Узнав об этом, Деметрий стал собирать войска и поспешил помириться с иудеями, с которыми до этого в продолжение всего правления вел ожесточенную войну. Но ни то ни другое не принесло ему успеха. Александр собрал огромное войско из наемных и присоединившихся к нему сирийских солдат и пошел походом на Деметрия. Когда произошла битва, левое крыло Деметрия обратило врагов в бегство и, преследуя их, принялось грабить лагерь. Между тем правое крыло, на котором находился сам Деметрий, потерпело поражение. Все бросились бежать; Деметрий же, сражаясь геройски, перебил не малое количество противников, но во время погони за остальными въехал на коне в глубокую трясину, из которой уже не был в состоянии выбраться. Его лошадь пала. Когда неприятели увидели, что с ним случилось, они вернулись и, окружив Деметрия, забросали его дротиками. Хотя он пеший геройски отбивался от них, однако, в конце концов, был так изранен, что пал, не будучи уже в силах сопротивляться (Флавий: «Иудейские древности»; 13; 2; 4).
ДЕМЕТРИЙ И НИКАТОР
Царь Сирии из рода Селевкидов, правивший в 145-141, 129-126 гг. до Р.Х. Сын Деметрия I.
В 150 г. до Р.Х. Деметрий I, начиная войну с самозванцем Александром Баласом, поручил своих двоих сыновей заботам проксена Книдия. Он снабдил их большим количеством золота с тем, чтобы сыновья его избежали опасностей войны, а если судьба обратится против него самого, могли бы отомстить за отца. В последовавшей затем войне Деметрий лишился сначала престола, а потом и жизни. После этого его сыновья некоторое время жили на Крите в Книде. Узнав, что Александр, захвативший престол, впал в разврат и больше не пользуется прежней поддержкой в войске, Деметрий, отбросив свою лень и нерадивость, решился начать войну с самозванцем (Юстин: 35; 2).
В 147 г. до Р.Х. Деметрий отплыл с Крита в Киликию во главе множества наемников, которыми снабдил его критянин Ласфен. Война обещала быть тяжелой, поскольку к Александру прибыл из Египта его тесть Птолемей VI. Но к счастью для Деметрия, союзники вскоре поссорились и стали злейшими врагами. Птолемей разорвал союз с Александром и отнял у него свою дочь. После этого он немедленно послал к Деметрию для переговоров о заключении с ним дружественного союза, причем обещал ему выдать за него дочь и вернуть ему отцовское царство. Деметрий очень обрадовался этому предложению, немедленно заключил с египетским царем союз и женился на его дочери Клеопатре. Поддержка Птолемея решила исход войны в пользу Деметрия. Но когда тесть и зять вошли в Антиохию, горожане поначалу не хотели и слышать о Деметрий, а провозгласили царем самого Птолемея. Птолемей созвал антиохийцев на народное собрание и стал уговаривать их принять к себе Деметрия. Только после долгих пререканий они согласились, чтобы Деметрий был над ними царем. В 145 г. до Р.Х. Александр с большим войском двинулся из Киликии на Антиохию. Птолемей и Деметрий вышли ему навстречу. Александр потерпел поражение, бежал в Аравию и был там убит. В той же битве Птолемей получил смертельные раны, от которых скончался несколько дней спустя.
Не успел Деметрий вступить на царство, как начал гнусно избивать войско Птолемея. Поэтому египтяне бежали от его злодеяний в Александрию, а Деметрий завладел всеми слонами Птолемея. Вслед за тем, уверившись в прочности мира, Деметрий распустил свое войско и сократил при этом вознаграждение ему. Он выплатил жалованье полностью лишь иноземным наемникам, которые явились вместе с ним с Крита. Этим он навлек на себя ненависть со стороны сирийских солдат (Флавий: «Иудейские древности»; 13; 4; 7-9).
Не обращая внимания на возраставшее против него недовольство, Деметрий предался порокам, свойственным юности, и впал в бездеятельность. За отвращение к труду его стали презирать так же глубоко, как раньше ненавидели его отца за надменность. Между тем парфяне, когда-то подвластные Селевкидам, вторглись в Месопотамию и завладели ею (Юстин: 36; 1). Потом и антиохийцы, раздобыв оружие, внезапно восстали против Деметрия и осадили его во дворце Видя себя окруженным со всех сторон, Деметрий собрал всех наемников, а также трехтысячный иудейский отряд, присланный ему первосвященником Ионафом, и сразился с антиохийцами. Поначалу те одержали над ним победу. Тогда Деметрий распорядился поджечь ближайшие к дворцу здания, а так как дома стояли близко друг к другу и большинство их были деревянные, то пламя вскоре распространилось по всему городу и уничтожило его дотла. Не в силах держаться и совладеть с огнем, антиохийцы обратились в бегство. Большинство из них бросило бой и поспешило к своим домам спасать семьи. Когда царь заметил, что нападавшие рассеялись, он напал на них через другие улицы и перебил при этом такое множество жителей, что тем самым принудил их побросать все оружие и сдаться ему. Затем Деметрий простил им их дерзкую попытку и тем самым положил конец смуте.
Но, едва покончив с этой войной, Деметрий получил на руки другую. Один из прежних военачальников Александра Баласа, Диодот, прозванный Трифоном, привез из Аравии в Сирию малолетнего Антиоха, сына Александра и Клеопатры, и провозгласил его царем. А так как на его сторону перешло все войско, которое покинуло Деметрия из-за невыплаты денег, то Трифон объявил войну Деметрию, сошелся с ним на поле брани, разбил его и захватил всех его слонов и саму Антиохию. Потерпев такое поражение, Деметрий отступил в Киликию. Отсюда он переправился в Месопотамию, намереваясь овладеть ею и Вавилоном и, подчинив себе верхние сатрапии, овладеть уже отсюда всем царством. Дело в том, что жившие там греки и македонцы постоянно отправляли к нему посольства с обещанием передаться ему, если только он явится к ним, и в союзе с ним идти на парфянского царя Арсака. Уповая на это, Деметрий двинулся к ним в расчете сначала подчинить парфян и создать войско, а потом начать войну с Трифоном и изгнать его из Сирии. Жители страны приняли его радушно, и он, собрав войско, начал борьбу с Ар-саком (Флавий: «Иудейские древности»; 13; 5; 3, 4, 11).
Деметрию оказали помощь и персы, и эллины, и бактрийцы, и он в ряде сражений разбил парфян Однако, в конце концов, он был обманут ими. Парфяне притворились, будто хотят заключить с ним мир. Деметрий выехал на переговоры и был захвачен ими (в 140 г. до Р.Х.). После этого парфяне возили его по городам, которые в свое время перешли на его сторону, чтобы поиздеваться над их приверженностью к нему. Затем они отправили Деметрия в Гирканию и обращались с ним там не очень сурово, но в соответствии с его прежним положением. Царем в Сирии стал Антиох VI (Юстин: 36; 1).
Двенадцать лет Деметрий провел в плену в Гиркании, где с ним обращались хорошо. Он даже женился на царской дочери Родогуне. Однако Деметрий тяготился положением пленника и задумал тайный побег в свое царство. Советником и спутником Деметрия был его друг Калимандр. Первый побег не удался — парфяне догнали царя и отправили его обратно в Гирканию под более строгий надзор. Спустя некоторое время, когда у Деметрия было уже несколько детей, ему стали больше доверять, и он в сопровождении того же Калимандра снова сделал попытку к бегству. Но и она оказалась неудачной. На этот раз Деметрия поймали у самых границ царства и во второй раз возвратили к жене в Гирканию.
Только в 129 г. до Р.Х., когда брат Деметрия Антиох VII нанес парфянам несколько тяжелых поражений, царь Фараат решил отпустить Деметрия на родину, с тем чтобы он, по возвращении, начал войну в Сирии и отвлек на себя силы Антиоха. Но вскоре Антиох был разгромлен и погиб. Тогда Фараат стал жалеть, что отпустил Деметрия. Он отправил в погоню за ним конные отряды, но они настигли Деметрия уже в его царстве (Юстин: 38; 9-10).
Поскольку Антиох VII погиб (о чем все сирийцы очень жалели), Деметрий без труда утвердился у власти и сразу стал готовиться к войне с Египтом. Как раз в это время у египетского царя Птолемея VII шли большие распри со своими поданными. Его жена и теша Деметрия Клеопатра Вторая бежала в Сирию, прихватив с собой всю царскую казну. Она обещала Деметрию Египетское царство в том случае, если он сумеет одолеть ее мужа Но пока Деметрий старался захватить чужое, он потерял свое собственное — от него отпала Сирия. Раньше всех, по обыкновению, восстали жители Антиохии, возмущенные высокомерием царя, которое, благодаря длительному общению Деметрия с парфянами, стало невыносимым Вскоре примеру Антиохии последовали и другие города В свою очередь Птолемей VII отправил в Сирию войско, поставив во главе него некоего молодого человека, с тем чтобы тот оружием добивался царской власти над Сирией. Была сочинена басня, будто этот молодой человек путем усыновления был принят царем Антиохом в царскую семью. Сирийцы готовы были принять любого царя, лишь бы не страдать от высокомерных выходок Деметрия. Молодого египтянина назвали Александром (Юстин: 39; 1).
Когда Александр вступил в бой с Деметрием, последний потерпел поражение и бежал к своей жене Клеопатре Tee в Птолемаиду, но так как жена не приняла его к себе, то он отсюда направился к Тиру (в 125 г. до Р.Х.), чтобы найти убежище в храме. Здесь он был схвачен и погиб в страшных мучениях от рук ненавидевших его врагов (Флавий: 13; 9; 3).
ДЕМЕТРИЙ III ЭВКЕР
Царь Дамаска из рода Селевкидов, правивший в 95-88 гг. до Р.Х. Сын Антиоха VIII Грипа.
Когда погибли отец Деметрия и его брат Селевк V, царь Египта Птолемей VIII Лафур провозгласил Деметрия царем Дамаска. А после того, как в битве с парфянами погиб сирийский царь Антиох X, Деметрий вместе со своим братом Филиппом разделил власть над страной (Флавий: «Иудейские древности»; 13; 13; 4). В это время у иудеев была большая распря с их царем Яннаем. Востав-шие призвали к себе Деметрия на помощь. Он явился к ним с 6000-м войском и сейчас же собрал вокруг себя около 20 000 иудеев. В последовавшем затем сражении Деметрий одержал полную победу. Яннай бежал в горы, и сейчас же, из жалости к его переменчивой судьбе, под его знамена собралось 6000 иудеев. Испугавшись, что весь народ перейдет теперь на сторону царя, Деметрий отступил.
Он пошел войной на своего брата Филиппа и осадил его в Верее. Но осажденные призвали на помощь арабов и парфянского царя Митридата Синака. Парфяне осадили Деметрия в его окопах и принудили сдаться. В плену Деметрию оказывались всяческие почести, но вскоре он впал в болезнь и умер (Флавий: «Иудейские древности»; 13; 14; 1-3).
ДЕЦИЙ, Гай Мессий Квинт
Римский император в 249-251 гг. Род. в 195 г. Умер 251 г.
Деций родился в Паннонии, в городе Сирмий (Виктор: «О Цезарях»; 29). Пройдя все ступени военной карьеры, он был в 249 г. отправлен императором Филиппом в Мезию с поручением успокоить волнующиеся легионы. Но солдаты провозгласили императором самого Деция (Гибон: 10). Он выступил против Филиппа и разгромил его под Вероной. Филипп был убит, а Деций овладел верховной властью (Виктор: «О Цезарях»; 29). По свидетельству Виктора, он обладал разнообразными знаниями и многими добродетелями, в мирных условиях был мягок и общителен, в военных — очень энергичен. В 250 г. Деций вместе со своим сыном-соправителем выступил в Мезию, чтобы отразить вторжение полчищ готов (Виктор: «О жизни и нравах римских императоров»; 29). Это было первое масштабное столкновение римлян с этим неспокойным народом. Деций заставил готов снять осаду с Никополя, но затем, когда римляне захотели преследовать врага, готы внезапно развернулись и напали на них. Деций в беспорядке отступил за Балканы, а готы овладели другим крупным городом — Филипполем (Иордан: 102— 103). В Македонии они объявили императором Люция Приска, а когда Деций с великой поспешностью выступил против него, власть в Риме захватил Юлий Валент. В тоже самое время в Сирии провозгласил себя императором Иотапи-ан. Но все они вскоре были убиты (Виктор: «О жизни и нравах римских императоров»; 29). Воспользовавшись задержкой готов под Филипполем, Деций сумел собраться с силами. В следующем году он напал на них под Абриттом. В самом начале сражения его сын, юноша, подававший большие надежды и уже допущенный к соучастию в императорской власти, был убит стрелою на глазах отца. Деций, не теряя присутствия духа, объявил, что потеря одного солдата не имеет значения для республики (Иордан: 103). После этого началась упорная и яростная битва. Сначала готы отступили под натиском римлян. Но когда бой переместился на болото, римляне оказались не в состоянии противостоять им. Они были окружены и разбиты. Сам Деций утонул в болоте вместе с конем, и даже труп его не был найден (Гибон: 10).
ДИДИЙ ЮЛИАН, Сальвий
Римский император в марте — нюне 193 г. Род. 30 янв. 133 г. Умер 1 июня 193 г.
Дидий Юлиан происходил из знатного медиоланского рода. Среди его предков были и консулы, и префекты Рима. Воспитывался он у Домиции Луциллы, матери императора Марка Аврелия, которая покровительствовала ему и дальше. По ее ходатайству, он получил квестуру раньше установленного возраста. Затем Марк Аврелий выдвинул его в эдилы и преторы. После преторства он командовал в Германии двадцать вторым легионом, а затем долго и безупречно управлял Бельгикой. С помощью наскоро собранной армии ему удалось победить вторгшихся в римские пределы хавков. За это около 175 г. Дидий был удостоен консульства. В дальнейшем он управлял Далмацией и нижней Германией, занимался государственными выдачами в Италии и вновь управлял провинциями: Вифинией и Африкой. Будучи во второй раз консулом и проконсулом в Африке, он сменил в этих должностях Пертинакса. Поэтому тот всегда называл Дидия Юлиана своим преемником (Спартиан: «Дидий Юлиан»; 1-2).
После того как преторианцы 28 марта 193 г. убили Пертинакса, они поначалу устрашились своей отваги и, зная, что народная масса будет негодовать по поводу свершившегося, возвратились бегом в лагерь. Они заперли ворота и входы и поставили на стенах и башнях стражу, чтобы защищаться, если толпа их атакует. И действительно, римляне очень горевали о смерти императора, так как Пертинакс был государем кротким и справедливым. Но никто не встал во главе недовольных: сенаторы при первой весте о перевороте в страхе разъехались по своим имениям. Через два дня волнения в столице улеглись, и солдаты воспрянули духом. По-прежнему не открывая ворот, они выслали на стены самых громкоголосых из своей среды, и те объявили, что преторианская гвардия облечет властью и провозгласит императором того, кто выплатит за это наибольшую сумму денег. Первым на это предложение откликнулся тесть Пертинакса Сульпици-ан, бывший в то время префектом Рима. Он явился под стены лагеря и завязал с мятежниками переговоры (Геродиан: 2; 5-6). Прошел даже слух, что Сульпициан провозглашен императором и сенат готовится утвердить решение войска. Дидий Юлиан отправился со своим зятем в курию, но нашел ее запертой. В дверях ему встретились два трибуна, которые стали убеждать его занять свободное место принцепса. Дидий Юлиан отвечал, что император уже объявлен, но трибуны, не слушая возражений, привели его к лагерю. Увидев, что торг еще не закончен, Дидий тоже пожелал принять в нем участие. Поначалу на него не обращали внимания, так как воины внимательно слушали Сульпициана, но он написал на таблицах, что обещает восстановить память об убитом недавно императоре Коммо-де, чью кончину преторианцы продолжали еще оплакивать (Спартиан: «Дидий Юлиан»; 2). Тогда солдаты спустили Дидию лестницу и подняли его на стену. Он обратился к мятежникам с речью и обещал каждому по 25 000 сестерциев. Окрыленные такими обещаниями, воины провозгласили Дидия Юлиана императором (Геродиан: 2; 6). Впрочем, сам он согласился принять все титулы и почести только из рук сената, и сенат в тот же день утвердил решение преторианцев: провозгласил Дидия Августом, отцом отечества, наделил его трибунскими полномочиями и проконсульскими правами. В тот же день он занял Палатинский дворец. Ненависть, которую народ питал к убийцам Пертинакса, всецело перешла на нового императора. Хотя Дидий совсем не был прича-стен к заговору, его считали главным его вдохновителем. Едва он появлялся на улице или на зрелищах, толпа осыпала его невероятной бранью и угрозами. Летели в него и камни, и если бы солдаты силой оружия не охраняли своего ставленника, он был бы убит уже на другой день по принятии власти. Все это Дидий переносил спокойно и во время своего правления действовал очень мягко. Однако этим он нисколько не смягчил сердца римлян. Все воспрянули духом, когда узнали о волнениях в провинциях: сирийские легионы провозгласили императором Нигера, а иллирийские — Севера. Восстание иллирийцев особенно встревожило Дидия. Он знал, что там расквартированы самые боеспособные части. К тому же имя Пертинакса было очень популярно в Иллирии и среди воинов, и среди колонистов. Дидий приказал вывести преторианцев в поле укреплять башни, но воины были ленивы, испорчены городской роскошью, совершенно не желали заниматься военными упражнениями, — так, что каждый из них за плату нанимал себе заместителя для выполнения предписанной ему работы Таким образом, у Дидия Юлиана не оказалось войска, способного противостоять Северу (Спартиан:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106