Успехом пользовались его оперетты «Кружевной платок королевы» и «Веселая война», «Ночь в Венеции». Среди лучших его произведений оперетты «Летучая мышь», «Цыганский барон» и др.
В начале 1880-х годов Иоганн увлекся молодой вдовой своего приятеля и однофамильца Адель Штраус. Он хотел на ней жениться, но католическая церковь запретила ему венчаться, т. к. Ангелика все еще оставалась его женой. Тогда Штраус перешел в протестантизм, отказался от австрийского гражданства и уехал в Кобург-Готт. Адель была ему верной подругой жизни, доброй и чуткой женой. Последние годы жизни Иоганн Штраус наконец-то смог прожить в полном покое и согласии. Он умер 3 июня 1899 года.
После смерти обоих братьев Эдуард, ожесточенный их успехом, решил сжечь их рукописи. Договорившись с владельцем фаянсового завода о сожжении макулатуры в печах для обжига глины, он лично сопроводил подводу, нагруженную бумагами. Когда, смекнувший в чем дело, заводчик попытался спасти хотя бы часть наследия Штраусов, Эдуард стал с остервенением бросать листы с подписями Иоганна и Йозефа Штраусов в печь и следил за огнем, пока не сгорела последняя страничка.
АКСАКОВЫ

Писатели-патриоты
Писатели Аксаковы происходили из древнего дворянского рода и прославились своей любовью к Родине, которая проявлялась как в повседневной жизни, так и в литературных произведениях, будь то стихотворения или повести, серьезное научное исследование или газетная передовица.
Тимофей Степанович Аксаков служил прокурором Верхнего земского суда в Уфе, а его отец вместе с семьей и крестьянами перебрался в Оренбургскую губернию из Симбирской и обосновался в имении Новое Аксакове.
У Тимофея Степановича было двое детей — дочь и сын Сергей. Сережа поступил в Казанскую гимназию в 1801 году, а в 1805 был принят в только что открытый Казанский университет.
В университете у Сергея Тимофеевича обнаружился интерес к литературе и он попробовал сочинять сам. Его первые стихотворные произведения были напечатаны в студенческом журнале. В 1807 году С. Аксакова приняли в «Общество вольных упражнений в российской словесности» при университете. Увлекался он и театром, принимал участие в студенческих спектаклях, а попав на спектакли гастролировавшего в Казани П.А. Плавилыцикова, он просто «заболел» театром.
Приехав в 1808 году в Петербург, Сергей Тимофеевич поступил на службу в комиссию по составлению законов. Но его интересы сосредоточивались на литературе и театре — и в этом кругу молодой Аксаков быстро завел обширные знакомства. В это же время в столице состоялся его литературный дебют: журнал «Русский вестник» напечатал басню С. Аксакова «Три канарейки». Занимался он и переводами: «Школа мужей» Ж.-Б. Мольера, «Филоктет» Софокла по французскому переводу Лагарпа.
В 1816 году Сергей Тимофеевич женился на Ольге Семеновне Заплатиной, дочери суворовского генерала, и его семья стала быстро расти: сын Константин, дочь Вера, еще сыновья — Григорий и Иван. Всего у Аксаковых было десять детей. Родители уделяли большое внимание их воспитанию, отношения в семье все были очень теплыми, а атмосфера пропитана духовностью и любознательностью.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71