А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Первым таким составителем был Скалигер, издавший «Catalecta veterum poetarum» (Лейд., 1573); к этому сборнику примкнули: т. н. «Priapeia» и изданные Питеем в Париже 1590 г. «Epigrammata et poemata vetera ex codicibus et lapidibus collecta». Этими изданиями пользовался Петр Бурман Младший для своей «Anthologia veterum Latmorum epigraininatuia et poematum» (2 тома, Амстердам, 1759-73 которая заключает в себе 1544 отдельных стихотворений и во второй раз пополненная и исправленная издана Майером (2 т., Лейпциг 1835). В 1869 г. было предпринято Ризом новое критическое издание, из которого многое было исключено.
Литературы восточных культурных народов весьма богаты подобными сборниками, в которых или сгруппированы по отдельным предметами извлечения из лучших поэтов, или же выдержки из стихотворений одного поэта; к ним часто присоединены биографические заметки. изложенные в хронологическом порядке, по национальностям. Древнейшую известную А. имеют китайцы в книге Ши-кинг, которая принадлежит к каноническим книгам и авторство ее приписывается Конфуцию. Санскритская литература имеет сравнительно только немногие антологические сборники. Зато богаче в этом отношении арабская литература, от которой обычай составлять антологии перешел в персидскую литературу; персидские же многочисленные и часто очень обширные сборники, называющиеся «Tedskireh», послужили образцом для тюркских, османских и мусульмано-индусских сборников.
Многочисленные сборники избранных отрывков из произведений поэтов или других писателей, которые являются во всех европейских странах, носят тоже часто название А.; их цель обыкновенно педагогического и популярно исторического характера и поэтому они имеют весьма малое литературное значение. А. весьма сходна хрестоматия.

Антонелло да-Мессина

Антонелло да-Мессина, собственно Антонелло д'Антонио – живописец, род. в начале XV столетия. Свое художественное образование получил в Риме, но первоначальная его деятельность принадлежит Сицилии, его родине. Около 1473 г. А. поселился в Венеции; предание гласит, что он впервые познакомил художников Венецианской школы с масляными красками, которые он, будто бы, изучил у Ян-ван-Эйка. Но на самом деле во второй половине XV столетия это искусство получило в Венеции уже всеобщее распространение, тогда как большинство других итальянских школ и в начале XVI столетия оставалось еще при безжизненной технике водяных красок. А. умер в Венеции в 1493 году. Его картины составляют большую редкость; значительная часть их хранится в Венецианской академии, в Лондонской национальной галерее и в Берлине; в Вене находится его «Спаситель в гробу», в Мессине же – церковные картины. Вообще же вся жизнь и деятельность Антонелло, так и вопрос о подлинности большинства приписываемых ему картин, представляют много темного.

Антоний святой

Антоний святой, называемый также А. Фивским-отец монашества; род. около 251 в Коме близ Ираклеи в Верхнем Египте. Раздав все свое имущество бедным, он, ради благочестивого жития, удалился в 270 в одну из гробниц вблизи своей родины, а позднее еще дальше в пустыню, в развалины замка. Здесь, терзаемый страшными видениями, он вел жестокую борьбу против собственной плоти. Лишь изредка, как наприм. во время преследования христиан 311, А. появлялся из своего уединения, чествуемый народом, как святой. Когда ученики последовали за ним в пустыню и построили свои жилища вблизи от него, А. стал проповедовать им молитву и труд. Сам он питался одним хлебом и солью. Его жизнеописание полно рассказов о чудесных извлечениях и изгнаниях бесов, совершенных святым, но вместе с тем в нем приводятся многие разумные изречения практического благочестия. А. умер 106 лет, около 356 года. В католической церкви А. пользуется весьма высоким значением. История его искушений составляла в течение многих столетий неисчерпаемую тему для художников. Наиболее известна картина Давида Теньера в старом Берлинском музее. В новейшее время на эту же тему написана французским писателем Г. Флобером легенда: «La tentation de St Antoine». Молитва этому святому помогала против названной его именем болезни – антонова огня, часто свирепствовавшей в средние века и состоявшей в омертвении членов, вследствие отравления спорыньей. Один богатый французский дворянин, именем Гастон, вымоливший выздоровление своего сына от этой болезни перед мощами А. в С. Дидьеде-ла-Мот, основал в благодарность (1095) Госпитальное братство святого А., для ухода за больными и защиты паломников, и сам сделался его первым гроссмейстером. В 1096 на Клермонском соборе орден был утвержден папой, принял в 1218 обет монашества и 1298 превращен Бонифацием VIII в братство по уставу бл. Августина, с тем, чтобы его гроссмейстер назывался аббатом, имел свое местожительство в Дидье-де-ла-Мот и был генералом всех монастырей ордена. Настоятели монастырей назывались комтурами, позднее прецепторами. Одежда антонитов или антонианцев, как они назывались в качестве каноников, была черная с крестом из синей финифти на груди, в виде Т. Многочисленные пожертвования сделали их богатыми и доставили их ордену широкое распространение. Их прецептор в Лихтенберге был до реформации канцлером витенбергского университета. Еще в XVIII ст. они имели много монастырей, особенно во Франции, но в 1774 г. слились с мальтийцами. Образа св. Антония считались предохранительным средством против пожаров.

Антоний

Антоний (Марк)-триумвир, сын претора и внук ритора Антония, родственник Цезаря по матери своей Юлии, род. в 83 г. до Р. X. В юности вел жизнь весьма рассеянную; теснимый кредиторами, бежал в Грецию, где начал было слушать философов и риторов, но вскоре проконсул Сирии, Габиний, поручил ему пост начальника конницы. В походе против Аристовула в Палестине равно как в Египте, где он содействовал вступлению на престол Птолемея Аулета, А. проявил много мужества и искусства. В 54 г. он прибыл в Галлию к Цезарю и, при содействии последнего, получил в 52 г. квестуру. В этой должности он состоял при Цезаре до 50 г., в котором вернулся в Рим. Там он сделался народным трибуном и авгуром. Приверженец Цезаря, А. в начале января 49 г. вступился за него в сенате, в качестве трибуна, вместе с сотоварищем своим Kaccиeм Лонгином. Но вмешательство их не увенчалось успехом, мало того, им лично грозила опасность и они вынуждены были бежать из города и скрыться в лагере Цезаря. Обстоятельство это дало Цезарю предлог для объявления войны. Когда Цезарь выступил из Италии, он передал А. начальство над сосредоточенными там войсками; из Италии А. привел сильный отряд в Иллирию, где ждал его Цезарь. В битве при Фарсаде А. командовал левым флангом. После битвы он с частью войска вернулся в Рим. Сделавшись диктатором, Цезарь назначил его своим magister equitum, но, по возвращении Цезаря в Рим, отношения между ними стали натянутыми, так как А. возбудил неудовольствие диктатора. Вскоре А. женился на Фульвии, вдове Клодия. Когда Цезарь вернулся из Испании, А. вновь приобрел его расположение, сделался в 44 г., наряду с Цезарем, консулом и пытался склонить народ к признанию Цезаря царем, но тщетно. Вскоре после этого Цезарь был убит, Антония же спасло от той же участи заступничество Брута. Пользуясь смутой, А. завладел государственной казною, равно как состоянием и бумагами Цезаря; тогда же он вступил в союз с Лепидом, который, ввел в город часть войска, стоявшего под его начальством близ Рима и горячей речью, произнесенной над телом Цезаря, во время которой распахнул перед народом окровавленное покрывало диктатора, так воспламенил чернь, что ее обуяла жажда мщения и она устремилась к домам убийц. Последние должны были бежать, и тогда Антоний на некоторое время стал неограниченным властителем Рима. Но он, как и другие, недостаточно оценил тогда Октавиана, приемыша и наследника Цезаря, который впоследствии оказался опасным для него соперником.
Сначала А. пытался его обойти. Но когда народ назначил Октавиану, вместо Македонии, Цизальпинскую Галлию и большую часть Транзальпинской, А. стал открыто враждовать с ним, обвиняя своего соперника в покушении на его жизнь, при помощи наемных убийц. Октавиан воспользовался отсутствием А., выступившего на встречу легионам, которые он вызвал из Македонии, собрал значительное войско из ветеранов Цезаря и, в то же время, достиг того, что часть легионов А. изменила своему предводителю и перешла на его сторону. Тогда А. удалился в Цизальпинскую Галлию и задался мыслью отнять эту провинцию у Децима Брута, одного из заговорщиков, который управлял ею еще по назначению Цезаря; с этою целью он осадил Брута в Мутине, куда тот скрылся. В это время Октавиан обнаружил талант тонкого дипломата: он объявил себя сторонником республики и примкнул к партии сената, руководимой Цицероном. Последний произнес громовую речь против Антония и сенат принял против него ряд мер, как против врага государства, хотя до битвы при Мутине Антоний еще не был прямо объявлен таким. Октавиану поручено было командование войском, отправленным против А. и он, вместе с обоими консулами – Гиртием и Пансой, выступил в поле. В середине апр. 43 г. А., недалеко от Мутины (Модены), разбил Пансу, но вслед затем был, в свою очередь, разбит Гиртием. Спустя несколько дней Октавиан вместе с Гиртием нанесли А. решительное поражение, так что последний должен был бежать (так называемая Мутинская война). В этих битвах оба консула поплатились жизнью. А. бежал через Апеннины в Этрурию, куда прибыл к нему на помощь Венудий с 3 легионами. Отсюда он через Альпы направился в Южную Галлию, которой правил Лепид. Последний примкнул к А., сделав вид, что войска принудили его к этому. Его примеру последовали Поллион и Планк. Под знаменами А. собралось значительное войско и он, оставив 6 легионов в Галлии, двинулся в Италию во главе 17 легионов и 10000 всадников.
Тогда то Октавиан сбросил с себя маску. Мнимый защитник республиканской свободы вступил в переговоры с А. и Лепидом в на островке реки Лавино, недалеко от Болоньи, состоялось знаменитое соглашение, которым древний мир был разделен между тремя узурпаторами. Вслед затем они двинулись в Рим, где эту сделку должен был санкционировать народ, которого заставили установить триумвират на пять лет. Вместе с триумвирами по всей Италии пронеслись убийства и грабежи. Они приговорили к смерти многие сотни богатых и уважаемых граждан, между которыми Аппиан, наиболее достоверный историк тех дней, насчитывает около 300 сенаторов и 2000 всадников. Имена их были обнародованы и за голову каждого назначена награда. Между прочим, А. приказал бросить на всенародное позорище голову и правую руку Цицерона и они были выставлены на той самой трибуне, с которой тот столь часто одерживал победы. После того, как народ провозгласил триумвиров правителями государства на многие годы и все необходимое для войны было заготовлено, А. и Октавиан двинулись в 42 г. в Македонию, где их противники Брут и Kaccий сосредоточили сильное войско. В кровопролитной битве при Филиппах А. сражался против Кассия; последний, видя, что счастье изменило ему, велел рабу убить себя. Через 20 дней произошла вторая битва, и тут победа склонилась на строну А., а Брут в отчаянии последовал примеру своего благородного товарища, Здесь же А. и Октавиан заключили между собой особый договор, направленный против Лепида. Затем, А. отправился в Грецию, где выказывая уважение к греческим нравам и обычаям, приобрел всеобщее расположение, в особенности среди афинян. Отсюда он прибыл в Азию, где намеревался собрать деньги для уплаты жалованья солдатам. Из Киликии он послал египетской царице Клеопатре повеление оправдаться в своем враждебном отношении к триумвирам. Она явилась лично, и дело кончилось тем, что А. совершенно запутался в сетях красавицы-царицы. Он последовал за нею в Александрию и там бесконечные увеселения до того отвлекли его от дел правления, что только весть о победоносном вторжении парфян и ссоре Октавиана с женой его Фульвией и братом Люцием Антонием заставили его очнуться. Война, возгоревшаяся в Италии между Октавианом и Люцием Антонием, окончилась уже победой первого, раньше чем Антоний успел вырваться из чар придворных празднеств. Смерть Фульвии облегчила примирение И новый союз был скреплен браком А. с Октавией, сестрой Октавиана.
Тогда (40 г.) в Брундузиуме состоялся новый раздел римского мира. А. получил Восток, Октавиан-Запад. Бессильному Лепиду, согласно договору в Филиппах, была уделена Африка. С Секстом Помпеем, господствовавшим над Средиземном морем, был заключен договор в Мезене, который предоставил ему Сицилию, Сардинию и Пелопоннес. После этого А. вернулся на Восток, где его легат Вентидий вел победоносную войну с парфянами. Вновь возникшие несогласия между А. и Октавианом были улажены в Таренте (37 г.) при деятельном посредничестве Октавии, и триумвират был продлен на следующие 5 л. По возвращении в Азию, А. вновь предался необузданным удовольствиям; пренебрегая интересами государства, он проматывал провинции и целые царства у ног егип. царицы, а римские области дарил ее детям. В 36 г. он предпринял поход против парфян, но без успеха; вернувшись оттуда с величайшими потерями, он в 34 г. хитростью захватил в плен царя Армении Артавасда, которого обвинял в измене и эту сомнительную победу отпраздновал великолепным триумфом в Александрии. Октавиан, успевший за это время побудить Секста Помпея и окончательно устранить Лепида, воспользовался поведением А. и возбудил против него негодование римлян. Война между двумя соперниками стала неизбежной и обе стороны начали готовиться к ней. А. терял время в бесконечных празднествах; беспрестанные увеселения в Эфесе, в Афинах, на острове Самосе, отвлекали его от дел, тогда как Октавиан с неуклонной настойчивостью стремился к своей цели. С Октавией А. разошелся открыто. Этот поступок вызвал всеобщее негодование, так как благородная Октавия была всеми уважаема, заносчивость же чужеземной царицы была всем ненавистна, кончилось тем, что Рим объявил египетской царице войну; А. уже был объявлен лишенным всех должностей, между прочим, и консульства, которым он должен был быть облечен в следующем году. Обе стороны сосредоточивали свои силы и в морской битве при Акциуме в 31 г. А. лишился господства над миром. Он последовал за постыдно бежавшей Клеопатрой. Семь дней сряду его сухопутные войска тщетно дожидались своего предводителя и, наконец, предались победителю. А. отправился в Ливию, где составил значительную армию, на которую возлагал последнюю надежду. Но армия его перешла на сторону Октавиана; его скорбь была столь велика, что с трудом его удержали от самоубийства. Он вернулся в Египет, где повел сначала уединенную жизнь, но внезапно снова предался увеселениям в обществе Клеопатры. Их празднества были прерваны вестью о приближении Октавиана (31 г. до X. P.), который отверг все предложения А. о мире. При появлении его у ворот Александрии, А. вновь обрел в себе прежнее мужество: во главе своей конницы он совершил победоносную вылазку и отразил врагов. Но вслед затем, измена египетского флота и собственной конницы, поражение, понесенное его пехотой, основательное опасение быть преданным самой Клеопатрой опять лишили его мужества. Весть о смерти Клеопатры, ею самою распущенная, заставила его решиться и он бросился на свой меч. Так погиб этот человек, несомненно одаренный блестящими способностями, могущественный оратор, искусный правитель, умевший пленять сердца людей, но лишенный твердой воли, раб своих страстей и все же способный на решения и дела, полные энергии. Его способности были сильнее его характера, представлявшего сочетание самых противоположных элементов и, поэтому, лишенного цельности и единства.

Антрепренер

Антрепренер – так называют в театральном деле лицо, стоящее во главе частного театрального предприятия, или арендующее казенный театр. Более всего антрепренёрам приходится действовать в провинции, хотя в последние годы их деятельность достаточно развита и в столицах, притом исключительно на частных сценах, каковы напр. в Петербурге: театр Панаева и Малый, все загородные театры и все клубные сцены Первым по времени антрепренёром в России следует назвать немца Ягана (Иоганна), которого выписали в Москву с его нем. труппою, по приказанию царя Алексея Михайловича в 1671 году. В 1679 в Москве появляется новая нем. труппа с антреп. Сплавским. Петр I, для вновь выстроенной «Комедиальной храмины» в 1700 г. приглашает Иоганна Куншта с его немец. труппою, назначив ему 5000 ефимков жалованья. В 1705 г. является в Москву Отто Фиршт со своею труппою. Первым по времени антрепренёром в Петербурге следует назвать Мана Фиршта, сына Отто, приглашенного сюда царевною Натальей Алексеевной в 1717 г. Его труппа давала свои представления в первом театре в Петербурге, на Никольской ул.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91