А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Кстати, усиленно внедряемое западной и либеральной литературой представление, будто победа была одержана ценой многократно больших, чем у врага, потерь, является не совсем корректным. Из 27 млн. граждан Советского Союза, чьи жизни унесла война, 17 млн. приходятся на долю мирного населения. А если из оставшихся вычесть 4 млн., массами сдававшихся в первые месяцы и уничтоженных в плену, то советские и германские потери оказываются примерно равными.
Но эта книга посвящена не Великой Отечественной, а Первой мировой. И тут можно привести еще несколько любопытных фактов "преемственности поколений". При осаде Ленинграда и Севастополя немцы использовали те же самые сверхтяжелые орудия, которые гремели под Верденом, Осовцом, Новогеоргиевском. Они так и сохранялись, законсервированные с прошлой войны, и вновь были пущены в дело. В частности, была доставлена в Крым и знаменитая "Дора", обстреливавшая Париж. И нашла тут свой конец, уничтоженная русскими летчиками. А когда в Советской Армии ввели погоны, вдруг спохватились, что для них нужна золотая лента. Мощности фабрик были загружены более насущными заказами, но кто-то вспомнил, что до революции на изготовлении этой ленты специализировалось несколько подмосковных деревень. Туда отправился начальник вещевого снабжения ген. С.П. Языков, и стоило ему объяснить жителям, для чего это нужно, те с огромной радостью извлекли припрятанные на чердаках и в чуланах старые станки, и нашлось даже много готовой ленты. Так что первые офицеры и генералы, сменившие форму, фактически надели еще те погоны, которые делались для их предшественников из царской армии.
Что же касается участников Первой мировой, то большинство из них в новой войне проявили себя достойно. И те, кто сражался на фронтах, и те, кто по возрасту и состоянию здоровья не мог взяться за оружие. Вот, скажем, несколько примеров из воспоминаний генерала армии П.И. Батова. Ветеран Первой мировой старый крестьянин Дмитрий Николаевич Темин спас под Минском знамя 24-й дивизии, обнаружив его на груди убитого офицера. И сберег. А после, на параде во Львове, гордо нес это знамя - с седой бородой, в старой гимнастерке и с Георгиевским крестом на груди, а по бокам, в качестве ассистентов, шагали молодые офицеры, сверкая советскими орденами. Пожилой рыбак Саенко помогал саперам наводить переправу через Днепр. "В ночь перед атакой старик вышел проводить бойцов. Люди несли к реке лодки, а он стоял у кустов на краю торфяного луга в чистой рубахе, а на груди у него было четыре Георгиевских креста. Так старый русский солдат просто и ясно выразил ощущение праздника, овладевшее им в канун броска наших войск через Днепр... Мы постояли рядом, и знаете, вдруг в памяти мелькнули дни военной молодости - тогда, в 16-м году, учителями моими были вот такие же, как этот русский солдат, бородачи. Павел Абрамович Саенко стоял рядом, глядя вслед уходившим к Днепру бойцам, и на его лице было выражение спокойствия и удовлетворения. Посмотрел я еще раз на его чистую заплатанную рубашку со старыми наградами и от души обнял ветерана". Батов описывает и других ветеранов - например, старого сапера Пичугина, участника Брусиловского прорыва. Который на слова генерала о предстоящих трудностях при форсировании Днепра ответил: "Трудности что... Трудности забудутся, победа останется". И дошел до этой победы, наводя в конце войны мост через Одер.
Воевал и опыт тех, кого уже не было в живых. Так, план минных постановок в Финском заливе, разработанный Эссеном и Колчаком, был почти без изменений применен повторно. И опять сыграл решающую роль в морской обороне Ленинграда. А опыт Брусиловского прорыва был в полной мере использован в Львовско-Сандомирской операции. Если взять указания маршала И.С. Конева о подготовке к прорыву мощной обороны почти в тех же местах, нетрудно заметить, что очень многие пункты он перенял у Брусилова вплоть до частностей, почти дословно - и о мерах по обеспечению скрытности, и по подготовке командиров и личного состава, и по организации артиллерийского наступления с выдвижением батарей в последний момент и пристрелкой отдельными орудиями, и даже изготовление "карт-бланковок" своих участков для командиров каждой роты и батареи с нанесенными на них конкретными объектами и целями. И брусиловский опыт с "картами-бланковками" оказался настолько удачным, что так и применялся потом во всех операциях до конца войны.
О боевых делах некоторых ветеранов писал в своих воспоминаниях Борис Полевой. Он рассказывает о кавалере ордена Св. Георгия подполковнике И.Мяэ, великолепно командовавшем артиллерией Эстонского корпуса. А в Галиции в казачьем корпусе ген. Селиванова, ему довелось познакомиться с "дядькой" Иваном Екотовым, старым казаком станицы Архангельской, ушедшим на фронт добровольцем. Он командовал взводом связистов, а "по совместительству", по поручению замполита, вел работу с молодым пополнением. И Полевой записал его беседу с новобранцами: "Было раз еще в ту, царскую войну, когда ваши папы и мамы еще под стол пешком ходили, было такое дело. Надо было взять вражью крепость. Она вот тут вот где-то недалеко. Пошла стрелковая дивизия в атаку, а из крепости по ней "максимы": та-та-та. Отбита атака. Пошли снова. И опять отбита. Стоит эта крепость, и ни черта ей не делается, как его там достанешь, австрияка? А почему, я вас спрашиваю? А потому, что у немцев, точнее, у австрияков, там крупные силы были. Это раз. А главное, укрепления, проволока, окопы, артиллерия. У них каждая травиночка в предполье пристреляна была, - рассказчик смолк, неторопливо свернул цигарку, и сразу же к нему протянулись со всех сторон десятки трофейных зажигалок. "Ну, ну и что?" - торопил кто-то. "Вот те и ну, дуги гну, продолжал он, - Ну видит начальство такое дело и посылает оно нас, казаков. С вечера нас офицеры с головы до ног осмотрели: как и что, не бренчит ли что, не валюхается, а как ночь сгустелась, мы и поползли. Без выстрела. Гренадеры наши на другой стороне крепости пальбу открыли, а мы молча, тишком. Еще в предполье бешметы скинули, разложили их, будто цепь залегла, а сами дальше. Гренадеры там перестрелку ведут, а мы ползем. Проходы в проволоке проделали, и все молча. Расчет такой: утром, как рассветет, они с укреплений беспременно бешметы наши заметят. Ага, мол, вон где цепь, и начнут по ним палить. А мы ползем да примечаем, где у них офицерский блиндаж, где пулемет, где орудие, и врага себе по плечу выбираем. Когда солнышко поднялось, заметили австрияки наши бешметы, и ну по ним палить. Палят, а мы уже у самого вала. Тут господин офицер свисток дает. Ура-а! До их траншеи два шага. Они ахнуть не успели, а мы уже кинжалами орудуем... Вот, зеленые, что это есть, пластуны". Причем, как пояснил писателю замполит, потери во взводе Екотова всегда были самыми маленькими.
И подобным "дядькам" в истории Великой Отечественной несть числа. С.М. Штеменко в своих воспоминаниях описывает 9-ю Краснознаменную пластунскую дивизию ген. П.И. Метальникова, сформированную на Кубани. "Бойцы - молодец к молодцу, много бравых добровольцев с Георгиевскими крестами на груди". И эта дивизия показала настолько высокие боевые качества, что стала "особой". Она находилась под контролем самого Сталина, а использовать ее на том или ином направлении дозволялось только с разрешения Ставки. А в 5-м Донском кавкорпусе ген. С.И. Горшкова знаменитый рубака капитан Парамон Самсонович Куркин так и воевал всю войну с четырьмя Георгиями на груди - к которым к моменту взятия Будапешта добавилось три ордена Боевого Красного Знамени.
И очень во многих мемуарах военачальников, дневниках фронтовых корреспондентов приводятся похожие случаи, происходившие после вступления наших войск в западные районы Украины, Белоруссии, в Польше. Когда к тому или иному генералу являлись вдруг пожилые местные жители с крестами и медалями на посконных рубахах и, браво щелкая опорками, докладывали по-русски: "Ваше превосходительство! Рядовой такой-то, находившийся в бессрочном отпуску, прибыл для дальнейшего прохождения службы!" Те, кто сам воевал в Первую мировую, описывают такие эпизоды с уважением, кто помоложе - с иронией. Потому что не увидели в поступках стариков того, что сами старики увидели в победах Советской Армии. А они увидели возрождение России. Да, уже не прежней, изменившейся. Но снова великой и могучей мировой державы...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Залпы Первой мировой отгремели 85 лет назад. Ее "рецидив" корежил Земной шар в 1939 - 45 гг. Но если отвлечься от общепринятой исторической классификации, то окажется, что мировая схватка, начавшаяся в 1914 г., не окончена до сих пор... Ведь агрессивные силы, развязавшие ее, имели не один, а два взаимосвязанных идеологических полюса. Пангерманизм и исламизированный экстремизм. Чтобы не оскорбить мусульман, я преднамеренно употребляю термин не "исламский" а "исламизированный" - использующий религиозные флаги и лозунги для прикрытия и пропагандистского обеспечения вполне светских экспансионистских программ. Причем программ и методов их осуществления по сути своей попирающих духовные ценности любой религии. И хотя в начале ХХ в. доминировал первый из указанных полюсов, но и второй уже играл четко выраженную самостоятельную роль. В войне 1914 - 18 гг оба они потерпели поражение, но уничтожены не были, сохранив свои корни и часть питавшей их среды. Пангерманизм со временем возродился, трансформировался и был принят на вооружение другими носителями - национал-социалистами. Он сумел восстановить свои позиции и усилиться благодаря близорукой политике западных держав, посчитавших его не опасным и даже пригодным для использования, если перенацелить в нужную сторону. И был добит только в 1945 г., в ходе Второй мировой.
Исламизированный экстремизм долгое время существовал на "заднем плане" мировой истории, лишь периодически напоминая о себе всплесками, вроде басмаческого движения, вспышек межэтнических и межконфессиональных кровопролитий то в одной, то в другой стране. И усилиться он сумел в конце ХХ в., причем по тому же самому сценарию - когда западные политики и спецслужбы под гипнозом сиюминутных выгод сочли, что смогут успешно его использовать. Сперва против Советского Союза, потом для раскачки России и дружественных ей государств - поощряя и прямо подпитывая его в Афганистане, на Балканах, на Кавказе. Разумеется, он тоже трансформировался и обрел новых носителей, перейдя от пантюркистов к другим радикальным группировкам. Но главная суть осталась той же. Массовая резня в период гражданской войны 1992-1998 гг. в Таджикистане, геноцид русскоязычного населения в Чечне в 1993-1994 и 1996 гг., трагедии терактов с массовыми жертвами и захваты заложников, если разобраться, оказываются явлениями того же порядка, что геноцид христианских народов в Османской империи и Закавказье в 1915-1916 и 1918-1922 гг. И когда сейчас говорят о "едином террористическом фронте от Косово до Филиппин", то разве это не четко совпадает с давними геополитическими планами иттихадистов - "от Балкан до Желтого моря"? Во всяком случае, проекты экстремистов о создании "халифата", который охватывал бы Северный Кавказ, Ставрополье, Кубань, часть Дона и распространял бы свое влияние на Крым, Поволжье, Урал, так и сохранились в неизменном виде со времен Первой мировой.
Вот и получается, что советские солдаты, штурмовавшие Кенигсберг и Берлин, может быть и не зная этого, довершали дело своих отцов, дравшихся под Гумбинненом и Лодзью. А солдаты и офицеры, сражавшиеся в Дагестане и Чечне, несущие неимоверно трудную службу на таджикско-афганской границе, в Югославии, в "горячих точках" Северного Кавказа, впрочем, как и те, кто противостоит сейчас терроризму на улицах Москвы, продолжали и продолжают дело тех позабытых героев, которые стояли насмерть под Сарыкамышем, Алашкертом, Огнотом, Сардарапатом. Продолжают на других рубежах - но разве это что-то меняет? И может быть, не случайно воинов и Первой мировой, и Великой Отечественной, и Чеченской провожала в бой одна и та же песня, марш "Прощание славянки"... Как там поется-то?
...Летят, летят года,
Уходят во мглу поезда.
И в них солдаты,
А в небе темном
Горит солдатская звезда...
29.12.2002 г. Москва - Монино
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Адамов А.Е. Европейские державы и Турция в мировой войне, М., 1925.
2. Айгнер Д. Уинстон Черчилль // Юнкер Д., Айгнер Д. Рузвельт. Черчилль. Р-н-Д., Феникс, 1998.
3. Алабин И.М., Судравский В.Д., Донской генералитет в изгнании, М., Академия Военных наук, 2001.
4. Арзуманян А.М. Адмирал. М., Воениздат, 1976.
5. Арутюнян А.О. Кавказский фронт 1914-1917 гг., Ереван, Айастан, 1971.
6. Баграмян И.Х. Великого народа сыновья, М., Воениздат, 1984.
7. Баграмян И.Х. Мои воспоминания, Ереван, Айастан, 1979.
8. Бадалян Х.А. Турецко-германская экспансия в Закавказье 1914-1918 гг. Ереван, Айастан, 1980.
9. Барсегов Ю.Г. Геноцид армян - преступление по международному праву. М., ХХI век - Согласие, 2000.
10. Барсуков Е.З. Русская артиллерия в мировую войну, т.1-2, М., 1938.
11. Беседа с А.Н. Хвостовым И.В. Гессена. АРР, т.12, М., Терра-Политиздат, 1991.
12. Белецкий С.П. Воспоминания. АРР, т.12, М., Терра-Политиздат, 1991.
13. Белов П. К вопросу о развитии способов ведения войны. М., Военная мысль, №7, 1949.
14. Белой А., Галицийская битва, М., 1929.
15. Беляков А., Взлет и трагедия летчика Горшкова, Крылья родины, № 10, 1970.
16. Бережковский Д.В., Ляхов В.Ф., Первая мировая война 1914-1918. Военно-исторический очерк. М., 1964.
17. Блинов И.А. Переписка В.А. Сухомлинова с Н.Н. Янушкевичем //Красный архив, т.3, М., 1923.
18. Блок А. Последние дни старого режима. АРР, т.4, М., Терра-Политиздат, 1991.
19. Болтин Е., Вебер Ю., Очерки мировой войны 1914-1918 гг., М., Воениздат, 1940.
20. Бонч-Бруевич В.Д. Вся власть Советам, М., 1957.
21. Бонч-Бруевич М.Д. Потеря нами Галиции, в 2-х т., М., 1926.
22. Боханов А.Н. Александр Иванович Гучков // Исторические силуэты, М., Наука, 1991.
23. Брандт Х. Франц Иосиф I Австрийский // Кайзеры, Р-н-Д., Феникс, 1997.
24. Брусилов А.А. Мои воспоминания. М., Воениздат, 1983.
25. Бубнов А. В царской ставке: воспоминания адмирала Бубнова, Нью-Йорк, 1955.
26. Будберг А.П. Гумбиннен - забытый день русской славы. Париж, 1937.
27. Буденный С.М. Пройденный путь. М., Воениздат, 1959.
28. Бьюкенен Дж., Воспоминания дипломата, М., 1923.
29. Варшавско-Ивангородская операция. Сборник документов. М., 1938.
30. Василевский А.М. Дело всей жизни. М., Политиздат, 1974.
31. Василенко В. Об исторических преимуществах Советской Армии // Пропагандист и агитатор, № 4, 1948.
32. Вацетис И. Боевые действия в Восточной Пруссии в июле, августе и начале сентября 1914 г. Стратегический очерк., М., 1923.
33. Вержховский Д.В., Ляхов В.Ф., Первая мировая война 1914-1918 гг., М., 1964.
34. Вержховский Д.В., Ляхов В.Ф., Советская историческая литература о Первой мировой войне. Военно-исторический журнал, № 12, 1962.
35. Вернер Э. Пантюркизм и некоторые тенденции современной турецкой историографии. Вестник общественных наук АН Арм. ССР, № 6, 1966.
36. Верфель Ф. Сорок дней Муса-Дага, послесл. Пирумовой М., Ереван, Советакан грох, 1988.
37. Верховное командование а первые дни революции. Документы. АРР, т.16, М., Терра-Политиздат, 1993.
38. Верховский А.И. Россия на Голгофе. Из походного дневника, М., 1959.
39. Ветошкин Л.В. Брусиловский прорыв. Оперативно-стратегический очерк. М., 1940.
40. Виноградов В.Н. Румыния в годы Первой мировой войны, М., 1969.
41. Виноградов К.Б. Проблемы происхождения Первой мировой войны в западногерманской историографии. Вопросы истории, № 8, 1962.
42. Владимир Ильич Ленин. Биографическая хроника. Т. 1-9, М., 1978.
43. Владимир Ильич Ленин. Биография. М., Политиздат, 1972.
44. Воронов Н.Н. На службе военной, М., Воениздат, 1963.
45. Воспоминания генерала барона П.Н. Врангеля. ч. 1-2, М, Терра, 1992.
46. Воспоминания Сухомлинова. М., 1926.
47. Восточно-Прусская операция 1914 г., Сборник документов, М., 1939.
48. Всемирная история в 24 т. Т. 19, Первая Мировая война. Минск, Литература, 1997.
49. Выписка из данных наружного наблюдения за Григорием Распутиным за время с 1.1.1915 г. по 10.2.1916 г. АРР, т.16, М., Терра, 1993.
50. Галицийская операция 1914 г., Сборник документов, М., 1939.
51. Галицкий И.П., Дорогу открывали саперы, М., Воениздат, 1983.
52. Гарт Л. Правда о войне 1914-1918 гг., Госвоениздат, М., 1935.
53. Геноцид армян в Османской империи. Сборник документов под ред. М.Г. Нерсисяна. Ереван, Изд. АН Армянской ССР, 1966.
54. Гессен И.В. В двух веках. АРР, т.22, М., Терра, 1993.
55. Гильчевский К. Боевые действия второочередных частей в мировую войну. М-Л, 1928.
56. Говоров Л.А. В боях за город Ленина, М., Воениздат, 1945.
57. Головин Н.Н. Из истории кампании 1914 года на русском фронте. Начало войны и операции в Восточной Пруссии, Прага, 1926.
58. Гордеев А.А. История казаков. Великая война 1914-1918 г., М., Страстной бульвар, 1993.
59. Горев А., Зимянин В., Неру. М., Молодая гвардия, 1980.
60. Горлицкая операция. Сборник документов, М., 1941.
61. Гоффман М., Война упущенных возможностей, М-Л, 1925.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118