А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


Озеро Титикака, которая находится в центре одного из наиболее замечательных бассейнов на земле, составляет "160 миль в длину и от 50 до 80 в ширину, и несет свои воды через долину Эль Десагуадеро, на юго-восток, в другое озеро, называемое Озеро Ауллагас, которое вероятно сохраняет свой низкий уровень в результате испарения или фильтрации, поскольку неизвестен его сток. Высота поверхности озера є 12846 футов над уровнем моря, и это самый большой водоем такого размера в мире". Поскольку уровень воды в озере сильно понизился за исторический период, есть все основания полагать, что когда-то вода окружала приподнятый участок земли, на котором обнаружены замечательные руины Тиагуанако.
Последние без сомнения представляют собой аборигенные монументы, принадлежащие к эпохе, предшествовавшей периоду инков, столь же удаленной, как и та, в которую жили дравиды и другие народы до прихода ариев в Индию. Хотя традиции инков упоминают о том, что великий законодатель и наставник перуанцев, Манко Капак є Ману Южной Америки є распространял свое знание и влияние из этого центра, все же эту утверждение не подтверждается фактами. Если первоначальное местопребывания аймаров или "расы Инка", было здесь, как утверждают некоторые, то почему же ни инки, ни аймары, которые живут на берегах озера и по сей день, ни даже древние перуанцы,є не имели ни малейшего представления о своей истории? Кроме неясной традиции, которая рассказывает о "гигантах", построивших эти огромные сооружения за одну ночь, мы не находим даже малейшего ключа к разгадке. И мы имеем все основания сомневаться в том, что инки вообще принадлежат к расе аймаров. Инки ведут свое происхождение от Манко Капака, сына Солнца, и аймары признают этого законодателя как своего наставника и основателем эры их цивилизации. И все же ни инки испанского периода, ни аймары не могли доказать этого. Язык последних совершенно отличен от иничуа (Inichua) є языка инков; и они были единственным народом, который не согласился отказаться от своего языка, когда они были завоеваны потомками Солнца, как нам сообщает об этом д-р Хиз.
Руины имеют все признаки глубочайшей древности. Некоторые имеют форму пирамиды, как и большинство американских курганов, и занимают несколько акров земли; в то время как монолитные ворота, колонны и каменные идолы, покрытые столь искусной резьбой, "высечены ~в стиле, совершенно отличном~ от любых других искусственных останков, обнаруженных в Америке". Д'Орбиньи говорит об этих руинах с исключительным вдохновением. "Эти монументы",є говорит он,є "состоят из кургана высотой около 100 футов, окруженного колоннами є из храма от 600 до 1200 футов в длину, открытого точно на восток и украшенного колоссальными угловыми колоннами,є из портика, изготовленного из цельного камня, покрытого барельефами искусного исполнения, которые символически представляют Солнце и его посланника кондора,є из базальтовых статуй с барельефами, в которых композиция вырезанной из камня головы является наполовину египетской,є и, наконец, из внутренней части дворца, состоящей из гигантских блоков скалы, полностью обработанных, размеры которых часто достигают 21 фута в длину, 12 в ширину и 6 в толщину. В храмах и дворцах порталы не наклонены, как у инков, но перпендикулярны; и их огромные размеры и громадный вес превосходят по своей красоте и грандиозности все то, что было построено впоследствии суверенами Куско". Подобно и другим своим коллегам-исследователям, д'Орбиньи верит, что эти руины были созданы расой, которая жила задолго до инков.
В остатках строений на озере Титикака обнаруживаются два разных архитектурных стиля. Постройки на острове Коати (Coati), например, во всех своих особенностях сходны с руинами Тиагуанако; таковы большие каменные блоки, тщательно покрытые рельефами, некоторые из которых, согласно сообщениям исследователей в 1846 году, насчитывали: "3 фута в длину на 18 футов в ширину и 6 футов в толщину"; в то время как на некоторых островах озера Титикака существуют монументы большой протяженности, "но настоящего перуанского типа, предполагаемые останки храмов, разрушенных испанцами". Знаменитое святилище с человеческой фигурой внутри принадлежит к первому типу. Его входная дверь имеет 10 футов в высоту, 13 футов в ширину, с отверстием в 6 футов 4 дюйма на 3 фута 2 дюйма, и высечена из единого камня. "Его восточная стена имеет карниз, в центре которого находится человеческая фигура странной формы, ~увенчанная лучами~, которые чередуются со змеями, имеющими головы с гребнями. По обе стороны от этой фигуры располагаются три ряда отделений, наполненных человеческими и другими фигурами, имеющими явно символическое значение..." Если бы этот храм находился в Индии, он без сомнения был бы посвящен Шиве; но он в другом полушарии, куда никогда не ступала нога Шайвы, и не проникал никто из племени Нагов, насколько это известно, хотя у мексиканских индейцев и есть свой Nagal, или главный колдун и хранитель культа змей. Руины расположены на возвышенности, которая, согласно отметкам воды вокруг нее, по-видимому первоначально была островом на озере Титикака, и "поскольку уровень озера сегодня на 135 футов ниже, и ее берега на 12 миль удаленнее, чем тогда, то этот факт в связи со всеми остальными, подтверждает убеждение в том, что эти останки древнее любых других из известных в Америке".<<6>> Следовательно, все эти реликвии единодушно приписываются одному и тому же "таинственному народу, который предшествовал перуанцам, как тульхуатеки или тольтеки є ацтекам. По-видимому, здесь обитала самая древняя цивилизация в Южной Америке, народ, который оставил такие гигантские памятники своей власти и своего искусства"... И все такие монументы являются либо Draconias є храмами, посвященными Змею,є либо храмами Солнца.
Тот же самый характер имеют и разрушенные пирамиды Теотигуакана и монолиты Паленки и Копана. Первый находится примерно в восьми лье от города Мехико на равнине Отумла и признается самым древним в этой стране. Две его главные пирамиды посвящены соответственно Солнцу и Луне. Они построены из обработанного камня, имеют квадратную форму, четыре этажа и плоскую крышу на вершине. Большая, посвященная Солнцу, имеет 221 фут в высоту, 680-футовый квадрат в основании, и занимает площадь в 11 акров, почти равную пространству, которое покрывает пирамида Хеопса. И все же, согласно Гумбольдту, пирамида Чолула выше пирамид Теотигуакана на десять футов и имеет квадрат со сторонами в 1400 футов у основания, занимая площадь в 45 акров!
Интересно послушать, что говорят самые первые авторы є историки, которые видели их во время первого завоевания,є скажем, даже о самом позднем из этих строений, большом храме Мехико. Он состоит из огромной площадки квадратной формы, "окруженной стеной из камня и известняка восьмифутовой толщины, с зубцами, украшенными многочисленными каменными фигурами ~в виде змей~",є говорит один из них. Кортес показывает, что внутри его ограждения могли бы легко разместиться 500 домов. Он был вымощен столь гладко полированными камнями, что "лошади испанцев не могли двигаться по ним, не поскальзываясь",є пишет Бернал Диас. В связи с этим мы должны вспомнить, что это не испанцы завоевали Мексику, но их ~лошади~. Так как эти люди никогда не видели перед собой лошадей в Америке вплоть до того момента, когда на берег высадились европейцы, аборигены, хотя и обладающие исключительной храбростью, "были столь сильно устрашены видом лошадей и ревом артиллерии",є что они поверили в божественное происхождение испанцев и послали им людей в качестве жертвоприношения. Эта суеверная паника достаточным образом объясняет тот факт, как кучка людей смогла столь легко одержать победу над неисчислимыми тысячами воинов.
Согласно Гомере, четыре стены, ограничивающие храм, соответствуют четырем сторонам света. В центре этой гигантской площадки возвышается большой храм, огромное пирамидальное здание в восемь этажей, облицованное камнем, с квадратом со сторонами в 300 футов у основания и 120 футов в высоту, усеченное и имеющее плоскую вершину, на которой расположены две башни, места поклонения двум божествам, которым посвящен храм є Tezcatlipoca и Huitzlipochtli. Именно здесь совершались жертвоприношения и ~поддерживался вечный огонь~. Клавигеро сообщает нам, что кроме этой великой пирамиды существовали еще сорок подобных сооружений, посвященных различным божествам. Одно носило название Tezcacalli, "Дом Сверкающих Зеркал, посвященный Tezcatlipoca, Богу Света, Души и Мира, Животворящему, Духовному Солнцу". Жилища жрецов, количество которых, согласно Царате, достигало 8000, было неподалеку, так же как и семинарии и школы. Существовали многочисленные пруды и фонтаны, рощи и сады, в которых цвели и благоухали различные растения, которые создавались для использования в некоторых священных ритуалах и для украшения алтарей; и столь велик был внутренний двор храма, что "8 или 10 тысяч человек могли свободно танцевать там во время торжественных празднований",є говорит Солис. Торквемада оценивает количество таких храмов в Мексиканской империи в 40000, но Клавигеро, говоря о величественных Teocalli (буквально, домах Бога), называет еще большую цифру.
И столь удивительны черты этого сходства между древними святынями Старого и Нового Света, что сам Гумбольдт оказался бессилен выразить свое удивление этим. "Какие поразительные аналогии существуют между монументами старых континентов и памятниками тольтеков, которые... построили эти колоссальные сооружения, усеченные пирамиды, разделенные слоями, подобно храму Ваала в Вавилоне! Откуда взяли они образцы для этих сооружений?" є восклицает он.
Знаменитый натуралист мог бы также спросить, откуда мексиканцы получили все свои ~христианские~ добродетели, оставаясь лишь бедными язычниками. Свод законов ацтеков, говорит Прескотт, "обнаруживает заботу о главных нравственных принципах, и столь же ясное понимание этих принципов, как это должно бы было быть у наиболее высокоразвитых народов". Некоторые из них являются весьма любопытными, поскольку они показывают сходство с некоторыми заповедями евангельской этики. "Тот, кто смотрит на женщину с излишним любопытством, совершает прелюбодеяние своими глазами",є гласит один из этих принципов. "Сохраняйте мир со всеми; переносите оскорбление со смирением; Бог, который видит, отомстит за тебя",є провозглашает другой. Признавая лишь одну Высшую Силу в природе, они обращались к ней как к божеству, "благодаря которому мы живем, Вездесущему, которое знает все мысли и дарует все дары, без которого человек є это ничто; невидимому, бестелесному, обладающему совершеннейшим совершенством и чистотой, под чьими крылами мы обретаем покой и полную защиту". И, называя своих детей, говорит лорд Кингсборо, "они совершают ритуал, странным образом похожий на христианский обряд крещения, губы и грудь младенца окроплялись водой, и Господа умоляли ~смыть грех~, который был дан до основания мира, ~так, чтобы ребенок смог родиться заново~". "Их законы были совершенны; справедливость, довольство и мир царили в стране этих темных язычников",є когда разбойники и иезуиты Кортеса высадились в Табаско. Столетия убийств, грабежей и насильного обращения в другую веру было достаточно для того, чтобы превратить этот тихий, безобидный и мудрый народ в тех людей, которых мы видим сегодня. Всю выгоду, какая только возможна, извлекло из них догматическое христианство. И тот, кто когда-либо был в Мексике, знает, что это означает. Страна наполнена кровожадными христианскими фанатиками, ворами, бродягами, пьяницами, хулиганами, убийцами и величайшими лжецами во всем мире, которые когда-либо появлялись на земле! Мир вашему праху и слава, О Кортес и Торквемада! По крайней мере в этом случае вы никогда не станете хвастаться просвещенностью ~вашего~ христианства, обрушившегося на бедных, и когда-то добродетельных, язычников!

III
Не в меньшей степени впечатляют и руины Центральной Америки. Массивные здания со стенами огромной толщины, они обычно имеют широкие лестницы, ведущие на главный этаж. Когда они состоят из нескольких этажей, каждый последующий этаж обычно меньше, чем тот, который под ним, и тем самым создается строение, имеющее вид многоэтажной пирамиды. Внешние стены, обычно сделанные из камня или оштукатуренные, покрыты искусно вырезанными символическими фигурами; внутренняя часть здания состоит из коридоров и темных помещений с арочными перекрытиями и крышами, которые поддерживаются перекрывающимися горизонтальными рядами камней, "и которые образуют остроконечные арки, сходные по своему типу с древнейшими памятниками старого мира". В некоторых комнатах в Паленке, Стефенс обнаружил таблички, покрытые барельефами и иероглифами удивительного вида и искусного исполнения. В Гондурасе Стефенс и Кезервуд раскопали в древнем лесу целый город, Копан,є храмы, дома и огромные монолиты со сложной резьбой на них. Скульптура Копана и его архитектурный стиль в целом уникальны, ни в каком другом месте не было обнаружено подобного стиля или даже чего-либо приближающегося к нему, кроме Квиригуа и островов на озере Никарагуа. Никто не может расшифровать таинственные надписи на этих алтарях и монолитах. За исключением нескольких строений из необработанного камня, "Копану можно с уверенностью приписать возраст более древний, чем любому другому памятнику Центральной Америки из всех, которые нам известны",є говорится в "Новой Американской Энциклопедии". Во время испанского завоевания Копан уже был давно забытыми руинами, воспоминания о которых существовали лишь в наиболее смутных и неясных традициях.
Не менее экстраординарны и останки различных эпох в Перу. Руины Храма Солнца в Куско все же производят впечатление несмотря на то, что мстительная рука испанских вандалов тяжело прошлась по нему. Если мы можем поверить рассказам самих завоевателей, то они обнаружили прибыв туда своего рода фантастический замок. За его гигантской каменной стеной полностью заключены главный храм, часовни и здания; он находится в самом центре города и даже его останки немедленно вызывают восхищение у путешественника. "За священной оградой начинались акведуки; внутри нее были сады и дороги, проложенные среди ~кустов и цветов из золота и серебра~, сделанных в подражание созданиям природы. За ним следили 4 тысячи жрецов". "Земля на 200 шагов вокруг храма считалась священной",є говорит Ла Вега,є "и никому не позволялось пересекать ее границы, не сняв обувь". Кроме главного храма, в Куско было еще 300 других храмов меньшего размера. Следующим по великолепию после главного был священный храм Pachacamac. Еще один большой храм Солнца упоминается Гумбольдтом; и, "в основании холма Cannar находилось первоначально знаменитое святилище Солнца, содержащее универсальные символы этого светила, созданные природой на поверхности гигантской скалы". Роман рассказывает нам, "храмы Перу были построены на возвышенных местах или вершинах холмов и были окружены тремя или четырьмя кольцевыми насыпями земли, одна внутри другой". Другие останки, которые я видела сама,є и особенно, курганы,є были окружены двумя, тремя или четырьмя кругами из камней. Недалеко от города Каямбе, на том самом месте, где Уллоа видел и описал древний перуанский храм "совершенно круглой формы, открытый на своей вершине",є существует несколько таких кромлехов. Приводя цитаты из статьи в "Madras Times" за 1876 год, м-р Дж. Х. Риветт-Карнак дает в своих "Археологических заметках" полную информацию о самых интересных курганах в окрестностях Бангалора:<<7>> є "Невдалеке от селения хорошо видна по крайней мере одна сотня кромлехов. Эти кромлехи окружены кругами из камней, а некоторые из них є концентрическими кругами в три или четыре слоя. Один из них, очень примечательного внешнего вида, имеет четыре круга из больших камней вокруг себя, и называется местными жителями 'Пандавара Гуди', или храм Пандавов... Это предположительно первый случай, когда местные жители всенародно признают структуры такого рода храмом прошлой, если не мифической, расы. У многих из этих структур есть три, у некоторых є два, и у отдельных є один круг камней, окружающих их". На 35 градусе северной широты, аризонские индейцы Северной Америки сохраняют по сей день свои примитивные алтари, окруженные точно такими же кругами, и их священные источники, открытые майором Альфредом Р.Келхауном, F.G.S., из Топографической Комиссии Армии США, окружены такими же символическими кругами из камней, какие были найдены в Стоунхендже и других местах.
Наиболее интересное и полное описание перуанских древностей из всех, что мы прочитали за долгое время, вышло из-под пера уже упомянутого м-ра Хиза из Канзаса. Умещая общую картину этих останков в ограниченном пространстве периодического издания,<<8>> он все же ухитряется дать мастерское и живое изображение всего их богатства.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18