А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Но все попытки кагана овладеть городом кончились неудачей. Патрикий Бона нанес в проливе сильное поражение славянскому флоту, после чего варвары сняли осаду. Тем временем Ираклий, отправив часть войск во главе со своим братом Федором на помощь столице, с остальными легионами начал поход в Лазик. По дороге в Трапезунде Мартина родила императору третьего сына. У Тбилиси Ираклий встретился с хазарским каганом, сосватал за него свою дочь и заключил с хазарами дружественный союз. Несколько месяцев две армии совместно осаждали Тбилиси, но так и не смогли его взять (Никифор: 626, 627). Затем, отобрав 40 000 храбрых воинов, каган поручил их Ираклию, а сам возвратился в степь. Осенью 627 г. римляне от столицы Лазика стремительно двинулись в глубь Персии. По дороге хазары, не выдержав трудностей пути, покинули своих союзников, но это не остановило Ираклия. Он предавал огню города и села, а пленных персов убивал. Персидское войско, возглавляемое Рахзадом, двигалось следом. У развалин древней Ниневии Ираклий развернулся и стал поджидать врага (Феофан: 618). Приблизившись, Рахзад построил свою армию и стал вызывать противника на единоборство. Ираклий сам вышел против варвара. Тот пустил стрелу и задел верхнюю губу императора. Затем послал другую и ранил его в лодыжку. Он готовился пустить третью, но тут один из копьеносцев Ираклия отсек ему плечо. Когда Рахзад упал, Ираклий поразил его копьем и сразу же отрубил голову. Римское войско, воодушевленное смелостью императора, напало на персов, нанесло им сильное поражение и, преследуя, перебило многих из них (Никифор: 627). Ираклий находился в самой гуще битвы, конь под ним был убит, а сам он получил множество ударов мечами в лицо, но забрало из жил защитило его, и Удары остались без последствий (Феофан: 618).
В начале января 628 г. римляне Подступили к персидской столице Ктесифону, захватили и разграбили все шахские дворцы в окрестностях города (Себеос: 37). Был взят Дастагерд — резиденция Хосрова, в которой, кроме прочей добычи, найдены были 300 римских знамен, захваченные персами в разное время. Шах тайком бежал из своего дворца за девять дней до прибытия Ираклия. Ираклий двинулся дальше, но узнав, что мосты через канал Нахраван разрушены и приблизиться к Ктесифону нельзя, повернул свою армию и стал отступать к Гандзаку. По дороге император узнал о перевороте, совершенном персидскими военачальниками — шах Хосров и сорок его сыновей были убиты. Власть захватил Кавад (Феофан: 618). Не в силах более продолжать войну, озабоченный внутренними смутами в своем государстве, он заключил мир по всей воле Ираклия: персы вернули римлянам Египет и все завоеванные земли, а также великую святыню — Животворящий Крест (Никифор: 628). В мае Ираклий возвратился в столицу и был с великой радостью принят народом. Беспримерная по своему напряжению война завершилась полной победой.
В начале 630 г. Ираклий с Животворящим Крестом прибыл в Палестину. Водворение святыни в Иерусалиме осталось в памяти потомков как бы высшей точкой его успехов. Разгромив и отбросив всех варваров, Ираклий мог, кажется, наслаждаться теперь долгим миром. Но в действительности он получил лишь небольшую передышку. Прошло совсем не много времени, и новый, гораздо более опасный враг, явился на восточных границах империи. Удар был нанесен оттуда, откуда его совсем не ждали — из пустынь Аравии.
Летом 634 г. арабы взяли Газу и всю страну вокруг нее. Федор, брат Ираклия, сразился с ними, был побежден и бежал в Эдессу. Летом 636 г. халиф Омар разбил 40-тысячное римское войско на берегу Йар-мука, левого притока Иордана, захватил всю Финикию и двинулся против Иерусалима. Сил противостоять натиску захватчиков не было (Феофан: 619, 620, 624-626), Арабы перешли Иордан и разбили лагерь в Иерихоне. Все окрестные жители, объятые страхом, покорились им. В ту же ночь жители Иерусалима, спасая Крест Господень и всю церковную утварь, на кораблях морем отправили все это в Константинополь, после чего тоже покорились Омару. Арабы разделили свое войско на три огряда Один они отправили против Египта, другой — на север в Сирию, третий — против персидского царства (Себеос: 40).
При первом известии о вражеском вторжении, Ираклий с женой и сыном Ираклием выехал в Восточные области. Но очень скоро, когда очевидны стали все размеры трагедии, он покинул войско. Погруженный в меланхолию, император жил во дворце Иерия и не показывался в Константинополе (Никифор: 635). Бездействие его в эту тяжелую минуту, в особенности после его успехов в предыдущей войне, вызывало изумление и современников, и потомков. Неудовольствие знати вылилось в крупный заговор, в котором замешаны были сын и племянник Ираклия. Всем виновным император велел отрезать носы и правые руки (Себеос: 39). Летом 638 г. он наконец превозмог себя и переправился в столицу по мосту, наведенному через пролив из многих кораблей. Тем временем арабы овладели Антиохией. В 639 г. пала Эдесса и покорилась вся Месопотамия Стратиг Иоанн, посланный против арабов в Египет, погиб вместе со всем войском. Захватчики овладели Египтом до самой Александрии.
Последние два года своей жизни Ираклий провел, запершись в своем дворце. Незадолго до смерти он короновал кесарем Ираклия, третьего сына Мартины. Прошло некоторое время и на него напала тяжелая болезнь — водянка. Поняв, что недуг неизлечим, Ираклий составил завещание: согласно его воле, Ираклий-младший и Константин, сын императора от первого брака, получили равную власть, а Мартина должна была ими почитаться как мать (Никифор. 635, 638).
ИРАКЛИЙ II
Византийский император Ираклейской династии, правивший в 638-641 гг. Род. в 626 г. Сын Ираклия 1.
Ираклий был провозглашен кесарем в 632 г., августом — в 638. По смерти отца он считался соправителем старшего брата Константина III, хотя не имел реальной власти (Дашков: «Ираклеон»), После того как Константин скоропостижно скончался в мае 641 г., Ирак лий сделался единовластным императором. Свою мать Мартину он привлек к управлению, а многих вельмож, которых он считал друзьями и пособниками брата, наказал побоями и изгнанием. Однако власть Мартины и ее сына продолжалась совсем не долго. Войска, возглавляемые Валентином, взбунтовались против них, захватили Хал-кидон и объявили, что берут под защиту детей умершего Константина. Все же, Ираклий II удержал за собой столицу. Дабы рассеять всяческие подозрения, он часто выводил к народу племянников, а старшего из них, своего тезку Ираклия, обнимал как родное дитя. Патриарх Пирр поклялся на Животворящем Кресте, что ни через него, ни через кого другого детям Константина не будет ущерба. Чтобы еще более склонить общественное мнение на свою сторону, Ираклий хотел плыть в Халкидон и уговорами склонять мятежников к миру, но Валентин не допустил его на свой берег Босфора. После этого все в Константинополе поверили патриарху и императору, а Валентина стали ругать.
Вскоре, однако, пришло время собирать виноград, и горожане узнали, что войска, стоящие на стороне Валентина, портят их виноградники и не дают им переправляться через пролив. Тогда византийцы пришли к патриарху с требованием возвести на престол сына Константина. Об угрозах толпы стало известно императору. Он тотчас взял племянника, вступил с ним в храм и вместе с патриархом увенчал его короной под именем Константа. После этого Мартина и Ираклий II заключили мир с Валентином, который получил титул комита эскувитов (Никифор: 640), На короткое время наступил мир, но взаимные козни продолжались. Осенью того же года враги императора и его матери обнародовали письмо, в котором Мартина якобы давала распоряжение отравить Константа (Дашков: «Ираклеон»). Этой интригой Ираклий был окончательно погублен: сенат лишил его власти. Зимой Ираклию отрезали нос, а Мартине — язык. Обоих сослали на остров Родос (Феофан: 633). Себеос пишет, что они были убиты по приказу Валентина (Себеос: 42).
ИРИНА
Византийская императрица Исаврийской династии, правившая в 797— 802 гг. Жена с 17 дек 769 г. Льва IV Хазара. Род ок. 752 г. Умер 9 авг. 803 г.
Местом рождения Ирины были Афины. За необыкновенную красоту император Константин V выбрал ее в жены своему сыну Льву. После смерти свекра и восшествия на престол Льва IV, Ирина стала почти открыто покровительствовать иконопочитателям. Ее царственный супруг некоторое время закрывал на это глаза, но, когда летом 780 г. в спальне императрицы обнаружены были две иконы, он пришел в такой гнев, что прогнал ее из дворца. Но в том же году он умер, и Ирина сделалась регентшей при своем десятилетнем сыне Константине VI, а фактически — полновластной правительницей империи (Дашков: «Ирина»). Через сорок дней после смерти Льва некоторые из первых чиновников составили совет, чтобы сделать императором кесаря Никифора, его брата. Это намерение было открыто. Ирина велела схватить всех заговорщиков, высечь, остричь и сослать в заточение в разные страны. Шурьев же своих, кесарей и светлейших, постригла в священство и приказала служить им перед войском в день Рождества Христова. В 781 г. восстал сицилийский стра-тиг Елпидий, объявивший себя императором, но он был вскоре побежден и бежал в Африку.
Утвердившись у власти, Ирина исподволь стала вести дело к тому, чтобы восстановить почитание икон. В 784 г. патриарх-иконоборец Павел постригся в схиму и умер (Перед смертью он горько жаловался на свою слабость и на то, что под нажимом императора принужден был показывать себя врагом икон). После смерти Павла все уже стали смело восставать на иконоборцев. В патриархи, по воле императрицы, был положен Тарасий, который немедленно стал хлопотать о созыве Вселенского собора. Летом 786 г. в Константинополь съехались многие епископы, они собрались в храме святых Апостолов, начали читать святые писания и сравнивать сомнительные места, между тем как императрица оставалась зрительницей в пределе оглашенных. Внезапно в разгар заседания солдаты ворвались в храм и, угрожая мечами, заставили епископов разойтись. Не послушались они и императрицу, которая пыталась их успокоить. В следующем году Ирина притворилась, будто хочет защищать восточные пределы от нападения арабов. Войско и свита выступили в поход и дошли до Малагинов. В это время Ирина ввела в столицу фракийские части. Вышедшим она отправила приказ возвратить казне оружие, так как она больше не имеет в них нужды. Воинам ничего не оставалось, как выполнить ее волю. Затем они были разосланы с семьями каждый в свой город, а Ирина сформировала новое войско, поставила во главе преданных себе начальников и в мае разослала приглашения на собор, назначив местом его проведения Никею. Седьмой Вселенский собор открылся в сентябре 787 г. Он не прибавил ничего нового и сохранил в неприкосновенности решения предыдущих соборов, но отверг иконоборческую ересь.
Следующие годы Ирина провела в упорной борьбе за власть со своим сыном. В 790 г. она попыталась отстранить его от престола и заставила войска присягнуть в том, что, пока она жива, они не позволят сыну царствовать. Однако Армянский легион отказался принести такую присягу. Опасаясь буйства солдат, Ирина в конце концов отпустила к ним Константина, который и был провозглашен единовластным императором. Константин изгнал всех ее евнухов, а саму императрицу с полным обеспечением заключил в ее дворце Елефе-рия, ей же построенном, в котором она сумела утаить большую часть казны. С помощью этих денег Ирина начала сложную интригу против сына. В 796 г. император с катерью отправились в Прузию к теплым водам. Тут Константин узнал о рождении сына Льва, оставил Ирину на водах вместе со всей свитой и чиновниками, а сам на быстром корабле возвратился в город. Пользуясь этим случаем, Ирина переговорила с начальниками легионов, склонила их дарами и обещаниями к низложению ее сына и признанию ее единодержавной правительницей империи; иных она улестила сама, других — через своих приближенных, и всех привела на свою сторону. Преданный всеми, Константин был низложен в 797 г. и ослеплен.
С возвращением Ирины, дела правления сосредоточились в руках двух ее евнухов — Ставрикия и Аэция, которые враждовали и плели множество интриг против друг друга и всех возможных претендентов на власть. В 800 г. Ирина велела ослепить всех братьев своего покойного мужа. Наконец, в 801 г., после смерти Ставрикия, Аэций забрал всю власть и приобрел огромную силу. Но, несмотря на всю свою изворотливость, он просмотрел сложившийся против него заговор. В 802 г. логофет Никифор низложил Ирину, сослал ее на остров Принкипо, затем перевел на Лесбос и велел содержать под жестокой стражей. Не пережив своего падения, императрица очень скоро умерла (Феофан: 773, 774, 776— 780, 782, 783, 789, 791, 792, 795).
ИСААК I КОМНИН
Византийский император в 1057 — 1059 гг. Род ок. 1007 г. Умер 31 мая 1060 (или 1061) г.
Исаак принадлежал к знатному и богатому роду Комнинов. Он был сыном известного при Василии II полководца Мануила Ком-нина, и сам считался одним из первых военачальников своего времени. Императорская власть перешла в его руки при следующих обстоятельствах. В пасхальные дни 1057 г. самые видные и отборные из полководцев пришли на прием к правившему тогда Михаилу VI в надежде получить от него по обычаю праздничные награды. Однако император, поставив их перед собой, сначала грубо выругал всех, а потом осыпал особой бранью Кевка-мена, стратига Антиохии. От такой неожиданности все застыли на месте, ибо ждали милостей, а получили оскорбления. Это был первый удар, нанесенный воинам, он и послужил причиной их заговора. Впрочем, сначала у них даже мысли не было посягать на царскую власть, и они сделали вторую попытку расположить к себе императора. Но когда они, по образному выражению Пселла, просили у него сена, он давал им только солому, а если они возражали, отказывал и в ней и в конце концов прогнал и отослал их всех от себя, так ничего и не дав.
Раздраженные, военачальники готовы были тут же схватить императора и лишить его престола, но Исаак удержал их, сказав, что сперва все дело нужно тщательно обдумать. После этого они замыслили заговор и стали искать человека, который мог бы возглавить войско и управлять государством. Исаак всем уступал корону, утверждая, что любой из них достоин власти, тем не менее предпочтение отдали ему — ведь Комнин выделялся среди них не только родом, но и царской внешностью, благородством нрава, твердостью души и одним видом своим умел внушать уважение окружающим. В июне в Гунарии он был провозглашен императором. Не успели военачальники устроить заговора, как уже собралось у них большое войско, к которому присоединилось множество знатных людей, готовых оказать им поддержку. Когда же разнесся слух, что у них утвердился доблестный военачальник и что он поддержан самыми могущественными родами, все устремились к мятежникам. Воинское сословие и прежде хотело забрать власть над Ромейской державой и служить императору-воину, но желания свои военные держали в тайне и только лелеяли эти мечты в сердцах, ибо не было у них на примете никого, достойного престола. Видя, однако, что Исаак, которого они и не надеялись узреть в царском обличье, встал во главе мятежа, они отбросили всякие сомнения и явились к Комнину.
Хотя Исаак впервые оказался во главе такого заговора, он принялся за дело вполне разумно. Прежде всего он приступил к взысканию государственных податей, причем делал это не беспорядочно и не наобум, но учредил специальные ведомства, назначил строгих сборщиков и все по отдельности заносил в списки. Всех собравшихся к нему людей он разбил поотрядно, каждому назначил определенное жалование, снабдил необходимым для похода снаряжением. Когда все было готово, войско в полном порядке начало поход к столице.
Так как весь восток поддержал Исаака, Михаил собрал свое войско в западных фемах. В августе неподалеку от Никеи произошло решающе сражение. Сначала левый фланг императорских войск опрокинул правый фланг мятежников. Комнин готов был уже отступать в Никею, но положение исправил Кекавмен, который, командуя левым флангом, перешел в наступление и ворвался в лагерь противника. Узнав о поражении, Михаил хотел предложить Исааку титул кесаря и объявить его своим наследником. Комнин уже дал на это согласие, но тут пришло известие о возмущении в столице и об отречении императора. После этого ничего уже не препятствовало Исааку утвердиться у власти. Он торжественно въехал в столицу и венчался на царствие.
Утвердившись на престоле, Комнин как человек дела немедленно принялся за государственные дела. Еще прежде он замечал много недостатков в делах правления, да их и трудно было не заметить, так как все, кто после смерти Василия II брали в руки власть над страной, так или иначе вели ее к гибели. Однако вместо того, чтобы медленно и постепенно исправлять положение, Исаак пожелал одним махом все переменить и наладить.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106