А-П

П-Я

 

Базовая подготовка должна создать определенный потенциал знаний, развить способности, а также, что не менее важно, потребности в непрерывном обновлении образования. Во-первых, речь идет о солидной общеобразовательной подготовке и широком профиле специальной подготовки. В противном случае образовательный процесс будет носить тупиковый характер. Во-вторых, необходим отказ от максимально возможного объема информации в пользу проблемного построения программ обучения (развития принципа «научить учиться»).
Координация отдельных стадий образовательного процесса предполагает наличие единого связующего элемента, делающего этот процесс преемственным, действительно непрерывным. Таким элементом становится само производство, т. к. необходимый базовый потенциал знаний и навыков не может быть создан в отрыве от динамичного производства, интегрирующего сферу НИОКР и самого по себе являющегося источником новых знаний. Иначе дальнейший образовательный процесс вместо повышения квалификации станет дорогостоящим переобучением. Причем это относится не только к техническим, но и к гуманитарным специальностям, например, к социологии.
Приближение образовательного процесса к производству имеет место уже на стадии общеобразовательной подготовки в средней школе. При этом необходимо соответствие приобретаемых профессиональных навыков будущей работе, но до определенной грани, поскольку ранняя специализация резко сужает возможности дальнейшего развития будущего работника.
Интеграция сфер образования и производства происходит путем регулярного чередования периодов теоретического обучения и полноценной трудовой деятельности. Речь идет о «дуальной», или «альтернативной», форме подготовки рабочих и комбинированном производственно-вузовском обучении специалистов. Такая форма становится звеном системы непрерывного образования только в том случае, если последовательное повышение уровня знаний закрепляется соответствующим усложнением трудовых функций и сменой рабочих мест (ротацией) в рамках будущей специальности. Причем особое значение приобретает не только вертикальная (от менее сложных работ к более сложным), но и горизонтальная ротация учащихся (по участкам, подразделениям предприятия или даже между предприятиями при кооперации, мелких и средних фирм, связанных единым технологическим: циклом). Таким образом создается большой «задел» для даль-.
22
нейшего образовательного процесса и адаптации к треоованиям научно-технического прогресса.
Именно с пониманием базовой подготовки как основы образования связана перестройка высшей школы в Швеции. Там постепенно осуществлен переход на систему чередования укороченных учебных периодов с периодами работы (в одном из пяти вариантов в зависимости от специфики учебного заведения или предприятия). Происходит как бы дозирование высшего образования (с самостоятельными целями обучения для каждого периода) параллельно с усложнением трудовой деятельности. Этим отличается шведский подход к перестройке системы обучения, в соответствии с принципами непрерывного образования, от французского подхода, при котором обучение связывается с различными формами переподготовки и повышения квалификации взрослого населения.
Таким образом, становление системы непрерывного образования основывается на двух взаимосвязанных тенденциях: вторжении производства в сферу базовой подготовки и, наоборот, проникновении обучения в производственный процесс. Происходит стирание граней между различными стадиями образовательного процесса.
Особенно трудно определить границу между базовой подготовкой и повышением квалификации. В частности, на крупных японских предприятиях учащиеся (работники), имеющие хорошую общеобразовательную (школьную или вузовскую) подготовку, с самого начала включаются в процесс чередования кратких периодов профессиональной подготовки и трудовой деятельности (с соответствующей сменой рабочих мест), постепенно переходя в систему повышения квалификации. Предприятие как бы берет «под свою крышу» значительную часть образовательного процесса, интегрированного при этом с производством, оставляя в компетенции системы образования только общеобразовательную подготовку. Но это возможно лишь при солидном научно-учебном потенциале предприятия.
Современное производство представляет собой сферу реализации научных достижений и характеризуется непрерывным процессом нововведений, поэтому становление системы непрерывного образования предполагает интеграцию не только систем образования и производства, но и сферы НИОКР. Реализация совместных научно-исследовательских (нововведенческих) проектов учебных заведений и предприятий включает в себя и подготовку кадров, т. к. участниками проекта наравне с учеными, работниками предприятия становятся и студенты. При этом наблюдается постепенный переход последних на предприятие по мере внедрения проекта. Поскольку дальнейшее повышение квалификации 'акже может происходить в процессе разработки и реализации
23
проектов, то грани между стадиями обучения заметно стираются.
В данном случае непрерывное образование осуществляется как составная часть многоцелевых научно-технических программ. При этом образовательные цели реализуются даже при отрицательном результате нововведений.
Как было уже отмечено, на различных стадиях разработки и практической реализации нововведений из учебных заведений и предприятий выделяются небольшие организационные структуры (исследовательские центры, центры нововведений и т. п.), призванные повысить эффективность внедрения идей, технологий, кадров, для ускорения, в свою очередь, процесса внедрения новшеств. Необходимым условием дальнейшего развития системы непрерывного образования становится процесс децентрализации, вывода нововведенческого процесса и связанных с ним форм подготовки и повышения квалификации вне гибких крупных структур.
Новые кооперированные структуры носят временный характер. Непрерывный процесс нововведений стабилизирует связи между сферами науки, образования и производства, в первую очередь, на региональном уровне. В результате-образуются региональные научно-производственные комплексы, способные целенаправленно интегрировать потенциалы указанных сфер для ускорения научно-технического прогресса и его кадрового обеспечения. Мно-~ие подобные комплексы аккумулируют только инновационные предприятия и экспериментальные производства. В этих усло-зиях активизируются все формы подготовки и повышения ква-чификации, тесно увязанные с самим наукоемким производством, ITO делает процесс непрерывного образования еще более интенсивным.
Есть и другие необходимые условия развития системы непрерывного образования: развитое кадровое планирование на уров-ie фирм (с учетом связей с научными и учебными заведениями), 'осударственное финансирование, льготная налоговая политика и !аконодательная поддержка новых форм кооперации науки, об-)азования и производства. Очевидно, что непрерывное образо-зание не является очередной стадией развития системы образо-зания, а выступает как необходимая составная часть процесса ин-'еграции науки, образования и производства. Поэтому в усло-шях развития системы непрерывного образования доля затрат ia образование в валовом национальном продукте ведущих ин-1устриальных стран практически остается неизменной на протя-кении последних 10 лет: расходы на непрерывное образование юставляют часть растущих затрат на НИОКР.
Дорогостоящие образовательные услуги объясняют необходимость кооперации усилий учебных заведений и промышленных |шрм в создании международных проектов развития непрерыв-юго образования. К их числу можно отнести проект Европейско-
го сообщества по разработке программ обучения в области современной технологии — СОМЕТТ, разработанный с участием крупнейших европейских промышленных корпораций.
С 1987 г. действует Европейская программа усовершенствованного продолженного обучения (в области микроэлектроники, программного обеспечения, телекоммуникаций, экспертных систем и т. д.), которая является составной частью программы западноевропейского научно-технического сотрудничества и объединяет потенциалы ведущих университетов, инженерных ассоциаций и многих крупнейших компаний Западной Европы.
ОБРАЗОВАНИЕ И БИЗНЕС
На Западе крупные фирмы располагают, как правило, собственной системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Это сеть специальных учебных заведений, имеющих мощную материально-техническую базу, штаты квалифицированных преподавателей. В высокотехнологичных отраслях промышленности ежегодно проходят переподготовку 75—85% всех категорий персонала. В США в течение года обучаются 12— 13 млн. занятых в частном секторе, а это составляет почти 30% их общей численности. В целом же число обучающихся взрослых увеличилось в стране до 20 млн., что в 4 раза больше количества студентов дневного обучения. Компании располагают правом присуждать своим работникам ученые степени. В деловых кругах справедливо говорят в этой связи о превращении корпораций в «институты непрерывного образования». Один из докладов фонда Карнеги назван: «Классы корпораций: обучающийся бизнес». По данным авторов доклада, американские корпорации расходуют на образование и профессиональную подготовку своего персонала не менее 60 млрд. долл. в год. Общие расходы США в этой области сравнимы лишь с затратами на оборонную промышленность. Чем объяснить столь высокий и дорогостоящий интерес предпринимателей к такой, казалось бы, неприбыльной сфере деятельности?
В одном из номеров английской газеты «Файнэншл тайме» был объявлен конкурс на замещение вакантной должности ... разнорабочего, который должен владеть профессиями ремонтника, грузчика, столяра, электрика, водопроводчика, истопника, маляра, в общем, исполнять 35 видов работ. Несмотря на столь жесткие требования, на место претендовало более 200 кандидатов, но всем было отказано по причине недостаточно высокой квалификации.
На этом примере, как в фокусе, отразились не только трагичность положения людей, потерявших работу, но, в первую очередь, необычайно возросшие требования к уровню профессиональной подготовки. Действительно, средний срок обучения молодого американца увеличился за последние 25 лет до 12,6 года, а в 1995 г. должен составить 14,2 года. Тогда же, согласно про-
1 25
нозам, полное среднее и высшее образование будет иметь соот-етственно 40 и 12% населения США. В Японии практически аждый четвертый житель окончит к 2000 году высшее учебное аведение.
Но данные статистики не полностью отражают качественную торону процесса. Ведь сейчас и у рабочих низкой квалификации бщеобразовательный уровень значительно выше, чем 25 лет на-ад. В корне изменилось само понятие «квалифицированный ра-очий». На смену труду, связанному с «ручными» навыками, при-одят профессии, требующие качественно иных знаний и способ-остей. Техническая реконструкция производства переместила ,ентр тяжести с трудоемких на преимущественно наукоемкие роцессы. Так, в США спрос на работников умственного труда минувшем десятилетии увеличился по сравнению с предыдущим на 19%. В экономически развитых странах 30—45% заня-ых приходятся на «информационный сектор», связанный с об-|аботкой и передачей данных, с использованием новых информа-[ионных технологий, т. е. электронно-вычислительной техники и редств программного обеспечения. Причем темпы его развития юлее чем вдвое превышают общие темпы экономического роста. Очевидно, что даже самый совершенный компьютер бесполе-ен, если нет соответствующего программного обеспечения, высо-;оквалифицированных программистов, компетентных аналитиков i экспертов. Стоимость же комплектующего программного обес-[ечения (т. е. знания в наиболее «чистом» виде) быстро возрастет.
В этих условиях на передний план выдвигается чрезвычайно 1ажная задача — обеспечить подготовку работника нового типа 'рабочего, фермера, менеджера и т. д.). Важнейшим качеством :тановится профессиональная гибкость и мобильность, т. е. спо-юбность в случае необходимости быстро переквалифицировать-:я или даже сменить профессию. Обязательные элементы квалификации — солидное общее образование, широкая профессио-1альная подготовка и высокий культурно-технический уровень, шение быстро обновлять и пополнять знания. Современный работник практически в любой сфере деятельности должен облагать способностью к экономическому мышлению, к работе в гворческих коллективах, иметь подготовку в области маркетин-•а, а также четко представлять себе хозяйственные, социальные i культурные аспекты введения новых технологий. Кроме того, :му необходимы дисциплинированность, инициативность, чувство этветственности, коммуникабельность, преданность и творческое отношение к делу — так называемые «экстрафункциональные» (выходящие за рамки профессиональных качеств) характеристи-<и, которые на Западе объединяются новым понятием «социальная квалификация».
Таким образом, содержание квалификации в корне меняется: усиливается субъективная сторона, возрастает роль социально-психологических факторов. Видоизменяется и само понятие образованности, его в большей степени определяет не сумма конкретных знаний, а методологическая подготовка плюс компьютерная грамотность и определенный уровень информационной культуры. Одновременно формируется и совсем новое понятие — «третья грамотность»: культура общения, эстетическое воспитание, широкая интеллектуальная деятельность, что характеризует общую культуру человека.
Проблема «функциональной неграмотности» обостряется с каждым годом, негативно сказываясь на качестве рабочей силы и работе предприятий, препятствуя обновлению знаний и профессиональных навыков. По данным Комиссии по делам молодежи, культуры, образования, информации и спорта при Европарламен-те, число «функционально неграмотных» * в странах ЕС в случае непринятия неотложных мер достигнет к 2000 году 60 млн. человек. В США уже насчитывается не менее 25 млн. «функционально неграмотных». Вывод Национальной комиссии по совершенствованию образования буквально ошеломил страну: «Устои образования в нашем обществе размываются волной посредственности, которая угрожает будущему страны». Названа и причина сложившегося положения — отсутствие национальных стандартов общего образования, «облегчения» (в последние десять лет) учебных программ в массовых школах, снижение уровня преподавания и качества получаемых знаний. В результате правительство вынуждено было принять документ под названием «Нация в опасности!», приступить к пересмотру содержания учебного процесса с таким расчетом, чтобы приблизить его к более высоким стандартам.
Американские корпорации, играющие ведущую роль в борьбе за повышение качества образования, вынуждены ежегодно тратить огромные суммы на переобучение выпускников школ. Организация только специальных программ по чтению, письму и счету обходится им ежегодно не менее чем в 300 млн. долл. Наряду с этим корпорации теряют миллионы долларов из-за ошибок, допущенных работниками по причине их «функциональной неграмотности». Не случайно важнейшим аспектом профессиональной подготовки кадров на предприятиях является проблема ликвидации «функциональной неграмотности».
* В отличие от категории «неграмотных» — людей, не умеющих читать и "исать (их число постоянно снижается и составляет в индустриально развитых странах не более 0,5% населения), к категории «малограмотных», или, по терминологии ЮНЕСКО, «функционально неграмотных», относят лиц, потерявших "риобретенные ранее базовые знания или не получивших их в школе. Они 'Тактически не способны находить и использовать в своей деятельности нуж-"Ую информацию.
27
Системы образования США, Японии, ФРГ, Великобритании, Франции, Швеции обладают достаточно высокой степенью струк-урной дифференциации и гибкости, способностью быстро адап-
•ироваться к происходящим изменениям.
Требования, предъявляемые к современному производству, мо-
•ут быть удовлетворены только путем постоянного повышения /ровня образования и квалификации инженерно-технических работников, форсированной подготовки специалистов-исследовате-ieft, разработчиков новой техники. Квалифицированный персо-1ал — фактор, без которого нельзя обеспечить необходимый уро-зень производительности труда. «Люди — самая высокая технология» — таков нынешний девиз.
Особенно интересен опыт Японии. По мнению исследователей, эдин из секретов «японского чуда» таится в понимании новой роли образования в обществе, в том, что бизнес сделал главную ставку на человека.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17