А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Высшие адепты катаров — Совершенные, почитаемые верными как воплощения Христа (еще один опасный признак в глазах ортодоксов), вели строго аскетический образ жизни, уклонялись от секса, насилия, лжи, стяжательства, принесения клятв и не употребляли пищи животного происхождения. Однако нижние слои катаров, которые были гораздо многочисленнее, не соблюдали этих правил. Напротив, они в полной мере были порабощены Дьяволом, хотя, с их точки зрения, это никак не отражалось на их душах. Им казалось, что лучше удовлетворять свое сладострастие в случайных связях, чем жениться, ибо они испытывали отвращение к браку как к средству воспроизводства.
Кроме вопиющего распутства, катаров обвиняли за их высказывания о том, что любая форма половой связи, не ведущая к зачатию потомства, предпочтительнее той, что влечет за собой рождение плода (это заставило подозревать катаров во всех возможных извращениях). Таким образом, французское слово bougre, изначально относимое к катарам и означавшее «болгарин» (т. е. богомил), приобрело свое современное значение. Поскольку Совершенные мужчины и женщины жили парами, это повлекло за собой обвинения в гомосексуализме.
Катары считали себя истинной Христовой Церковью. Они порицали Римскую церковь (как институт Дьявола) не только из-за того, что та поклонялась Богу, которого они считали Дьяволом, но и потому, что она все больше и больше погрязала в мирском и плотском существовании, которым управлял Дьявол. Римские католики отвечали катарам взаимностью. Было совершенно очевидно, что секта, поощряющая порок и пренебрегающая общепринятыми христианскими ценностями, должна была быть заодно с врагом. Дополнительное свидетельство сатанизма катаров черпалось из того факта, что при посвящении в Совершенные катар публично отрекался от Римской церкви и своего католического крещения. Одного этого было достаточно, чтобы оказаться в рядах приверженцев Дьявола.
Поклонялись ли катары Дьяволу — неизвестно. Вполне возможно, что некоторые из них могли прийти к выводу о том, что если католический Бог на самом деле является Дьяволом, то католический Дьявол должен быть истинным Богом. Как бы там ни было, Рим был уверен, что катары — это дьяволопоклонники, поэтому в начале XIII века папа Иннокентий III организовал против них крестовый поход на юг Франции. Катары были обвинены в поклонении Дьяволу, католики называли их
сборища «синагогами Сатаны» (из Откровения 2.9.). Некоторые катары под муками признавались в исполнении гимнов Дьяволу, убийстве краденых детей и изготовлении снадобий из их тел. Они якобы летали на свои сборища на метлах или шестах, смазанных маслом, а дьяволы в это время замещали их дома. Позднее те же обвинения выдвигались против ведьм.
Существовало еще несколько сект, исповедовавших дуализм и гностицизм, которые, по-видимому, прямо или опосредованно произошли от богомилов и катаров. Около 1125 года французский крестьянин Клементий из Буси утверждал, что алтарь католической церкви является устами ада и что жениться и зачинать детей — грех. Его последователи уклонялись от этого греха, предаваясь гомосексуализму и лесбиянству, хотя периодически проводили и совместные оргии. Дети, рождавшиеся в результате этих оргий, сжигались, а из их останков изготавливался хлеб причастия.
В 1184 году анафеме Рима были преданы вальденсианцы или воды (протестанская секта до сих пор существующая в Европе). Их обвиняли в дьяволопоклонстве и проведении ор-гиастических сборищ по ночам, на сборищах этих появлялась собака, обмахивавшая всех своим хвостом. Вальденсианцев обвиняли также в каннибализме, и они приобрели такую популярность в области колдовства, что во Франции его стали называть «vauderie», а ведьм — «vaudoises».
В начале следующего века ходили слухи о жутких сатанинских ритуалах, отправляемых немецкой сектой люцифериан. В 1227 году папа послал Конрада Марбургского искоренить ересь и реформировать церковь в Германии. Конрад был фанатичным садистом, осуществлявшим духовное наставничество святой Елизаветы в Тюрингии и получавшим удовольствие от битья и издевательств над ней. Он обрушился на люцифериан с такой жестокостью, словно был призван бороться с самим Сатаной. Вероятно, признания, полученные им, добывались без применения пыток, однако под угрозой смерти, если жертва не раскаится. Если эти признания правдивы, то люцифериа-не были настоящими сатанистами. Они поклонялись Дьяволу как творцу и госйодину мира, сетовали на то, что он был несправедливо и коварно изгнан с небес, и верили, что он победит Бога христиан и вернется на небеса, и тогда они насладятся вечным счастьем вместе с ним. Они исповедовали все, отвергаемое христианским Богом, и ненавидели все, поощряемое им. В Пасху они отправлялись к мессе, брали в рот освященные дары, после чего вы-
152
плевывали их в выгребную яму, чтобы продемонстрировать свое презрение к Христу.
На одном из собраний посвящаемый в секту должен был поцеловать жабу в рот или в клоаку. Иногда он должен был целовать некий предмет размером с печь, который напоминал утку или гуся. Затем к нему являлся человек с черными глазами, он был бледен и холоден, как лед. Возможно, этот человек символизировал Дьявола как господина смерти. Посвящаемый целовал его и тут же терял свое католическое вероисповедание. Затем все усаживались за трапезу, а из постоянно присутствовавшей на их сборищах статуи появлялся черный кот. Посвящаемый, глава группы и один из наиболее достойных ее членов целовали кота под хвост. Руководитель спрашивал: «Чему это учит?» А один из членов отвечал: «Высшему миру», другой добавлял: «И тому, что мы должны повиноваться». После этого гасились свечи и начиналась гомосексуальная и гетеросексуальная оргия. Затем свечи зажигались снова, и из темного угла появлялась фигура человека. Верхняя часть его тела сияла как солнце, а ниже бедер он был черен как кот. Руководитель отрезал кусок ткани от одежды посвящаемого и вручал его сияющему человеку, говоря: «Учитель, я отдаю тебе то, что было дано мне». Сияющий человек отвечал: «Ты хорошо служил мне, а впредь служи больше и лучше. Оставляю тебе на попечительство то, что ты отдал мне». Произнеся эти слова, сияющий человек исчезал.
Это описание церемонии посвящения довольно убедительно, по-видимому, она без труда могла быть поставлена. До нашего времени среди ведьм сохранились следы традиции, утверждавшие, что Люцифер, «носитель света», является солнцем (если рассматривать Дьявола как господина жизни на земле, то эта идентификация напрашивается сама собой). Возможно, сияющий человек символизировал Дьявола и как дневное солнце (сияющая верхняя часть тела), и как ночное (черная нижняя часть воплощала черное солнце, проходящее под землей сквозь область тьмы перед новым рассветом). Черное солнце могло восприниматься как вождь звезд, следующих за ним к западному горизонту и исчезающих там — звезд, упавших с небес.
Непристойное целование заднего прохода животного или человека, символизирующего Сатану, стало главным обвинением в дьяволо-поклонстве, хотя происхождение данного ритуала неизвестно. Очевидно, это действие являлось символом полной покорности, а также представляло собой извращение общепринятых норм.
Конрад Марбургский был казнен в 1233 году, но охота на сатанистов на этом не закончилась. Около 1286 года папа Гонорий IV распорядился о преследовании группы немецких еретиков, утверждавших, что мужчины и женщины не должны носить одежд и выполнять ручную работу, они считали, что это вернет людей к состоянию невинного совершенства, в котором пребывали Адам и Ева в Эдеме. Эта вера была сочтена опасной, так как ее последователи осуждали брак, что, в свою очередь, способствовало развитию порока. С тех пор эта вера периодически возникала то в Европе, то в Соединенных Штатах, и, возможно, представление о физической и психологической пользе нудизма восходит именно к ней. В 1925 году адамиты были обнаружены в окрестностях Оровилля, Калифорния. Анна Роудс, жрица культа, считала, что она и ее муж являют собой Адама и Еву, а их дом — возрожденный сад Эдема. Секта устраивала нудистские оргии во дворе фермы Роудсов, танцевала вокруг костра и приносила в жертву животных. По крайней мере, в одном случае был заживо сожжен ягненок, хотя неизвестно, было ли это сознательным богохульством (агнец — общепринятый символ Христа).
В 1307 году французские и английские члены ордена темплиеров были подвергнуты суду за поклонение Дьяволу в образе кота, за идолопоклонство и ношение кушаков, освященных у головы идола, за отречение от Христа, Девы Марии и всех святых, за то, что они плевали и мочились на распятия, за грех гомосексуализма и ритуальный гомосексуализм, предшествовавший посвящению в орден, — кандидат целовал своего руководителя в пуп, анальный проход, а также в крестец или фаллос. Утверждалось также, что члены ордена не верят в евхаристию, а его священники выпускают из канона мессы слова «Hos est corpus meum» — «To есть тело мое».
Многие члены ордена подтвердили некоторые из этих обвинений, признавшись в отречении от Христа, оскорблении распятия, непристойных целованиях и гомосексуализме. Одни это сделали под пытками, другие без пыток, но скорее всего из страха перед ними. Впоследствие большинство из них отказались от своих признаний. Великий Магистр ордена и Прецептор Нормандии заявил о лживости этих признаний, перед тем как его заживо сожгли в Париже в 1314 году.
Сообщается, что идол, которому поклонялись темплиеры, выглядел как человеческая голова с курчавыми волосами. Назывался он Бафо-мет, что, вероятно, являлось искаженным Ма-
153
гометом. Некоторые говорили, что это голова первого Великого Магистра, который «создал нас и не покинул нас». Покрытая золотом и драгоценностями, она была бледна и страшна на вид. Кушаки, которыми прикасались к голове, впитывали в себя злую силу и казались зловещими из-за предполагаемой связи с катарами. Изначально Совершенные катаров носили черные рясы, подпоясанные веревками. Чтобы избежать преследований, они перешли на обычную одежду, под которой скрывалась веревка. Именно эта аналогия и заставляла современников содрогаться при упоминании «о веревке темшгаеров».
В 1388 году инквизиция замучила человека, признавшегося в деятельности группы валь-денсианцев близ Турина. Ее члены поклонялись Великому Дракону Откровения, творцу мира, чья власть на земле превышала божью. Они утверждали, что Христос был обычным смертным, сыном Иосифа, а не Бога. Они проводили религиозные службы, заканчивавшиеся оргиями, а при посвящении кандидат принимал причастие, сделанное из экскрементов жабы, причастие это обладало такой силой, что он уже никогда не мог выйти из состава секты.
В 1453 году в Тюрингии была открыта секта Крестовых Братьев. Они практиковали бичевание и верили, что, изгнав Христа с небес, Сатана вновь обретет свою потерянную власть и место. По ночам они тайно проводили пышные оргии.
Считается, что в начале следующего века Богемия была наводнена тысячами люцифе-риан. В Италии папа Юлий II приказал инквизиции начать преследования «известной секты», которая отрекалась от христианской веры, обесчестила и надругалась над распятиями, оскорбляла святые дары и таинства, особенно' евхаристию, и считала Дьявола своим господином и учителем, которому и поклонялась.
К этому времени гонения меняют свое направление, сосредоточиваясь на ведьмах. Многие секты обвинялись в проведении тайных ночных сборищ и в поклонении Дьяволу, обычно в образе человека, кота или козла. Некоторые из них особенно порицались за веру в то, что Дьявол управляет этим миром и рано или поздно сбросит Бога. Но даже когда подобные свидетельства отсутствовали, другие еретические поступки, отвергавшие христианские ценности, классифицировались как сатанинские: отречение от христианства и враждебность церкви, с/суждение брака и воспроизводства, убийство детей и каннибализм, оргиастическая сексуальная практика и гомосексуализм. Многие из этих признаков сатанизма появляются вновь в судах над ведьмами.
2. Ведьмовство
. «В подоплеке нсех сказок лежит нечто необычное. В чем его необычность? В том, что появляющееся существо обладает иной природой, даже если оно приходит в человеческом обличье и удовлетворяет вполне человеческие потребности подвластных ему людей.
Но оно холодно, ненасытно, жестоко и иллюзорно. Его не может удовлетворить теплая кровь младенцев или совокупления шабашей. Ему нужно нечто большее и нечто иное; оно жаждет «подчинения» и, при всем его стремлении к плотскому, ему нужны «души». Оно никогда не существовало и тем не менее постоянно присутствует».
Чарль Вильяме. «Водьмовство»
Дьяволопоклонство лежит за пределами основной линии магической традиции, которая всегда была направлена на обретение магом власти над всеми естественными и сверхъестественными силами. Оно является прерогативой тех, кто подчинился силам зла, чтобы слиться с ними воедино. Вот, что сообщается в предисловии к трактату XVI века «Fausti Hollenz-wang» («Исследование преисподней Фаустом»), предположительно написанному самим Фаустом:
«Если вы хотите стать истинным магом и повторить мои деяния, вы должны обладать знанием Бога, как и других существ, но чтить его надо лишь в той форме, которая нравится Князьям этого мира... Пусть желающий практиковать мое искусство любит духов преисподней, а также тех, кто правит в воздухе; ибо только они могут сделать нас счастливыми Б этой жизни; а тот, кто обладает мудростью, пусть ищет того же у Дьявола.
Ибо есть ли в мире такое, что лучше всего не было бы выражено в Дьяволе, Князе этого мира?
Одним словом, просите что угодно: богатства, чести и славы, и он даст их вам, а если надеетесь на благо после смерти, то лишь обма нываете себя».
Одна традиция предполагает усмирение и использование злых духов магом, другая — то, что маг склоняется перед Властителем Зла, как перед источником его магической силы. Люди, которые сознательно вступают в союз с Дьяволом, любят «духов преисподней» и расценивают обещание посмертного рая как ловушку, расставленную коварным христианским Богом, наслаждаются двумя основными ритуалами сатанизма — шабашем и Черной мессой.
154
Природа и сам факт существования шабашей вызывают многочисленные споры. Одни современные авторы расценивают всю европейскую эпидемию «охоты на ведьм» как заблуждение, порожденное доверчивым фанатизмом, другие же принимают на веру всю сумму признаний, полученных у ведьм. Вероятно, истина находится между этими крайностями и все же ближе к первой из них. Фактический материал не оставляет сомнений в том, что из многих невинных людей признания были выжаты под угрозой физических и духовных мук. Некоторые из признавшихся явно заблуждались. Как правило, подробности их признаний совпадают, так как они основываются на широко распространенных представлениях о деятельности ведьм, к тому же они являются ответами на наводящие вопросы. Но было бы неправомерно отметать все свидетельства как фикцию — вряд ли при таком количестве дыма не было совсем никакого огня. Ведьмы и са-танисты существуют сегодня, и, вероятно, они существовали и в прошлом, каким бы малым ни было их число.
Охоты на ведьм начались в альпийских долинах Швейцарии, в Савойе и юго-восточной Франции в начале XV века. Первым произведением, дающим подробный анализ ведьмов-ства, была книга Джона Найдера «Formica-rius» («Муравейник»), написанная около 1435 года. Ее автор, доминиканец и профессор теологии Венского университета, получил свои сведения от швейцарского судьи Питера из Грейе, открывающего длинный и мрачный список фанатиков, преследовавших ведьм. В Германии суды над ведьмами начинаются в 1446 году, но лишь к 1625 году эти отвратительные преследования достигают своего апогея. Большинство французских судов" над ведьмами датируются 1450—1670 гг. Последние годы XV века и начало XVI стали временем кровавых преследований в северной Италии и настоящей войны с ведьмами, которая велась среди басков на Пиренеях. Первая казнь ведьмы в Испании произошла в 1498 году, но испанская инквизиция отнеслась к обвинению в ведьмовстве осторожно и со скепсисом, так что дальнейшие суды такого рода были относительно редки. В Англии и Шотландии подобные суды появляются в 1566 году и существуют весь XVII век. В конце XVII века боязнь ведьм охватила Швецию, а суды в Салеме, штат Массачусетс, возникли в 1692 году.
Относительно поздняя датировка процессов над ведьмами не дает возможности согласиться с широко распространенной теорией, выдвинутой Маргарет Муррей и другими авторами, о том, что культ ведьм явился рудиментом
языческой религии. «Свидетельства подтверждают, что в глубинах христианской религии языческие культы продолжали практиковаться во многих классах общества, в основном среди наиболее безграмотных слоев населения и в наименее населенных частях страны.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44