А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Причем каждая из сторон нуждается друг в друге. Наемный рабочий не может жить, не продавая своей рабочей силы, а капиталист не может применять свой капитал, не приобретая рабочую силу. Более того, каждый капиталист заинтересован в сбыте своей продукции, т.е. в том, чтобы выпускаемый его предприятием товар не залеживался, а быстро распродавался. От этого зависит скорость оборота его капитала. Другими словами, капиталист кровно заинтересован в том, чтобы люди покупали его продукцию и потребляли ее как можно больше. Во имя этого предприниматели из кожи лезут вон, рекламируя свой товар или услугу, причем в условиях острейшей конкуренции. Наемные же работники, само собой разумеется, заинтересованные в повышении своего жизненного уровня, стремятся увеличить потребление, а следовательно, - и покупку тех или иных товаров. И здесь, в сферах обмена и потребления интересы наемных работников и капиталистов также совпадают. Уже хрестоматийным стал рассказ про Генри Форда, который платил рабочим приличную по тем временам заработную плату с тем, чтобы те могли покупать его автомобили. Следует также учитывать, что, кроме того, без устали ведется активная пропаганда, чтобы люди приобретали акции тех или иных компаний, т.е. проводится политика приобщения наемных работников к самому капиталу. Хотя влияние этой категории акционеров на дела компаний ничтожно, практически равно нулю, но зато у них взращивается чувство хозяина - владельца частной собственности и тем самым смягчаются неизбежные классовые противоречия. Этому же способствует навязывание населению в периоды экономического бума кредитов по относительно низким ставкам. Таким образом, в итоге рождается миф об обществе всеобщего благополучия, где царит мир и солидарность между классами.. И хотя вся эта ситуация с точки зрения здравого смысла абсурдна, парадоксальна, тем не менее она большинством людей не воспринимается таковой, а, наоборот, рассматривается как вполне естественная.
И еще один парадокс. США называют чуть ли не самой демократической и свободной страной в мире. Во всяком случае, политики США на весь мир ежедневно трубят об этом, выступая в защиту прав человека то в одной, то в другой стране. Но как увязать эти заверения и лозунги с тем, что в США в местах заключения находится свыше 7 миллионов человек - в три раза больше, чем в самые мрачные годы сталинщины? На США приходится 25 % всех заключенных в мире при удельном весе в мировой численности населения 5 %. Страна, где ограблению ежегодно подвергаются 30 % американских квартир и домов, где каждый тридцатый совершеннолетний американец находится под надзором пенитенциарной системы. И разве можно назвать качество жизни людей в США нормальным, если они лидируют среди т.н. цивилизованных стран по количеству убийств, изнасилований и грабежей? И не только. США занимают ведущее место в мире по затратам на вооружение и ведение военных операций, хотя дипломаты этого самого могущественного государства на планете клянутся в миролюбии своей страны. Уже почти два десятилетия не существует главного соперника по гонке вооружений- Советского Союза, а баснословный рост военного бюджета США продолжается ускоренными темпами.
Перечень подобных парадоксов из любой сферы жизни современного человеческого общества можно было бы продолжить Однако самый большой парадокс состоит в том, что в третьем тысячелетии человечество до сих пор барахтается в сетях, расставленных по всему миру глобальным капитализмом!
И никому не известно - сколько еще понадобиться времени, чтобы большинство людей на нашей планете осознали ту элементарную истину, что для того, чтобы устранить эксплуатацию, массовую безработицу, разрастающуюся в периоды кризисов, покончить с войнами и преступностью, а также, чтобы с интересами и мнениями людей считались, а не манипулировали ими, как с манекенами в кукольном театре, достаточно всего-навсего сменить этот самый капитализм другой общественно-экономической системой, где человек наконец-то не будет рабом рыночной стихии, а станет полноправным хозяином своей жизни. А сколько понадобиться времени, чтобы люди не допускали ошибок и видели окружающий его мир таким, каким он есть на самом деле? Еще одно столетие или больше?
Я - не пессимист. Убежден, что рано или поздно человечество сможет покончить с таким уродливым образом жизни, когда люди добровольно позволяют себя запрягать в ярмо эксплуатации и, развесив уши, верят побасенкам, которые сочиняют черные пиарщики, манипулируя их коллективным сознанием. Убежден, что народы в один прекрасный день обретут свободу и на этой Земле восторжествует Народовластие, Добро и Разум.
Март 2009 года.

Гримасы мирового экономического кризиса
«С момента своего рождения капитализм не раз сталкивался со спадами, экономическими бумами…; никто еще не отменял цикл деловой активности и, по всей видимости, никогда не отменит; а то, что Шумпетер называл «взрывами созидательного разрушения», периодически обрушивается на нас до сих пор».
Маргарэт Тэтчер

Оставим на совести «железной леди» идею о вечности экономических кризисов, так же как на совести Ф.Фукуямы его «пророчество» о конце истории (кстати, обе эти мысли из одной колоды). Утверждение же Й.Шумпетера о созидательном характере экономических кризисов стоит рядом с высказываниями некоторых философов о благотворном влиянии войн на прогресс человечества. Отметим лишь, что люди за многие тысячелетия своего существования привыкли к цикличности природных явлений (смена времен года, дня и ночи и т. д.). И когда озвучивают мысль об естественности и неизбежности циклов в экономике, то она никого не шокирует и, как правило, не вызывает возражений. Точно так же, как все привыкли к факту существования миллиардеров, о доходах которых взахлеб сообщают СМИ во главе с журналом Forbes, хотя с точки зрения принципов общечеловеческой морали, накопления в руках одного человека столь огромных богатств в то время, когда половина человечества живет на 2 доллара в сутки, а в развивающихся странах (в двадцать первом-то веке!) нет средств для обучения детишек элементарной грамоте - это явное издевательство над идеями Великой буржуазной революции о равенстве и братстве. Спору нет, при капитализме неравномерность общественного производства так же неотвратима и закономерна, как конкуренция, стремление предпринимателей к максимизации прибыли, хроническая безработица, поляризация доходов и богатства в обществе. И когда ежедневно людям показывают по телевидению графики с ломанными кривыми индексов на фондовых, товарных, валютных биржах мира, то эти картинки воспринимаются как опыстылевшая всем обыденность.
Однако обратимся от общих рассуждений к фактам современной действительности. А они говорят нам о том, что зреет 16-тый по счету мировой экономический кризис (кстати говоря, первый мировой кризис пришелся на 1847 год и с тех пор их периодичность составляла в среднем около 10 лет).
Последний по счету глобальный экономический кризис пришелся на 2001 год и вот на горизонте мировой экономики вновь сгущаются тучи в преддверии «созидательно-очистительного» урагана. Появились и первые жертвы. Никто сегодня не может предсказать глубину предстоящего кризиса, но то, что он в той или иной мере затронет все страны мира, в этом не может быть никакого сомнения, ибо таковы закономерности глобализации. Сегодня на планете нет ни одной национальной экономики, которая не была бы тесными узами связана с мировым хозяйством и смогла бы противостоять натиску стихии глобального капитализма. Это касается не только России, которая вряд ли останется незыблемым островом стабильности, несмотря на оптимистические заверения рукводителя главного финансового ведомства страны, но и такого стремительно растущего гиганта, как Китай. Достаточно обратиться к Докладу ООН «Мировое экономическое положение и перспективы на 2008 год», чтобы убедиться в том, что осторожные эксперты предсказывают наряду с абсолютным сокращением объема производства товаров и услуг в США, падение темпов прироста в развитых странах с 2,2 % до 0,5%, в развивающихся странах - с 6,5 % до 4,2 %, в странах с переходной экономикой - с 7,1 % до 5,0 %. А в целом по мировой экономике они прогнозируют снижение с 3,4 % до 1,6 %. Такое сокращение темпов прироста - и это следует подчеркнуть - ожидается в текущем году, т.е. в преддверии кризиса! На самом деле пик кризиса, видимо, придется на 2009 -2010 гг. На прошлогоднем экономическом форуме в Давосе Нуриель Рубини высказал мнение, что рецессия будет глубокой и долгой - не менее четырех кварталов (против 8 месяцев в 1990-1991 годах и в 2001 году). А гуру мировой финансовой системы - бывший глава ФРС США Алан Гринспен даже утверждает, что нынешний финансовый кризис, за которым с неизбежностью тянется и экономический кризис, явится самым тяжелым с момента окончания Второй мировой войны (специалисты банка Goldman Sachs уже оценили общие потери в 1,2 триллиона долларов). Историки хорошо помнят глубокие и продолжительные кризисы 70-х годов, когда воедино соединились все их виды: финансовый, валютный, структурный, сырьевой и экономический (производственный). Алан Гринспен считает, что начавшийся кризис завершится только после того, как стабилизируются цены на недвижимость, что, в свою очередь, приведет к стабилизации стоимости облигаций, которые были выпущены на основе закладных по ипотечным кредитам. А самые отчаянные пессимисты пишут уже о том, что нынешний кризис с каждым днем становится все более похож на 1930-ые.
Что же касается России и возможного влияния мирового кризиса на ее экономику, то следует иметь в виду, что она тесно связана с глобальными рынками не только по линии внешнего товарооборота (огромный экспорт энергоносителей и сырья, а также постоянно растущий импорт машин, оборудования, товаров длительного пользования, продовольствия), но также и по линии получения кредитов от зарубежных банков из-за острого дефицита ликвидности в отечественных финансовых структурах. Как отмечает в своем аналитическом обзоре М.Хазин (Worldcrisis @ru 23-03-2008), примерно половина тех кредитов, которые выданы в России, имеют «западное» происхождение, причем они в основном предназначены для получения спекулятивной прибыли, в первую очередь на рынке недвижимости. Эта многосторонняя зависимость России от западных кредитных линий уже успела «встряхнуть» банковский сектор после начала финансового кризиса в США и в других странах Запада. В начале второго квартала текущего года правительство России предприняло профилактические меры для спасения коммерческих банков от мирового кризиса, выделив на их поддержку 340 миллиардов рублей. Деньги должны быть взяты из корпорации Роснанотех и Фонда реформирования ЖКХ, а также свободных средств казначейства. По словам А. Кудрина, размещение средств казначейства может впоследствии давать на рынок до 600 миллиардов рублей. И еще один аспект, о котором сказал в своем интервью в марте т.г. Д.Медведев газете Financial Times: «Мы обязаны подавить тот инфляционный всплеск, который образовался в нашей экономике в конце прошлого года. Этот всплеск как раз является следствием погруженности росссийской экономики в мировую экономическую систему. Это плата, которую мы, по сути, сегодня вносим за присутствие в клубе мировых экономических держав».
У каждого мирового кризиса свое «лицо», обусловленное конкретными условиями развития глобальной экономики. Каковы некоторые отличительные черты нового глобального кризиса?
Во-первых, его эпицентром стали США - самая могущественная страна капиталистического мира. Все началось с обвала на рынке жилья в третьем квартале 2007 года. Проблемы, связанные с ипотечным кредитом ненадежным заемщикам в США, привели к полномасштабному кризису на рынках кредита во всей системе мировых финансов. Лавина кризисных явлений продолжала нарастать, несмотря на корректирующие меры, предпринятые центральными банками многих стран.
Однако факторы, дестабилизирующие экономику США, еще далеко не исчерпаны. Ожидается дальнейшее ослабление активности на рынке жилья и увеличение случаев банкротства на рынках ипотеки. Обвал на рынке жилья с неизбежностью привел к снижению потребительского спроса, который в свою очередь уже вызвал сокращение производства в реальном секторе. Министр финансов США Генри Полсон вынужден был признать, что темпы роста экономики «резко снижаются». Растет безработица. В начале 2008 года впервые за 4 года был отмечен отрицательный прирост числа рабочих мест вместо ожидаемого роста в январе на 80 тыс. Рост цен в 2007 году составил наибольшее значение за последние 17 лет. Падает фондовый рынок. На грани краха находятся крупнейшие инвестиционные компании. Так, например, гигант финансового рынка IP Morgan Chase & Co за весьма низкую цену (10 долларов за акцию, что в пять раз меньше первоначального предложения, при рыночной цене 30 долларов, которая была в два раза ниже докризисной) выкупил около 40 % тонувшей из-за острой нехватки ликвидности пятой по величине компании Bear Stearns Cos. Причем для осуществлении этой акции IP Morgan Chase & Co получило финансовую помощь правительства США. Продолжает увеличиваться дефицит как текущего торгового, так и платежного баланса США. Внешняя задолженность этого гиганта достигла примерно 3 трлн. долларов, что составляет четверть от объема ВВП США. А если сложить долги всех субъектов американской экономики (в лице федерального правительства, правительств штатов и муниципалитетов, корпораций и домохозяйств) то сумма задолженности, как утверждает М.Хазин, в 5 раз превышает величину ВВП США. Словом, на вершине мировой экономики накопилась огромная масса, готовая лавиной ринуться вниз по склону, сметая все на своем пути. Нарастает дефицит бюджета США. По итогам 2008 года дефицит прогнозируется на уровне 410 млрд. долларов. Общие потери американских банков, брокерских компаний и других финансовых институтов оцениваются в 460 млрд. долларов. Например, убытки инвестиционного банка Merrill Lynch только в четвертом квартале 2007 года составили почти 10 млрд долларов, а один из крупнейших банков США Citigroup 15 января т.г. сообщил о рекордных убытках за всю 196-летнюю историю своего существования (списано 18 миллиардов).
Таким образом, как мы видим, возрастает неустойчивость экономики США, а с ней и всего мирового хозяйства. Кстати, падение курса доллара по отношению к евро, йене и другим важнейшим мировым валютам является прямым следствием неустойчивости американской экономики. Обесценение доллара начиная с 2002 года усиливает тенденцию к пересмотру всей структуры валютного мирового рынка. Как тут не вспомнить обвал доллара в начале 70-х годов, которому предшествовал отказ от конвертации доллара на золото и крах в связи с этим всей Бреттон-Вудской системы. Уже тогда доллар перестал быть единственным богом на валютном Олимпе, хотя и сохранил свою лидирующую роль как во взаиморасчетах, так и в качестве резервной валюты. А сейчас под вопросом и эти функции доллара США. Главный экономист Всемирного банка и лауреат Нобелевской премиии в области экономики Джозеф Стиглиц, выступая в прямом эфире радиостанции ВВС, отметил, что «в результате гигантского роста двойного дефицита США (бюджетного и текущего торгового баланса) происходит эрозия позиций доллара и его закат в качестве ведущей твердой валюты». Джеффом Фрэнкелем и Мензи Чинном называется даже дата - 2015 год. (http://news.mail. ru/economics/1677823). Вирус недоверия к доллару уже проник и в сами Соединенные Штаты, где некоторые продавцы услуг требуют у покупателей не свои родные «зеленые», а евро, к которой еще года три тому назад американцы относились с высокомерием. Да, действительно, ничто не вечно в этом бренном мире, даже могущество и богатство!
Подводя промежуточный итог, можно прогнозировать дальнейшее падение роли США в мировой экономике как неизбежное следствие набирающего силу глобального экономического кризиса.
Во- вторых, следует отметить наличие в мировой экономике громадных диспропорций. Растущая пропасть между странами ОЭСР и развивающимися странами, продолжающийся переток финансовых ресурсов с периферии в развитые страны (760 млрд. долларов в 2007 году), возврат внешнего долга богатым странам-кредиторам при одновременной нехватке ликвидных средств в странах - должниках, хаотичность и непредсказуемость движения потоков портфельных инвестиций, повальное сокращение расходов на социальные программы как важного инструмента в конкурентной борьбе - все это факторы дестабилизации, способствующие углублению кризисных явлений.
В-третьих, неуклонный рост цен на важнейшие сырьевые товары (нефть, пшеницу, маис), возрастание неустойчивости и даже непредсказуемости их динамики.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57