Но опять-таки не окончательно… Ведь даже в том случае, если там будут найдены микробы, тотчас возникнет вопрос: «А не земного ли они происхождения? Быть может, их доставили на Марс метеориты с Земли?..»
Так что опять придется строить догадки и ломать голову. Такова уж, видно, природа науки. Однако число сторонников существования жизни на Марсе постоянно возрастает.
По мнению директора Института микробиологии РАН академика Михаила Иванова, «жизнь на Марсе, скорее всего, и сейчас продолжается, но не на поверхности планеты».
Обосновывая свою позицию, ученый пояснил: «Земля и Марс – планеты-близнецы, образовавшиеся примерно из одного и того же космического материала. А это означает, что в известной степени процессы и стадии формирования планет должны были проходить сходным образом. И этому есть прямые геологические или морфологические доказательства. Под этим я имею в виду обнаруженные на Марсе развитые системы вулканов и речных русел. Это говорит о том, что на раннем Марсе условия формирования и первых этапов жизни планеты были сходными с земными. И хотя в дальнейшем история двух планет пошла по-разному, нет никаких принципиальных запретов на существование древней жизни на Марсе».
Итак, жизнь на Марсе была. «Во-первых, это результаты изучения метеоритов, прилетевших на Землю с Марса1, – отметил ученый. – В нескольких из них была обнаружена очень интересная система минералов, образовавшихся на поздней стадии гидротермального процесса. Исследователям даже удалось реконструировать условия их выпадения.
Причем эти условия низкотемпературных гидротермальных систем исключительно благоприятны для развития, по крайней мере, двух групп анаэробных микроорганизмов. Одна из них – метанообразующие бактерии, которые в процессе жизнедеятельности обеспечивают фракционирование стабильны изотопов углерода: легкий изотоп концентрируется в метане и органических веществах биомассы, а тяжелый – в остаточной, не использованной углекислоте планеты. Такое распределение изотопов было обнаружено и в карбонатных минера-лах и в органическом веществе марсианских метеоритов. Причем при существовавших в среде температурах такое фракционирование изотопов происходит только биологическим путем… С моей точки зрения, это однозначное биогеохимическое доказательство того, что в этой системе шло развитие микроорганизмов, – подчеркнул академик. – Думаю, что этот процесс может продолжаться и сейчас. Марс – планета остывающая, но не остывшая полностью, и такие низкотемпературные гидротермальные экосистемы способны на нем сохраниться, уйдя в глубину, под его поверхность». По мнению Иванова, «жизнь на Марсе надо искать в районах наиболее молодых вулканических систем».
С мнением нашего ученого согласны и зарубежные специалисты. «Микроскопический кристалл в найденном несколько лет назад в Антарктиде марсианском метеорите мог быть сформирован только бактерией и является свидетельством существовавшей на красной планете примитивной жизни» – к такому выводу пришли американские ученые из Центра космических исследований имени Линдона Джонсона в Хьюстоне, штат Техас.
Обладающий магнитными свойствами кристалл получил название магнитит. «Я убеждена, что он является свидетельством существования древней жизни на Марсе, – говорит астробиолог Кэти Томас-Кепрта. – А если там когда-то была жизнь, то мы можем предположить, что она там есть и сегодня».
Выводы Томас-Кепрта находят поддержку у Имре Фридманна, биолога из Научно-исследовательского центра НАСА имени Эймса в Моффеттфилде (штат Калифорния). По его словам, на Земле существуют бактерии, которые вырабатывают магнетит. При этом они формируют из кристаллов цепочки, окруженные мембраной. При изучении под электронным микроскопом образцов метеорита видны и окаменелые цепочки, и Мембрана. «Мы наблюдаем цепочки, которые могли сформироваться только биологическим путем, – подчеркивает американский ученый. – На Земле некоторые виды бактерий, живущие на дне озер, вырабатывают магнетит, используя его в качестве своеобразного навигационного инструмента. Магнитные кристаллы служат для них «компасом», помогая ориентироваться во время передвижения».
Мы – внуки марсиан?
Еще более радикальную точку зрения на этот счет высказывают действительный член Нью-Йоркской академии наук Владилен Барашенков и его единомышленники.
«Нами получены доказательства жизни на Марсе, – утверждает он. – Во всяком случае, несколько сотен миллионов лет назад там существовали примитивные микроорганизмы, а возможно, и более сложные формы живого».
Что же стало с ними потом?
Это ныне для жизни Марс – очень неуютная планета. Воздуха мало – вблизи поверхности планеты в сто раз меньше, чем на Земле. Да и тот на 95 процентов состоит из углекислого газа, а остальное – азот и аргон. Кислорода и водяных паров практически совсем нет. Марсианские температуры очень низкие. Даже в разгар лета, когда солнечные лучи сильнее всего нагревают покрывающие Марс пески и скалы, их температура едва достигает одного градуса, а в остальное время года планету сковывает мороз намного сильнее, чем в глубинах нашей Антарктики…
Впрочем, живые организмы обладают удивительно высокой степенью адаптации к внешним условиям. На нашей планете они в промерзшем насквозь, твердом как камень грунте впадают в спячку – почти неживое состояние с крайне замедленными биохимическими процессами. В безводных пустынях они научились получать воду, разлагая органику поедаемой ими жесткой сухой пищи. Некоторые из них прекрасно себя чувствуют при фантастически огромных давлениях на дне океанских впадин… Можно предполагать, что марсианские животные, если они там есть, не менее изобретательны. Ну а микроорганизмы, так те просто рекордсмены по выживаемости. На Земле бактерии живут в кипящей воде гейзеров, во льдах и на больших высотах. Некоторые совсем не нуждаются в кислороде.
Ландшафт поверхности Марса подсказывает, что когда-то очень давно по ней текли реки и существовали условия для возникновения жизни, похожей на земную. Марсианская жизнь могла зародиться и в глубинах планеты, в ее теплых геотермальных водах все это гипотезы и предположения, а два космических корабля, запущенные американцами и спустившиеся на Марс еще о 1976 году, не обнаружили каких-либо признаков живого и вообше никаких следов органического вещества, хотя точность приборов была высокой и они оказались бы способны зафиксировать органику, если бы ее доля в марсианской почве составляла всего лишь одну миллиардную часть.
Тем более поразительной выглядит посылка с Марса – несколько каменистых кусков с его поверхности, найденных недавно в ледниках Антарктиды. В одном из них обнаружены не только следы органического вещества, но и конгломераты, комочки и палочки, очень похожие на остатки примитивных микроорганизмов, живших на Марсе несколько сотен миллионов лет назад.
Теперь остается выяснить, что стало с марсианской жизнью – погибла, когда Марс, не удержав согревавшее его одеяло атмосферы, стал охлаждаться, укрылась в более теплых недрах планеты или в каком-то, возможно, весьма непривычном для нас виде все еще существует на марсианской поверхности.
А быть может, она попросту перекочевала к нам на Землю? Именно такую гипотезу пропагандировал в своих книгах писатель-фантаст А. Казанцев. Доказательство он видел в грандиозном взрыве, который произошел в начале века на реке Тунгуске и имел явно космическое происхождение. Считается, что это было падение большого метеорита или прилетевшей издалека кометы. Но после взрыва почему-то не осталось осколков. Может, это был редчайший случай падения ледяного метеорита или снежной кометы, остатки которых просто растаяли? Некоторые ученые придерживаются такой гипотезы… Но уж слишком многим тунгусский феномен отличается от того, что происходит обычно при столкновении небесного тела с земной поверхностью, и это до сих пор порождает догадки и споры. Писатель Казанцев считал, что то был потерпевший крушение марсианский корабль. Мало обоснованная, но очень красивая гипотеза!
Однако если и в самом деле, как подсказывает нам антарктический метеорит, на Марсе в глубокой древности сохранялась жизнь, хотя бы в ее примитивных формах, то изменение климата планеты должно было способствовать более быстрой эволюции борющихся за свое выживание живых структур. Изменение климата продолжалось многие миллионы лет – время вполне достаточное для развития сложных форм жизни и для их приспособления к изменяющимся условиям.
Не исключено, что возникновение разумных форм жизни ц создание ими технической цивилизации произошло на Марсе значительно раньше, чем на Земле. И кто знает, возможно, од. ним из способов приспособления марсиан действительно была эмиграция части населения на Землю. Если это так, то в нас течет их кровь, а наши генетические коды должны быть сходными с теми, которые будут обнаружены в древних захоронениях на Марсе. После обнаружения «марсианской посылки» такая гипотеза уже не кажется столь невероятной, как это было в то время, когда писал свой роман Казанцев.
Можно, конечно, спросить, а почему археологи не находят следов высоких технологий прилетевших на Землю переселенцев? Но ведь скорее переселенцев было не так уж много, и, попав в трудные условия новой планеты, вдали от технических возможностей своей родины, они должны были начинать все, как говорится, с нуля. Да и переселение произошло так давно, что немногочисленные следы его просто стерлись, оставшись лишь в наших генах.
Ближайший запуск беспилотного разведчика на Марс предполагается в 2002 году. Что-то он нам принесет…
Если жизни нет…
Несмотря на утверждение большинства ученых о том, что в нашей Солнечной системе жизни больше нет, человечество про должает верить в красивую сказку о том, что на Марсе будут яблони цвести. Во всяком случае, уже сегодня энтузиасты работают над планами посещения, а затем и освоения «красной планеты». И они уже кое-что придумали!
В День независимости США, 4 июля 2012 года, ракетная капсула с шестью астронавтами на борту совершит посадку на Марс. Впервые на поверхность красной планеты ступит нога человека.
Около 60 суток первые земные поселенцы проживут в двух оборудованных для жилья помещениях, напоминающих по форме плоские консервные банки. Около них станут парковаться роверы – транспортные средства, необходимые для исследований отдаленных от базы районов четвертой планеты Солнечной системы.
Когда срок миссии подойдет к концу, международный экипаж произведет из атмосферы топливо, заправит его в ракетную капсулу, поднимется на орбиту, где пересядет в космический корабль, и отправится обратно, приветствовав встретившийся на полпути корабль сменщиков.
Так выглядит в общих чертах проект космического путешествия и освоения марсианских просторов, который подготовили эсперты НАСА. Как отметил астроном из американского университета Ричард Бирендзен, «появление подобного проекта является свидетельством активизации работ в этом направлении».
Стержень проекта, над которым эксперты НАСА работали в течение четырех лет, – максимальная экономия при его реализации. В 1989 году по распоряжению президента США Джорджа Буша был подготовлен ориентировочный план марсианской миссии, однако его астрономическая стоимость – 200 млрд долларов – стала причиной отказа от задуманных планов. На этот раз расходы на полеты к Марсу трех экипажей оцениваются на уровне от 25 до 50 млрд долларов в течение 12 лет.
Проектом предусматривается, что до старта космического корабля с людьми на борту будут запущены три космических грузовых корабля, которые отправятся к красной планете, как говорят, «малой скоростью» – также ради экономии.
Первый из них возьмет курс на Марс в 2009 году. Его задача состоит в том, чтобы вывести на орбиту планеты полностью заправленный космический корабль, на котором поселенцы вернутся на Землю. Второй обеспечит доставку на марсианскую поверхность незаправленной ракетной капсулы. Местная атмосфера, состоящая в основном из двуокиси углерода, послужит сырьем для производства метана – топлива для капсулы. На ней экипаж поднимется в ожидающий их на орбите корабль. Третий Фузовой корабль сбросит на планету модули жилых помещений, лаборатории и блок выработки электричества с ядерным источником энергии.
Впрочем, эксперты отмечают, что еще многое в проекте не Проработано до конца как в техническом, так и в экономическом плане. В частности, в случае его принятия к исполнению первым этапом станет направление на Марс беспилотного ис-следовательского аппарата, который проверит на практике воз-можность получения ракетного топлива из местной атмосферы.
В марте 1999 года руководство НАСА дало добро на осуществление такого полета уже в 2001 году.
К сказанному нам остается добавить, что в основу данной экспедиции во многом положены идеи 46-летнего инженера Р0. берта Зубрина. Впрочем, он делает выкладки не только на бумаге В его мастерской уже сегодня проходят апробацию те технологии, что завтра начнут работать на Марсе.
А для начала он намерен провести на заполярном острове Девон (Канада) испытания «марсианских палаток» – надувных жилищ, которые, по мнению изобретателя, вполне пригодятся путешественникам на красной планете.
Впрочем, многие исследователи полагают, что современные ракеты на химическом топливе уже практически исчерпали свой ресурс и для дальних космических путешествий не годятся.
«При помощи ионного привода мы сможем летать к другим планетам намного быстрее и расходуя меньше топлива», – полагает физик Хорст Леб из университета Гиссена.
Ионный двигатель ускоряет космический корабль не за счет отдачи газов сгорающего горючего, как в ракете, а совсем по другому принципу. Здесь рабочее тело – преимущественно инертный газ ксенон – не сжигается, а выдувается напрямую. При этом возникают электрически заряженные частички газа (ионы). Подведенное к металлической решетке высокое напряжение ускоряет частицы, словно ствол пушки.
Конечно, частицы обладают малой массой, а значит, и вызванная им отдача имеет небольшую подъемную силу. Даже самый мощный на сегодняшний день ионный двигатель может поднять в небо лишь теннисный мяч. Чтобы преодолеть силу притяжения Земли, не обойтись без традиционных ракет.
Преимущество ионного привода проявляется только в невесомости: с тем же количеством горючего он позволяет пролететь расстояние в 10 тысяч раз большее, чем обычный привод, и развить скорость в десять раз более высокую.
Артур Кларк в романе «Пески Марса» утверждает, что строительство куполов для жилья на красной планете вполне по силам человечеству. Более того, герои его произведения, живущие поначалу под такими биосферами, не теряют надежды, что когда-нибудь Марс обретет свою былую атмосферу, а по пересохшим руслам рек снова побежит вода.
Для этого, полагают они, надо сделать не так уж много. Обитатели Марса взрывают Фобос, превратив его из марсианской луны в маленькое солнце. Полученная дополнительная энергия затем используется местными «воздухорослями» для бурного роста, развития. Как следствие этого, через несколько лет в атмосферу выделится столько кислорода, что люди на Марсе смогут снять кислородные маски.
Так пишет английский писатель-фантаст. Ну а что думают по этому поводу ученые? Те самые, которых на Западе называют терраформистами – специалистами по преобразованию планет.
Они – не утописты. Напротив, каждый из них известен как хороший специалист в области биологии, планетологии, физики атмосферы… И все они сходятся на том, что уже к концу нынешнего столетия можно будет приступить к преобразованиям планет земной группы с помощью так называемой планетной инженерии. Методы ее уже разработаны.
На Марсе обнаружено достаточное количество необходимых элементов для обеспечения жизни: вода, свет, различные химические соединения… Марсианская «земля» тоже вполне пригодна для растений. В общем, дело остается, так сказать, за малым – надо переделать климат планеты. Как это осуществить?
Общая схема такова. Сначала поверхность Марса предстоит разогреть до +38°С, чтобы снег и лед растаяли, превратились в воду. А влаги на красной планете не так уж мало – как показывают последние исследования, кроме полярных шапок здесь еще есть области вечной мерзлоты, как на севере нашей планеты, где огромные толщи льда скрыты под верхним слоем песка. Затем наступит очередь преобразования атмосферы. Необходимо повысить давление, добавить кислорода, чтобы люди могли обходиться без масок.
Какими средствами все это можно осуществить?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40