А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


В следующую субботу солнце встало яркое и сверкающее. Виталий вывез свое семейство в огород на окучивание картошки. Когда с Сережей садили, он возмущался, что перевернули пласт, а проборонить забыли, земля хорошая, но не обработанная. Дважды пололи, а трава прет и все тут! Выгружая из машины еду, Юрика с коляской, оглядывая посадки, жаловался Людмиле: «Вот травища, и картошку не найдешь». «Не волнуйся, – успокаивала она, рассматривая рубинами расцветшую росу на траве, – Новиковы пропололи, и мы найдем». Виталий продолжил: «Земля структурная, картошка будет хорошей. Славка уже сетку завез на ограду, а я приготовил столбы – уберем и сразу огородить надо. Пока роса, давай распланируем, где посадим крыжовник, смородину, вишню, грушу и яблони.
Так увлеклись, что Юра закряхтел, да заплакал, тогда они оторвались и с Сережей взялись за тяпки, а как спланировать свой участок, примут решение после тщательного изучения книжки «Сад, огород».
Людмила так загорела, что Виталию пришлось дома мазать ее кремом от ожогов.
Озаряя пламенем сердец путь Сереже с Юрой, они горят ровным светом, как две головешки в спокойном огне и никакой дождь со снегом их не погасят.
Уборка картофеля – явление большой значимости не только на селе, но и у горожан. Это самый распространенный продукт питания, как вода, без него – нигде. И перед этой массовой работой Маркины получают опять расширенную квартиру в новом доме в связи с появлением второго сына. И снова шесть подъездов и девять этажей счастья. Никто не задумывался об архитектурном оформлении зданий, стоящих на фоне частных домишек поселка Мочище, созерцая их с балкона в минуты покоя и умиротворенности. Наш климат и потребности подчиняют архитектуру удовлетворению человека. Воздействие этих громадных коробок на моральное состояние со стороны жителей домишек производит чувство зависти и восхищения. А въезжающие испытывают неописуемую радость и восторг, их лица словно озарились счастьем поутру и обновили души.
Такое массовое переселение, перетасовка семей, это особая атмосфера, в их квартиры тоже въехали люди с такой же радостью и удовлетворением. А неорганизованный въезд: толчея в подъездах, теснота в лифте, очередь машин под разгрузку у подъезда, что-то забыто на старой квартире и т. д., – не омрачало смеющиеся глаза, не утратило взаимопомощь и внимание друг к другу.
Счастье порождает радость, которое производит странное действие. Люди становятся как дети, не обращая внимания на неурядицы, столпотворение в квартире беззлобно ругнуться по мелочам. Что-то потеряли при переносе с машины – никуда не денется, на входной двери появится объявление, что найдена подушка, мясорубка или книги, и находятся в такой-то квартире. Дух дружелюбия в свежей краске растворил добрососедство, а труд объединил их и сеет зерна света в детях.
Обычно при переезде помогают родственники, друзья. Людей столько носит, бывает перепутает квартиру и только через неделю при окончательном разборе обнаруживается чужой мешок с посудой или обувью.
Виталий с Людмилой старую мебель разобрали, уложили в гараже для отправки в сад, как только будет построен домик, а купят новую. Этим намного облегчили работу по доставке домашнего скарба на четвертый этаж.
Когда налили стаканы, сели кто на что может, Людмиле не досталось места. Она говорит Виталию: «Положи самый большой ковер». Он хвать сюда, хвать туда, а его нету. Это был период, когда шла мода на ковры и их доставали по великому блату. Все переполошились, перевернули все в квартире, начали вспоминать кто что нес, и тут Альберта Королева обожгла догадка, пошли к соседям этажом выше, а он стоит, куда его поставили. Они даже не обратили внимания на чужую вещь.
Извинения Виталия потонули в хохоте и шумных приглашениях выпить за новоселье.
И пусть вражда народам глаз не застит,
Пусть ложь не затуманит честных глаз,
Короче говоря, я пью за счастье.
Провозглашаю, люди, тост за вас!
Под шум и аплодисменты стиха Р.Гамзатова Виталий опрокинул стопку, закусил что было на импровизированном столе и пригласил к себе.
Долго в доме раздавались звуки музыки и залихватских песен, постепенно меняясь на стук вбиваемых дюбелей, жужжание дрелей, шипение ножовок, переходивших из квартиры в квартиру, помогая друг другу в устройстве.
Вот она, примета нашего времени, а местная газета скупо сообщит, по такому-то адресу заселилось столько-то семей в новый дом – обычное дело.
В дальнейшем описании благих дел меня останавливает только боязнь утомить вас. Но об одном увлечении трудового народа хотелось бы коротко поведать.
Умных и не очень, расторопных, деятельных и инертных от малых и больших повседневных забот всегда тянет к животворящим силам воздуха, земли, воды. Может поэтому исстари на лесных, речных и горных просторах Алтая стоят ветхие избушки: рыбак, охотник или заблудившийся путник найдет там спички, дрова и ночлег, не боясь ни воров, ни обманщиков. Но, уходя, заготовь поленницу, оставь лучину и последнюю спичку.
Заготовка грибов, а вернее процесс их поиска и сбора, выработало определенное поведение. Подходят маслята, Гена Хижняков перевозит на лодке на Иконниковский остров семьи Маркиных, Новиковых, Королевых. Располагаются табором, разбредаются в разные стороны, прихватив за ручонку малых, и ни у кого не могла забрести мысль, что кто-то может украсть еду, выпивку, или угнать лодку, и не было боязни укуса энцефалитных клещей.
Подходят грузди, опята, Виталий с Альбертом загружают автомашины и везут по грибным местам. Очень распространены коллективные поездки на автобусах за ягодами, на рыбалку.
Когда багажники уложены полиэтиленовыми мешками полными грибов, тогда разговоров, рассказов – какую делянку нашел и как зарябило в глазах. А бывает с пустыми ведрами и тогда неудовлетворенность, усталость, а Славкина жена Клава принимает близко к сердцу и переживает, как будто что-то потеряла.
В одной из таких поездок Виталий выбрал две великолепные березки и две рябинки, выкопал старательно, чтобы не повредить корни и упаковал вместо грибов. Дома с Сережкой вынесли Юру, тщательно подготовили у подъезда ямки и посадили: слева березку с рябинкой. «Это твои», – сказал отец, – справа Юрины, но отвечаешь за все ты. Каждый день рождения Юры отмечайте целебным березовым соком, а осень провожайте когда полыхнет рубиновым пламенем гроздь рябины».
Так росли все выше и выше, хорошели вместе четыре деревца и два юных создания, а вся заслуга высоты деревьев достается не им, а Сереже, кто организовал их защиту и полив.
В этом и есть сила молодого поколения, вступающего в страну людей, наделенных знаниями, передающих опыт и обеспечивающих устройство лучшей жизни.
Торжественным вечером закончился юбилейный год в ДК Химиков, где коллективу комбината была вручена юбилейная почетная грамота за высокие показатели во всесоюзном социалистическом соревновании с присуждением денежной премии. Большой отряд передовиков награжден различными всесоюзными и местными наградами. Не обойден был и Маркин Виталий Сергеевич с основными участниками этой повести.
Гудел весельем Дворец, шумел дружелюбием и утопал в радости поселок Химиков.
Описывая эти события по прошествии нескольких десятилетий, с точки зрения того времени, сегодня можно столько наворочать, столько найти смехотворного и ненавистного, что все это может предстать в мрачном незавидном свете.
Война без чести и правил
Вот и дембель, кажется совсем недавно провожали Сережку в Советскую Армию, и Юра не сходил у него с колен. А сейчас Юра висит на крепкой сержантской шее и не дает никому его обнять. Нежно, как цветок прижал Сережа мать, взял руки, поцеловал и добавил: «Часто видел я их в Афгане во сне». Людмила прослезилась. Отец, лобызая сына, буркнул: «Провожали парнишку, а встречаем парня».
А потом, как водится, гости, разговоры, планы. О работе раздумывать нечего, она ждет его в цехе КИПиА, там он работал после окончания училища. Но зато о службе, отношении афганцев к советским солдатам, их жизни расспрашивали с большой заинтересованностью. И Сережа передал отъезжающим напутствие замполита в последнем разговоре.
– Вы едете туда, где не свистят пули и не крадутся моджахеды, но знайте, там ужесточается война без чести, без правил. Ваша демобилизация совпала с тем, что американцы объявили крестовый поход против социализма, и 1983 год стал началом четвертой мировой войны, которая может длиться бесконечно. Они устанавливают в Европе ракеты с атомными боеголовками, нагнетая военный психоз и одновременно выделяют дополнительные средства на создание всевозможных фондов, сект и организаций под различным названием для подрывной деятельности, идеологических диверсий и создания армии влияния на территории социалистических стран и, в первую очередь, Советского Союза. Если мы этот увеличивающийся ком не разобьем вначале, прошлепаем, то он унесет много хороших людей и обрушится как социальное бедствие.
– Преувеличивает твой замполит, мы здесь не ощущаем ни малейшего влияния, – возразил Слава Новиков, – а наоборот, разворачивается патриотическое движение за сверхплановое повышение производительности труда на один процент и снижение себестоимости продукции дополнительно на полпроцента. Представляете, сколько по Союзу увеличится денег на социальные нужды и культурное строительство!
А последний пленум ЦК КПСС четко нацелил трудовые коллективы не на количественные показатели, а на качественные.
– Замполит, прибывший после окончания Высшей партийной школы говорил так, – как бы заканчивая мысль, продолжил Сережа, одергивая гимнастерку и поправляя ремень.
– Москва незаметно превращается в прифронтовой город. Линия фронта так же незаметна на фоне суеты и трудового ритма. Мы живем в том реальном мире, который нас окружает, но многие не предвидят, что нас ожидает. Если мы сдадим Москву Международному заговору насилия, то мы потеряем страну, где милиционеры не ходят по улицам не то что с автоматами, а даже с резиновыми дубинками, а при входе в государственное учреждение, дворцы, стадионы, кинотеатры, где перед сеансом исполняют песни эстрадные артисты, нас не прозванивают металлоискателем. Страну, в которой не взрывают дома и не бомбят собственные города. Прибалты начинают поднимать голос о выходе из Союза, а их фашисты называют нас оккупантами.
Я с большой радостью вспоминаю, – перешел на себя Сергей, – как в «Артеке» больше всех дружил с латышами, потом долго переписывались и никакого намека на плохие отношения или чувства пренебрежения.
В разговор вступил молчавший Эдуард Пруцких.
– Мы все больше наращиваем темп работы – напряженней работаем, а товаров не хватает, и молодежь гоняется за более лучшими престижными заграничными шмотками. Непонятно для кого мы работаем. Нам вдалбливают какой-то ленинский стиль руководства, смысл которого мало кто понимает.
– Да, в послевоенный период все восстановление разрушенного ориентировано на количественный выпуск товара, на удовлетворение необходимых потребностей, нужд людей, – парировал Славка и продолжал: – Мама рассказывала – валенок не хватало, их многократно подшивали, где там о модельной обуви думать. Ее младшие братья ходили в школу в одних и тех же штанах, валенках по очереди или в разные смены.
Молчит Эдуард. Накатали валенок, более лучшей обувью стали кирзовые сапоги, начали шлепать, лишь бы хватило, а затем хромовые, более лучшие, и так шли от количественного обеспечения к качественному улучшению.
– Нельзя забывать, что экономически нас бомбили всегда, – настаивал на своем Сережка, – пример с полковником Ген. штаба Пеньковским. Его предательство стоило стране десятки новых заводов, всю сеть расположения шахтных ракет стратегического назначения он выдал США, и пришлось в срочном порядке строить и обустраивать новые точки, а его расстрел – малое утешение.
Альберт Королев добавил:
– Разрабатывать ракетные бронепоезда и пускать их по БАМу.
Поддержал и Геннадий Хижняков:
– Прежде чем перейти на лучший пошив, модернизированный выпуск прессов или комфортабельных автомашин, нужно реконструировать и вывести промышленность на новый технический виток.
Славка подхватил:
– Это требует больших капитальных вложений, усилий и времени, а главное перестроить мышление людей, чем и занимается наша партия коммунистов.
Вячеслава Анатольевича Новикова партийное бюро рекомендовало начальником участка лаков и эмалей, который заработал значительно лучше, а его фамилия замелькала на страницах газет и в докладах, как перспективного руководителя.
– Открыли бы границы и пусть везут иностранные товары сколько надо, – не сдавался Эдуард. – Ездят наши туристы по центральным городам в Прибалтику, чтобы потратить деньжата на покупки дефицита, экскурсии их мало интересуют.
– А нам сложить ручки и ждать, ждать как нас иностранцы обеспечат, а когда им нужно – прекратят поставку. Просто не могут проявить гибкость и обеспечить Сибирь своими же товарами, а есть которые не хотят – искусственно создают дефицит. Нельзя допустить, чтобы они хозяйничали у нас, а мы у них – на побегушках, особенно сейчас, когда вся промышленность встала на путь технического перевооружения и мы начинаем пользоваться плодами этого труда. Подобные мнения – это результат усиливающейся пропаганды их идеологии и образа жизни, а навязывание воинствующего индивидуализма плодит паразитов и эксплуататоров, с апломбом закончил Славка.
Женщины позвали к столу и Геннадий подытожил:
– Все предыдущие годы шла активная подготовка, теперь началась массированная с нарастающим гулом бомбардировка перед решительным штурмом советской ментальности и, прежде всего, русского народа.
* * *
Юному читателю на заметку привожу сконцентрированное мнение автора книги «Правда об американских дипломатах» Аннабеллы Бюкар, выпущенной в 1949 году.
«Я, дипломатический работник американского посольства в Москве, приняла мучительное решение остаться в СССР, когда убедилась полностью, что правящие в США круги ведут мою Родину и весь мир к ужасной катастрофе. Шаг за шагом наши дипломаты, почитающие бандитизм, делают все от них зависящее, чтобы вызвать мировую катастрофу. Острие этой политики направлено против Советского Союза, который срывал и срывает их диверсионную работу против мира, против стремления народов к лучшей и более счастливой жизни. Мешает американским богачам завоевать мировое господство, поэтому, приписывая Советскому Союзу агрессивные настроения, пытаются дискредитировать его, тем самым оправдать подготовку к войне против него.
Я не смогла слепо выполнять все указания поджигателей войны, охваченных спекулятивной лихорадкой в неизлечимой степени, поэтому отказалась от работы в американском посольстве и осталась в стране, которая оказала неоценимую услугу человечеству в борьбе со смертельной опасностью со стороны фашизма. В стране, с которой американский народ надеялся развивать добрососедские отношения, но действия дипломатии США оказываются в вопиющем противоречии с ожиданиями американского народа. СССР – это молодой, здоровый, энергичный организм, который находится на заре своего развития.
Я вижу, как Дамоклов меч с упрямостью американских дипломатов опускается все ниже и ниже над человечеством, грозя снова затопить в крови миллионы людей, а политики США прославляют войну, как самое счастливое и выгодное ремесло.
Поэтому я не могу молчать.»
Пусть это будет эпиграфом к моему последующему повествованию. А вы проследите, что же будет через пятьдесят лет после описываемых американкой событий.
* * *
Отдыхать Сергей долго не стал, руки просили умной работы, а труд электрослесаря, сборщика контрольно-измерительных приборов был по душе. Порой не замечал конца рабочего дня, и только комсомольский секретарь отрывал его, приглашая на какие-нибудь спортивные соревнования, где участвовал с удовольствием и отдавал себя полностью.
Как-то в обычный, ничем не заметный день, к концу работы, в мастерскую пришла секретарша: «Маркина к начальнику цеха». Пока мыл руки, поднимался на второй этаж, раздумывал, за что же немилость? Может, заканчивая прошлый месяц сборка велась в спешке, комплектующие поступили поздно, мог напортачить. Но разговор оказался непредвиденный.
– Парень ты нашенский, есть мнение направить тебя учиться в Одесский политехнический институт на факультет «Автоматизация технологических процессов».
– Но я не готовился, как сдам вступительные экзамены, – промямлил Сергей.
– Предложи другого, – настаивал начальник.
– Вам видней.
– Раз мне видней, тогда слушай и исполняй. Комбинат организует подготовительные курсы с полным содержанием абитуриентов в разные вузы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36