А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Был любим и ею, и тем не менее в дни свиданий, когда Клеопатра сама готовила и подавала Марку изысканнейшие блюда, первым отведывал вина и яства слуга испытанного в битвах полководца. Не ведавший страха на поле боя воин тем не менее смертельно боялся причуд изменчивого, коварного характера египтянки. И это в конце концов ей надоело.
Однажды, как пишет Плиний, в разгар такого пиршества она грациозным движением извлекла самую свежую, самую благоуханную из роз, украшавших в тот вечер ее голову, и бросила прекрасный цветок в бокал с вином, уже отведанным и слугой, и самим Марком Антонием.
Жест был исполнен соблазна – так, по крайней мере, оценил его римлянин, и, подняв бокал, он с томной улыбкой поднес уже его к губам, но Клеопатра его остановила. Забрав бокал у Марка, царица протянула его человеку, вошедшему в комнату в сопровождении стражи. Тот сделал всего лишь глоток и рухнул замертво.
Клеопатра же пояснила своему возлюбленному, что сыта по самую макушку его подозрительностью. И потому на наглядном примере решила показать, что его меры предосторожности – пустяк. Она в любой момент могла бы отправить Марка к праотцам, как этого взятого из тюрьмы преступника – она указала на труп, валявшийся у ее ног, – приди вдруг ей в голову такая причуда. Потрясенный Марк Антоний тут же отказался от услуг своего раба.
И это не единственное свидетельство того, что древние египтяне были великими умельцами в приготовлении ядов. Известный греческий медик Диоскарид среди множества своих наблюдений оставил и такую запись: «Уберечься от яда здесь чрезвычайно трудно, ибо египтяне готовят его так виртуозно, что и лучшие эксперты чаще всего ошибаются в своих диагнозах». И конечно же, в Древнем Египте были известны, способы выращивания ядовитых грибков, способных отравить атмосферу гробниц, ставя тем самым надежный заслон грабителям.
Но кто, интересно, обучил их этому? Вполне возможно, что тот же или те же, кто обучил их строительству пирамид.
Ведь даже Говард Картер, умерший 2 марта 1939 года, в конце жизни не раз жаловался на приступы слабости, частые головные боли, даже галлюцинации – полный набор симптомов действия яда растительного происхождения. Вот почему иные исследователи склонны полагать, что и Картер не избежал «проклятия фараонов». Просто у него оказался крепкий организм, который выработал в себе некий иммунитет, позволивший ему долгие годы сопротивляться заразе, уносившей других чуть ли не мгновенно.
В немалой степени помогала Картеру выжить и его осторожность. Перед тем как войти в гробницу, он всегда проверял, насколько токсична ее атмосфера.
Однако таким образом можно было уберечься лишь от ядов, растворенных в воздухе. Но ведь есть яды, действующие от одно-го лишь прикосновения – достаточно пропитать ими ткань или, скажем, стену. Яд мог содержаться в пыли, которая неизменно поднималась в воздух, как только в камеру входили исследователи. И наконец, кто знает, не знали ли египтяне еще более коварных секретов?..
Еще и радиоактивность
Это предположение вовсе не случайно. Уже в начале XX века, когда выяснилось, что радиоактивные вещества излучают свечение в темноте, группа предпринимателей из Нью-Джерси (США) организовала производство стеклянных шаров, которые раскрашивались светящимися красками. Чтобы узор ложился точнее, работницы фабрики очень часто слюнявили концы своих кисточек. И вот, – не прошло и двух лет, как среди работниц началась повальная лихорадка со смертельным исходом – в форме скоротечного рака. Многие из них жаловались на крайнюю усталость, слабость, нередки были и явные нарушения работы мозга…
А теперь вспомним: подобные же недомогания испытали на себе многие археологи, в том числе и Говард Картер. Теперь-то нам хорошо известно, что радиоактивные материалы могут быть источником смертоносных лучей весьма долгое время; более того, швейцарский радиолог Якоб Ойгстер доказал, что вещество, зараженное радиацией, хранит активность под землей куда дольше, чем на поверхности…
Осталось лишь доказать, что египтяне знали законы расщепления атома шп1, по крайней мере, были осведомлены о тех неприятностях, которые могут доставить человеку некоторые минералы. Наконец, они могли определить с достаточной точностью, что радиоактивные вещества просто присутствуют в гробницах и мумиях.
Во всяком случае, в 1948 году великий ученый-атомщик Луис Булгарини решительно заявил на одной из своих пресс-конференций: «Полагаю, древние египтяне владели законами расщепления атома. Их жрецам были известны свойства урана. Очевидно, радиация служила им надежным средством охраны святилищ и захоронений».
Швейцарский историк Гонейм, подводя итоги исследований, проведенных целым сонмом ученых-египтологов, заметил: «Главное уже доказано: смола, которой пользовались при мумификации, доставлялась с берегов Красного моря и из некоторых районов Малой Азии и содержала в себе в высшей степени радиоактивные субстанции. Мало того, бинты, которыми пеленались мумии, тоже оказались источниками радиации. Скорее всего, и пыль, скопившаяся в погребальных камерах, была облучена».
«Все это приводит к мысли о том, – добавляет его коллега Петр Колосимо, – что древнеегипетские жрецы вполне осознанно пользовались радиоактивными элементами, и не только для того, чтобы мумии не подвергались тлению, но и затем, чтобы грабители захоронений не ушли от возмездия. Возможно, радиоактивность представлялась им одним из воплощений Ра – бога Солнца. Гонейм прав, утверждая, что след этого верования следует искать в древних манускриптах».
Кстати, и более древним культурам был известен феномен радиации – хотя бы некоторых форм ее проявления. Известный американский археолог X. Берилл, исследовавший памятники доколумбовых эпох, обнаружил, что глыбы воздвигнутых древними майя пирамид скреплены неким подобием смолы или пасты, обладающей радиоактивными свойствами. Остатки этого строительного материала ему приходилось видеть, бывая в гостях у потомков древних индейских жрецов. Неужто они, как и египетские жрецы, тоже сами до всего додумались? И использовали радиоактивность – обратите внимание – опять-таки при строительстве пирамид, а не каких-то других строений.
Козни Ка
Наконец, полноты изложения ради, вспомним еще об одном феномене, который определенным образом может быть связан с «проклятием фараонов».
Сильно упрощая принятое среди древних египтян философское учение о собственном «я», можно сказать, что при всех династиях оно сводилось к трем основным положениям, трем структурам или сущностям человека: Хат, или плоть физическая, Ба – духовная и Ка – единение Хат и Ба.
Ка – это своеобразная проекция человеческого существа, воплощающая в мельчайших деталях каждую индивидуальность. Это энергетическое тело, защищенное многокрасочной аурой. Одно из его предназначений – обеспечить единство духовного и физического начала. Ка – это энергия, сила которой подпитывается и умножается пищей. Однако стоит ей покинуть мертвое тело, и она слепнет, становится неуправляемой. С этого мгновения Ка становится особенно опасной, если ее не успокоить, не умилостивить.
Вот где таятся корни обряда приношения пищи мертвым, а также произнесения заупокойных молитв, вот в чем смысл надгробных изображений, детализирующих облик умершего. Эти изображения служили как бы новой опорой, прибежищем Ка, не давая ему покинуть склеп. Иначе быть беде: жертвой Ка может стать всякий, в том числе и ни в чем не повинный человек, стоит ему лишь «не показаться», не понравиться вышедшему из повиновения Ка.
Кстати сказать, из этого можно сделать один интересный вывод. Разбоем в гробницах фараонов осмеливались заниматься отнюдь не простые смертные. Руководили подобными операциями те функционеры, которые были в курсе египетских тайу и истории страны, чем и объясняется та легкость, с которой они вскрывали и обыскивали захоронения.
Тем более странным на этом фоне выглядит поведение Орем-хеба – высшего военачальника, а позднее – фараона, столь уважительно отнесшегося к гробнице Тутанхамона. Да, он стер имя покойного со стен храмов, с цоколей памятников и стен, а вот гробницу не тронул. А уж кому-кому, а ему точно было известно, что за несметные сокровища в ней хранятся. Какая сила его остановила? Жрецы?.. Но ведь они-то и спланировали убийство Тутанхамона, а возможно, и осуществили его.
Похоже, что Оремхеб отказался от идеи ограбления пирамиды убитого фараона, поскольку прекрасно знал, что там скрыта некая сила, одолеть которую он не в состоянии. Правда, в этом ему скорее всего пришлось убедиться на собственном печальном опыте: по свидетельству того же Картера, мумию спустя несколько лет после захоронения извлекали, но потом тотчас же положили на место и гробницу снова опечатали. Чтобы грабители сделали это, одной силы ядов и грибков или даже радиации недостаточно ведь высокопоставленные потрошители могил действовали чужими руками .
Попытки хоть как-то объяснить эти факты и заставляют нас обратиться к оккультизму. Конечно, эти доказательства не воспринимаются всерьез многими учеными, однако все же упомянем и о них. Тем более что и современная наука обладает некими фактами подобного рода.
Итак, в одном оккультном тексте – всего восьми строках, написанных будто на одном дыхании, – указывается, что строители пирамид, чтобы создать эффективную форму защиты мумии и драгоценностей, использовали… различные формы мышления. Далее следует и вовсе странное заявление: формы этого мышления, в высшей степени злонамеренного, извлекались из рабов. Несчастных убивали, предварительно подвергнув страшным, немыслимо долгим пыткам. Таким образом как бы конденсировалась ужасная боль, невидимой тучей сгущалось страдание, чтобы затем пролиться дождем отвратительных, ужасных мыслей на головы непрошеных гостей.
Здесь хотелось бы пояснить, что под оккультизмом, видимо, следует понимать науку, да, именно науку, которая не только питалась соками древних культур и растила их, но и продолжает жить в самых развитых культурах и поныне. Согласно этой науке, мышление – процесс не просто феноменологический, нечто лишенное физической структуры; напротив, это вполне измеримая энергия, проектирующаяся вне нас, и она тем сильнее, чем мощнее энергетический заряд мысли.
Размышляя таким образом, мы вполне можем допустить, что Проклятия фараонов стали своего рода снарядами, начиненными умственной энергией, которая, в свою очередь, была нацелена на уничтожение святотатцев.
Почему мы не обладаем таким умением? Быть может, потому, что нас теперь некому обучить?..
ПРИКЛЮЧЕНИЯ АНТИЧНЫХ ГЕРОЕВ
Эстафету странных событий от древних египтян приняли греки и римляне.
Среди мифов и рифов
Долгое время античные мифы воспринимались лишь как своеобразные сказки далеких времен. Но вот сравнительно недавно исследователи попробовали посмотреть на описанные в них приключения иными глазами.
Возьмем для начала хотя бы Геркулесовы столбы, «где плавал Одиссей». Что это, интересно, за столбы такие и почему к ним понесло неугомонного Одиссея?
Оказывается, две огромные скалы, одиноко стоящие по берегам пролива, носят свое название отнюдь не случайно. Их в ознаменование одного из своих подвигов установил Геракл.
Установленные Гераклом по берегам Гибралтарского пролива, они стали как бы сторожить проход по нему.
«Дойти до Геркулесовых столбов» означало у древних римлян «дойти до крайних пределов». В свою очередь, это понятие возникло из-за того, что долгое время древним мореплавателям не удавалось проникнуть за эти пределы. Тот, кто миновал Геркулесовы столбы, как правило, назад не возвращался – сильное течение и неблагоприятные ветры тому препятствовали. Кроме того, как гласили поверья того времени, за Геркулесовыми столбами начиналось «Море Тьмы», то есть Атлантический океан, где, кроме всего прочего, царила такая жара, что могла заживо испечь человека. Ну а тех, кто случайно не испекся, хватали вместе с кораблем летучие драконы и повергали в пучину.
Самое интересное, что у этих сказаний были кое-какие практические основания. Ведь корабль, получается, направлялся прямехонько к экватору, где действительно так печет солнце, что получить ожог кожи – пара пустяков. Тем более что темнокожие негры – жители побережья близлежащей Африки – являли собой как бы живые примеры «поджаренных» или «испеченных» людей.
Что же касается летучих драконов, то за таковых вполне можно было принять конусообразные вихри – смерчи или торнадо. Им действительно было по силам утопить древний корабль за несколько минут; современным судам он и то грозит нешуточными неприятностями.
Однако если верить Гомеру, который, в свою очередь, опирался на более древние мифы, то плавал Одиссей по Черному и Средиземному морям.
Впрочем, ему и там хватило приключений.
По следам «Арго»
Кстати, сама «Одиссея» написана по мотивам (или, как бы сказали сегодня, представляет римейк) другого сказания – поэмы «Аргонавтика» древнегреческого поэта Аполлония Родосского, жившего в III веке до н. э. Так что первым, получается, отправился в путь по морям, по волнам на корабле «Арго» отважный Ясон (или Язон) со своей командой, в которую, кстати, входил и уже упоминавшийся нами Геракл.
Команда эта отправилась в путь за золотым руном, то есть, говоря попросту, за шкурой барана необычного золотистого цвета. Вот стоила ли только овчинка выделки? Давайте попробуем разобраться.
Итак, чтобы не делиться властью с законным наследником, самочинный правитель города Иолка – коварный Пелий – предлагает Ясону вроде бы выгодное предприятие. Тот достает золотое руно, хранящееся у правителя Колхиды, а Пелий – сам уже слишком старый, чтобы совершить подобный подвиг – умилостивит богов этим подарком и уступит власть молодому правителю.
«Так сказал Пелий Ясону, затаив злобу в сердце. Он верил, что погибнет Ясон, если решится отправиться за золотым руном в Колхиду». Ну не змей ли?..
Однако Ясон взялся за дело с умом. Не поленился объехать всю Грецию и набрал в свою команду лучших из лучших. Около полусотни самых отважных и сильных сынов Эллады взялись помочь Ясону в его рискованном мероприятии.
Легендарная сила Геракла вскоре очень даже пригодилась. Во время пути по Пропонтиде – современному Мраморному морю – пристали аргонавты для отдыха к полуострову Кизик.
Там жили, как оказалось, шестирукие великаны. Им почему-то не понравилась затея Ясона и его сподвижников. И как только те захотели продолжить путь, великаны стали бросать в море огромные камни, нагромождали одна на другую целые скалы, чтобы преградить аргонавтам выход из залива в открытое море.
«Схватил тугой лук Геракл – и одну за другой стал посылать смертоносные стрелы в великанов. Прикрывшись щитами, с копьями в руках бросились на великанов аргонавты. Недолго длился бой, один за другим падали великаны на землю и в море; все они были перебиты, не спасся ни один из них».
Аргонавты проследовали дальше. А вот Геракл и Полифем по воле великого громовержца Зевса вынуждены были остаться в Мизии и повернуть назад. Гераклу пришлось возвращаться в Гре-цию, чтобы совершить свои знаменитые двенадцать подвигов на службе у Эврисфея.
Против воли богов ничего не попишешь.
Интересная деталь: когда анализируешь мифы, то выясняется, что какие-то приключения в них повторяются с некоторыми вариациями.
Когда аргонавты прибыли к берегам Фракии – области в северо-восточной части современного Балканского полуострова, то им пришлось вступиться за старца Финея, во владения которого повадились гарпии – полудевы-полуптицы, которые, прилетая в дом его, пожирали всю пишу, а взамен только гадили и распространяли зловоние.
Аргонавты разогнали эту стаю и отправились дальше, напутствуемые Финеем, который открыл им, какие еще опасности ждут их на пути в Колхиду, а также дал советы, как лучше преодолеть их.
Быстро несся «Арго» по волнам моря. Вдруг впереди послышалcя отдаленный шум. Он был похож на рев приближающейся бури, временами заглушаемый как бы раскатами грома.
Это показались Симплегадские скалы. Время от времени они то расходились, то со страшным грохотом снова ударялись друг друга. «Море вокруг них клокотало, брызги высоко взлетали при каждом столкновении. Когда же вновь сходились скалы, то волны между ними неслись и кружились в неистовом водовороте».
Вспомнили герои совет Финея и пустили голубя. Если пролетит птица меду скалами, значит, и «Арго» успеет проскользнуть раньше, чем скалы вновь сомкнутся.
Невредимым пролетел голубь, лишь кончик хвоста вырвали у него столкнувшиеся камни. Радостно вскрикнули аргонавты и дружно налегли навесла.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40