R = Rwar = 1500 чел х 33,3грамма золота на человека + 28500чел х ? х х33,3грамма золота на человека?50 кг золота + 474,5 кг золота?525 кг золота?0,5 тонны золота.
По результатам успешной завоевательной войны государство 2 приобрело 1/10 территории государства 1, которое приносит ежегодно М=1/10х10 тонн золота = 1 тонну золота ежегодно.
Прибыль от войны: W = P – R = 50х1 – 0,5 = 49,5 тонны золота.
Доходность войны:
Период окупаемости войны:
Как видно, доходность и период окупаемости войны могут быть чрезвычайно высокими, недостижимыми для обычного производства.
Именно колоссальная доходность и очень маленький период окупаемости успешной завоевательной войны и являются главными причинами ведения войн.
Но в формулах расчета прибыли и доходности войны присутствует переменная Р, которая может принимать значение от 0 до 300хМ. Неверный подсчет Р является основной для неудачных войн, для разрушения хозяйства, голода и прочих страданий народов. Не менее катастрофичным является и неверный подсчет величины R.
Те, кто недостаточно понимают опасности войны, не могут понять и выгоду от войны (Сунь Цзы, «Искусство войны»).
Подсчитаем результаты войны в людях.
Государство 1 с теперь уже отторгнутой от него территории набрало: M(master) l =1/10х1%х1 млн. чел. = 1000 солдат.
Государство 2 не сможет набрать столько же, потому что арена сражений разорена и население враждебно относится к новым хозяевам. Допустим, удастся призвать четверть от того количества, которое было призвано государством
1: P l = 1000/4=250 солдат
W l = P l – R l=250 – 1500 = -1250 бойцов.
Как видно, новоприобретенная территория не смогла компенсировать армии государства 2 потерю 1500 солдат новым набором в войско среди покоренного населения.
Но со временем в результате хорошей внутренней политики настроение у населения улучшается, в результате чего через
25-30 лет у государства 2 появляется возможность набрать уже M l =500 солдат.
M(master) l = 1000 > M l =500 солдат, то есть мы имеем дело с завоевательной войной.
M(master) l = 1000 > P l=250 солдат, то есть население государства 1 первоначально враждебно относилось к завоевателям.
Оценим результаты войны для государства 1.
Отныне государство 1 собирает 10-1=9 тонн золота в год, его население составляет 1000-100=900 тыс. человек.
Средняя зарплата государства 1:
а) была – 10 тонн золота/1000 тыс. чел. = 10 граммов золота на 1 человека в год;
б) стала – 9 тонн золота/900 тыс. чел = 10 грамма золота на 1 человека в год.
В результате проигранной войны государство 1 стало беднее, а его население стало получать такую же зарплату, как и до войны.
Армия государства 1 (при 1% призванного служить населения) была 10 тыс. солдат, а через 25-30 лет станет
900 тыс. чел. населения х 1% = 9000 солдат, то есть будет слабее.
Оценим результаты войны для государства 2.
Отныне государство 2 собирает 20+1=21 тонну золота в год, его население составляет 3000+100=3100 тыс. человек.
Средняя зарплата государства 2:
а) была – 20 тонн золота/3000 тыс. чел. = 6,67 грамма золота на 1 человека в год;
б) стала – 21 тонна золота/3100 тыс. чел = 6,77 грамма золота на 1 человека в год.
В результате победоносной войны государство 2 стало богаче, а его население стало получать более высокую зарплату.
Армия государства 2 (при 1% призванного служить населения) была 30 тыс. солдат, а через 25-30 лет станет
3000 тыс. чел. населения х 1% + M l = 30000+500=30500 солдат,
хотя через несколько лет после войны армия государства 2 насчитывала 28500 + P l = 28500+250=28750 солдат.
При этом покоренное население сохраняет высокую лояльность к государству 1, которое имеет хороший базис для реванша, для войны за освобождение отторгнутой территории.
§ 17.
Но в армию можно призвать не 1% населения, а 0,5%, или 5%, или 10%, или даже 20%, правда это не означает, что большая армия, численностью в 5%, будет боеспособнее обычной по размерам армии, численностью в 1% населения: излишний набор на непопулярную войну рождает «слабые» полки, которые быстро сдаются в плен, сражаются слабо, не проявляют стойкости, а также часто имеют склонность к дезертирству и грабежу мирного населения.
Но именно возможность набрать в армию не 1%, а 15-20% населения является основной для практически невозможной полной победы над народами, находящимися в фазах подъема, перегрева и надлома, ибо этносы в этих фазах имеют ярко выраженную склонность к героической борьбе и малочувствительны к своим тяжелым потерям. Когда армия завоевателя, превосходя числом, допустим в 1,5 раза, вторгаются на территории таких этносов, тогда со стороны подвергшихся агрессии народов появляется ответная реакция: массовый приход добровольцев в армию, масштабная партизанская война и готовность мирного населения жертвовать всем ради победы. В результате военные силы защищающейся стороны увеличиваются в 5-10-20 раз и, демонстрируя массовый героизм, одолевают агрессора. Именно из этих соображений для успешного подчинения этносов, находящихся в фазах подъема, перегрева и надлома, необходимо минимум десятикратное превосходство в общей военной мощи на начальном этапе войны; но если степень вооруженности армий одинакова и оба противника имеют возможность применять достаточно современное оружие, то в начале войны агрессору необходимо иметь десятикратное превосходство в живой силе, то есть просто одолевать противника численностью своих армий.
Чем больший процент населения страны призывается в армию, тем больше голодает и беднеет мирное население, тем больше разрушений и смерти приносит война.
Чем выше уровень патриотизма, чем хуже население относится к завоевателям, тем больше людей оказываются в армии и тем более самоотверженно они сражаются!
Да, война может быть очень выгодна, но также она может принести колоссальные бедствия борющимся людям, народам и государствам, если руководство проводит неверную внутреннюю и внешнюю политику управления страной (недостаточная забота о собственном народе, неправильный выбор военных союзников, неверный выбор цели для нападения и прочее).
Война – это много крови, много денег и много сильных чувств!
§ 18.
Особо следует отметить атаку на этнос (суперэтнос), находящийся в фазе обскурации. Такой этнос характеризуется все возрастающей слабостью, прикрытой тысячелетней историей и большими богатствами. Это прогрессирующее бессилие дает более молодым соседним этносам редкий шанс, выпадающий один раз в тысячелетие, на захват и удержание в течение столетий новых больших территорий.
Для более молодого этноса существование рядом с суперэтносом, находящегося в фазе обскурации, имеет такие особенности:
1) Можно захватить все вообще без боя, для этого следует просто быть готовым в нужный момент (как вандалы, захватившие Древний Рим без единого сражения).
2) Чтобы быть готовым к захвату новых территорий, надо сохранять своих наиболее активных людей дома, не позволяя им эмигрировать или сражаться за чужие интересы (Гумилев пишет, что самниты могли быть соперниками древних римлян, если бы не имели обычая разрешать своим юношам воевать как наемники в чужих войнах).
3) Этнос, находящийся в фазе обскурации, является умирающим, и он неизбежно прекратит свое существование (Гумилев пишет, что гибель этноса – это утрата стереотипа поведения, а не тотальное уничтожение населения, то есть при этом люди остаются жить); поэтому, чтобы успешно атаковать в будущем, в настоящем ни в коем случае нельзя разделять идеологию такого стареющего этноса, а следовательно, необходимо прилагать усилия для сохранения собственной идентичности, плюс активно противодействовать разлагающему влиянию гибнущего суперэтноса.
4) Гумилев считает, что этнос в фазе обскурации уже утратил творческое начало, поэтому все новое, что создается таким этносом в сфере, затрагивающей поведение людей, более молодой этнос автоматически должен признать плохим.
5) Кроме того, по Гумилеву, все, что создается гибнущим этносом в сфере культуры, не является оригинальным, а представляет собой всего лишь плохое подражание блистательному прошлому, поэтому равняться на новые «эталоны» культуры, созданные этносом, находящимся в фазе обскурации, нельзя.
Общий вывод таков: умирающий ничем не может помочь молодому, который будет наследовать все.
§ 19.
Многие войны начинаются на основе чувств, без точных расчетов; мало того, абсолютно точный расчет будущей войны сделать невозможно! Часть войн носит ярко выраженный завоевательный или освободительный характер, но многие войны носят характер «пробы сил», кроме того, бывают и «каскады войн».
Примеры.
«Каскад войн» – это несколько последовательных войн, продолжающихся на протяжении века и более, имеющих одну общую цель, например, Пунические войны между Карфагеном и Древним Римом, которые шли в 264-146 годах до н. э. Эти три войны, происходившие в течение приблизительно 120 лет, привели к падению Карфагена. Вообще, все вооруженные столкновения двух суперэтносов можно рассматривать как каскады войн, а так как максимальная длительность активных фаз этногенеза составляет 250-300 лет, то и идти такие войны не могут более 300 лет, например, войны между хуннами и китайцами, происходившие со 2 века до н. э. по 1 век н. э., шли, по Гумилеву, порядка 250 лет.
Кстати, вторая Пуническая война была полностью аналогична наполеоновской войне 1812 года: нападение этноса, находящегося в инерционной фазе (французов в 19 веке или карфагенян в 3 веке до н. э.), на молодой этнос, находящийся в акматической фазе (русских в 19 веке или древних римлян 3 веке до н. э.), с целью полного порабощения, – и Ганнибал потерпел закономерное поражение в той войне, несмотря на первоначальный выигрыш нескольких битв.
«Проба сил» – это войны с фактически ничейным результатом, когда выигравший почти ничего не приобрел, а проигравший потерял очень мало, например, Крымская война 1853-1856 годов. «Пробной» эту войну можно назвать из-за состава участников и целей: коалиция из Франции, Великобритании, Турции и Сардинии ни прежде, ни после не объединялась против России, а ярко выраженный акцент на второстепенном театре военных действий – на Крым, а не на Санкт-Петербург или Москву – выдает эту войну, как «пробу», как «попытку», как «разведку боем», которую Россия успешно выдержала. Также «пробным сражением» можно назвать битву под Аустерлицем в 1805 году, в которой русские (и австрийцы, вышедшие впоследствии из этой войны) проиграли французам. Эту «разведку боем» Россия не выдержала, поэтому Наполеон стал стоить планы решительного наступления на земли русских, которое и произошло через несколько лет в 1812 году.
Из-за того, что при попытке понять войну смешиваются разные по сути войны, складывается ощущение, что война – это нечто непонятное и непостижимое, но если четко понимать, что успешная завоевательная война чрезвычайно выгодна, тогда многое становится ясным.
Все армии состоят из солдат, а солдаты – это люди, которых с детства учили, что убивать нельзя, что брать чужое – нельзя (в частности, это 6 и 8 из Десяти заповедей), а войн без гибели и грабежей не бывает, поэтому воины нуждаются в некоем «моральном оправдании» убийства таких же людей, как они сами, только находящихся по другую сторону фронта. Бойцы должны понимать, что убить неприятеля и отобрать у него что-либо – это «хорошо». Но разве «убить» и «ограбить» это хорошо? Поэтому государственная пропаганда использует такие не хорошие, а разделяющие людей, понятия, как «превосходство» в религии, в культуре, по расовому признаку или по национальному признаку. Также используются такие понятия, как «обида», «оскорбление» или «сознательное нанесение вреда противоположной стороной»: когда из-за некоторых различий в поведении возникают недоразумения, которые более сильная сторона использует, как повод для нападения на более слабую. Не исключены и обычные провокационные действия. Кроме того, можно задействовать и «освободительный мотив»: данная территория была «незаконно отторгнута» или управляется тираном (диктатором), поэтому мы идем возвращать «свое» или освобождать от тирании. Подвергшаяся нападению сторона своим солдатам говорит о «Родине», «нерушимости границ», «земле предков», «подлых захватчиках», «осквернителях святынь и веры» и так далее. В итоге обе противоборствующие стороны морально подготовлены к тому, что по другую сторону фронта – «враг», «плохой человек», которого надо убить или взять в плен.
Убийство противника в войне является нормой и подвигом, за эти деяния награждают орденами и медалями, которыми принято гордиться.
Но когда война завершилась, тогда убивать бывших неприятелей уже нельзя, ибо они не являются врагами – из этого появляется определенное противоречие, рождающее послевоенный моральный дискомфорт: тех людей, в которых можно и нужно было стрелять вчера, сегодня, после подписания мира, уже убивать нельзя, – но ведь они остались теми же самыми! Раньше, всю войну, они были «плохими», а теперь вдруг стали «хорошими»?! Солдаты начинают думать, что сражались как бы бессмысленно: «Ты стреляешь в меня, потому что я стреляю в тебя». Поэтому после войны, не сразу, а через годы и десятилетия, часто у одной, а то и у обеих сторон конфликта появляется ощущение разочарования бессмысленностью противостояния. Отсюда – всевозможные призывы к миру, мечты о жизни без войн и непонимание того, почему же все-таки люди воюют между собой на протяжении всей своей истории.
Часть 9.
ГОСУДАРСТВО
Закон о государственной границе
Государственная граница – это граница между государствами, признанная другими государствами.
Экономическая суть границы такова: это территория данного государства, и на ней оно может проводить свою экономическую политику.
Установление границы является результатом вооруженной борьбы между соседними государствами или результатом договоренностей, основанных на нежелании воевать друг с другом.
Граница между государствами может не изменяться в течение столетий, хотя обычно даже сто лет существования стабильной и неизменной границы – редкость.
Некоторые государства и территории, например, острова, свои границы не меняют, но полностью переходят от юрисдикции одного государства под управление другого: такие случаи – это также изменение государственной границы, ибо меняются государства, находящиеся по одну или обе стороны границы.
Таким образом, под переменностью государственной границы в историческом плане понимается:
1) физическое изменение линии границы на карте,
2) изменение государства (завоевание, падение, распад), находящегося с одной (а может быть, и с обеих сторон) стороны границы.
Нет ни одного государства, которое бы не меняло свои границы в течение тысячелетия.
Конституции (или заменяющие их основополагающие акты) и международные договоры фиксируют существующие государственные границы на неограниченный срок, с безапелляционной уверенностью, что такие границы государств будут всегда, однако история свидетельствует об обратном.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать закон о государственной границе.
Закон о государственной границе.
Государственная граница в историческом плане является переменной линией.
Следствие 1. О неизбежности изменения государственных границ.
Границы всех государств изменяются.
Следствие 2. О периодичности изменения государственных границ.
Нет такого государства, которое не изменило бы свои границы хотя бы один раз в течение тысячелетия.
Государствообразующий народ и
государственный бюджет
Государство – это выражение воли государствообразующих народов, населяющих его: их желание быть другими, не похожими на соседей.
Государствообразующий народ – это такой народ (этнос), отсутствие которого является критическим для существования данного государства.
Понять суть «государствообразующего народа» можно через его противоположность – «негосударствообразующий народ».
Если все представители определенного народа уйдут из данного государства, допустим, в течение месяца или года и ничего кардинально в государстве не изменится, то такой народ является негосударствообразущим для данной страны.
Численность народа важна, но не менее важна его относительная часть в общем населении государства: естественно, что этнос с численностью 70% является государствообразующим - но народ с численностью 1 млн человек в густонаселенной стране вполне может быть негосударствообразущим.
Государствообразущий народ в данном государстве может быть государствообразущим или негосударствообразущим в других странах.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32