А-П

П-Я

 


Во-вторых, так исторически сложилось, что королям у себя дома не сиделось, и процентов восемьдесят своего времени они проводили в дружной компании в столице самого крупного из королевств, того самого города, где я в свое время ожил и повстречал Бесса, Федю и Леру. Там жизнь веселее была. Балы, охоты, казни, пиршества, опять казни – и все это в компании таких же монархов, как ты сам. Хорошо, не скучно. Ну и заодно на виду друг у друга, попробуй плести интриги по захвату земель кровожадного соседа, когда этот самый сосед сегодня в карты проиграл, а вчера вы в обнимку под столом валялись и песни пели. Лишь несколько раз в году короли показывались в своих владениях, собирали дань, назначали министров, выносили королевские вердикты, и опять гулять!
Так что, когда возникла мысль понести на дикий восток свет цивилизации, короли порешили все быстро, разъехались по домам, набрали, кого могли, и назад вернулись. И тут вдруг казус вышел – стоит одному королю стать над войском главным, и кто ему потом помешает после победоносной восточной войны еще и земли соседей себе прихватить? Рисковать никому не хотелось, а потому порешили, как гуляли вместе, так и войсками идти вместе руководить! Оставив привыкших уже поданных на самих себя, все одиннадцать королей отправились вместе с совместным войском.
Гениальность такого плана даже комментировать не буду. Когда одним точечным ударом катапульты можно одиннадцать стран лишить законных правителей… Действительно, свидетельство их большого ума и недюжинного таланта!
Очень хорошо. Был бы здесь хотя бы один король Чаэса – мне бы было намного сложнее. А этим павлинам доморощенным, с мозгами курицы и гонором господа бога, можно элементарно мозги запудрить.
Чем мы с Алвитом по заранее договоренному плану и начали заниматься.


***

– Их королевское величество владыка всех зыкрудов Алвит Акорфе, второй сын Алавара, внук Илюра! – усиленным соответственным заклинанием голосом возвестил я, предоставив дальнейшие переговоры Алвиту.
– Зыкруд? – возмущенно поднялся один из королей, – Они хотят, чтоб мы выслушивали дикарей? Это позор! Предлагаю немедленно их обезглавить!
– Успокойтесь, коллега, – вмешался другой, – Предлагаю для начала выслушать условия капитуляции. Вы ведь за этим пришли, почтенный Алвит?
– Алвит пришел говорить капутиляция! – закивал головой зыкруд, – Алвит, главный-главный зыкруд, говорить – вы сдаваться плен, люди с острый меч, вжих-вжих который, делать капутиляция. Все делать капутиляция, вы делать, они делать, вжжж, вжжж, которые летать, тоже делать капутиляция!
Алвит – молодец! Какой актер в нем пропадает! Сколько экспрессии, эмоций! Сколько драматизма! От одной его «капутиляции» короли в осадок выпали. Им в своей жизни много иноземных диковинок по долгу службы встречалось, но требующий немедленной «капутиляции» всего войска зыкруд в бальном платье, никогда не встречался.
– Уважаемый посол! – опершись кулаками о стол, поднялся третий монарх, – Вы, наверно, что-то путаете. Речь идет не о нашей, а о вашей капитуляции. Мы готовы рассмотреть добровольную сдачу Города Стоячих Камней на следующих условиях. Выплата контрибуции в размере ста двадцати тысяч золотых. Признание протектората над городом совместного королевского совета Благословенных Королевств. Переход под наше командование гарнизона города, обеспечение продолжительной расквартировки войск…
– Аа-а… – сладко зевнул Алвит, во-первых продемонстрировав свое отношение ко всем этим «условиям», во-вторых продемонстрировав свои безупречно белые клыки.
– Я сразу говорил, нам не о чем с этими послами беседовать! – не выдержал еще один король.
– Поддерживаю! Нас просто хотели высмеять, а мы попались! Зыкруды – лесные дикари, их место в зверинце, а не в королевском совете! – вступил в хор негодования еще один монарх.
«Точно, точно!» – послышалось со всех сторон, и только два короля молчали, тужась понять, что все это значит на самом деле. Прекрасно. Теперь буду знать, с кем из этой разношерстной компании можно иметь дело, а кого сразу обухом по голове. Образно выражаясь.


***

– Ваши Величества, благодарю, что согласились меня выслушать в более… спокойной обстановке.
– Господин посол, для начала, может, вы объяснитесь? Что значил весь этот балаган? Зачем было брать с собой зыкруда? Какой был смысл в таком посланнике? Ведь сразу было понятно, что он только и может заученный текст воспроизводить!
– В том-то и дело, Ваше Величество, что это вам было понятно. И вам, Ваше Величество. Остальные же, так сказать, ваши коллеги… Продемонстрировали себя не с лучшей стороны. Мне было важно узнать, с кем именно стоит вести переговоры. Вы показали себя как люди разумные, вот я и пригласил вас на доверительный разговор.
– Допустим. А вас не тревожит, господин посол, что мы можем сейчас вызвать стражу, и вас арестуют за деятельность, не совместимую с дипломатической? И казнят?
– Нет, совершенно не тревожит.
– Почему же?
– Во-первых, раз вы согласились на встречу, то для начала выслушаете меня. Во-вторых, кишка тонка у ваших людей меня арестовать.
– Смелое заявление. Хорошо. С чем вы пришли?
– А пришел я, Ваши Величества, объяснить, что вы не на той стороне воюете…


***

Короли перКвиттена, небольшого северного королевства, и ломАнсалона, мелкого южного, задумались. Еще бы. То, что я им предлагал, было рискованным, но заманчивым шагом. Я не торопил.
Мне они оба еще тогда, на совете, понравились. Пока остальные спорили, казнить ли нас, или выгнать с позором, эти два монарха силились понять, что же на самом деле значит столь необычное посольство.
Шестью голосами против пяти нас все же решили оставить в живых. Похвальный выбор, значит, не все еще потеряно. Ну и пока нас гнали в три шеи я, даже не пользуясь способностями иншого, передал королям перКвиттена и ломАнсалона просьбу о конфиденциальной встрече, пообещав рассказать нечто интересное.
Беседа состоялась уже ближайшей ночью. Под покровом темноты, я выбрался из города и встретил двоих монархов у одной из удаленных палаток. Где и сделал им предложение, от которого тяжело отказаться.
Только вдумайтесь! Одни плюсы. Мало того, что войско Благодатных Королевств отказывается от глупой и бессмысленной борьбы с нами, переходит на нашу сторону и мы совместными силами воюем Черноречье. Мало того, что мы спасаем нынешний миропорядок, вместе сражаемся с силами тьмы. Так еще и я делаю так, что одиннадцать Благодатных Королевств исчезают с мировой политической карты, а вместо них остаются только два, перКвиттен и ломАнсалон, при этом территория и население каждого их них возрастает раз в десять. Взамен – сущая малость, предать своих девятерых «товарищей».
Да какие они товарищи! Собутыльников, глупцов, недостойно занимающих королевские посты. По натуре своей мелких людишек, с антрацитовой от грязи душой. Предательство таких – это не предательство даже, а благородный поступок! Мир станет только чище, когда к власти придут справедливые, мудрые короли перКвиттена и ломАнсалона. Да не просто короли, а герои, которые помогли спасти мир! И наступят по всей земле дни небесной благодати, а их имена навечно будут вписаны в анналы мировой истории!
Совершить благородный поступок, принести благо всему миру, стать легендарными героями, на порядок увеличить свои королевства – ну какой трезвомыслящий король от такого сможет отказаться?
Когда же я показал пару фокусов, убедив, что слов на ветер не бросаю, и свою часть обещаний выполню, последние сомнения оставили моих собеседников. Темной ночью, когда до земли не доставал даже свет вездесущих звезд, произошли два рукопожатия, изменившие судьбу мира.
Но расслабляться рано – ночь только началась, и до утра мне надо еще много чего сделать.


***

– Все, Бил, можешь расслабиться. Войны не будет, – заваливаясь уже под утро спать, обрадовал я Била.
– Как не будет? – переспросил только что проснувшийся старик.
– Просто. Не будет, и все. Теперь ребята, которые штурмовать город собирались, уже наши союзники. Правда, они об этом пока еще не знают, но скоро им об этом сообщат.
– Кто?
– Кто-кто, начальство их… Самое высокое. Ты не беспокойся, все пойдет, как по маслу.
Уставший после более чем суток бодрствования, я провалился в сон, и проспал до самого вечера. Потому о событиях этого дня знаю только с чужих слов.


***

Какая самая великая сила? Кто знает? Атомная бомба? Да никогда в жизни! Ее можно сбить при подлете, можно укрыться в бомбоубежище, можно вообще нанести превентивный удар. Магия? Тоже неверно. Неписанный закон – против любой магии есть противомагия, прошу прощения за тавтологию. Людской дух, любовь, вера? Мимо. Дух ломается, любовь умирает. Неужели вера, скажет кто-то, и будет не прав. Опять в молоко, хоть и близко.
Самая великая сила – идеология! Кто-то может сказать, что вера тоже разновидность идеологии. Я не согласен. Вера предписывает принять нечто за догму, и у людей умных часто возникают вопросы, а почему оно именно так? Идеология же объясняет, почему именно так.
Единственная деталь – идеология должна быть гибкой. Закостеневшие идеи, творцы которых не способны приспособиться к новым реалиям жизни, неминуемо ведут к краху системы. Увы, ярлыки, даже самые яркие и красивые, со временем тускнеют, и играющая по кругу лучшая симфония гениального композитора быстро начнет угнетать.
Я считаю себя достаточно умным, чтоб быть выше любой идеологии. Но не пользоваться таким орудием главного калибра – просто грех и непростительная ошибка.
Что хотели солдаты Благодатных Королевств? Часть – побыстрее вернуться домой, к семье и детям; часть – заработать деньги, и чтоб побольше; часть – принести на восток «благодать», подарить мир и процветание прозябающим в средневековье дикарям; часть – просто повоевать с варварами, проявить свое мужское эго охотника и убийцы, подавленное в мирном обществе. Пожалуйста! Если пообещать этим людям удовлетворение их желаний – они пойдут за тобой.
Об этом не подумали короли. Спрашивается, вернется ли быстрее домой мобилизованный крестьянин, погибший при штурме неприступных стен Города Стоячих Камней? Много ли благодати нужно крупнейшему торговому городу этого мира, единственному перевалочному пункту на пути с востока на запад? Интересно ли воевать с «варварами», если они не лезут сами под стрелы, а засели за баррикадами, готовые сражаться до последнего? Да и золото, хоть и много его тут, не по домам спрятано, а в крупных хранилищах, куда простым смертным мародерам хода не будет.
Настроения в армии нельзя назвать пораженческими – люди готовы были исполнить свой долг не за страх, а за совесть. Но и особого желания сложить свою голову, штурмуя ни в чем не повинную крепость, кроме того, что она на пути оказалась, люди не испытывали.
Я же подарил им исполнение всех их желаний! Никакого штурма, никаких таранов и осадных лестниц. Увеличение оклада контрактникам, плата срочникам. Беспрепятственный проход дальше на восток, а известно, что чем раньше пройдешь, тем раньше вернешься. Возможность повоевать с настоящими дикарями востока, которых можно убивать в большом количестве, не опасаясь за свое здоровье. Единение, наконец, с другими народами – когда тебя встречают как героя, идущего на войну со злом, цветами и радостными криками, это лучше, чем когда тебя встречают через прицел арбалета безбашенные партизаны.
Это я упрощаю. На самом деле полную программу агитационной компании я разрабатывал долго, и занимала она целую тетрадь. Помимо пламенных речей и реющих лозунгов, она включала в себя витающие в толпе слухи, домыслы, мысли, что шепотом передавались ночью у костра. Как их запустить – моя проблема. Есть два способа. Первый – обычный – несколько своих людей, умеющих незаметно вставить в любую беседу нужные пять копеек, запускающих цепную реакцию. Просто, надежно, долго. Второй – магический – то же самое, только начальный толчок дается заклинанием. Утомительно, надежно, быстро. Вбить в головы сотни солдат умные и правильные мысли, так, чтоб они не заподозрили чужое вмешательство – работа тривиальная, но требующая немалых усилий, все равно что тысячу раз каллиграфическим почерком написать слово «триангуляция».
Когда пошли слухи гулять по ночному лагерю, когда «свои» короли заучивают завтрашнюю речь, а верные им генералы получают нужные распоряжения, осталась самая малость. Устранить правильным образом тех, кто планам мешает.
Как это сделать – искусство. Если бы просто под утро обнаружилось, что в палатке совета лежать девять обезглавленных королевских тел, то никакая бы агитация не помогла. Девять одиннадцатых войска немедленно бы взбунтовалось, перебила две одиннадцатых и все равно пошла бы на штурм Города Стоячих Камней. Глупейшее из всех возможных решений. Сделать так, чтоб короли «умерли своей смертью» – тоже не катит. Гнева было бы меньше, но позволить командовать собой чужим королям войска бы все равно не позволили. Все надо было провернуть так, чтоб и вывести из игры лишние фигуры, и не вызвать лишних подозрений. Лучше всего – даже насмешки, чтоб королям не сочувствовали, а подшучивали над ними.
Элементарно! Такое сложно проделать, когда народ любит своего монарха, как человека. Когда же это просто символ, пустое место, родившееся с короной на голове, и все об этом знают… Проще простого. Мне даже не понадобилось самому слух пускать. Когда утром на «плацу» объявили, что «их величествам, королям ля-ля-ля нездоровиться», солдаты только хмыкали себе в усы.
Еще бы. Свои люди есть везде, простой рядовой часто лучше секреты королевские знает, чем первый советник. А уж когда умудренные жизнью, «опытные» мужики прослышали, как на вчерашней «пирушке» весь королевский совет в почти полном составе паленым самогоном траванулся, и на пару недель теперь забудут обо всем, кроме клизмы да горьких вонючих травяных отварах… Двум монархам-трезвенникам, немного зеленым лицом, но, в целом, держащимся неплохо, тяжело было донести до простых ребят от меча и арбалета, как их государям тяжело сейчас. Хоть они, местами зачитывая мой текст, и рассказали о страшной хвори да лютом недуге, что «сразил в сей трагический момент» «лучших людей всего западного мира», вряд ли нашелся хоть один солдат, проливший слезу по своему монарху.
И хоть формально совет никто не распускал, по прежнему лагерь украшали многочисленные знамена да штандарты самых разных королевств, по общему молчаливому согласию никто не возражал, чтоб «временно» право говорить за весь совет перешло к королям перКвиттена и ломАнсалона. Пока остальные короли от «недуга заморского», самогоном паленым вызванного, не отойдут.
Не отойдут. Когда над составом поработал я, заменив нужное количество этилового спирта метиловым, добавив, для надежности, всякой гадости, то и гарантия дается соответствующая! Как минимум месяц будут в лежачем состоянии, как дети малые, а если еще и с врачами нужную беседу провести… Короче, с этой стороны проблем больше не будет.
Самое приятное – ведь действительно никакой порчи или магической болезни на королей никто не наводил! Местные маги хоть и слабые, а прямое воздействие на своих господ смогли бы учуять. Но не было его! Монархи сами, добровольно, всю эту гадость сивушную себе в горло вылили, без принуждения. Они этим каждый вечер занимались, о том, что такое аперитив, и не слышали, наверно, никогда. Местная королевская манера пить – кубок побольше, зелье поубористей, залить в глотку за один глоток.
На фоне побасенок о том, что наконец-то поплатились короли за свое неумеренное пьянство, идея договориться с Городом Стоячих Камней о мире прошла как-то даже незаметно. Ну да, теперь уже это не противники, а союзники. Будем с ними вместе против этих, как их там, из Темного Озера… Не, из Черной Реки воевать! Конечно, это правильно – вон, видно, какие себе стены отгрохали – разве это дикари? Цивилизованные люди, с ними дружить можно и нужно, особенно если они согласны доплачивать «боевые», которые от непосредственного начальства в жизни не дождешься. И начальство правильное, вон, два мужика, сразу видно – хоть короли, а пить умеют, таких самогоном паленым не уложишь. И слова какие умные говорят! Все, идем Черноречье бить. А ребята из Города Стоячих Камней – так они вообще свои люди! Как прослышали, что мы теперь друзья, так пир горой закатили, народные гуляния и вообще все прекрасно!
Примерно такие настроения были у войска Благодатных Королевств, когда через неделю они, нагулявшись, под руководством королей перКвиттена и ломАнсалона, ну и моим чутким надзором, прошли торжественным маршем по улицам Города Стоячих Камней и двинулись на восток.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81