А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

е. сколько есть у него понимания и ощущения в духовном это достаточно ему, радуется и считает огромным подарком Творца, что именно ему дал Творец возможность возразить своему телу и дает силы и помощь идти выше своего разума, что таким путем именно он выходит из власти эгоизма, спасается от потопа вод – вопросов «Зачем?» и «Кто?».
Каждому человек в мире ангел духовной смерти задает эти вопросы, показывает наслаждения в эгоистических действиях и человек естественно, не задумываясь принимает его доводы. А затем уже идет у него на поводу, потому что есть общий язык у обоих – человеку предлагаются наслаждения и он в погоне за ними проводит свою жизнь.
Но если человек удостаивается услышать и пытаться идти выше своего разума, делает все в силу веры в Творца, выполняет все заповеди мудрецов, веря в них, в их советы каким образом идти, чтобы достичь слияния с Творцом и постичь высший разум, то в этом нет места ангелу смерти никакой возможности возразить человеку, потому что человек не использует свои эгоистические желания и мысли, а доводы ангела смерти только внутри них.
Но есть состояния, когда дается сила ангелу смерти воздействовать даже на тех, кто получает наслаждения ради Творца, но потому что они получают, несмотря на то, что получение ими ради Творца, а не ради себя, все равно есть место ангелу смерти соблазнять их.
В таком случае даже такие люди обязаны войти в ковчег, работать только с желаниями «отдавать», но не «получать» и тогда нет никакой связи вновь их с ангелом смерти, он как бы не видит их, потому что вся его связь может быть только через получение наслаждений, в этом он может запутать человека, что произошло при прегрешении Адама.
И только выход человека из всех своих расчетов в деяния чисто альтруистические могут уберечь его, только вера, в которой нет никакого спора с его телом, потому что не требует для себя ничего и потому говорит с эгоизмом как бы на разных языках.
Но есть в свойстве альтруизма недостаток, в том, что человек как бы требует, чтобы Творец раскрыл ему свое величие и могущество и тогда человек готов все делать ради Творца, без всякой выгоды для себя, а иначе просто не в состоянии, против своей природы выполнить требуемое Творцом.
Видим, что если человек не ощущает величие и власть Творца, эгоизм, его тело не согласно покориться Творцу. Но в действительности то, что человек выставляет условия, говоря, что согласен работать ради творца, только при условии, если почувствую величие Творца над всеми, иначе не желаю отдать Творцу всего себя, это ограничивает человека и помещает его под сокрытие и говорит о том, что он не свободен, сказать, что не желает НИЧЕГО получить, а только отдавать, ведь он ставит условие, что прежде чем отдаст всего себя Творцу, обязан убедиться в величие Творца, а уж потом готов будет покориться Ему. Такое желание человека не называется абсолютная отдача (хафэц хэсэд).
Настоящее свойство абсолютной отдачи это отдача без выдвижения каких либо предварительных условий и потому человек в таком состоянии абсолютно свободен, не связан никакими рамками, ограничивающими его возможности.
Именно тот, кто идет с закрытыми глазами и не требует ни ощущения величия Творца, ни каких либо иных условий готов ограничиться теми ощущениями которые в нем есть, какие бы они не были, и теми знаниями и разумом которые имеет. Но достичь таких свойств требуется приложить тяжелую работу.
Но что же делать человеку, который еще не достиг такого состояния и видит, что не может противиться своему эгоизму? Только молитва к Творцу о помощи, чтобы были у него силы идти с закрытыми глазами и чтобы не нуждался ни в чем для этого, а все, без каких-лиьо условий мог отдать Творцу, вопреки желаниям и убеждениям тела.
Т.е. человек не должен советовать и ставить условия Творцу каким образом Творец должен помочь ему, а должен принизить себя без всяких условий. И только потому что сам не в состоянии преодолеть свое тело, просит Творца о помощи победить его, но не каким образом и в каком виде будет помощь Творца.
Молитва исходит из того, что человек сознает свое ничтожество и просит Творца сжалиться над ним, потому что он самых худший из созданных, потому что они могут работать ради Творца, а он не может, потому что видит, что он больший эгоист чем все окружающие его. Поэтому он стыдится самого себя, насколько он низок в своих желаниях и потому просит Творца смилочтиться над ним и вызволить из власти эгоизма. Но не потому что он лучше других, а потому что хуже, потому что его эгоизм сильнее и хуже.
Но человек не просит при этом, чтобы Творец дал ему разум и знание величия Творца, которые помогут емц выйти из власти эгоизма, хотя это и правда. Но он не устанавливает Творцу никаких условий отдачи всего себя Творцу. А он согласен остаться в том же ничтожном постижении и с тем же пониманием, что и сейчас, но только потому что нет в нем сил противиться эгоизму, поэтому он просит Творца дать ему силы сопротивления, а не разум, понимание и ощущение.
Потому что когда человек дает советы Творцу каким образом Творец должен помочь ему, выходит что он выдвигает условия Творцу, как человек, опирающийся на свои знания и разум, говорящий, что если ты дашь мне то-то, я буду работать на тебя. Поэтому человек должен просить только силы выйти из власти эгоизма, без всяких условий, выйти из самолюбия к любви к Творцу.
Если человек выдвигает условия, это говорит не о его приниженности ощущением своего ничтожества и желаний, а наоборот, говорит о том, что человек считает себя самостоятельным и гордым. Будто говорит Творцу, что остальные не имеют ума как я и потому могут работать на тебя, но со мной надо считаться как я с читаю, а не как считаешь Ты.
Работа человека сводиться к трем линиям: правая называется совершенство, когда человек должен верить в то, что он совершенен. И против этого приходят нечистые мысли и показывают человеку его недостатки, насколько он не идет по пути Творца, и вызывает падение человека в уныние, начтолько, что человек хочет очтавить все свои занятия, а желает только провести спокойно время, потому что все видится ему в черном.
Левая называется во время когда человек производит проверку своего состояния в своем разуме, видит насколько он в его понимании совершенен или полон недостатков. Но поскольку он подготовил себя к этому и перешел в левую линию только для того, чтобы молиться Творцу о помощи, чтобы смог любить Творца всем сердцем и душой, то нет в этом никакого влияния нечистых сил, потому что только ищет повода молиться Творцу.
Но против этого приходят к человеку мысли о том, что он совершенен и не о чем ему просить Творца, как и в случае если видит в себе недостатки, приходят нечистые мысли и убеждают его, что он совершенен. В любом случае желания и действия нечистых мыслей направлены на то, чтобы не дать человеку никакого повода обратиться к Творцу.
Средняя линия состоит из совмещения правой и левой:
• Правая чистая линия – совершенство, выше разума.
• Левая чистая линия – видит своим разумом, что полон недостатков.
• Средняя линия – потому как нельзя идти выше разума, пока еще нет разума, показывающего человеку, что действительно нет у него никакой связи с духовным, когда может, несмотря на разум и на то, что он обязывает его, действовать, потому как верит в мудрецов, что только таким образом надо использовать свой разум.
Но если нет у человека разума, который говорит ему о его состоянии, то как он может идти невзирая на него. Поэтому средняя линия называется линией мира, потому что человек нуждается в обоих линиях, чтобы действовать в средней.
А называется линией мира, потому что человек после левой линии снова переходит к правой и поднимает ее выше левой, выше своего разума, что позволяет достичь желания любви к Творцу и нуждается в левой линии только джля того, чтобы идти затем вопреки ей. По средней линии только и можно достичь слияния с Творцом, что и называется состоянием «мир».

37. «Шабат Захор» (21/1991)


Почему читают Заповедь «Помни…» перед праздником Пурим?
Написано в Недельной главе Торы «Дварим» 25,17 (стр.256 русского издания): "Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили вы из Египта. Как он встретил тебя на пути и перебил позади тебя всех ослабевших, а ты был изнурен и утомлен, и не побоялся он Бога.
И вот, когда успокоит тебя Господь, Бог твой, от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе а удел для владения ею, сотри память об Амалеке из поднебесной; не забудь".
Зачем необходимо помнить, что сделал нам Амалек, для того, чтобы стереть память о нем. Если не помним всего, что он нам сделал, не сможем стереть память о нем? Очевидно именно в той мере, в которой мы помним, можем стереть.
Поэтому даны как бы две Заповеди: «Помни, что сделал тебе Амалек», а уже затем «Сотри память о Амелеке». Ведь человек не в состоянии ничего совершить, если не ощущает необходимости в этом поступке.

38. Молитва – из истинного стремления (11/1986)

В Торе сказано: «И вот имена сынов Исраэля, пришедших в Египет… И встал над Египтом новый царь, который не знал Иосефа… И поработили египтяне сынов Исраэля тяжкой работой… И застонали сыны Исраэля от работы, и возопили, и вознесся их вопль от работы к Творцу, и услышал Творец их стенания…».
Необходимо понять, что значит: «…и вознесся вопль от работы их к Творцу…». Неужели они не испытывали в Египте бoльших страданий чем работа? Смысл здесь в том, что все их вопли, т.е. все их страдания, происходили только от работы. И сказано также: «…и услышал Творец их стенания…» – т.е. молитва их была услышана благодаря стенаниям, причиной которых была только работа.
Объясним это каббалистическим методом. Известно, что не станет человек работать на отдачу, если нет у него на это причин, как сказано в Зоаре (Предисловие к книге Зоар, комментарий «Сулам» стр. 185, пп. 190, 191): "Есть две причины, которые побуждают исполнять Тору и Заповеди:
1. желание получить удовольствия этого мира. Человек боится, что если не будет исполнять Тору и Заповеди, накажет его Творец.
2. желание получить удовольствия будущего мира. И поскольку боится человек, что ему их могут не дать, эта, вторая, причина вынуждает его исполнять Тору и Заповеди. И коль скоро причина, вынуждающая человека исполнять Тору и Заповеди, происходит из эгоизма, тело его не слишком сопротивляется, ведь в той мере, в которой он верит в награду и наказание‚ – в этой мере он в состоянии работать, и каждый день он чувствует, как растут его накопления. И действительно, каждый день, проведенный в исполнении заповедей и занятии Торой, присоединяется к предыдущему, и человек ощущает будто он приумножает свое имущество в Торе и Заповедях.
И дело в том, что поскольку главное намерение человека – награда, а не помышляет он о намерении, чтобы намерение его было «для отдачи», а верит в награду или наказание, что воздастся ему награда по делам его.
Поэтому все намерение его направлено на дела, чтобы были они правильными во всех тонкостях и деталях. А если не будут они правильными, наверняка Творец не захотят принять его работу и воздать награду за нее. Поэтому видя свои дела как правильные, ему не о чем более беспокоиться.
И поэтому, все, что волнует его – это количество, т.е. он должен стараться сделать как можно больше «праведных» дел. И если он знаток Торы, то он знает, что ему надо все больше углубляться в то, что он учит, а Заповеди надо соблюдать более тщательно, чтобы все было по Галахе.
Таким образом мы приходим к выводу, что люди, которые соблюдают Тору и Заповеди как «подчинение Высшему Руководству», чтобы заработать награду в Этом Мире и в Будущем Мире, не нуждаются они в Творце, чтобы дал им силы соблюдать Тору и Заповеди. Ибо, в мере их веры в награду и наказание, тело позволяет им соблюдать все Заповеди – каждому в соответствии с его уровнем.
В то же время те люди, которые хотят работать на отдачу (альтруистически), без какого-то ни было вознаграждения, хотят выполнять Тору и Заповеди ввиду величия Творца, и почтут за большую честь, если им дадут служить Царю – как сказано в Зоаре: «трепет пред Ним – вот главное… что человек возбоится Господина своего, ибо Он – Господин, Правитель, Главное и Первопричина…»
И есть три вида трепета (страха) перед Творцом:
1. Страх наказаний в Этом Мире.
2. Дополнительно к этому, страх наказаний в аду.
И оба они не есть настоящий трепет, потому что страх этот вызван не тем, что так заповедал Творец, а собственным эгоизмом. И мы видим, что корень тут в эгоизме, а трепет – производное, следствие и проистекает от эгоизма.
А главный вид трепета – когда боится Творца, потому что Он велик и управляет всем. Таким образом, величие Творца – причина, обязывающая человека исполнять Тору и Заповеди. И это определяется, что тогда все желание его – отдать Творцу, «доставить удовольствие своему Создателю, а не собственному эгоизму».
И тут начинается изгнание (галут), т.е. человеку не дают направить свое намерение так, чтобы работа его была не ради награды, потому что это противно его природе. И хоть человек может заставить себя работать вопреки согласию тела, – так же как аскет занимающийся самоограничениями, хоть это и против природы, но это относится к деяниям, т.е. в поступках, противных желаниям тела, человек способен идти выше разума, что называется «против желания тела».
Однако он не может пойти против своих чувств и разума, т.е. сказать, что он чувствует иначе, чем он чувствует. К примеру, если человек чувствует, что ему холодно или ему жарко, он не может заявить, что его ощущения не соответствуют истине и заставить себя чувствовать иначе, чем он сейчас чувствует.
Таким образом, когда человек хочет исполнять Тору и Заповеди, потому что он хочет работать на отдачу Творцу, природа его тела такова, что не позволит ему совершить ни одного движения, если не увидит от этого какой-нибудь отдачи. И, следовательно, нет у него ни малейшей возможности работать ради Творца, а не ради собственной выгоды.
И тут начинается изгнание, т.е. страдания от того, что сколько он ни работает‚ он не видит ни малейшего духовного продвижения. Например, если человеку двадцать лет, с одной стороны, можно сказать, что он скопил состояние от двадцатилетних занятий Торой и Заповедями. Но с другой стороны, он может сказать, что уже двадцать лет исполняет Тору и Заповеди и еще не достиг способности работать на отдачу, а, напротив, все его мысли и деяния основаны на эгоизме.
Таким образом, все страдания и вся боль, которые испытывает человек, происходят оттого, что он не в состоянии работать ради Творца, хочет работать на отдачу, но тело, которое порабощено нечистыми силами (клипот), не дает ему настроить себя на это намерение. И тогда он взывает к Творцу, чтобы помог ему, ибо видит он, что находится в изгнании среди нечистых сил, что они властвуют над ним, и не видит он как выйти из-под их власти.
И тогда молитва его называется истинной, потому что не в силах человек выйти из этого изгнания без посторонней помощи. Но, как известно, нет света без сосуда (кли), т.е. наполнения без ощущения недостатка, который и является тем сосудом, в который получают наполнение.
Поэтому, до того как вошел человек в изгнание, т.е. пока не увидел, что сам он не может выйти из изгнания, нельзя сказать, что его вызволят. Потому что хоть и взывает вызволить его из состояния, в котором находится, но это еще не настоящая молитва, ибо как он может знать, что не может выбраться самостоятельно?
И только тогда, когда он почувствует изгнание, он взмолится из глубины сердца. Потому что для того, чтобы поднялась его молитва из глубины сердца, должны быть соблюдены два условия:
1. Работа его должна быть против природы – т.е. желает, чтобы все его поступки были на отдачу, желает вырваться из своего эгоизма – тогда можно сказать, ощущает свое несовершенство.
2. Он пытается самостоятельно вырваться из своего эгоизма, прилагает к этому усилия, но не может сдвинуться из своего состояния. Вот тут-то у него и появляется потребность в Творце, чтобы Он помог ему. И тогда молитва его – истинна, ибо видит он, что сам не может ничего поделать. И теперь, когда он взывает о помощи к Творцу, он знает, что это происходит от работы, как сказано: «и застонали сыны Исраэля от работы…». Т.е. от того, что тяжело работали, т.к. хотели достичь уровня, когда они смогут отдавать Творцу, но увидели, что не в состоянии выйти из своей природы, тогда лишь взмолились из глубины сердца.
Таким образом становится понятным сказанное: "…и вознесся вопль от работы их к Творцу…" – что самые большие страдания, все их стенания, были только от работы, а не от каких-либо других причин. И возопили, что не в силах сами выйти из собственного эгоизма и работать ради Творца, и это было их изгнание, причинявшее страдания, во власти которых они себя ощущали.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75