А-П

П-Я

 

для слабого духом это было средством свалить ответственность на других, для энергичного человека военный совет являлся лишь тормозом для решительных действий.
Мы знаем, что раньше и де Рюйтер часто созывал военные советы, как теперь это приходилось Юэлю. Насколько оба умели влиять на решения совета, и насколько они потом считались с этими решениями, конечно, вопрос другой. Но уже одна необходимость быть обязанным созывать совет действует стеснительно и лишает начальника высокого чувства личной ответственности.
Военные советы отчасти были похожи на современные заседания флагманов и командиров перед маневрами или перед стратегическими и тактическими боевыми операциями. В те времена подобные заседания были особенно нужны, ибо сигналопроизводство и способы передачи приказаний были еще крайне неудовлетворительны. В те времена особенно было важно обо всем лично договориться с подчиненными и заранее разбирать всякие возможности.
Насколько обязательство созывать военные советы было стеснительно для командующего флотом, видно из донесения Юэля королю, посланного в августе 1679 г.; Юэль горько жалуется на разногласия и задержки в совете, в силу которых часто приходилось отказываться от важных операций, которые, как оказывалось потом, могли бы быть выполнены с верным успехом.

Конец войны, 1677-1678 гг.

Во время неоднократных штурмов крепости Мальме датчане потеряли около 4000 человек; эта убыль была восполнена австрийскими и гессенскими вспомогательными войсками. Несмотря на громадные потери, Христиан V не снял осады крепости. Тем временем Карл XI снова собрал свои войска и двинулся в начале июля на юг. Должно было выясниться, сможет ли победа на суше загладить поражение флота, как в прошлом году. Оба противника встретились у Ландскроны 14 июля. Христиан V был разбит и потерял 3000 человек. Все орудия достались шведам. Эта победа, однако же, мало отразилась на прочих театрах; вскоре повсюду наступило затишье.
Бранденбургский курфюрст снова вторгся в Померанию и в начале августа начал осаду Штетина. Карл XI обещал придти на выручку со стороны Лифляндии. Город сдался после грандиозной бомбардировки. Швеция заключила союз с Польшей, обещав последней Пруссию; она хотела оставить себе только Мемель. Людовик XIV намеревался поддержать этот союз действиями с запада. Но военные приготовления в Лифляндии так затянулись, что всю операцию пришлось отложить до следующего года.
На следующий день после боя перед бухтой Киеге Тромп снова вступил в командование флотом, но оставался в Копенгагене. 18 июля Юэль вышел с 14 линейными кораблями и 7 фрегатами на восток, чтобы напасть на Кальмар. Бастианс с 17 голландскими судами присоединился к нему через несколько дней. Союзники стали на якорь севернее Кальмара в Кальмар-Зунде.
Ничего серьезного не предпринималось. Время уходило в непрерывных ссорах из-за старшинства; Бастианс захотел быть следующим по старшинству после Тромпа, другими словами, старше Юэля. Когда Христиан V отклонил это требование, прежняя вражда вспыхнула с новой силой. Требование голландцев иметь на всех военных советах половину голосов король ловко обошел приказанием, чтобы каждая нация обсуждала военные вопросы самостоятельно, а Тромп действовал в согласии с обеими решениями; все это давало несомненный перевес голландскому элементу.
Христиан V приказал союзному флоту действовать против Норчепинга, находившегося в тылу шведской армии. Тромп должен был «грабить, жечь, уничтожать имущество жителей, а их самих убивать или уводить в плен, дабы враг уяснил себе, сколь присутствие флота серьезно». И на захваченных шведских судах было найдено подобное приказание: «в случае победы опустошать огнем и мечом датские земли». Затем флоту было предписано взять остров Эланд и вернуться к Истад-Рюгену.
Тромп не торопился, что вызвало к нему недоверие. Король командировал своего тайного советника Иенса Юэля состоять при Тромпе. Это вызвало жалобу со стороны адмирала; последний вообще прибегал к различным уловкам и промедлениям, требовал заранее точного установления призовых денег и т. д. Далее он настаивал, чтобы все офицеры подчинялись ему, даже без какого-либо военного совета; с военной точки зрения это безусловно правильно, но не соответствовало политической обстановке того времени.
Правительство не пошло навстречу Тромпу и недоверие к нему росло. Оба Юэля неоднократно доносили королю, что лучше Тромпа уволить вовсе, т. к. он преследует лишь голландские интересы. Только благодаря своему большому такту Юэль сумел предотвратить окончательный разрыв.
Голландская эскадра присоединилась у Борнхольма к главным силам датчан лишь 22 июля. Ближайшие дни прошли в официальных визитах. Сам Тромп прибыл еще позже, 3 августа, с 2 линейными кораблями и 1 фрегатом. Флот немедленно вышел в море, Эланд был занят и варварски опустошен; лишь крепость Борнхольм на Эланде, расположенная против Кальмара и сам Кальмар остались в руках шведов. Юэль предпринял еще несколько высадок на побережье. Тромп уже через 3 недели вернулся со всеми голландскими и 6 датскими кораблями в Копенгаген, чтобы оттуда предпринять экспедицию на Рюген; Юэль был оставлен самостоятельно руководить операциями в Балтийском море.
Тем временем Христиан V, по настоянию курфюрста Фридриха-Вильгельма, решил помочь ему, вместо того, чтобы сосредоточить силы в Сконии и наступать там. Предполагалось 5000 человек германских войск посадить в Зунде на корабли и перебросить на Рюген. Высадка состоялась 16 сентября; шведы спешно очистили весь остров. Уже в октябре датский флот покинул остров. Во время этой экспедиции флагманский корабль короля попал в жестокий шторм и чуть не разбился у берегов Борнхольма.
Юэль также вернулся с своими кораблями в начале октября; Бастианс в конце этого месяца ушел с голландской эскадрой назад.
В начали января следующего 1678 года шведскому генералу графу Кенигсмарку удалось снова овладеть Рюгеном со стороны Штральзунда; все неприятельские войска были им взяты в плен. Теперь Карл XI приказал начать наступление в Померанию через Лифляндию; приказание однако же могло быть исполнено не сразу.
Во время зимних приготовлений к предстоящей кампании отношения с Тромпом все более обострялись. В мае 1678 г. он решил подать в отставку. Высокомерность Тромпа делала службу с ним невозможной. Надобность в голландском флоте миновала; Тромп лишь чинил всяческие затруднения и сам открыто отстранялся от участия в серьезных операциях против неприятеля; поэтому удерживать его на датской службе не было ни оснований, ни желания. Отставка Тромпа была обставлена весьма почетно; он перешел к бранденбургскому курфюрсту в Померанию, т. е. последний просил советов Тромпа для завоевания Рюгена – без знаменитого голландского адмирала опасались наделать ошибок.
После окончания войны Тромп вернулся в Нидерланды. Его собирались в 1691 г. назначить главнокомандующим соединенным англо-голландским флотом, но он заболел и скончался 29 мая того же года.
30 мая Юэль вступил в командование большим датским флотом в бухте Киеге. Под его начальством были 31 линейный корабль, 9 фрегатов и 13 мелких судов с 12 000 человек команды – сила внушительная. 1 июля он пошел на восток и взял Истад. Датчане всецело владели Балтийским морем. Напасть на Кальмар, за укреплением которого находился шведский флот, считалось все же слишком рискованным. Балтийское море кишело каперами, снабженными датскими и норвежскими каперскими свидетельствами; судоходство стало весьма опасным.
В начале сентября Иенс Юэль прибыл к брату с 4 норвежскими полками; датский флот стоял в Тромпвике, у северо-восточного берега Рюгена. На совещании в Волгасте Иенс Юэль не мог придти к соглашению с курфюрстом, стариком Дерфлингером и Тромпом – 12 сентября датчане высадились в Тромпвике, на полуострове Виттов; барнденбургская кавалерия немедленно двинулась на юг.
Посланному летом 1678 г. в Лифляндию фельдмаршалу Хенрику Горну, после долгих усилий удалось подготовить небольшую армию. В начале декабря он вторгнулся в Пруссию и успел занять Тильзит и Инстербург еще до конца года.
Освобождение Померании стало невозможным. Правильный план войны Карла XI разбился из-за недостаточных средств для его выполнения.
Датчане потеряли в Сконии Христианштадт и Гельсингборг, но партизанская война опять развернулась на границах. Людовик XIV хотел придти на помощь Швеции с 36 линейными кораблями и 10-тысячным экспедиционным корпусом и высадиться на Зеландии; но когда Англия пригрозила активным вмешательством, ему пришлось отказаться от своего намерения. Датский флот в начале года оставался в Зунде, чтобы встретить французский флот; лишь позднее датчане освободили силы для действий в Балтийском море.
Тем временем шведский флот неоднократно предпринимал походы, базируясь на Кальмаре; взять Готланд обратно ему не удалось. 20 июня Юэль соединился с разведывательным отрядом, оставленным у Кальмара; под его начальством было 35 линейных кораблей и фрегатов. Выманить адмирал-лейтенанта барона Ханса Вахтмейстера подальше от гавани ему не удалось. Шведы все-таки потеряли один линейный корабль во время боевых столкновений. Юэль решил предпринять более решительные действия против Кальмара; вице-адмиралу Спану удалось подойти с севера вплотную к береговым укреплениям и взять несколько неприятельских кораблей. Чтобы запереть выход с юга, датчане затопили посередине фарватера, под огнем неприятеля, старый датский линейный корабль. Шведский флот был лишен возможности действовать, морская война затихла совсем.
Несмотря на господство на море, исход войны оказался для Дании неблагоприятным. Людовик XIV сумел вселить рознь между своими врагами и войти в соглашение с каждым из них порознь; благодаря этому ему удалось заставить своих врагов принять его условия мира.
За мирным договором в Нимвегене последовал мир в Сен-Жермене. 13 августа Дания заключила мир с Францией в Фонтенбло, а 26 сентября – со Швецией в Лунде. Оба государства не приобрели каких-либо выгод.
Последний мирный договор, счетом девятый, был заключен между Швецией и Голландией.

Заключение

Швеция, начавшая войну исключительно ради интересов Франции, не получила ничего при заключении мира. Страна совсем ослабла, южные провинции были опустошены, потери в людях громадны, не менее 80 000, четвертую часть потерь нужно отнести на долю флота.
Флот очень пострадал; оставшиеся корабли были в совершенно негодном состоянии. Осталось всего лишь 16 линейных кораблей и 10 мелких судов; шведы потеряли за войну 70 судов. Ощущалась значительная нехватка в офицерах и команде.
В ноябре новая неудача постигла флот: при перевозке войск из Рюгена в Швецию часть кораблей потерпела крушение у Борнхольма; при этом утонуло 3000 человек.
Людовик XIV дал Швеции возможность сохранить все свои земли; благодаря этому страна несколько окрепла после четырехлетней войны и шведы могли заняться внутренним устройством страны. Мир был совершенно необходим этой еще не окрепшей стране, т. к. ее армия и финансы были не на высоте.
Дания теперь насчитывала 107 военных кораблей, из них восемнадцать 60-88 пушечных; 44 корабля с орудиями были взяты у шведов. Кроме того, было еще несколько старых кораблей, так что общее количество датских судов доходило до 124. Корабли все содержались в отличном порядке, офицеры и команды обладали боевым опытом, личный состав был надежно спаян.
Если бы датские армия проявила хотя бы долю той доблести, которую проявил флот, то война кончилась бы скорее и благоприятнее; за стратегическими ошибками датских полководцев всегда следовали тактические поражения.
Шведская дворянская партия не желала вступать в переговоры с датским правительством, несмотря на то, что датский посол в Париже, барон Сегстедт, ясно осветил вопрос о положении дел на Балтике в своем «Политическом Завещании» 1666 года. По его мнению, следовало ввести регулярную армию, которая обошлась бы несравненно дешевле, чем наемные войска; далее следовало войти в соглашение со Швецией и нести совместно военные расходы; в предполагавшемся союзе Дания должна была поставлять морские силы, а Швеция армию; обеим северным державам было бы таким путем легче сохранить свою независимость.
Дальновидный план датского дипломата не встретил сочувствия даже на его родине, хотя положение морской державы в этом союзе было бы для Дании особенно выгодным. Только теперь обе северные державы поняли, что постоянная борьба за преобладание в Балтике приносить пользу только их врагам, что они являются лишь игрушкой в руках третьих. Давление Людовика XIV на обе державы во время и после войны заставило дальновидных государственных деятелей следовать заветам Сегестедта. 7 октября 1679 г. Дания и Швеция заключили оборонительный союз на 10 лет. Численность флотов была точно определена (по 10 кораблей и несколько мелких судов); обе державы обязывались в случае нужды помогать друг другу всеми возможными средствами. Этот союз мог бы быть весьма ценным для обеих стран, если бы его сумели разумно развивать дальше. Отныне Швеция и Дания могли отражать попытки других держав овладеть островами или прибрежными областями.
Для упрочения союза Карл XI вступил в брак с сестрою Христиана V; особого влияния это тесное сближение обеих династий не имело.
В разбираемую эпоху рельефно выступает связь между сухопутной и морской войнами. В предыдущую войну флоты больше действовали демонстрациями. Теперь северные флоты выступили самостоятельно как активная сила. Они преследовали одну задачу: уничтожив неприятельский флот, проложить путь своей армии. Морская и сухопутная война влияли беспрепятственно друг на друга, политика их не стесняла.
Морской войне, несомненно, принадлежит первое место; сухопутные войска действовали лишь в случае успеха флота. Войска Швеции не могли одолеть Данию, ибо шведский флот всегда терпел неудачи; и наоборот, несмотря на господство датчан на море, более слабая датская армия не могла одержать победы.
При таких обстоятельствах флот мог дать стране решительную победу лишь в том случае, если успехи его сопровождались бы удачей на суше; флот один не был в состоянии дать стране окончательной победы.
Война эта ярко подчеркивает, сколь пагубно для дела, если командование флотом поставлено в полную зависимость от высшего сухопутного командования. Несомненно очень важно, чтобы общее руководство войной, а также внутренней и внешней политикой находились в одних руках; центральная власть может руководить всем только с суши, но все же она не должна приковывать командование флотом к себе так тесно, как это должно быть по отношению командования сухопутными силами. Флотоводцам необходима большая свобода деятельности. Кабинетное командование часто мешало морской войне; мешала также необходимость созывать военные советы. Флотоводцы до того были связаны точными инструкциями и приказаниями, что к несомненному вреду для дела они вовсе были лишены какой-либо свободы действий. Почти не видно стремления заставить противника драться во что бы то ни стало.
Ни один из командующих не был проникнут мыслью, что тактическое поражение может дать стратегические выгоды, задержав наступление противника.
Часто и в эту войну повторялись ошибки, неоднократно ранее делавшиеся в английском флоте: прежде чем добиться господства на море, сажали десантные войска на военные корабли; последние, кроме того, должны были конвоировать еще и транспорты с войсками. Часто на флот давали сухопутные войска, которые на суше могли бы быть значительно полезнее. Чтобы беспокоить побережье, можно было вполне ограничиться судовыми десантами.
Диверсии на Рюген надо признать ошибкой; раздробление армии всегда сказывается вредно. Создавать второстепенные театры войны было в данных обстоятельствах ни к чему; Дании не следовало обращать внимания на настойчивые просьбы курфюрста об этом. Скония – главный объект войны; следовательно, она должна была оставаться при всех обстоятельствах почти исключительным театром войны.
Морская тактика сделала большой шаг вперед: оба командующих стараются провести бой в тесно сомкнутом строю и сохранить строй как можно дольше; вести артиллерийский бой до последней возможности, идти на абордаж лишь в том случае, когда «свалка» станет неизбежной; предварительно сосредоточив по возможности свои силы, нападать на небольшую или слабую часть противника; не быть слишком связанными строем; рисковать даже временным разделением сил, если это дает верный успех; разорвать боевую линию противника и поставить его корабли в два огня, оказывать друг другу взаимную поддержку;
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170