А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Индеец перевел взгляд на Джо, в его глазах снова появилось любопытство. Он что-то сказал Клинту, а Клинт посмотрел на Джо.
– Он спрашивает, твоя ли это собака. Джо посмотрела на бедное преданное животное, которое сопровождало ее уже половину пути. Она полюбила пса и сожалела, что не дала ему имени.
– Я… нет. Он вообще-то никому не принадлежит.
– Я сказал ему, что ты путешествуешь одна, без мужчины, и бесчестно красть лошадей у одинокой женщины. Теперь он уважает тебя, как очень богатую женщину. Для индейца нет ничего дороже, чем хорошие лошади. Он вернет тебе их, но если собака не твоя, то он хочет взять ее.
Джо нахмурилась.
– Для чего?
Клинт снял шляпу и провел рукой по волосам.
– Возможно, чтобы съесть ее: Собака еще молодая, а ты и остальные откормили ее.
Глаза Джо расширились и наполнились слезами.
– Съесть?! О Клинт, я не могу отдать бедное животное, чтобы его съели! Собаки – друзья человека, а друзей не едят.
– У индейцев все иначе. Собаки у них тащат повозки, а некоторые предназначены для еды. У них такие обычаи, Джо. Это все равно, что мы убиваем оленя или других животных. Сейчас не время переживать из-за бездомного пса, который даже тебе не принадлежит. Ты видишь, какая сейчас напряженная ситуация.
Индеец что-то проворчал и подъехал ближе к Джо, подавая ей поводья лошадей. Она крепко сжала губы, чтобы не заплакать, взяла поводья и пошла к повозке, чтобы привязать их. Пес последовал за ней, виляя хвостом и преданно глядя на Джо.
Слезы ручьем потекли по ее щекам, она уже не могла их сдерживать. Джо наклонилась, подняла пса и обняла его, а тот в свою очередь слизывал слезы с ее щек. Она нежно потрепала его и взглянула на Клинта.
– Я не могу отдать его. Скажи, пусть возьмет одну из моих лошадей. Я не отдам ему мою собаку.
– Джо, это всего лишь собака.
– Нет! Он любит меня и доверяет! Я не позволю убить его и съесть на ужин!
Клинт с трудом подавил смех. Он посмотрел на индейца и попытался что-то объяснить ему. Было очевидно, что тот поражен решением Джо. Он внимательно посмотрел на нее, собаку, а затем перевел взгляд на Клинта. Молодой воин сказал что-то на своем языке, затем развернул лошадь и уехал с остальными индейцами. Клинт усмехнулся и посмотрел на Джо.
– Тебе сегодня очень повезло, Джо Мастерс. Джо крепко прижала к себе пса и быстро вытерла слезы.
– Почему он не забрал собаку?
– Он сказал, что у вас общая душа. И Великий Дух явно желает, чтобы собака осталась с тобой. А еще он сказал, что ты необычная белая женщина. Другие предпочли бы отдать собаку.
Джо улыбнулась сквозь слезы.
– Ты хочешь сказать, что он не заберет ее?
Клинт поерзал в седле.
– Нет. И ты можешь дать имя этому остолопу. Думаю, ты уже привязалась к нему.
– О, слава Богу – Джо еще крепче обняла собаку и направилась к повозке. Она снова взглянула на Джо. – Извини, что так получилось с лошадьми. Возможно, мне не следовало останавливать его. Это было небезопасно.
– Индейцы восхищаются смелыми людьми, Джо. Ты вела себя правильно. – Клинт засмеялся и поскакал назад к Дасти. Пока тот беседовал с вождем, индейские воины окружили повозки. Один из них схватил корыто для стирки, другой – большой нож. Двое молодых индейцев начали трясти клетку с курами, прикрепленную к повозке Бесс и Джонни, смеясь над кудахтаньем птиц внутри клетки. Бесс спряталась в повозке, а Джонни внимательно следил за ними, но не двигался с места. Казалось, каждый понимал, что нужно опасаться изменчивого настроения воинов.
К повозкам прискакал Клинт и приказал каждому выделить что-то из своих припасов и оставить себе только самое необходимое.
– Особенно им нравятся сахар, мед и табак.
– Проклятые воры, – проворчал Билл Старк.
– Успокойтесь! – обратился ко всем Клинт. – Эта земля сначала принадлежала им. Помните об этом. Мы забрали у них почти все. Нельзя обвинять их за то, что они требуют что-то назад. И у них сейчас есть преимущество. Не забывайте об этом.
– Но нам самим нужны продукты, – недовольно сказал Дональд Сиверс. – Я считал, что вы против индейцев.
– Только когда в этом есть необходимость, Сиверс. Если они нападают на нас, тогда мы вынуждены драться с ними. Но лучше, когда торжествует здравый смысл. Нужно быть более благоразумным, иначе все кончится тем, что наши повозки сожгут, всех мужчин убьют, а женщины, если их не убьют, очень пожалеют об этом. Если нам удастся решить конфликт, отдав часть припасов, нам очень повезет. А теперь прекратите жаловаться и поторопитесь. Чем дальше мы отъедем от них, тем лучше.
– Какая гарантия, что они не последуют за нами и не попросят еще? Или подкрадутся ночью и уведут наш скот? – спросил Беннет Киль.
– Никакой гарантии. Мы можем только надеяться, что этого не случится. Я знаком со старейшиной племени и думаю, он уважает меня и не позволит этого. По сравнению с тем, что происходило с другими переселенцами, можно считать, что нам чертовски повезло, что мы еще живы и наши скальпы на месте.
Все начали выкладывать наружу продукты и одеяла. Некоторые из индейских женщин осторожно приблизились и стали переносить вещи и продукты на свои повозки. Джо заметила непонятную печаль в их глазах и обратила внимание на то, что ни среди женщин, ни среди мужчин нет ни одного полного человека. А некоторые отличались особой худобой. Может, они голодали? И неожиданно Джо представила себе ситуацию, в которой находятся индейцы. Все больше и больше белых поселенцев заполняют этот край. Куда же деваться индейцам? Им приходится менять весь уклад жизни. И они правы, когда считают, что эта земля принадлежит им. А как же иначе? Джо, как и другие, вторглась на их землю. Белые считают, что имеют право поселиться там, где пожелают. Она не чувствовала себя виноватой, так как понимала, что если не она, то сотни других переселенцев готовы двинуться сюда из восточных земель вместо нее. Это будет происходить и дальше, нравится индейцам или нет. И им придется смириться с печальной и пугающей действительностью.
Несколько индейских женщин с любопытством рассматривали Джо. Когда одна из них повернулась, Джо остановила ее. Индианка по жесту женщины поняла, что та хочет полюбоваться на ребенка с большими карими глазами, лежавшего в переносной колыбели.
– У тебя очень красивый ребенок, – сказала Джо индианке, надеясь, что та ее понимает. Затем она сделала женщине знак подождать и быстро взобралась в повозку, чтобы достать цветные ленты, которые были в коляске. В Монтане ей вряд ли понадобятся эти ленты. Джо выбралась из повозки, вручила ленты молодой женщине, чьи глаза засветились от радости. Она что-то произнесла на своем языке. Джо поняла, что слова благодарности. Затем индианка развязала висевшее у нее на шее ожерелье, сделанное из перьев, бусин, косточек и нанизанное на шнурок из сыромятной кожи. Она протянула ожерелье Джо, которая удивленно смотрела на молодую женщину.
– Это мне? – Джо указала на себя, и индианка кивнула.
Джо взяла ожерелье, чувствуя, что ей оказали честь. Индианка снова кивнула и ушла, прижимая к себе ленты.
Хотя прошло всего минут тридцать, всем казалось, что прошли часы, прежде чем индейцы наконец двинулись в дальнейший путь, удовлетворившись полученными продуктами и вещами. Все, нервничая, ждали, пока индейское племя отъедет достаточно далеко. Был слышен только стук копыт и дребезжание повозок.
«Интересно, они всегда передвигаются так тихо? – подумала Джо. – Хотя, возможно, это так и есть, чтобы их не услышали и не увидели солдаты».
Все облегченно вздохнули, когда индейцы, наконец, проехали мимо, но между собой они еще долго ворчали, называя их дикарями и ворами. Клинт снова подъехал к Джо, явно довольный, что все обошлось благополучно.
– Что тебе подарила индианка? – спросил он.
– Ожерелье. – Джо достала его из кармана юбки и протянула Клинту.
Тот кивнул.
– Когда-нибудь оно может тебе пригодиться. Если тебе будут угрожать сиу, покажи им ожерелье. Не знаю, поможет оно или нет, но вреда от него не будет. Вы вели себя сегодня правильно, миссис Мастерс.
– Я очень рада, что не произошло ничего плохого из-за лошадей. Я поступила слишком необдуманно. Но лошади для меня гораздо важнее, чем продовольственные запасы.
– Да, все получилось очень удачно. Никогда не знаешь, как индеец прореагирует в подобной ситуации. Тут может помочь только Бог.
Клинт отъехал, посвистывая на быков и мулов и помогая мужчинам готовить животных в дорогу. Джо поспешила к своей повозке и прежде чем отправиться, спрятала ожерелье в одном из карманов брезентового покрытия повозки. Она проверила, хорошо ли привязаны запасные лошади, а затем наклонилась и подняла на руки бродячего пса.
– Ты чуть не стал ужином для одного из воинов, мальчик. – Она обняла пса, довольная тем, что спасла его. Но больше всего Джо была довольна тем, что с Клинтом все в порядке. – Тот индеец сказал, что у нас с тобой одна душа, мальчик. Поэтому я назову тебя Спирит. – Она опустила собаку на землю и поспешила за повозкой Бобби. Спирит залаял и побежал рядом с ней, виляя хвостом. Пес гордо держал голову, как будто знал, что с этого времени у него есть хозяйка.
* * *
Караван повозок двигался к югу вдоль нового тракта Оверленд, по направлению к Джулзбургу, поселению, возникшему лет пятьдесят назад, когда в районе Денвера на территории Колорадо нашли золото. Джулзбург считался местом, где золотоискатели останавливались, чтобы пополнить свои запасы. Также здесь отдыхали измученные дорогой переселенцы. Этот городок был очередной остановкой на их пути, с телеграфом, магазином, кузницей, складами и конюшней, а салунов здесь было больше, чем нужно. Клинт посоветовал переселенцам расположиться лагерем за городом, а женщинам держаться группами.
Повозки нуждались в серьезном ремонте, а Билли Старку нужно было купить быков. За два дня до приезда в Джулзбург один из его быков пал прямо на дороге, причем никто из мужчин так и не смог объяснить причину этого. Слава Богу, что не заболели другие животные. Но один из быков, тянувших грузовую повозку, оступился и сломал ногу, поэтому его пришлось пристрелить. Оба остались лежать у дороги. Джо было жаль, что их съедят канюки и волки.
Во время пути переселенцы часто видели скелеты животных, павших в дороге. Они также видели останки людей, которые проезжали здесь до них. Эти могилы уже никогда на увидят ни друзья, ни родственники, которые, возможно, достигли пункта назначения. Они будут лежать здесь, забытые всеми, могилы их со временем исчезнут с лица земли. От этих мыслей у Джо стало тяжело на сердце, и она молила Бога, чтобы ее собственная могила не была среди них.
Она написала еще одно письмо Анне, сообщив, что с ней все в порядке, и рассказав об инциденте с индейцами. Джо не стала описывать сестре, как на нее напали в Коттон-вуд-Спригсе. Это только встревожило бы Анну, а Джо твердо решила, что больше ее не застанут врасплох. Она также решила не рассказывать Анне о поцелуе, о прекрасном поцелуе Клинта Ривза, о котором до сих пор не могла забыть. Этот поцелуй преследовал Джо по ночам, и ей хотелось знать, вспоминает ли о нем Клинт. Может, это было всего лишь естественной реакцией, ничего не значащим жестом? Нет. Поцелуй длился слишком долго, он не был случайной прихотью. Этот поцелуй значил нечто большее, что Клинт не желал признать. А ей не хотелось иметь ничего общего с человеком, который решил никогда больше не влюбляться. Джо убеждала себя, что лучше всего забыть о случившемся, если это возможно. В конце концов, Клинт хотел того же.
Мужчины стали собирать скот, чтобы подковать заново животных, которые в этом нуждались. В течение ближайших двух дней у кузнеца будет много работы. Джо подумала, что он должен быть очень богатым человеком, так как у него всегда много работы, поскольку здесь проезжают все переселенцы на запад. Джо тоже отвязала двух лошадей, решив отвести в кузницу одного из апполосов и Шэга, большого лохматого мерина, которого ей удалось забрать у Барта Кенделла. Пусть сначала кузнец осмотрит этих двух, а потом она приведет остальных. Джо уже сама проверила копыта лошадей, и у этих двух они были в самом плохом состоянии.
Вместе с Джо отправились Джонни Хиллз, ведущий двух своих быков, Беннет Киль и Дональд Сиверс. Киль старался идти рядом с Джо, поддерживая обычный разговор. Джо знала, что вдовец, чей сын помогал ей управлять быками, интересуется ею, но сама, к сожалению, не испытывала к нему никаких чувств. Ему было, по меньшей мере, сорок, если не больше, лет и, хотя Киль был красивым и сильным мужчиной, Джо не испытывала к нему таких чувств, как к Грегу или к…
У нее перехватило дыхание, когда женщина поняла, что разговаривая с Килем, она сравнивала его с Клинтом. Как глупо думать, что в ее жизни есть место Клинту Ривзу. У нее и без того достаточно проблем, чтобы связывать себя с таким человеком, как он. Джо вообще не нужен мужчина, так как он только спутает все ее планы насчет Монтаны. Беннет Киль считал, что место женщины рядом с мужчиной, причем она должна быть зависимой и покорной. Ей не хотелось быть ни тем, ни другим. Ни один мужчина не помешает Джо поехать в Монтану.
Она понимала, что скорее бы забыла о поцелуе Клинта, если бы сам Клинт напоминал Беннета Киля. Но у Клинта более свободолюбивый характер, и Джо чувствовала, что он восхищается ее независимостью, мужеством и решительностью. Ему совсем не нужна пассивная смиренная женщина. Если бы Джо захотела выйти замуж, она бы нашла такого мужчину, как Клинт Ривз.
Джо обернулась и улыбнулась Килю, болтая о малозначительных вещах и ведя своих лошадей в кузницу.
– Мне кажется, этих двух надо подковать в первую очередь, – сказала она кузнецу. – Я Джо Мастерс и… – Джо запнулась, увидев в кузнеце человека, который внимательно смотрел на нее. Ее сердце чуть не остановилось, когда она узнала знакомое черное пальто.
– Ну, ну, красотка! – усмехнулся Барт Кенделл, подходя ближе. Он осмотрел лошадей, а затем снова перевел взгляд на Джо. – Кажется, это та самая женщина, которая украла у меня лошадей.
– Это ты воруешь лошадей, Барт Кенделл, и тебя нужно повесить! Что ты делаешь здесь, в Джулзбурге?
Он пожал плечами.
– Человек имеет право отправиться туда, куда захочет. И он может передвигаться гораздо быстрее, если не связан по ногам и рукам зелеными новичками, этими неопытными переселенцами, а также грузовыми повозками. Я даже думал, что вы вообще не доберетесь сюда. Джо нахмурилась.
– Какая тебе разница, доберемся мы или нет?
– Мне это безразлично. – Его холодные голубые глаза осматривали ее с ног до головы, словно раздевая. – Я просто ждал из любопытства, надеясь, что индейцы расправятся с вами и, может, увезут тебя с собой и сделают то, что давно нужно с тобой сделать.
– Попридержи язык, Кенделл, – вмешался Бен Киль. – Миссис Мастерс леди. И она совершенно права. Тебя стоило повесить в форте Райли. А теперь убирайся отсюда. Нам нужно решить кое-что с кузнецом.
Кенделл снял шляпу и поклонился.
– Будьте моими гостями. – Он подошел ближе к Килю. – Но больше не смей мне приказывать, фермер, иначе я найду тебя в тот момент, когда ты меньше всего будешь ждать этого, и выбью тебе все зубы.
Мужчины смотрели друг на друга. С бьющимся сердцем Джо ждала, боясь, что Киль может пострадать из-за нее. Неожиданно Кенделл засмеялся и посмотрел на Джо.
– А тот горец, которого ты подцепила, тоже здесь?
Лицо Джо вспыхнуло от злости.
– Я его не подцепила. И если ты имеешь в виду Клинта Ривза, то тебе стоит держаться подальше от него. Или ты забыл, что произошло между вами в последнюю встречу?
Она заметила, что челюсть Кенделла немного сдвинута. Мужчина невольно потянулся к ней рукой. В его глазах промелькнул страх.
– Я ничего не забыл, миссис. Почему ты решила, что я боюсь его? В следующий раз будет моя очередь.
– Тебе далеко до Клинта Ривза, – смело заявила Джо. Она прошла мимо Кенделла и вручила поводья кузнецу. – Это Шэг и Пэтч. Завтра я приведу еще двоих. Хорошо?
– Я постараюсь успеть. У меня очень много работы, мэм, но я нанял себе помощника. Он сейчас в кузнице подковывает быков.
Джо слышала тяжелые удары кузнечного молота.
– Спасибо. Я заплачу, когда работа будет сделана.
Она подождала, пока Бен и Джонни договорятся с кузнецом, а в это время Барт Кенделл не сводил с Джо глаз. Женщина не смотрела в его сторону. Когда Бен и Джонни закончили разговор, они все вместе направились к своим повозкам. Кенделл продолжал наблюдать за ними.
– Приятно было снова увидеть вас, миссис Мастерс, – крикнул он ей вслед, заставив Джо вздрогнуть. – Может, мы встретимся еще… в Монтане.
Эти слова одновременно испугали и разозлили Джо. Как смеет он угрожать ее планам и мечтам, пообещав встретиться с ней в Монтане! Джо не допустит этого. Если только она встретит Кенделла у своего дома, она застрелит его.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44