А-П

П-Я

 

у Трафальгара англичане потеряли 1700 человек команды.
Шведы потеряли всего лишь три корабля, из них 2 погибли на мели и 1 был расстрелян; число убитых и раненых было не так велико, как у сильнейшего, победоносного противника.
Остается непонятным, как резервная эскадра не приняла участия в бою и не напала на поврежденные или на транспортные суда, ведь бой длился полных 7 часов; ее участие, по крайней мере, увеличило бы потери голландцев.
В Нидерландах были очень недовольны результатом боя; от Обдама потребовали дополнительных подробных донесений. Он упрекал своих командиров в отсутствии поддержки; в ответ на это ему было указано, что в течение 6-дневного стояния у входа в Зунд он не ознакомил своих помощников со своими планами, не сообщал им никаких сведений о силе противника и даже в день боя не дал определенных инструкций. Военный суд не пролил света на этот бой; нельзя было доказать возможность забрать в плен некоторые шведские суда. Все дело было вскоре оставлено без последствий.
Понятно, что Карл X был доволен своим флотом, хотя противнику и удалось добиться полного успеха и освободить Копенгаген. Шведский флот, однако, не мог показываться в Зунде из-за присутствия там союзных эскадр, шведы были парализованы, их войско отрезано.
Карл X стал лагерем вблизи Копенгагена и сильно укрепил свои позиции. Его положение стало критическим. Шведский флот был заблокирован в Ландскроне, атаки брандеров оставались безуспешными.
Противники Карла на суше, бранденбуржцы, под личным начальством курфюрста Фридриха-Вильгельма, и имперские войска под начальством Монтекуколи совместно с польской кавалерией уже в сентябре вторглись в Голштинию и заняли затем всю Ютландию. Борнгольм и Дронтгеймский округ тоже были освобождены от шведского владычества.
Карл, однако, не потерялся; он вел деятельные переговоры с Англией, ясно сознавая, что из всех противников наиболее для него опасна сильная на море Голландия. Англия послала сильный флот под начальством Гудсона, который, однако, вернулся из-за шторма и мороза восвояси еще до конца года.
Давление, произведенное Англией совместно с Францией, принудило голландцев, самолюбие которых было сильно приподнято одержанной победой, не посылать больше подкреплений Дании; Обдам получил приказание зимовать со всем флотом в Копенгагене – редкий случай в военно-морской истории.
Курфюрст Фридрих-Вильгельм хотел перевести свои войска в Зеландию на голландских судах; для этой цели было послано в Киль 5 судов, но там они получили приказание обождать. Обдам был осторожен, так как флот Гудсона находился вблизи. Курфюрсту оставалось высадиться в Альсене, что 14 декабря было выполнено под его личным руководством. Переход состоялся несколько севернее Зондербурга. На следующий день шведская эскадра пришла на рейд; перед ней датский вице-адмирал Бредаль отступил со своими 4 судами. Во время короткого боя Бредаль был убит. Шведы спасли гарнизон замка через несколько брешей, пробитых в стенах со стороны моря. Но все же эскадра опоздала, остров Альсен уже нельзя было сохранить, и опасность высадки союзников на Фюнен сильно увеличилась.
После заключения трехлетнего перемирия с Россией Карл начал снова осаду Копенгагена, для чего стянул войска из Сконии. С Фюнена нельзя было достать подкреплений из-за присутствия в Большом Бельте голландских судов; последние перевозили бранденбургские войска в Копенгаген, гарнизон которого возрос до 1300 человек.
В конце января наступили сильные морозы. Карл X отдал приказание приготовляться к штурму, который был предпринят в ночь на 12 февраля 1659 г. против слабейшей части голландских укреплений, на юго-западе. В городе об этом заранее прослышали и полили стены водой, которая немедленно замерзла. В час ночи шведы начали штурм. Головные части шли в белых рубахах, надетых поверх темных мундиров, чтобы быть незаметнее. В течение двух часов пробовали, пользуясь различными штурмовыми приспособлениями влезть на стены, но тщетно. Замерзшие во льдах суда также успешно отражали все атаки врага. Шведы потеряли 10 генералов и полковников, 100 офицеров и 500 нижних чинов убитыми и около 900 человек ранеными. Потери датчан не превышали 50 человек. Голландские матросы с эскадры Обдама особенно отличились при отражении штурма. Шведская армия снова заняла свой укрепленный лагерь – она была и осталась отрезанной.
Союзники продолжали наступление весной под общим руководством курфюрста; кроме 15 000 бранденбуржцев под его начальством находилось еще 5000 поляков и 13 000 имперских войск. Первоначально предполагалось занять Фюнен. Для поддержки союзных войск вице-адмирал Гельдт вошел с 16 датскими и голландскими судами в Большой Бельт, в северной части которого находилась шведская эскадра, поддерживавшая сообщение между Фюнен и Зеландом, базируясь на Готенбург.
Гельдт встретил у Лангеланда 6 шведских судов и взял после короткого боя один линейный корабль; другие суда отступили к эскадре адмирала Бьелкенштерна, крейсировавшей в северной части Бельта. Последний немедленно вышел против Гельдта и заставил его удалиться к Фленсбургу, где Гельдт был заблокирован. Получив об этом известие соединенный голландско-датский флот вышел из Копенгагена под командой Обдама, Бьелке и шаутбенахта Нильса Юэля. Бьелкенштерна успел от них скрыться в Бельт, после чего Гельдт соединился с главными силами.
Эта небольшая пауза в военных действиях была отлично использована Бьелкенштерном – он ушел для пополнения военных запасов и исправления повреждений в Висмар. Союзники настигли его у Родзана, на северо-востоке Фемарна, где произошел короткий бой. Благодаря разногласию на политической почве между Обдамом и Бьелке бой результата не дал, шведы беспрепятственно дошли до Ландскроны, где соединились с остатками своего флота. Этот короткий период особенно интересен из-за большого числа разнородных военных операций.
В начале мая все суда, которые курфюрст собрал на юго-востоке Ютландии у острова Хиельма, чтобы на них переправиться на остров Фюнен и дальше на Зеланд и в Сконию, были уничтожены 8 кораблями, посланными для этой цели Карлом Х из Ландскроны. 1000 человек бранденбургских и имперских войск были при этом взяты в плен шведами. Такой же успех шведы имели у Ааргуса.
Курфюрст еще, кроме того, нанял в Амстердаме флейты для своих 5000 всадников, не рассчитывая на серьезную помощь со стороны Голландии и Дании. В апреле эти суда должны были прибыть под защитой голландской вспомогательной эскадры из 39 военных кораблей и 3 брандеров с 1800 орудиями и 7 700 человеками под командой Рюйтера. Но последний вышел в море без этих судов, вероятно, по особому приказанию Генеральных Штатов, в интересы которых вовсе не входило окончательное уничтожение шведской армии и, в связи с ним, рост влияния Дании на Балтике.
Фридрих-Вильгельм спокойно продолжал набирать десантные суда и после ряда попыток, неудавшихся из-за ветра и погоды, 11 июля пошел, непрерывно сражаясь, из Колдинга в Фано (в Малом Бельте), потеряв 40 человек убитыми и 110 ранеными. Переправа на Фюнен ему, однако, окончательно не удалась. Он потерял при этом почти все свои суда и около 300 человек убитыми. Курфюрсту пришлось отказаться от десантной экспедиции, так как Обдам не соглашался на дальнейшую поддержку.
Теперь и Англия выступила на театр войны; она ревниво следила за успехами Нидерландов на Балтике и решила проявить там свою деятельность. Ранней весной 1659 г. большой флот пошел в Балтийское море и стал в начале апреля у Хвена на якорь.
Лорд-адмирал Монтегю, граф Сандвич и вице-адмирал Лоусон стояли во главе этого сильного флота, состоявшего из 43 кораблей с 80-28 орудиями. Командующий получил инструкцию заставить обоих северных королей заключить мир, то есть, другими словами: оперировать совместно со Швецией против Голландии и Дании. Великие морские державы вскоре пришли к соглашению не вводить свои флоты в Зунд; поэтому Монтегю стал на якоре в 5 милях севернее Кронеборга.
Трактат, заключенный между Англией, Голландией и Францией – так называемый «Гаагский Концерт» связал Голландии руки; было решено оказать решительное давление на обе воюющие стороны для скорейшего заключения мира, но при этом исключалась возможность преобладания посторонней державы. Английский и голландский флоты должны были в течение трех недель оставаться вблизи, воздерживаясь от какого-либо вмешательства. Обдам находился в Большом Бельте, Рюйтер с вспомогательным флотом – севернее Ангольта, Монтегю севернее Кронеборга. Когда дважды возобновляемые трехнедельные перемирия истекли, Обдам приказал флоту Рюйтера присоединиться к нему на участке Ниборг-Корсер.
Врангель пошел со шведской эскадрой (38 вымпел) в Малый Бельт, чтобы помешать высадке союзников на Фюнен. Лишь своевременное появление английского флота не дало датско-голландскому флоту из 90 судов напасть на шведов и их уничтожить. Обдам не решился на энергичное наступление, Врангель прошел беспрепятственно южнее Хесселе в Зунд, а Монтегю и Обдам направились туда же; первый – севернее, второй – южнее Зеланда.
Несколько раз в течение лета в Большом Бельте собирались большие международные флоты. Один только голландский флот под командой Обдама и Рюйтера насчитывал 92 военных судна с более чем 13 000 человек команды и большое количество транспортов, на которых находился десант в 4000 человек. Временами до 180 голландских, английских, шведских и датских военных кораблей стояли вблизи друг друга; стоявшие в Зунде могли поэтому часто действовать совершенно свободно.
Англия потребовала от Карла различных таможенных льгот, которые ей не были предоставлены; поэтому о серьезной помощи со стороны Англии не могло быть речи. Шведский король предложил Англии занять Ютландию и Бремен, но все намеки англичан на занятие ими Кронеборга оставлял без всякого внимания.
На втором и третьем Гаагским конгрессах все три державы заключили новые соглашения, особенно же обе великие морские державы. Происходила настоящая игра в прятки между последними и северными королевствами; обе стороны старались скрыть свои настоящие намерения и крайне подозрительно наблюдали друг за другом. Английский флот был 24 августа внезапно вызван домой, так как в Англии предстояла реставрация Стюартов. Обдам ушел в конце октября с 20 кораблями на родину, с прочими судами остался Рюйтер.
Датско-голландский флот (37 кораблей) отогнал шведский флот (32 корабля) от Копенгагена. Карлу, однако, удалось захватить и малые датские острова, даже сильно укрепленный Наксков на Лааланде, настолько слаба была помощь голландцев.
Для окончательного освобождения Копенгагена король Фредерик Датский собрал все свои силы; предполагалось сначала вернуть остров Фюнен. 11 ноября под предводительством фельдмаршала Шака 2400 датчан и голландцев были в Киле посажены на суда флота, находившегося под начальством Рюйтера, Бьелке и Юэля. Голландские войска состояли из 3 бригад, соответственно из голландских французских и английских наемников.
Нападение на Ниборг не удалось из-за шторма и темноты; высадка удалась на северо-востоке острова Фюнен у Киертемюнде под личным руководством Рюйтера после упорного боя. Одновременно датский генерал Эберштейн высадился в Малом Бельте у Миддельфарта с датчанами, поляками и 4 бранденбургскими полками. Шведский генерал фон Зальцбах упустил возможность разбить порознь своих противников и 25 ноября потерпел у Ниборга полное поражение; крепость сдалась Рюйтера после короткой перестрелки. 2000 шведов пали, 5000 было взято в плен.
Рюйтер с частью флота пошел в Копенгаген, а прочие суда отослал в Киль и Любек на зимовку; Карл направился в Норвегию, чтобы продолжать там войну. Все свои прочие войска он переправил на Зеланд, где началась продолжительная партизанская война. Копенгаген оставался запертым с суши, с моря он получал помощь. При его защите отличились матросы эскадры Рюйтера. Несмотря на то, что против храброго короля действовали в Голштинии 14 000 человек, а на Зеланде и в Ютландии – по 8000 человек союзных войск, военачальники не могли решиться на совместное наступление; война затягивалась.
Ярко сказалась при заключении мира голландская точка зрения, согласно которой война должна была служить исключительно торговым интересам. Нидерланды не желали допускать господства какой-либо державы, даже северной, в Балтийском море. На интересы союзной Дании они не обращали никакого внимания.
Карл X ясно сознавал всю опасность своего положения и не настаивал особенно упорно на первоначальных требованиях. Уже в конце ноября, совместно с Голландией, были установлены принципы заключения мира; прежде всего, одинаковые таможенные правила для шведских и голландских судов. Король согласился уступить отшедшие от него Борнхольм и Дронтгейм, уничтожить Зундские пошлины и срыть Кронеборг. На присвоение Швецией датских островов Голландия ни за что не хотела согласиться.
Так как шведские войска должны были всюду на суше отступить, в Курляндии, в Пруссии и Померании, а в Фриш-гафе у Эльбинга уже действовали бранденбурго-прусские военные корабли, Карл решил собрать в январе в Готенборге особое совещание, которому изложил всю тяжесть положения страны. Он склонялся к заключению мира, желая его сделать особенно прочным главным образом с Данией, дабы потом с ней вступить в союз против Голландии – создать особый северный союз.
Среди переговоров Карл тяжко заболел; болезнь в феврале так обострилась, что он чувствовала приближение смерти и спешил сделать последние распоряжения для заключения мира. 13 февраля 1660 г. Карл X скончался; ему еще не исполнилось 38 лет. Он много сделал для своей страны; при более продолжительной жизни ему бы, наверное, удалось урегулировать внутренние дела Швеции. 30 апреля был окончательно заключен мир в Копенгагене и Оливе. Швеция получила Финляндию, Польша – Курляндию, а также Мариенбург и Эльбинг; за Бранденбургом был признан суверенитет над Пруссией.
Швеция и Голландия первыми заключили перемирие. Рюйтер ушел из Ландскроны, а шведский флот подошел к Копенгагену. После этого и Дания согласилась на мир и заключила его 27 мая в Копенгагене; за Данией остался Дронтгейм и Бронхольм, в общем же был снова подтвержден Роскильдский мир, за исключением статьи об исключении «чужих» флотов из Балтийского моря. Швеция, несмотря на все это, осталась господствующей морской державой на Балтике.
Следует еще упомянуть, что при заключении мира Бранденбург, наконец-то, получил право держать военные суда в Балтийском море.

Уроки войн против Карла X

В этих войнах в западной части Балтийского моря, несмотря на небольшое количество морских сражений, влияние флотов великих держав было исключительным.
Армии можно сравнить с шахматными фигурами, которые двигались или оставались на месте в зависимости от флотов. Достаточно было появления одного из больших западно-европейских флотов, чтобы подчинить ему в полной мере действия неприятельских и даже дружественных морских и сухопутных сил. Очень сказалось значение одной лишь близости готового к бою флота, как, например, английского, собственно не принимавшего никакого участия в военных действиях. Даже инициативный Карл X должен был все движения войск предпринимать в зависимости от предполагаемых действий флота: ему как бы предписывалось большими боевыми флотами, как нужно действовать. Он понял значение морской силы, которая в эту войну, давшую отличный образец взаимодействия флота и армии, сказалась в полной мере.
Флот той великой державы, которая озаботилась его появлением на театре войны, имел судьбу войны почти всецело в своих руках. Нужна была исключительная государственная ловкость и неутомимая энергия шведского короля, чтобы пробиться через все громадные затруднения и столь блестяще добиться у почти недоступных ему великих держав достижения своих целей. В нем соединены исключительные таланты государственного деятеля и полководца.
Однако оба северных противника оказались очень стесненными в своих действиях; их исконный спор за преобладание на Балтике принес обоим лишь вред. Намерения Карла заключить более тесный союз, в котором Дания и Норвегия из-за своего географического положения имели бы большое значение, не встретило в Дании большого сочувствия.
Получив по мирному договору право иметь военный флот в Балтике, курфюрст немедленно начал действовать в этом направлении.
Важные стратегические принципы снова нашли себе подтверждение в этих войнах. Шведский король в начале войны всегда отлично отстранял второстепенные цели, чтобы обрушиться всей мощью на главные силы и главный опорный пункт неприятеля и либо уничтожить, либо обезвредить их.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170