А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Но огромное желание в человеке получить удовольствие и наслаждение, не является причиной, обязывающей получить удовольствие и наслаждение, а причиной получать наслаждение становиться желание радовать и наслаждать Творца тем, что человек наслаждается Им.
И потому что наслаждение человека от того, что есть у него сравнение по форме с Творцом, называемое «слияние», то, в чём только возможно, он изо всех сил старается не отделиться от Творца свойствами, отличием формы, сдерживает себя чтобы не получать, а только отдавать, несмотря на то, что есть у него сильное желание самому получить удовольствие и наслаждение, но большее наслаждение от слияния с Творцом помогает ему – и не получает.
Человек принимает тогда во внимание две вещи:
а) что не хочет быть отделен от Творца, даже когда ещё не удостоился слияния, все таки не хочет быть отделен больше, чем в теперешнем положении. Ведь каждым получением человек отдаляется от Творца.
б) отдаляясь от получения, само это действие становится причиной, приводящей к слиянию с Творцом.
Поэтому человек старается поступать так, чтобы Творец наполнил его такой силой, которая бы дала ему устремление достичь в каждом своем действии отдачи Творцу – и тогда удостоится получить добро и наслаждение – ведь теперь все его действия ради Творца.
Отсюда можно понять, что такое «свет» и что такое «тьма», потому что «светом» называется, когда светит человеку путь Творца, потому что путь Творца означает, что хочет идти Путём по которому Творец идет, что означает – отдавать. Состояние, когда есть в человеке свет жизни, от того что отдает Творцу, а не беспокоится о собственной выгоде, называется «светом» или «временем пдъёма».
«Подъемом» называется такое состояние потому, что если ранее человек обслуживал свои низменные желания, то сейчас он служит Творцу, т.е. человек поднялся на уровень служения Творцу, а не человеку.
А противоположность «свету» – «тьма» – когда нет у него желания отдавать, потому что снова стал беспокоиться только о собственной выгоде, и не находит никакого вкуса в отдаче, снова достаточно заполнить только те желания, которые требует его тело. И это называется «спуском», «падением», поскольку хочет обслуживать свое тело, а не Творца. И это называется «тьма».
Отсюда видим, что понятие «день» указывает на совершенство, и состоит из дневного света и ночной тьмы, как сказано: «И был вечер и было утро – один день.» Но почему вечер и утро являются днем? Ведь мы не говорим, что вечер и утро – это одна ночь , а говорим – один день . Что это означает в нашей работе, словно не может быть совершенство дня без ночи?
Дело в том, что когда человек говорит: «И назвал Творец свет – днём, а тьму назвал ночью», он верит, что и свет и тьму дал ему Творец. Но зачем дал ему тьму?
Необходимо верить, что Творец желает приблизить каждого к Себе, как сказано мудрецами: «Приходящему очиститься – помогают.» Отсюда понятно, что все подъёмы, которые испытывает человек, приходят от Творца. Но спуски, падения – зачем они ему?
Человек должен верить, что его состояние тьмы – это часть дня, что не может быть дня без ночи, не может быть ощущения света без ощущения тьмы. Поэтому тьма называется «кли» (желание), а свет – называется наслаждением, наполнением этого желания, согласно правилу «нет света, если нет кли, желающего его получить».
Другими словами, невозможно ощутить Творца без предварительного ощущения страданий и боли. Именно эти состояния страдания создают в человеке потребность в ощущении Творца и в сближении с Ним. Поэтому состояния «тьмы» и называются состояниями создания кли, желания. А как только появляется в человеке желания, немедленно оно наполняется свыше.
«Пришедшему очиститься (исправиться) – помогают» – «чем помогают?» – спрашивает книга Зоар. И отвечает: «чистой душой», светом Творца.
Если человек не умеет ценить полученное свыше, поскольку думает, что это не столь важно, то как раз страдания и боли падений дадут ему чувство важности помощи свыше, а иначе он потеряет всё полученное и всё полученное уйдет в клипот (нечистые силы).
Получается, что тьма помогает человеку, даёт ему возможность узнать, как ценить важность чистоты (силы экрана, помощи Творца), чтобы не потерять её из-за недостатка понимания важности духовного подъема.
Сказали мудрецы: «Глупец – тот, кто теряет то что дают ему», – ведь нет у него знания, чтобы понять важность того, что Творец приближает его к Себе. И такая тьма называется «кли», что означает – то место, в котором может затем существовать наслаждение, как написано: «Кто взойдёт на возвышенность Творца и кто устоит на том месте святом?» – т.е. даже, когда человек поднимается, но не умеет ценить важность этого, тогда тёмные силы овладевают им, забирают себе его, свет уходит из человека вверх, к своему источнику, к Творцу, и не может человек уже удержаться на подъеме, падает, опускается, согласно своему уровню.
Но этим падением производится несколько исправлений:
а) от человека уходит свет, чтобы не ушло в клипот то, что у него было, чтобы клипот не досталось то, что человек получил во время своего духовного подъема.
б) После того, как человек оказался в состоянии падения, он начинает оглядываться, обнаруживает к какому состоянию он пришел: после того как проделал огромную работу, чтобы удостоиться исправления, вдруг видит, что остался голым, т.е. что находится в таком низком состоянии, что не только не подобает человеку, проделавшему такую работу, но что он во много раз хуже простого человека, т.е. эгоистическое желание получить для себя наслаждение выросло в нем еще больше прежнего.
Вот эта боль и сожаление, которые он чувствует, дают ему возможность понять необходимость ценить и понимать важность, когда его приближает к Себе Творец. Теперь он знает, как стеречься от легкомыслия, ценить это состояние, оберегает себя от всего, что надо бояться, чтобы чужые мысли и желания не примешались к нему.
Получается, что падения – это и есть то, что называется исправлениями, что именно они дают возможность, чтобы появилось умение ценить «дни», когда человек удостаивается, хотя бы некорого сближения со стороны Творца.
Этим объясняется сказанное: «И назвал Творец свет – днём, а тьму назвал ночью» – если человек говорит, что свет и тьма исходят от Творца, что означает «назвал Творец», – тогда и свет и тьма становятся одним днём. И как не может быть полного дня без вечера и утра, так и свет с тьмой играют одну роль и вместе называются «день».
Сказано: «Благословен Творец, создавший нас во славу Себе». Если мы находимся в себялюбии и тело наше (наши желания, называемое «телом») удовлетворено, мы конечно говорим неправду, говоря, что создал нас во славу Себе.
Но когда мы верим, что «пришедшему очиститься – помогают», что Творец даёт человеку силу, почувствовать важность того, что человек обслуживает Царя – и от осознания этого человек рад, будто получил несметные богатства, и нет слов выразить всю важность этого – тогда он благодарит: «Благословен Ты, Творец наш, что дал нам почувствовать важность того, что мы прислуживаем Царю (служим Ему). Благословен Ты тем, что вытащил нас из себялюбия, в которое мы были погружены, и не могли даже подумать, что будет когда нибудь возможность выйти из этого состояния» – вдруг мы видим, что Он дал нам это чувство, что мы находим вкус в том, что сможем служить Царю.
И тогда мы говорим: «Благословен Ты, Творец, создавший нас во славу Себе». Тогда мы благодарим Его за этот подарок, ибо это самая важная в мире вещь, но мы не можем достичь ее своими силами. А теперь мы получили это в подарок от Творца – поэтому мы благословляем Его за это.
Но прежде, чем человек удостоился почувствовать, что «создал нас во славу Себе» он не может этого сказать? – это как и все благословения и благодарности, которые мы произносим – мы указываем на будущее, когда достигнем осознания ценности служить Творцу, как сказали мудрецы: «И запоёт тогда Моше…» – непонятно, почему не сказано: «И запел Моше», но сказано «запоёт» в будущем времени? Это потому, что праведники говорят песнь на будущеесвое состояние, т.е. верят они, что удостоятся совершенства. Поэтому ещё прежде, чем удостоилисьсовершенства, говорят песнь длагодарения Творцу. И мы тоже, полагаясь на это, говорим: «Благословен Творец, создавший нас во славу Себе».
И Бааль Сулам в "Введение в книгу «Зоар» объясняет сказанное: «День дню произнесёт речение, и ночь ночи добавит знание» так: "До наступления конечного исправления, т.е. прежде, чем мы очистили наше желание «получать ради себя», чтоб «получать только ради Творца», называется малхут «дерево добра и зла».
Малхут – это управление миром свыше согласно действиям людей снизу. А поскольку мы не готовы получить всё доброе и хорошее, т.е альтруистические наслаждения, вследствие наличия в нас эгоистических желаний, поэтому вынуждены получать управление добром и злом от малхут (мира Ацилут).
Это управление добром и злом бьет нас и т.о. делает нас готовыми исправить, наконец-то, наши желания, чтобы были они ради отдачи, и т.о. получить то добро и наслаждение, которые Творец задумал для нас.
Такое управление добром и злом является причиной многочисленных взлётов и падений. И каждый подъём считается отдельным днём, а каждое падение, соответственно, считается ночью.
«День дню произнесёт речение» означает, что в конце исправления все души удостоятся слияния с Творцом возвращением к Нему от любви, а не от страха. Тогда станет очевидным, что все прегрешения, которые были в дни падений, вплоть до самых низменных – все они очищали нас и были прямой причиной пришежшему к нам полному Добру и Счастью. И если бы не эти страшные наказания, мы бы не пришли в этом мире к этому полному Добру и Счастью.
Этим возвращением все грехи превращаются в заслуги а это означает «день дню произнесёт речение»: все эти ночи, т.е. падения, страдания, наказания, которые прерывали слияние с Творцом, пока не сделались дни многочисленными, один за другим, после того, как ночи и тьма между ними сделались также заслугами и добрыми делами, «и ночь как день засвветила, тьма как свет», и нет перерывов между состояниями «день».
«И назвал Творец свет днём, а тьму назвал ночью» – так же, как мы видим, что один день как раз в объединении дня и ночи, точно так же не может быть свет без тьмы, т.е. Творец дал нам тьму для того, чтобы посредством её проявлялся свет. И это называется «назвал Творец», т.е. Творец задумал последовательность нашей работы т.о…
«Приблизь день, который ни день и не ночь» – имеется ввиду конец исправления, когда день не будет состоять из дня и ночи, а будет днём сам по себе, потому что «Тебе день и Тебе ночь».
Потому что в конце исправления будет всем известно, что «Тебе день и Тебе ночь», поскольку Его желание – делать доброе творениям, а доброе называется «день», как же можно сказать, что Творец даёт тьму – ведь это против Его замысла?
Просто и «тьма», т.е. «ночь» – это то же свойство дня, что несмотря на то, что человек чувствует перерывы в слиянии с Творцом, что называется тьмой и ночью, но в конце исправления, когда есть уже знание, что и ночь – тоже Он даёт, конечно и ночь, тогдаощущается как свет.
А доказательство этому, что тогда все грехи становятся заслугами, и поэтому знают уже, что «Тебе день, но Тебе и ночь» – оба они принадлежат Тебе, т.е. и то и другое это Ты, Творец, дал их как один день. Но до завершения работы нельзя перерывы в слиянии с Творцом отнести к действиям Творца, потому что это против замысла Творения.
И из сказанного поймём, что значит «день» и «ночь» в духовной работе человека. Т.е. человек должен знать, что необходимо прочувствовать, что такое «тьма», иначе он неспособен насладиться «светом», как написано: «преимущество света – из тьмы», как не может человек наслаждаться покоем, не зная что такое усталость.
Поэтому обязан человек пройти путь взлётов и падений, но не пугаться падений, а стараться удержаться не убежать с пути. И во время работы обязан познать день и ночь, взлеты и падения как два противоположных состояния, но в конце работы он увидит, что и свет и тьма были как две ноги, приведшие его к цели.

58. Просьба о прощении (36/1986)

Известно, что для достижения желаемого необходимо сначала подготовить средства к его достижению. А что должен подготовить человек, чтобы получить прощение?
В нашем материальном мире мы видим, что человек говорит другому «прости», только тогда, когда он своими действиями нанес другому какой-то ущерб в деньгах, или унизил, или доставил телесные страдания, о чем он сожалеет. Тогда можно сказать, что один просит у другого прощения, чтобы тот простил его за его прегрешение. В этих обстоятельствах следует различать две ситуации:
1. Если первый не сделал ничего дурного и просит у второго прощения, второй недоумевает и смотрит на него как на умолишенного. Представим себе такую картину: идет человек по улице и говорит каждому встречному: «прости, прости…». Что бы мы сказали о нем? Конечно, что он сумасшедший. Потому что прощение следует просить только за какую-то вину.
2. Если человек нанес другому очень большой ущерб, а просит извинение, как будто речь идет о чем-то незначительном, естественно, у него мало шансов получить прощение. Т.е. человек соизмеряет степень ущерба, нанесенного товарищу, и, в соответствии с величиной этого ущерба, ищет средства, чтобы товарищ согласился простить его.
Такой же порядок существует и в отношениях человека с Творцом. Это означает, что если человек идет просить прощение у Творца за свои прегрешения – возникают те же две особенности. Главное в том, что если человек просит прощение за грех, который он совершил против Творца, он должен думать о своей вине.
Если же человек не чувствует никакого греха и просит прощение, то он как бы издеваясь, кричит, плачет и говорит: «Прости», в то время как сам не чувствует, что сделал что-то дурное против Творца.
Поэтому сказано (Сука,52), что злодеям их грехи представляются ничтожными, как волос, а праведникам их грехи кажутся высокой горой. А что же в действительности, как истинно измерить грехи человека?
Дело в том, что когда человек не обращает внимания на то, против кого он согрешил, он не чувствует значения и величия Творца. Это означает недостаток веры.
Один тип людей начинает задумываться: сейчас, перед Йом Кипур – Днем Искупления, как принято считать, это время милосердия, время просить у Творца, чтобы он стер грехи. Поэтому трубят в рог, чтобы сердце человека прониклось размышлением о ответе за грехи. Тогда человек верит, что, конечно, и он грешил, и должен просить прощение у Творца.
Но какова величина ущерба, нанесенного Царю? – Человек может почувствовать и оценить ущерб, нанесенный своими грехами, только в соответствии со своей верой в величие Творца. Тогда он отличается от всех тех, которые просят о прощении без всякой подготовки, без размышления за что же они просят прощение, что равносильно стандартному «извини», хотя сделал вещи ужасные, на которые должно быть истинное раскаяние, а он не наполняет слова просьбы настоящим значением, как того требует настоящий грех.
Из сказанного следует, что прежде чем человек идет просить Творца, он должен сделать в своей душе расчет: в чем же суть этого греха, какой же ущерб причиняет этот грех.
Причина всех грехов в том, что человек не старается, чтобы его вера была постоянной, а удовлетворяется частичной верой. Сказано в «Предисловие к Талмуд эсэр асфирот» (п. 14), что если бы была у человека постоянная вера, она не дала бы ему грешить.
Это означает, что если человек просит прощение у Творца, значит он видит истинную причину всех грехов. А если отсутствует у него полная вера, он просит, чтобы Творец дал ему силу обрести веру в сердце.
Для чего? Не для собственной выгоды, а потому что тогда он не станет грешить, пренебрегать Творцом, ведь обретет чувство величия Творца. Потому он просит прощение у Творца, чтобы тот помог ему и дал ему силу самому принять на себя власть Творца верой выше знания.
Отсюда все различие между приобревшим веру, а потому называемым «Исраэль», и не пробревшим веру, а потому называемым «гой». Постигающий постоянную веру видит отличие этих двух ступеней духовного развития человека и он, перейдя со ступени «гой» на ступень «Исраэль», может благословть Творца: «Благодарю тебя, Творец мой, за то, что не сотворил меня гоем!»
А после того как уже известна эта разница, он должен проверить себя – какова степень его веры в Творца, насколько он готов положиться на веру в Творца. Тогда у него появится возможность видеть истину – готов ли он делать действия только на благо Творца, а не для собственного блага.
После этой заповеди мы можем выполнять другие заповеди.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75