А-П

П-Я

 

з,нако в норме любой живой организм легко приспосабли-ется к этим воздействиям, сохраняя свое здоровье. Как о объяснить?
На этот вопрос дал ответ И. П. Павлов. В конце прошло-' века он открыл особые механизмы, которые "получили 1звание механизмов саморегуляции. Вот один из них, обна-гженный и подтвержденный в ходе многочисленных экспе-шентов.
Ученый искусственно изменял величину артериального 1вления у животных путем небольших кровопусканий, «едения в кровь всевозможных растворов, раздражения >го или иного нерва и т. п. It всякий раз через какое-то >емя давление крови снова возвращалось к исходному
эовню.
Так был установлен принцип саморегуляции как форма заимодействия внутри организма, при которой «само от-лонение от нормы является причиной (стимулом) возвращения к норме». Этот принцип впоследствии стали назы-ать золотым правилом саморегуляции.
Причем самым интересным оказалось то, что принцип аморегуляции может быть распространен на работу всего рганизма в целом.
,В статье «Ответ физиолога психологам» (1932 г.) [. П. Павлов, полемизируя с американским психологом Ь- С. Лешли, писал: «Человек есть, конечно, система' (грубо оворя — машина), как всякая другая в природе, подчиняющаяся неизбежным и единым для всей природы законам, но истема... в высочайшей степени- саморегулирующаяся, ca-ta себя поддерживающая, восстанавливающая, поправ-яющая-и даже совершенствующая...»
Ученый ясно указал на применимость принципа само-*
•егуляции ко всем функциям организма. Он подчеркивал 4|
•акже, что саморегуляция обеспечивает тонкое уравнове*^ иивание живого организма со средой его обитания. И есля = ITO уравновешивание, то есть взаимодействие, нарушается ложно наблюдать необычные реакции, резкое изменение i поведении.
Рассмотрим последовательно действие на организ^ >сновных раздражителей внешней среды. Этими сведения^
•-•з
ми, на наш взгляд, должен располагать каждый, чтобы умело управлять своим состоянием.
Прежде всего о раздражителях, возбуждающих нервную систему. На первое место следует поставить свет. Благодаря органу зрения и зрительному анализатору мы в форме света воспринимаем до 90 процентов всех ощущений и образов. Эти проценты и составляют основную долю возбуждающего влияния внешней среды.
Орган зрения составляют три отдела: воспринимающий — само глазное яблоко, его придатки; проводящий — зритйдьные нервы, то есть нервы и некоторые образования мозга, и третий — зрительные центры. Они-то и перерабатывают зрительные образы в понятия и представления этих образов.
Оптическая прозрачная система глаза, через которую проходят световые лучи, состоит из роговицы, камерной влаги, хрусталика и стекловидного тела. Свет, отраженный от предметов внешнего мира, действует на сетчатую оболочку глаза, состоящую из специальных клеток, получивших название палочек и колбочек. Эти световые рецепторы, возбуждаясь, передают импульсы в мозг, его коруу где возникают » ощущения света и зрительные образы. В сетчатке каждого глаза насчитывается до 120 миллионов палочек и колбочек. Первые, функционирующие при слабом освещении, воспринимают черно-белые тона, вторые, работающие при ярком освещении, — разные цвета.
Теперь каждому школьнику известно, что свет — электромагнитное излучение. Распространяется он в форме мельчайших материальных кор^ пускул и волн электромагнитных колебаний.
Из общего спектра волновых электромагнитных колебаний глаз человека воспринимает в форме белого цвета только узкий диапазон волн длиной от 750 до 390 миллимикрон. Каждый из цветных лучей спектра имеет свою длину волны. Наиболее длинноволновые лучи спектра воспринимаются глазом в виде красных лучей, а коротковолновые — в виде фиолетовых.
Свет, воздействуя на нервную систему через органы зрения и кожу, поддерживает в нас длительное бодрствование (возбужденное) состояние. Он является основным синхронизатором суточных ритмов. Как показали исследования, освещенность за сутки меняется в определенных точках земного шара в 300 миллионов раз. Благодаря этому в организме человека происходят существенные изменения в течение многих биологических процессов.
Меняется ритм работы системы кровообращения, кроветворения, аппарата, регулирующего уровень артериального давления, дыхания, пищеварения, обмена веществ и др.
Существование биологического ритма убедительно подтверждается наблюдениями за обезьянами. Стоило в опыте принудить их спать днем, а бодрствовать ночью, как у них появились заболевания типа невроза. А через некоторое время наблюдалось возникновение микроинфарктов в мышце сердца. Недаром И. П. Павлов говорил, что ритм есть властное требование природы. Следовательно, нельзя одобрить
ривычку некоторых людей работать допоздна при искусст- ~ енном освещении, а утром спать при ярком солнечном све-е. Такие люди живут вне гармонии с природой, что небез,-азлично для здоровья.
Имеет значение и интенсивность светового потока. Очень ркий свет раздражает, утомляет и даже истощает силы рганизма.
Разумное использование потока световых лучей, напри-iep, приём солнечных ванн по графику, разработанному рачами, улучшает общее состояние, повышает обмен ве-цеств, тонус нервной системы и сопротивляемость к ИНфеК-'ИЯМ. - '" ,
Влияние на психику человека света, а также цвета и кра-ок внимательно изучается физиологами, врачами-ги-иенистами, архитекторами. В комнатах, обращенных пенами на юг, стены, как правило, окрашивают в холод-tyio гамму красок -г- сиреневых, синих, голубых, зеленых, ггобы смягчить ощущение палящего зноя и блеска солнца. I в комнатах, окнами выходящих на север, в теплые то-' ia -г- желтый, бежевый, розоватые и красноватые оттенки.
Из всего сказанного можно сделать вывод: свет — силь-!ейший раздражитель природы — может стать союзником 1сихической саморегуляции. Его можно использовать для-, Стимуляции (повышения) деятельности организма и ее сни-кения; когда необходимо полноценно отдохнуть. _^
Второй" мощный раздражитель внешней среды .->-- это-:| юук. Звуки окружают нас: в комнате тикают часы, шумит-й^ юда в трубах водопровода, за стеной слышны приглушенные • (вуки рояля. Шуршит газета, скрипит перо.
А на улице рычание машин, гул людских голосов. Суще-лтвуют еще шум леса, говор ручьев и горных рек, стоны вет-s? ра, грохот грома и снежных лавин.» I
- Мы живем в мире звуков и тяготимся полной тишиной," Ее угнетающее действие отмечают и космонавты, когда про-J кодят испытания в сурдокамере, <*
Ухо здорового человека очень чувствительно к создаваемым колебаниями воздушной среды. Где нет ха, там нет и звуков. Это было подтверждено астронавта» побывавшими на Луне/Рассматривая строение „уха, !i ~ ~~ не восхищаться мастерством природы. Ухо можно н миниатюрным приемником колебаний воздушной среды.
S f ' ' W'
Чем выше частота колебаний, тент корове длина волны, а но, выше звук. Высокий тон вызывается короткими волнами, измеря миллиметрами, 'а низкий — метрами. Если записа*ь звуки с по приборов, регистрирующих колебания, то в одном случае получаютсяII
26
• : - ' . - "ч" - ••/ '•
'••'.• Ч-I 'S;':V, ::Jr"vV,'."'r-r
кие одинаковые колебания, в другом — неправильные. Первые называются тонами, вторые шумами. Влияние их на нервную систему неодинаково.
Но прежде несколько слов о физиологии восприятия звуков.
Волна колебания воздуха, вызванная тем или другим звучащим телом, концентрируется ушной раковиной, как рупором, и по наружному слуховому проходу проникает до барабанной перепонки. Последняя вовлекается в эти колебания' и передаёт их я полость среднего уха на слуховые косточки — молоточек, наковальню и стремя, соединенные между собой связками и суставами. Эти косточки, как рычаги, своими движениями возбуждают колебания во внутреннем ухе — в улитке, в ее перепончатом лабиринте, заполненном особой жидкостью. В нем расположена самая сложная •JacTb аппарата слуха, получившая название кортиевого органа.
В лабиринте имеется множество волокон, напоминающих струны микроскопического рояля. Каждая из. групп таких струн вовлекается в резонанс на звук только"определенной частоты колебаний. В лабиринте размещается до 25 тысяч нервных клеток, выполняющих роль рецепторов, снабженных чувствительными волосками. Колебательные движения жидкости "в лабиринте производят сгибание этих волосков, благодаря чему •' вызывается возбуждение нервных клеток. Их возбуждение в форме биотоков .передается по слуховому нерву в продолговатый и средний мозг, а оттуда в кору височной области больших полушарий. Таким образом, нервные клетки-рецепторы, слуховые нервы и мозговой центр составляют слуховой анализатор, способный перерабатывать звуковые колебания разных частот в звуковые ощущения, четко различать характер звуковых явлений по их силе, тембру и высоте. • в ,
Звук, так же как и, свет, может быть союзником и даже инструментом психической саморегуляции. Он же может вызывать и нервное раздражение. Это объясняется тем, что одни звуки вызывают тормозной процесс в нервной системе — убаюкивают человека, другие (очень' высокого тембра и громкие)'—до крайности раздражают. Недаром > борьба с шумами проводится у нас в стране в государственном масштабе.
Чувство обоняния играет очень важную роль в жизни животных и человека. Запахи цветов привлекают насекомых, питающихся цветочной пыльцой и нектаром. Лиса, волк и другие хищники выслеживают по запаху свою добычу. Первобытный человек и охотился, и спасался от врагов, пользуясь не только зрением и слухом, но и обонянием. .. -;
Умение различать:запахи необходимо и современному *г человеку. Благодаря ему мы узнаем о примеси вредных газов во вдыхаемом воздухе, о том, что еда — недоброкачественная, испорченная. Запахи вызывают множество / эмоций у человека. . . '
Органы обоняния расположены внутри носа, полость которого разделена продольной и поперечными перегородками. Слизистая оболочка носовых раковин содержит обонятельные* клетки, в которых имеются тонкие нервные окончания (обонятельные нити). Входя в полость черепа, • эти нити формируют обонятельные нервы. Мельчайшие частицы пахучих.
"-_''.' . - ' - 27
'-*iffc
ществ вместе с током воздуха попадают в полость носа, раздражают рвные окончания. По обонятельным нервам раздражения поступают в ру больших полушарий и воспринимаются человеком как разнообраз-ie запахи.
Как показывает практика, запахи нам не безразличны, ногда они могут ухудшить настроение, у некоторых лю-;й даже спровоцировать приступ такого тяжелого аллер-[ческого заболевания, как бронхиальная астма. А иные не огут пользоваться услугами, скажем, парикмахерских из-» присутствующего там специфического запаха.
Насчитывают до 400 тысяч различных запахов, воспри-имаемых человеком. Но до сих пор отсутствует научная 1C классификация, подобная, например, той, какая имеет-л для световых и звуковых ощущений, где качество цвета ли» звука определяется длиной волны (световой или зву-овой). Запах же в большинстве своем называют по имени ещества, которое его издает: запах моря, сена, розы т. д.
Нельзя не упомянуть и о влиянии раздражителей внеш-ей среды, воспринимаемых нами благодаря осязанию. >рган осязания, как известно, кожа. Окончания чувстви-ельных нервов образуют специальные осязательные ельца, заложенные в толще кожи. Различают следующие иды кожной чувствительности: тепловую, холодовую, так-ильную Хк прикосновению) и болевую. Каждому виду оответствует особый раздражитель, и только болевая [увствительность вызывается многими раздражителями
(ОЛЫНОЙ СИЛЫ.
Итак, благодаря осязанию мы чувствуем тепло или хо---юд, нежное дуновение ветра и удар, боль от укола иглы ши прикосновения утюга. Все эти многообразные ощуще-шя порождаются раздражением кожных органов чувств. Лх очень много. Подсчитано, что на 1 квадратный санти-летр кожи .приходится 100—200 болевых, 12—15 холодо-»ых, 1—2 тепловых и около 25 тактильных точек. -,]
Эти кожные органы чувств дают нам возможность; >риентироваться в окружающей среде, помогают нашим эукам, пальцам выполнять тонкие и сложные работы, пре-J ^упреждают нас -об опасности. Трудно представить, что;1 мучилось бы с человеком, потеряй он кожную чувства* гельность! 5
Органы чувств — это «связные» нервной системы, кий нервный процесс начинается с действия на наш с низм какого-то раздражения, вызывающего потоки пульсов, идущих в головной мозг. Дозируя силу раз™"
телей, люди научились регулировать нервно-психическое состояние. В лабораториях экспериментально эти приемы были систематизированы, дано научное объяснение механизмов их действия. Вот несколько примеров.
Легко вызвать процессы торможения в мозгу, если, например, долго смотреть в одну точку. Сначала отмечается зрительное, а затем и общее утомление, позже наступает сонливость и сон. Такой же эффект наблюдается, если пристально смотреть на блестящий. предмет или световую точку голубого или зеленого цвета.1 Развитию тормозного процесса способствуют и неторопливые ритмичные мигания указанных световых точек или их маятникообразные покачивания перед глазами усыпляемого.
Торможение возникает и при воздействии на слуховой анализатор, если, к примеру, спокойно и монотонно произносить слова, выражающие суть тех ощущений, которые мы испытываем в период погружения в сон. Можно воздействовать и на кожный анализатор: хороший эффект производят ритмичные поглаживания теплой рукой, а также движения рукой над телом» чтобы вызвать слабое раздражение струей воздуха. Воздействовать на 'кожу можно также теплом и дуновением воздуха из фена.
, Одни и те же раздражители — слово, стук, мигание света — способны вызвать у человека и возбуждение и торможение. Это естественно, ведь оба нервных процесса, как уже говорилось, тесно взаимодействуют. Становится понятным, почему одни люди, скажем, в поезде не могут уснуть, а другие, напротив, под мерное постукивание колес спят глубже обычного. Ясно, почему одних убаюкивает ритмичный шум морского прибоя или падающих капель дождя,, а других — раздражает. Ребенок еще не понимает смысла слов колыбельной песни, но она звучит монотонно, успокаивает, усыпляет. Таких примеров немало.
Есть также раздражители, влияющие на нервно-психическое состояние, которое поступает не из внешней среды, а от внутренних органов. К их числу относятся биотоки, порождаемые возбуждением скелетных мышц.
В теле человека более 600 мышц. Все вместе они составляют до 4Q процентов веса человека среднего возраста (у новорожденных — 20 процентов, у людей старшего возраста —< 30 процентов).
Мышечная ткань обладает замечательными способностями: она может возбуждаться, сокращаться, растягиваться. Ей присуща и эластичность, не сравнимая со свойствами лучших сортов резины. Для нее характерна способ-
29
ость принимать свою первоначальную форму после прек-ащения действия сил, вызывающих ее деформацию.
По своему строению и функции мышцы в основном одразделяются на две группы: поперечнополосатые и падкие. Первые так названы из-за микроскопической по-еречной исчерченности. Эта ткань и составляет главную иссу мышц. Каждая мышца прикреплена к костям и, бла-эдаря присущей ей функции сокращения и расслабления, озволяет нам по своему желанию производить необходи-иые движения. Вот почему эту группу мышц принято на-ывать скелетной, или произвольной, мускулатурой.
Гладкая мускулатура участвует в построении многих нутренних органов и систем. Ее клетки находятся в тол-де стенок кровеносных сосудов, пищевода, желудка и всех ругих отделов кишечного тракта, мочевого пузыря и про-оков желез. Такие клетки размещены и у корней, волос.
В отличие от скелетной мускулатуры сокращения глад-их мышц характериауются выраженной медлительностью, 'Ни могут оставаться в сокращенном состоянии часами, утками и дольше'. Изменения тонуса гладких мышц не [одчинены нашим прямым волевым усилиям, поэтому их взывают непроизвольными. Правда, и ими можно управ-щть, только действовать надо не обычно, а через посредст-о образных чувственных представлений.
Нас особо интересует вопрос о механизме возбуждения! келетных мышц, их воздействии на нервную систему '° ;ору головного мозга. Наукой установлено, что мыши :ак и нервным тканям, присуще активное возбужден» )но протекает в тесном взаимодействии с нервной сист «ой. .-.__.,.
Мышечному сокращению всегда предшествует 1ение. Оно характеризуется прохождением по волок* шшцы электрического тока, который принято назь •дологическим током или током действий. Открытие [вления связано с именами ученых Луиджи Гал [1780 г.) и Александра Вольта.
Убедителен опыт Гальвани.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13