А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Она в это время, как и остальные аргивянки, с крыши дома глядела на битву и, увидев, что сын ее вступил в единоборство с Пирром, испуганная грозящей ему опасностью, сорвала с крыши черепицу и обеими руками бросила ее в Пирра. Черепица ударила его в голову ниже шлема и перебила позвонки у основания шеи. Пирр потерял сознание и свалился с лошади. Солдаты Антигона оттащили тело в преддверие какого-то дома и там отрубили голову.
Когда весть о гибели Пирра стала всем известна, войско его сложило оружие и перешло на сторону Антигона, который наследовал его власть и его царство (Плутарх: «Пирр»).
ПИРР II
Царь Эпира из рола Пирридов, пра-пивший в 255-м начале 230-х гг. до Р X. Сын Александра II.
Пирр сделался царем, будучи еще ребенком. Раньше государством управляла его мать Олимпиада. В эти годы этолийцы отобрали у эпиротов Западную Акарнанию (Юстин: 28, 1),
ПИРР III
Царь Эпира из рода Пирридов, правивший после 231 г. до Р.Х. Сын Птолемея.
Пирр не оставил мужского потомства, и после него власть наследовала его дочь Деидамия. Умирая, она завешала власть народу. Однако после того, как у эпиро-тов установилась демократия, они вскоре пришли к полной анархии и были завоеваны иллирийцами (Павсаний: 4; 35; 3).
ПИРРИДЫ
Род эпирских царей, основанный, по преданию, Неоптолемом I, сыном Ахилла.
Первые колена рода не известны, а исторические цари ведут начало с Адмета (V в. до Р.Х.).
ПЛИСТАРХ
Спартанский царь из рода Агидов, правивший в 480-458 гг. до Р.Х. Сын Леонида I.
В детстве опекуном Плистарха был его двоюродный брат Павсаний. После смерти Плистарха царем стал сын Павсания Плистоа-накт (Павсаний: 3; 5).
ПЛИСТОАНАКТ
Царь лакедемонян из рода Агидов, правивший в 458-408 гг. до Р.Х. Сын Павсания, внук Клеомброта, правнук Анаксандрида.
В детстве опекуном царя был его дядя Никомед, сын Клеомброта (Фукидид: 1; 10; 7). В 446 г. до Р.Х. молодой Плистоанакт привел армию пелопоннесцев к Элевсину. Лидер Афин Перикл не решился вступить в сражение с этим войском. Но он заметил, что Плистоанакт пользуется советами главным образом Клеандрида, которого эфоры, в виду молодости Плистоанакта, назначили наблюдателем и помощником. Перикл вошел с ним в тайные переговоры, в скором времени подкупил его и уговорил увести пелопоннесцев из Аттики. Когда войско отступило и было распущено по домам, раздраженные спартанцы наложили на царя большой денежный штраф, который он не мог уплатить, и потому добровольно удалился из Спарты. Клеандрид же бежал из отечества и был приговорен к смертной казни (Плутарх: «Перикл»; 22). Плистоанакт поселился на границе Лаконики и Аркадии на горе Ликей, где, из страха перед лакедемонянами, занимал половину дома внутри священного участка Зевса. Здесь он прожил 19 лет и вернулся, как утверждали, при помощи следующей хитрости. Он и его брат Аристокл склонили жрицу в Дельфах при посещении лакедемонянами дельфийского оракула всякий раз изрекать ответ: «Лакедемоняне должны вернуть с чужбины в свою землю потомка полубога, Зевсова сына. Иначе им придется пахать землю серебряным лемехом». С течением времени жрица убедила лакедемонян возвратить царя с плясками, жертвоприношениями и торжественными обрядами, какие были установлены для первых царей при основании Лаке-демона. Но и после возвращения недруги постоянно нападали на царя, как только в Лаконике случалась беда, утверждая, что причина несчастья заключается в его противозаконном возвращении из изгнания. Досадуя из-за столь тяжких обвинений, Плистоанакт усердно стремился к мирному соглашению с афинянами (шла Пелопоннесская война). В мирное время, думал царь, когда уже не будет никаких поражений и лакедемоняне вернут своих пленников, враги, наконец, оставят его в покое, тогда как во время войны всю вину за неудачи, естественно, продолжают сваливать на руководителей государства. После сражения под Амфиполем в 422 г. до Р.Х., где погибли со стороны афинян Кле-он, а со стороны лакедемонян Брасид — оба главных противника мира, — начались мирные переговоры, а в следующем году был заключен мир.
В том же году Плистоанакт ходил походом на землю паррасиев, подвластных мантинейцам. Лакедемоняне разорили землю паррасиев и разрушили крепость в городе Кипселы. Затем лакедемоняне объявили паррасийцев независимыми от мантинейцев и вернулись домой (Фукидид: 5; 16, 19, 24, 33).
ПОЛИДЕКТ
Легендарный царь Лаконики из рода Эврипонтидов, правивший в IX в. до Р.Х. Сын Эвнома.
Когда Полидект умер, сын его Харилай еще не родился. Поэтому царскую власть получил брат По-лидекта, законодатель Ликург (Плутарх: «Ликург»; 1).
ПОЛИДОР
Легендарный царь Лаконики из рода Агидов, правивший в VIII в. до Р.Х. Сын Алкамена.
При Полидоре лакедемоняне основали две колонии: одну в Италии, в Кротоне, другую — в области локров, тех, что у мыса Зефи-рия. При нем же разразилась Первая Мессенская война. В это время лакедемонянами командовал преимущественно Феопомп, сын Ни-кандра, царь из другого царского рода. Когда война с Мессенией была доведена до конца, Полидор был убит Полемархом. Полидор пользовался большой популярностью в Спарте и был особенно любим народом, так как не позволял себе по отношению к кому бы то ни было ни насильственных поступков, ни грубого обращения и, совершая суд, соблюдал справедливость и проявлял снисходительность к людям (Павсаний: 3; 3).
ПРИТАНИД
Легендарный царь Лаконики из рода Эврипонтидов, правивший в X в. до Р.Х. Сын Эврипонта.
При Пританиде началась вражда между лакедемонянами и аргос-цами (Павсаний: 3; 7; 2).
ПРОБ, Марк Аврелий
Римский император в 276-282 гг. Род. 19 авг. 232 г. Умер 282 г.
Проб происходил из Панно-нии, из города Сирмия (Вописк: «Проб»; 3). Отец его был поселянином-садоводом (Виктор: «О жизни и нравах римских императоров»; 37). Прослужив центурионом и весьма при этом отличившись, он получил звание трибуна и окончил жизнь в Египте. Мать его была более знатного происхождения. Наследственное имущество у Проба было скромное, родня не была высокопоставленной. Но зато и как частный человек, и как император он славился и блистал своими доблестями. В юности он уже настолько прославился своей телесной силой и отвагой в войне с готами, что по решению Валериана получил звание трибуна и командование над легионом, будучи чуть ли не безбородым мальчишкой. Столь же доблестно он служил и всем последующим императорам. При Аврелиане он участвовал в походе на Пальмиру, а свои последние подвиги совершил в Африке: освободил от мармаридов Карфаген, а затем разгромил их в Ливии.
К воинам Проб всегда был строг и справедлив: никогда не допускал бессмысленной жестокости, но и праздности не терпел. Если не было военных действий, он заставлял легионеров выполнять общественные работы. После него в Египте осталось очень много сооружений, построенных солдатами. На Ниле же он предпринял столько работ, что, в сущности, только он один и способствовал правильному поступлению хлебной подати. Во всех местах, где он служил, руками его солдат было построено множество мостов, храмов, портиков, базилик, расширены устья многих рек, осушено множество болот и на их месте заведены поля. Едва ли это сильно им нравилось. Однако после смерти Тацита все восточные легионы единодушно провозгласили Проба императором. Говорят, это случилось против его воли, и на сходке, где его облекли в пурпурный плащ, Проб будто бы сказал: «Это вам не выгодно, воины, вам со мной не будет хорошо: ведь я не могу заискивать перед вами».
Но он не счел нужным отказываться от предложенной чести и известил сенат о своем избрании Правление его было заполнено войнами с варварами и узурпаторами. Прежде всего Проб поспешил на запад. Весной 277 г. он вступил в Галлию, опустошаемую алеманами. Здесь он дал много больших и малых сражений, взял несколько городов и отнял у германцев всю добычу. Множество врагов было перебито, а остальные оттеснены за пределы римских провинций. В 278 г. он опять отправился на восток и по пути разбил сарматов в Илли-рике, а, двигаясь через Фракию, покорил некоторые племена гетов. В 279 г. он с большим трудом очистил от разбойников Исаврию и все части Памфилии, а также взял захваченные блеммиями Копту и Птолемаиду. Одновременно его полководцы вели войну против Са-турнина, которого провозгласили императором войска, расположенные в Палестине— Возвратившись во Фракию, Проб поселил на правом берегу Дуная в римских пределах 100 000 бастарнов, вытесненных готами из Дакии, поручив им оборону границ. Этот опыг оказался удачным. Однако, когда Проб захотел сделать то же самое с гипедами, франками и вандалами, те восстали и причинили римлянам много зла, так что императору пришлось вести с ними тяжелую войну. В 281 г. он победил Прокула, который был провозглашен императором в Галлии. Только после этого Проб впервые вступил в Рим и устроил для народа грандиозные зрелища.
В 282 г. он двинулся против персов, но по пути был убит своими воинами в Иллирике. Причины его убийства были следующие: прибыв в Сирмий, он пожелал сделать родную землю плодородной и расширить ее. Для этого он поставил много тысяч воинов для осушения какого-то болота. Он готовился провести огромный ров, чтобы можно было, отведя устье его в реку Саву, осушить эту местность на пользу сармийцам. Возмущенные этим воины умертвили его (Вописк: «Проб»; 3, 5, 7, 9-10, 13, 15-16-20).
ПРОКЛ
Легендарный царь Лаконики, правивший в XI в. до Р.Х. Сын Аристодема.
Родоначальник царского рода Звринонтидов (Геродот: 6; 52).
ПТОЛЕМЕИ
Македонская династия, управлявшая в 323-30 гг. до Р.Х. Египтом.
ПТОЛЕМЕЙ I СОТЕР
Правитель и царь Египта в 324 — 283 гг. до Р.Х. Родоначальник Птолемеев. Сын Лага. Род. в 367 г. до Р.Х. Умер 283 г. до Р.Х.
Ж.: 1) Артакама; 2) Эвредика, дочь Антипатра; 3) Вереника.
Птолемей с ранней юности был одним из ближайших друзей Александра Македонского. В свое время, когда стало известно о желании Александра жениться на дочери Пиксодора, сатрапа Карий, Филипп II в гневе изгнал из Македонии всех друзей сына, и в их числе Птолемея (Плутарх: «Александр»; 10). После смерти Филиппа Птолемей вернулся, и Александр назначил его своим телохранителем (Арриан: 3; 6). В битве при Иссе его называют уже в числе полководцев, хотя и на вторых ролях (Курций Руф: 3; 7). Во время сражения в Воротах Персеиды Птолемей руководил отрядом в 3 000 человек, захватившим персидский лагерь. Самостоятельные боевые задачи Александр стал поручать Птолемею после битвы при Гавгамелах. В Бак-трии он послал его в погоню за Бессом. По свидетельству Арриана, Птолемей проскакал за четыре дня расстояние, которое обычно преодолевают за десять дней, захватил Бесса в одном из селений и доставил к Александру (Арриан: 3; 18; 29). Доверие Александра к Птолемею возросло после раскрытия заговора пажей, о котором Птолемей узнал от Эврилоха, сына Арсея. При подавлении восстания в Согдиане Александр разделил все войско на пять частей и одной из них поручил командовать Птолемею. В число ведущих полководцев выдвинулся во время индийского похода. И в самом деле, здесь его доблесть стала особенно заметна. Уже в самом начале похода, в области аспаси-ев, Птолемей отличился в сражении с тамошним князем. Заметив предводителя индов, Птолемей, имевший гораздо меньше людей, кинулся в погоню, сначала верхом, а потом, когда подъем стал слишком крут, бегом. Когда князь увидел, что Птолемей близко, он и его воины повернулись к нему лицом. Инд ударил Птолемея в грудь длинным копьем, но панцирь выдержал удар. Птолемей пробил инду бедро насквозь, свалил его на землю и снял с него доспехи. Вокруг тела вождя завязалась горячая схватка. Македонцы взяли верх, и это решило исход сражения. Через некоторое время Александр поручил Птолемею командование над третью своего войска, а сам ушел в горы. Птолемей, оставшись на равнине, сразился с кассиями и после жестокой битвы оттеснил их в горы. Позже, на берегу Инда. Александру пришлось брать крутую неприступную скалу, на вершине которой засело множество врагов. Отобрав легкую пехоту, Александр поручил Птолемею обойти скалу и зайти на нее в том месте, где его никто не ждал. Вместе с местными проводниками Птолемей, двигаясь по очень трудной, едва проходимой дороге, взошел на скалу, прежде чем варвары его увидели. Укрепив позицию частоколом и рвом, он зажег на горе огромный костер. Александр увидел огонь и на следующий день повел войско к скале. Варвары отбивались, и Александр ничего не мог поделать в силу природных трудностей. Варвары, поняв, что Александр не может идти на приступ, повернули и сами напали на отряд Птолемея. Между ними и македонцами завязалась жестокая битва; инды изо всех сил старались разнести частокол, а Птолемей — удержать за собой занятое место. Ему удалось продержаться до наступления темноты. А на Другой день, следуя той же дорогой, Александр взошел на скалу и соединился с Птолемеем. Испуганные этим, а также начавшимися осадными работами, инды бежали (Арриан: 4; 16, 24, 29).
При переправе через Гидасп Птолемей командовал той частью войска, которая отвлекла на себя внимание царя Пора и позволила Александру благополучно переправиться через реку (Курций Руф: 8; 13). Позже, в стране кафеев, при осаде Сангары Александр поручил Птолемею охранять то место, где скорее всего ожидался прорыв врага. Птолемей велел на пути возможного отступления расставить брошенные телеги и вкопать в землю копья. Когда враги в темноте пошли на прорыв, их строй немедленно распался. Птолемей напал на них, многих перебил, а остальных загнал обратно в город (Арриан: 5; 24). Во время похода вниз по Инду и вдоль берегов океана Птолемей командовал третью македонского войска (Арриан: 6; 5), а именно, той, которая двигалась вдоль самого моря (Курций Руф: 9; 10).
По возвращении в Сузы, Александр выдал за Птолемея Артакаму, дочь Артабаза (Арриан: 7; 4; 15).
На совещании диадохов после смерти Александра Птолемей держался того мнения, что нельзя вручать государство в слабые руки. Поэтому он выступил против всех предлагавшихся наследников Александра — его брата Арридея, сына Геракла или того ребенка, которого должна была родить Роксана. Вместо них он предлагал выбрать царя из среды самих диадохов, притом такого, кто благодаря своим высоким достоинствам ближе всего стоял к царю, кто правил областями и кому подчинялись воины. Позже, на словах признавая власть Арридея, он в душе всегда оставался верен высказанному им предложению. При последовавшем далее распределении сатрапий Птолемей получил Египет. В помощники ему дали Клеомена, назначенного в сатрапы Александром и руководившего строительством Александрии (Юстин: 13; 2, 4). Переправившись в Египет, Птолемей первым делом велел убить Клеомена, считая его сторонником Пердикки и поэтому человеком, которого нельзя считать верным и преданным (Павсаний: 1; 6). Умелым и справедливым управлением Птолемей вскоре сумел привлечь к себе египтян, так что в последовавших затем войнах они не разу ему не изменили (Юстин: 13; 6).
В 323 г. до Р.Х. Птолемей присоединил к своей сатрапии Киренаиду. В том же году его посетили посланцы Антигона и Кратера, предлагая заключить союз против Пердикки. Птолемей, и до того бывший врагом Пердикки, а теперь еще больше обеспокоенный его возросшим могуществом, согласился.
Узнав о сложившемся против него союзе, Пердикка решил выступить с основными силами против Египта, оставив в Азии войско Евмена, чтобы сдерживать Антигона и Кратера.
В следующем году в Египет с великой пышностью привезено было тело Александра. Птолемей с почтением встретил его еще в Сирии и устроил пышные похороны в Мемфисе (хотя Александр завешал похоронить себя в оазисе Амо-на). Между тем царские войска, возглавляемые Пердиккой и Филиппом III, подошли к Нилу и стали неподалеку от Пелусия. К этому времени грубые замашки Пердикки, его непомерное властолюбие и жестокость, а также совершенно открытое стремление к царской власти, стали всем известны. Многие старые друзья покинули его и бежали к Птолемею, который был щедр, справедлив и внимателен к друзьям. Старым ветеранам он чем-то напоминал Александра. Они с великой охотой шли служить под его знамена и выполняли его приказания.
Когда Пердикка почувствовал опасность обаяния Птолемея, он постарался несколько смягчить свой нрав, а недостаток любви купить богатыми подарками и заманчивыми обещаниями. Усилив, таким образом, свою популярность, он осадил Птолемея в крепости, называемой Верблюжья Спина. Когда македонцы пошли на штурм, Птолемей, вооружившись длинным копьем, собственноручно ослепил с вала одного из слонов, а затем многих из македонцев убил и сбросил со стены вниз.
Исчерпав свои силы в бесплодных штурмах, Пердикка решил начать переправу через Нил. Но в то время, когда войско переходило вброд через широкую реку, уровень воды стал вдруг быстро повышаться. Множество македонцев утонуло, было убито неприятелем или съедено крокодилами.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106