А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Вот, смотри, - послышался щелчок, и крышка открылась.
Это был, как и предполагала Марта, Ключ. Он выглядел точно так же, как у Антара. Ну, почти так же. Дерек объяснил, что Ключ изготовляется специально для каждого конкретного человека и настроен только на него; никто другой не может ни снять его с владельца, ни надеть на себя.
Еще он рассказал, как это устройство работает. Внутри него установлен мини-компьютер, с помощью которого можно не только определять время, но и в любой момент подключаться к центральному компьютеру, связываться с другими, узнавать основные параметры состояния собственного здоровья, погоды и много чего еще. Маленький экран при желании развертывается в большой, а набор текста, если в этом возникает необходимость, осуществлялся прямо с голоса. В общем, этот чудо-Ключ обладал огромными возможностями; но, главное, именно он открывал своему владельцу доступ в другие помещения подземной лаборатории. Конечно, сразу все объяснения Дерека упомнить было невозможно, но он сказал, как сделать запрос на компьютер для: получения нужной информации.
Их с Антаром Ключи отличались, пожалуй, только цветом.
У Марты браслет был глубокого фиолетового тона с розоватыми искрами по всей поверхности, а корпус черный, у Антара же и браслет, и сам Ключ казались сделанными из серебристого металла. Материал браслета внешне походил на камень, но ощущался как мягкий.
По просьбе Дерека Марта протянула руку и браслет сам сомкнулся у нее на запястье.
Дерек объяснил, как можно его снять, но посоветовал не делать этого без крайней необходимости.
Какая красивая вещь, восхищенно подумала Марта, любуясь Ключом. Браслет пришелся ей в точности по руке. В средней части радужно отсвечивающего экрана она заметила небольшое круглое красное пятно и спросила:
- А это для чего?
После едва заметной паузы Дерек ответил:
- Потом объясню, по ходу дела. Так будет проще. Ну что, пошли?

-3-
Дерек даже сейчас остался верен себе - сначала заставил их как следует поесть, под тем предлогом, что осмотр может затянуться до позднего вечера.
И вот, наконец, они покинули свою «тюрьму» и оказались в длинном и широком туннеле, где на потолке ярко сияли круглые лампы. Плавно загибаясь, туннель уходил вдаль. Дерек подводил их к каждой двери - он называл их люками - и объяснял, что за ней. Как выяснилось, на всех дверях имелись сканирующие пластинки, к которым нужно было прикладывать ладонь, если хочешь войти.
Поверхности дверей казались матовыми, а это место выглядело гладким, точно зеркало, и имело форму пятерни со слегка растопыренными пальцами. Однако, объяснил Дерек, не будь у них Ключей, дверей им не открыть, сколько ни жми ладонь к сканирующей пластинке.
Они осмотрели наблюдательный пункт, помещение, в котором располагался центральный компьютер, ангар, лаборатории, мастерские, склады, спортивный зал с бассейном, игровую комнату. Потом пришла очередь жилых помещений. Половина из них когда-то принадлежали другим людям; эти комнаты теперь были заблокированы. По крайней мере, для Марты и Антара. Дерек, как они поняли, имел в них доступ. Он предложил им выбрать себе помещение среди пустующих и даже посоветовал, какое именно.
- Думаю, вам подойдет вот эта квартира, - сказал он, открывая очередную дверь. И пояснил, заметив недоуменные взгляды. Квартира - это помещение из нескольких комнат.
- Вроде как дом? - спросила Марта.
- Вот именно. Видите, тут есть спальня, гостиная и еще две комнаты, которые можно использовать как рабочие. Ну и, конечно, ванная и все остальное. Ну как, подойдет? Не тесно будет? А то ведь есть и более просторные квартиры…
Марта и Антар посмотрели друг на друга. Чудеса продолжались! Марта улыбнулась, Антар пожал плечами.
Марту удивило, что в спальне стояли не одна, а две просторные постели; правда, вплотную друг к другу.
Стены и потолки в их комнатах были девственно белы, а сами комнаты содержали лишь стандартный набор необходимой мебели и оборудования; включая неизменные компьютеры, конечно.
Бесцветность и безликость этих помещений тоже удивили Марту, уже успевшую подпасть под очарование игры с фотообоями в жилой комнате шлюзового отсека. Игры, позволяющей создавать удивительные и необыкновенно правдоподобные панорамные зрелища, то как бы погружаться на дно океана, то плыть по его бескрайним просторам.
Однако, по словам Дерека, это было сделано сознательно. Таким образом каждый хозяин получал возможность создать интерьер по собственному вкусу, включая цветовую гамму. Не своими руками, конечно - хотя в принципе и это было возможно; однако люди, жившие здесь когда-то, в большинстве своем имели другие интересы - но используя хранившиеся на складе предметы и заготовки.
- И мебель тоже? - удивилась она.
- Все, - ответил Дерек. - Это совсем несложно. Сделай соответствующий запрос на компьютер и получишь необходимые инструкции.
Около шлюзового отсека задерживаться по понятным причинам не стали, а за ним подошла очередь стасисных камер. Дерек пытался объяснить, что это такое, но Марта, по правде говоря, мало что поняла.
То есть, общий смысл, она, конечно, уловила, а технические детали были ей ни к чему, но все равно в голове не укладывалось: как это - время и вдруг остановилось? Ясно было лишь, что находящиеся внутри камер как бы не живут, но и не умирают. Для них время остановилось; они выйдут оттуда точно такими же, какими вошли.
Все трое медленно двигались вдоль камер, разглядывая пленников, и Дерек отвечал на бесчисленные вопросы.
- Ой, а это кто? - спросила Марта, замерев перед очередным окном. И тут же остановила Дерека, не давая ему ответить. - Подожди, я знаю! Это… собака, да? - он кивнул. - У-у, какая… А на записи, которую мы видели там, наверху, еще до того, как ты нас нашел, собака выглядела совсем иначе, - это было небольшое животное, с прямоугольной мордочкой, по краям которой топорщились смешные усы, короткой вьющейся серой шерстью и блестящими коричневыми глазками. - Они ведь не опасны, правда? Почему же она не на воле?
- Вообще-то это пес, его зовут Скалли. В смысле, самец. Существует огромное множество разных видов или, по-другому говоря, пород собак. От совсем крошечных до очень крупных, раз в пять больше Скалли. От почти безволосых до таких лохматых, что даже глаз не видно. Они различаются также и формой морды, ушей, и наличием или отсутствием хвоста, и, конечно, нравом. Боюсь, правда, что правильнее было бы сказать - «существовало» множество пород, - он грустно покивал серебряной головой.
- Может, потом прочтешь нам лекцию о собаках? - спросил Антар, нетерпеливо переминаясь с ноги на ногу и оглядываясь по сторонам.
- Ну, куда ты все торопишься? - не выдержала Марта, не отрывая очарованного взгляда от пса. - Рассказывай, Дерек.
- Скалли - разновидность терьера, так называется эта порода. Он принадлежал одной очень милой девушке, которая работала здесь, а потом… умерла. Это целая история, - он искоса взглянул на Антара, который, почти не слушая, изучал свой Ключ. - Если захотите, я вам ее расскажу… - Антар вскинул голову и скорчил гримасу. - Потом, потом, не волнуйся. Так вот, это произошло незадолго до того, как люди покинули остров. После гибели Лорайны… так звали девушку… Скалли приютил у себя один молодой человек. Он, конечно, собирался взять пса с собой, но тот словно почувствовал что-то и в день отъезда как сквозь землю провалился. Его искали, но не нашли. Да и не слишком усердно искали, по правде говоря, не до того было. Может, Скалли не захотел покидать остров, надеясь, что его хозяйка вернется? А потом, когда все улетели, он вдруг прибежал, как ни в чем не бывало.
- Все равно не понимаю, зачем ты его в эту камеру засунул, - сказал Антар.
- А что было делать, дать ему состариться и умереть? Если бы у Скалли была пара, тогда… Ну, тогда другое дело. А так… Я «засунул» его в эту камеру для сохранения генофонда, так это называется, юноша, - Дерек назидательно поднял палец. - В принципе его можно клонировать…
- Кло… что?
- Клонировать. Советую занести это слово в память, - Дерек постучал себя по запястью, напоминая о Ключе, - а потом сделать запрос и ознакомиться поподробнее с этим очень интересным научным направлением. В двух словах, можно взять практически сколь угодно малый кусочек ткани любого живого существа и по нему воспроизвести все существо. А если слегка подправить гены… ну, видоизменить кое-что, - пояснил он, заметив обращенные на него недоуменные взгляды, - то вместо мужской особи можно получить женскую. Я поместил Скалли в стасисную камеру, чтобы, когда появятся люди, у них была возможность произвести на его основе модифицирующее клонирование. Так это называется. Попросту говоря, создать для Скалли подружку. Если у людей будет такое желание.
- А почему ты сам этого не сделал? - иногда Антар разговаривал с Дереком таким тоном, как будто тот безумно раздражал его.
- Потому что клонированием могут заниматься только люди. Так заложено в программе, которая его осуществляет.
- Это что же, значит… - задумчиво произнес Антар. - Объясни еще раз, Дерек. Может, я что-то неправильно понял? Берешь любое живое существо… Ну, хотя бы меня, - он ткнул пальцем себе в грудь. - Отрезаешь кусок, совсем маленький…
- Ничего не надо отрезать, - поправил его Дерек. - Достаточно взять каплю крови или наскрести немного кожных чешуек. В любой клетке содержится… - Хорошо, хорошо, я понял. Тем более. Берешь каплю моей крови, запускаешь программу и - пожалуйста, получаешь точно такого же… второго меня? И третьего? и четвертого? Хоть целую армию?
Дерек покачал головой.
- Нет, людей клонировать запрещено.
- Кем?
- Законом.
- Каким законом, Дерек, о чем ты? Законы придумали люди, а люди давным-давно… тю-тю… - Он помахал рукой, презрительно скривив губы.
- И все-таки законов никто пока не отменял, да и в программу, осуществляющую клонирование, заложено это ограничение. Тем более, что запрет на клонирование людей имеет глубокую нравственную основу. По замыслу Бога, который, как известно, создал людей, они должны воспроизводиться… э-э-э… вполне определенным и единственным способом…
- Ты нам толкуешь о боге? Ничего себе. Ты-то к нему какое имеешь отношение?
- Антар! - попыталась урезонить его Марта.
- Никакого, - кротко ответил Дерек. - Если не считать того, что я не сомневаюсь в его существовании и с большим уважением отношусь к тому, что он заповедовал людям.
- Верующий робот? Ха!
- Антар, прошу тебя, перестань, - более настойчиво вмешалась Марта, во все глаза глядя на Дерека. Действительно, странно. Хотя… Почему бы и нет? Ее уважение к нему от этого признания только возросло. - Значит, ничто не мешает нам выпустить Скалли на свободу?
- Конечно. Но, думаю, это нужно делать лишь тогда, когда вы будете готовы создать для него подружку. Программа клонирования - штука сложная, требующая достаточно длительного изучения. Это вам не инструкция по обращению с «поваром». Если же Скалли останется один… - Дерек развел руками. - Собаки стареют быстро, а он уже далеко не щенок.
- Да, да, я поняла.
- Скажи-ка, Дерек… - Антар, казалось, совершенно успокоился. - А почему роботам нельзя заниматься этим… дублированием?
- Клонированием, - поправил его Дерек и… смолк.
Марта могла бы поручиться, что за этим молчанием стояло очень многое, чего ему по какой-то причине не хотелось объяснять. После непродолжительной паузы он пожал плечами и сказал:
- Существует рамочная международная конвенция за номером 4256 от 2070-го года, подписанная всеми странами, производящими роботов. В ней оговариваются права и обязанности последних… - Антар насмешливо фыркнул. - При желании ты можешь с ней ознакомиться… Ну что, пошли дальше? Странно, что этот всегда ровный, спокойный голос мог производить такое разное впечатление. Сейчас он звучал… не обиженно, нет. Сухо, так будет точнее.

-4-
Они в молчании продолжили путь. Последними в ряду заполненных камер оказались… Пауки! При виде них Марта испытала что-то вроде шока. Она так и застыла, глядя на огромные мохнатые тела, жуткие челюстные хелицеры и выпуклые черные глаза, взгляд которых казался на удивление живым и злобным. По спине пробежал знакомый холодок страха. Все происшедшее за последние дни в какой-то степени вытеснило из памяти это ощущение, но сейчас оно мгновенно ожило, заставив Марту затрепетать.
- Значит, эти твари и тут были? - спросил Антар.
- Уроды-то? Ну да.
- Как ты сказал - уроды? Это точно. Но ведь их наверняка было больше. А где остальные?
- Я их прикончил, - со скромной гордостью ответил Дерек.
- Прикончил? - удивилась Марта. - Зачем? Ведь тебе они, скорее всего, не могли причинить никакого вреда.
- Мне-то нет, бесспорно. Но я ждал людей и не хотел, да и не имел права допустить, чтобы к моменту их появления весь остров заполонили хищники, к тому же такие свирепые.
- Ты все сделал правильно, Дерек, - с энтузиазмом поддержал его Антар. - Слушай, я давно хотел тебя спросить. Яма, в которую я провалился, не твоих рук дело? Глубокая такая. И там еще в центре торчало что-то вроде костяного копья, я на него напоролся ладонью.
- Яма? Зачем? А-а, понимаю. Ты думаешь, я устраивал западни на Уродов? Нет, у меня были… м-м-м… другие методы. Кстати, не забудь потом показать мне, где находится эта яма, надо будет ее засыпать. Глубокая, говоришь? Может быть, естественного происхождения?
- Вряд ли.
- Интересно, что за яма такая? - продолжал недоумевать Дерек. - Может, осталась со времени строительства подземной лаборатории?
- Ладно, потом разберешься с этой ямой, - прервал его размышления Антар. - И непременно подробно расскажешь мне, как тебе удалось справиться с пауками. - Он скосил глаза на Марту. - Жена у меня очень мягкосердечная, знаешь ли. Ну как же! Они же разумные существа и вдобавок эти… как их… телепаты. Ну, ты, конечно, знаешь, что означает это слово? Они могут читать мысли людей и подчинять их своей воле… Что с тобой?
Дерек застыл, уставившись на Антара своими зеленоватыми глазами. Как всегда, выражение серебристого лица с тонкими, правильными чертами нисколько не изменилось, и все же Марта чувствовала, что Дерек потрясен.
- Разумные? Ты сказал - разумные? И… И телепаты? Это точно?
- Ну да! Они даже разговаривают с нами, - терпеливо снисходя к явному невежеству Дерека, пояснил Антар. - Вот тут, - он согнутым пальцем постучал себя по голове, - звучит голос. «Пойди туда. Принеси то. Не делай этого». И еще они могут, знаешь ли… хлестануть своей волей, точно кнутом. Так огреют, что до костей пробирает, - Антар передернул плечами. - А как же, по-твоему, они заставляют людей делать все, что им нужно?
- Ну конечно, разумные, как же я не догадался… - забормотал Дерек. - То-то меня всегда поражали коварство и хитрость Уродов. Значит, они не просто вымахали в размерах, но и качественно изменились. А телепатия… Что же, телепатия на меня не действует, это понятно. Да, вот Чип-то удивится…
- Чип? Кто это? - мгновенно насторожился Антар.
- Это… Это так. Фактически никто. Я потом как-нибудь расскажу. Может, и эту западню Уроды устроили… на меня? Почему бы и нет, если они разумные? - Дерек повел взглядом по сторонам, с таким видом, словно только что проснулся. - Ладно. Я вынужден настоятельно просить вас рассказать мне об Уродах все, что вам известно.
- Сейчас, что ли?
- Нет, нет. Попозже, конечно. Ну что, пошли дальше?
Марта снова посмотрела на Пауков.
- Дерек, они нас видят? - отчего-то негромко спросила она.
- Нет, - ответил он. - Находящиеся в стасисе существа не воспринимают реальную действительность. Их состояние больше всего похоже на сон, но без сновидений.
- А камеры можно открывать с помощью этого? - спросил Антар, подняв руку с Ключом.
- Да, - коротко ответил Дерек.
- А что, остальные камеры все пустые? - продолжал допытываться Антар.
И снова: - Да.
Марта искоса взглянула на Дерека.
Как обычно, на его бесстрастном лице ничего нельзя было прочесть, и все же каким-то непостижимым образом она снова почувствовала его состояние. Взволнован? Огорчен?
Почему? Неужели из-за того, что он уничтожил Пауков, не догадываясь об их разумности? Или дело в чем-то другом?
Они уперлись в тупик; дальше туннель перекрывала огромная стальная плита. - А здесь что? - спросил Антар. - Пещера с сокровищами?
- Ты почти угадал, - ответил Дерек.

-5-
- Вот как? Это интересно! - воскликнул Антар, подошел к плите и, найдя сканирующую пластинку, приложил к ней ладонь.
Ничего не произошло.
Антар обернулся и посмотрел на Дерека.
- Я что-то сделал не так? - спросил он. Дерек покачал головой. - Тогда в чем дело? Я так понял, в некоторые помещения ты можешь входить, а мы нет.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29