А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


Серебро издавна употреблялось повсюду вместо бумажных денег. Несколько столетий на американском конти-
ненте господствовал серебряный талер. Он явился прототипом современного американского доллара. В 1792 году конгресс США постановил, что американский доллар должен содержать 371,25 грана серебра или 24,65 грана золота (1 гран равен 0,0648 грамма). Было установлено также, что серебро в 15 раз дешевле золота. В 1878 году конгресс обязал правительство купить у владельцев- серебряных разработок большое количество этого металла и выпустить бумажные деньги, которые в любой момент можно было бы обменять на серебро. Так появились бумажные доллары с надписью «Сертификат серебра», которые оставались в обращении до 24 июня 1968 года, когда правительство выкупило их у населения, уплатив двойную цену чистым серебром.
В связи с увеличением употребления серебра в разных практических сферах жизни, особенно в электротехнике и в производстве фотофильтров (нитрат серебра), притом, что добыча серебра развивалась далеко не столь скорыми темпами, цена на него все более возрастает. Люди начали собирать и больше не пускать в оборот серебряные монеты достоинством в 10 и 25 центов, потому что цена на серебро, из которого они были сделаны, значительно превышала их меновую стоимость. Л с 1964 года эти монеты уже начали делать из меди и никеля.
С 1879 по 1933 год в Соединенных Штатах золото было единственным официальным мерилом ценности доллара. Но золото как форма денег тоже подверглось некоторым ограничениям. С 1934 года на внутреннем рынке доллар уже более не меняют на золото. До марта 1968 года существовал закон, по которому циркулирующие в стране де-нежые знаки на 25 процентов обеспечивались золотом. Но в марте 1968 года обязательное золотое обеспечение доллара было отменено. Теперь, когда американские деньги— металлические и бумажные,— циркулирующие на внутреннем рынке, больше не имеют твердой связи с драгоценными металлами и американцы не могут поменять банкноты на золото или серебро, раздались голоса, что такое положение кончится финансовым кризисом. Такие кризисы неизбежны в капиталистическом обществе, но причина их зависит не от формы денег. Все деньги — золотые, серебряные или бумажые — хороши до тех пор, пока экономическая жизнь в стране идет нормально, пока сохраняется доверие к экономике страны. Но бури и колебания переживают не только ценные бумаги, но и товары, в
том числе серебро и золото. Если бы исполнилась мечта золотоискателей и они бы нашли такое количество золота, чтобы его можно было выкапывать и возить вагонами, то вера в этот металл поколебалась бы точно так же, как и вера в бумажные деньги. Когда доллары на внутреннем рынке стали в буквальном смысле этого слова бумажными, один конгрессмен попытался успокоить американцев: «Вы теперь не имеете права поменять доллар на золото или серебро, зато у вас никто не отнимал права поменять банкнот с неугодным вам номером на другой, номер которого вам больше нравится».
Свое путешествие мы продолжали по той дороге, по которой еще в 1841 году проследовала на повозках в Калифорнию с Восточного побережья большая группа переселенцев. Но в наше время такое путешествие осуществить куда легче. Мотор машины работал безотказно, поэтому мы даже не заметили, как доехали до Карлина, в окрестностях которого находятся крупнейшие в стране золотые копи.
Свернув с магистрального шоссе вправо, оказались в маленьком городке, который ничем не отличается от других таких же городков штата. Зашли в кафе позавтракать. Рядом за столиком сидели двое мужчин. Они горячо спорили, правы ли владельцы копей, которые требуют, чтобы рабочие, переносящие слитки золота, через каждые два дня сжигали в печах свои рукавицы и через каждые две недели свою спецодежду.
— Разумеется, они поступают правильно,— утверждал один.— Золото, которое прилипает к перчаткам, куда дороже самих перчаток.
— Выдумки,— не сдавался второй.
— Вовсе не выдумки, компания знает, как делать деньги.
— Но и они иногда ошибаются.
— Интересно, когда они купили у тебя за две тысячи долларов участок земли и теперь добывают там на миллионы долларов золота, они, наверное, не ошиблись?
История «невидимого золота», которое было обнаружено в окрестностях Карлина, относится к 1961 году. Золото здесь было найдено не в виде россыпей, а в виде пыли, настолько мелкой, что она остается невидимой простому глазу. Поэтому и разработки были названы «Копи невидимого золота».
До сих пор в штате Невада добывается золото, правда немного. Соединенные Штаты в прошлом более бурно, чем другие страны, переживали золотую лихорадку, а сейчас по добыче золота они уступают Южно-Африканской Республике и Канаде. Катастрофически опустошаются подземные хранилища Форт-Нокса, где в 1949 году находилось 22 тысячи тонн, или две трети всех золотовалютных запасов капиталистического мира. В то время его стоимость исчислялась в 24,0 миллиарда долларов. Много желтого металла Соединенные Штаты израсходовали на выполнение функций мирового жандарма, которые они присвоили себе, не спрашивая па это ни у кого разрешения.
Жители Невады стремятся добраться до глубин земли не только в поисках золота, серебра и других драгоценных металлов. В этом штате Комиссия по использованию атомной энергии производит подземные испытания ядерного оружия. Накануне рождества, когда американцы поздравляли друг друга открытками и памятными подарками, Комиссия по использованию атомной энергии поздравила всех граждан страны, взорвав на глубине 1800 метров в 100 километрах на северо-запад от Лас-Вегаса бомбу мощностью в миллион тонн тринитротолуола, то есть в 50 раз более мощную, чем бомба, сброшенная на Хиросиму в конце второй мировой войны. Сотрясение земли, вызванное взрывом, люди ощутили на расстоянии до 250 километров от места взрыва.
Журналистам, которым разрешено было наблюдать взрыв с расстояния в 12 миль, было сообщено, что радиация здесь уже не представляет опасности. Но на самом деле это не так. «Если в Неваде не будут прекращены ядерные взрывы, наш штат в будущем прославится как штат наиболее высокой радиоактивности»,— писала газета «Невада Стейт джорнел». В том, чтобы этого не произошло, заинтересованы все те, кто вкладывает свои капиталы в «легкую промышленность» этого штата — заведения для азартных игр и их неизбежые спутники: ночные клубы, рестораны, кабаре, мотели, гостиницы и т. д.
В те дни, когда мы путешествовали по дорогам этого штата, газеты писали, что специальная научная комиссия начала готовить материал для правительства США, в котором доказывается, что происходящие на территории штата Невада подземные испытания ядерного оружия уже причинили большой вред. Комиссия требует прекратить взрывы атомных и водородных бомб на территории Невады.
—... Эта дорога ведет в золотые копи,— показав рукой на север, где вдалеке темнели горы, объяснил местный житель.— Но посторонним туда проезд запрещен.
Такое препятствие не слишком огорчило, так как у нас был свой план путешествия. Правда, дорога, но которой пришлось ехать, была не столь широка, как дорога к копям, но все же привела нас во владения одного золотоискателя.
А встретили его совершенно случайно. По плану ночевка предстояла в Юнионвилле. На карте он был отмечен возле дороги № 80. Городок этот для остановки был выбран еще в Нью-Йорке с расчетом, что он находится в горах, а также красив и уютен. Но, купив в Неваде более подробную карту, мы убедились, что этот городок отделе п от дороги № 80 непроезжей и, видимо, непроходимой грядой гор. Попасть в него можно было только боковой дорогой, которая шла за грядой гор, параллельно основной. Туда мы и свернули возле Милл-Сити (мельничного городка), хотя не только мельниц, но и ни одной лачуги в окрестностях не было видно.
Вскоре кончился асфальт. Колеса автомобиля, впервые за все путешествие, запрыгали по гравию. Мелкие камушки энергично забарабанили по днищу машины. При полном безветрии за машиной тянулся желтый шлейф густой пыли. По дороге не встретилось ни автомобиля, ни повозки, ни живого человека. Слева темнели высокие холмы, справа тянулась каменистая земля, которая на горизонте сливалась с небом. Впереди над широкой равниной висел белый туман.
Через горы шла одна эта дорога, и ничего не оставалось, как безропотно довериться ей. Делая замысловатые петли, она вела все выше и выше. Высоту стал чувствовать даже мотор автомобиля. Наконец появился заброшенный домик, который стоял на берегу высохшей речки. Такие же домики виднелись и поодаль. По карте и спидометру установили, что прибыли в Рочестер — «город призраков». Так на западе Америки называют городки, которые построили, а потом бросили золотоискатели. В Неваде их немало.
Возле дома стоял автомобиль без колес и стекол. Заржавелыми фарами он смотрел на сухое каменистое дно реки. Вокруг вся земля была изрыта: когда-то люди искали здесь желтый металл. Решили посмотреть, как выглядит заброшенный дом внутри. Когда приоткрыли дверь, она заскрипела так, словно где-то заплакал ребенок. В комна-
те не было ни стола, ни очага, но там был человек! Он сидел в углу на скамье и чинил башмак.
— Кто вы такие? — спокойно спросил он.
— Путешественники. Остановились, чтобы посмотреть... Рочестер.
— В Рочестере, кроме меня, нет ни одной живой души. А вы что, ищете золото?
— Нет, ищем дорогу номер 80 и ночлег.
— Здесь ночевать не стоит. Водятся привидения.
— Вы их не боитесь?
— Я уже привык к ним...
Мужчина с давно не бритым лицом был одет в кожаные штаны и толстый шерстяной свитер. Его лицо и руки были такого же цвета, как окружавшая нас земля. У стены возле ложа, сооруженного из нескольких автомобильных сидений, стояла винтовка.
— Мы не хотели вам помешать,— попытался я оправдаться.
— Если вы действительно не ищете золото, то вам незачем спешить. Я угощу вас кофе. Зовите меня Гарри.
Мужчина поднялся, отложил в сторону недочиненный башмак и босиком зашлепал в противоположный угол комнаты, где стояло нечто похожее на керосинку. Он снял с нее кастрюлю и поставил кофейник.
— Садитесь,— предложил он.
Но сесть было не на что. Заметив наше недоумение, хозяин сказал, что принесет с улицы скамейку. В комнате запахло кофе.
— Ну как ваши поиски?
— Неужели вы думаете, что настоящий золотоискатель скажет вам правду?—рассмеялся в ответ Гарри.—На жизнь добываю.
— У вас есть семья?— поинтересовалась моя жена.
— Нет, семья мешала бы мне искать золото. Золото никогда не показывается сразу двум людям.
— Но разве и жене обязательно надо искать золото?
— А на что она тогда нужна?
У Гарри, как у всякого золотоискателя, была своя философия.
— Довольны ли вы своей жизнью?
— Не совсем... Она могла бы быть подлиннее. Можно было бы найти больше золота.
— А разве золото — единственная цель человеческой жизни?
— Нет. Оно — средство для достижения цели.
— А какой цели?
— Иметь как можно больше золота. На земле его много, только надо уметь его найти. Один раз мне повезло, и я нашел много. Сразу стал богатым.
Глаза Гарри блеснули, голос стал глуховатым.
— Тогда вы были счастливы? — спросила жена.
— Богатство не приносит счастья. Но скажу откровенно: быть богатым лучше, чем быть бедным.
— А что вы сделаете, если опять найдете много золота?
— Куплю судно и буду плавать по морям и океанам. Мне страшно надоела земля...
В США доводилось встречать шахтеров, которые в одиночку примитивным образом добывают каменный уголь. Доводилось встречать и одиночек-нефтедобытчиков. Источники, из которых они получают по нескольку ведер нефти в сутки, называют «дикими кошками». Их можно увидеть в Калифорнии, Аризоне и в Ныо-Мексико. Вспомнилось, с какой гордостью эти кустари-одиночки показывали свое «оборудование». Сейчас, разговаривая с одиночкой-золотоискателем, я сгорал от любопытства: каким образом работает он? Однако дочь опередила:
— Покажите, пожалуйста, как вы находите золото? Гарри впился глазами в девочку. Потом взглянул на меня и рассмеялся:
— А вы говорили, что приехали сюда не искать золото.
Было ясно, что он не собирается показывать свои «копи». Впрочем, владельцы «собачьих дыр» и «диких кошек» тоже вряд ли показали бы свое «дело», если б кусочек каменного угля или капля нефти представляли такую же ценность, как золото.
Было заметно, что после вопроса моей дочери расположение к нам Гарри сразу угасло. Мы вышли на улицу. Солнце приближалось к вершинам гор. Ночь в горах всегда приходит неожиданно. Ночевать в Рочестере не хотелось. Да и негде было.
БЕССОННИЦА
Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть.
Бенджамин Франклин
...Из теорий болезни хороша лишь та, что одновременно предлагает и лечение. Ралф Эмерсон
В США, в этой богатой стране, люди боятся врачей.Почему это происходит, я понял, когда у меня вдруг заболела печень и мне пришлось посетить офис врача-терапевта на 71-й стрит. Дверь мне открыла белоснежная сестра-секретарша. Выяснив, что я не собираюсь сегодня же отдавать богу душу, она назначила визит на следующий день.
Когда явился в условленное время, я не застал никакой очереди. Врач, улыбаясь самым приветливым образом, пригласил меня в кабинет. Все стены комнаты были увешаны разнообразными дипломами, золотыми медалями, удостоверениями. Все эти регалии, застекленные и взятые в рамки, должны были поразить пациента и убедить его, что он правильно выбрал именно этого врача, а не какого-нибудь другого. В соседней комнате была оборудована рентгенолаборатория и стояла еще какая-то медицинская аппаратура.
За визит, рентгенограмму и рецепт личная секретарша доктора получила с меня чек на 180 долларов. Когда я вышел на улицу, мне показалось, что стало легче не только моему карману, но и утихла боль в боку. Теперь понятно, почему американцы стараются обходиться без врачей.
От врача следовало зайти в аптеку. Под стеклом красиво разложены нарядные флакончики, коробочки, тюбики. Здесь можно получить все, что угодно: жидкость для отращивания волос, фруктовые экстракты, употребление которых продлевает жизнь, таблетки, которые дают необыкновенный прилив сил, и массу всяких других «чу-
додейственных» эликсиров и пилюль. Однако сверкающая лысина аптекаря и изможденный вид его супруги, стоявших за прилавком, развенчивают веру в волшебное зелье.
Взяв у меня рецепт и пробежав его глазами, аптекарь принялся извиняться, что в настоящий момент у пего нет такого лекарства, но если я буду так любезен подождать несколько минут, то лекарство будет доставлено. Он выкрикнул какое-то магическое слово, и неизвестно откуда появившийся мальчонка, схватив мой рецепт, с быстротой молнии исчез за дверью. Пока его не было, аптекарь на пишущей машинке приготовил этикетку для той баночки, с которой через несколько минут ворвался обратно в аптеку запыхавшийся мальчуган.
— Вот вам и лекарство,— поклонился аптекарь.
Я заплатил за врученную мне баночку 10 долларов. Бросив взгляд на этикетку, я обратил внимание, что на ней вместо описи состава лекарства стоит только многозначная цифра.
— Зачем вам рецепт, когда на баночке проставлен регистрационный номер? — объяснил мне аптекарь в ответ на мой вопросительный взгляд.— В будущем, когда вам понадобится лекарство, вы придете к нам и сообщите только номер. Лекарство будет немедленно изготовлено.
Пытаясь все-таки заполучить обратно рецепт, который обошелся мне в 180 долларов, я пустился на хитрость: объявил, что через некоторое время уезжаю в другой город.
— Ну и что? — Аптекарь был сама любезность.— Сообщите только ваш адрес, и лекарство будет немедленно выслано. Мы не оставляем наших больных в беде.
Рецепт я так и не получил и, значит, уже не мог приобрести лекарство ни в какой другой аптеке. Так создается клиентура.Производство лекарств и их продажа, отданные в руки частных компаний, подчинены двум противоречивым силам: с одной стороны, конкуренция заставляет компании изыскивать и производить все новые и новые медицинские препараты и таким образом двигает вперед медицинскую науку и производство. Но, с другой стороны, медицинские препараты, бесполезное, а подчас и вредное лекарство волею корпорации и рекламы завоевывают рынок и приносят немало вреда.
Американские газеты много писали о каких-то чудодейственных машинах производства фирмы «Элисо», при помощи которых излечивают все— от гриппа до рака. За короткий срок было продано более 5 тысяч машин, по 8350 долларов каждая. Рекламировали волшебную машину специально нанятые «больные», которые будто бы в течение нескольких часов с ее помощью окончательно «излечивались». Однако шарлатанство фирмы было разоблачено. После нескольких месяцев судебного разбирательства ей запретили производить машины со звучным названием «микродипометр».
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34