А-П

П-Я

 


7 ноября Байрон снова пустился в путь, не приближаясь к берегу, он миновал остров Пуло-Кондор, зашел затем на Пуло-Тайя, где встретил шлюп, плававший под голландским флагом, хотя весь его экипаж состоял из малайцев. Затем Байрон достиг Суматры, прошел вдоль ее берега и 28 ноября бросил якорь в Батавии, столице голландских владений в Ост-Индии. В гавани стояло более ста судов, больших и маленьких — так процветала в то время торговля Ост-Индской компании. Город благоденствовал Широкие прямые улицы, прекрасно содержавшиеся каналы, обсаженные высокими деревьями, выстроившиеся в ряд дома придавали ему вид, очень напоминавший нидерландские города. На бульварах и в деловых кварталах можно было встретить португальцев, китайцев, англичан, голландцев, персов, мавров и малайцев. Празднества, приемы, всякого рода развлечения давали чужестранцу ясное представление о процветании города и делали пребывание в нем приятным.
Как ни кратковременна была стоянка, она оказалась все же слишком длительной. Едва корабли миновали Зондский пролив, ужасная гнилая лихорадка уложила на койки половину команды и послужила причиной смерти трех матросов.
10 февраля после сорокавосьмидневного перехода Байрон увидел берега Африки и тремя днями позже бросил якорь в Столовой бухте.
8 Кейптауне он смог запастись всем необходимым. Продовольствие, вода, медикаменты — все было погружено с исключительной быстротой, объяснявшейся желанием приблизить час возвращения; и корабли наконец взяли курс к берегам родины.
9 мая 1766 года «Дофин» бросил якорь в Лондонском порту, совершив кругосветное путешествие, длившееся около двадцати трех месяцев.
Из всех кругосветных путешествий, совершенных англичанами, это было наиболее удачным. До тех пор ни разу не делалось попытки совершить плавание с чисто научной целью.
Если результаты его оказались не столь плодотворными, как можно было надеяться, то в этом следует винить не командира, доказавшего свое искусство моряка, а скорее лордов Адмиралтейства, инструкции которых не отличались достаточной точностью и которые не позаботились включить в состав экспедиции, как это делалось впоследствии, ученых — специалистов по различным отраслям знания.
Впрочем, заслуги Байрона полностью оценили. Ему присвоили чин адмирала и дали важное назначение в Ост-Индию.
Плавание Байрона в чисто географическом отношении дало сравнительно немного. Но его рейд через Тихий океан, совершенный в чрезвычайно сжатые сроки, весьма обнадежил Британское адмиралтейство. После возвращения Джона Байрона лорды британского Адмиралтейства решили по горячим следам снарядить экспедицию для дальнейшего поиска и колонизации новых земель.
Сэмуэл Уоллис
В 1766 году в Тихий океан была направлена экспедиция капитана Сэмуэла Уоллиса, в распоряжение которого были предоставлены два корабля «Дельфин» и «Сваллоу». Командиром «Сваллоу» был назначен капитан Филипп Картерет. В секретных инструкциях Уоллису вменялось в обязанность отыскать Южный материк и включить его во владение британской короны.
Уоллис имел опыт плаваний в Атлантическом океане, Картерет участвовал в экспедиции Байрона в качестве одного из его помощников. Оба командира вполне отвечали целям экспедиции, чего, однако, нельзя сказать о шлюпе «Сваллоу» — ветхом судне, которое никак не могло угнаться за «Дельфином» Уоллис и Картерет покинули Плимут в августе 1766 года и 17 декабря дошли до Магелланова пролива, но из-за встречных ветров задержались в нем до 11 апреля 1767 года. У западного выхода из пролива решено было плыть дальше раздельно Требование секретной инструкции при выходе из Магелланова пролива держаться как можно более к югу оказалось, как этого и следовало ожидать, невыполнимым, и Уоллис, пройдя на северо-запад около 800 миль, направился на север примерно вдоль 95° западной долготы.
Повернув затем к востоку от острова Пасхи на северо-запад, он до 130° западной долготы шел вдоль 20–19° южной широты на запад. Это был маршрут, весьма выгодный для открытий. 6–13 июня 1767 года Уоллис вступил в центральную часть архипелага Туамоту, где открыл пять островов (Пинаки, Нукутаваке, Параоа, Мануханги и Ненгоненго; он дал им соответственно названия Уитсандей, Куин Шарлотт, Эгмонт, Глостер, Кемберленд), затем дошел до островов Общества и 17 июня открыл остров, названный им Оснабург (Мехетиа).
Через Магелланов пролив Уоллис прошел в Тихий Океан и, плывя в северо-западном направлении, достиг южных островов Паумоту. Ему посчастливилось вновь открыть остров Таити, который немногим позднее посетил Бугенвиль.
18 июня он увидел берега Таити, а 23 июня вошел в бухту Матаваи на северо-западном берегу этого острова, которую назвал гаванью Порт-Ройал. Это было самое значительное открытие, совершенное в Океании после Тасмана.
Разумеется, остров Таити был объявлен владением британской короны. Таитяне радушно встретили чужеземных гостей, но эти первые контакты с европейскими «цивилизаторами» оказались весьма пагубными для островитян. Европейцы занесли на Таити болезни, в частности венерические.
Затем он нашел несколько островов к югу от группы Самоа и в группах островов Гимберта и Маршалловых.
Открыв атоллы Увеа западнее островов Гилберта и атоллы Ронгерик и Ронгелап в Маршалловом архипелаге, Уоллис через Батавию и Капстадт (так в то время назывался город Кейптаун, который в XVII веке был голландской опорной базой на южной оконечности Африки) вернулся в Англию 20 мая 1768 года.
Уоллис наряду с Байроном, Картеретом и Бугенвилем принадлежит к видным предшественникам Кука.
Филипп Картерет
Картерет от Магелланова пролива направился на север, прошел мимо островов Хуан-Фернандес и на 25° южной широты повернул на запад. Он ушел южнее всех мореплавателей XVI и XVII веков и оставил к северу от себя остров Пасхи и архипелаг Туамоту.
2 июля 1767 года на 25° южной широты и 130° западной долготы он открыл одинокий островок, названный по имени матроса, который первым его заметил, островом Питкэрн. Через тридцать с лишним лет на этот остров высадилась мятежная команда английского брига «Баунти», которой уже не суждено было возвратиться на родину.
На самой южной окраине Туамоту Картерет открыл группу островов Дьюк-оф-Глостер. От 165° западной долготы Картерет, корабль которого находился в очень скверном состоянии, вынужден был отклониться к северу.
Во время поисков Соломоновых островов Картерет 12 августа 1767 года открыл остров Ваникоро в группе Санта-Крус, а спустя восемь дней вступил в воды Соломоновых островов, «утерянных» испанцами после первого плавания Менданьи, однако не смог определить их принадлежность к давно разыскиваемому архипелагу. Это удалось лишь Бугенвилю.
Здесь он вторично открыл остров Ндаи, на котором в 1595 году погиб Менданья, и остров Малаиту, нанес на карту небольшие острова Манаобу, Килинаилау и Бука (на картах Картерета острова Гоуер, Симпсон, Найн-Айлендс, Уинченсли).
Далее Картерет направился к Новой Гвинее, севернее ее прошел через пролив Сент-Джордж (который Дампир счел заливом) и установил, что Новая Британия состоит из двух островов Северному острову он дал название Новой Исландии. Он открыл пролив Байрона, отделяющий Новую Ирландию от острова Лавонгай (Картерет назвал остров Лавонгай Новым Ганновером). Вторично открыв острова Ниниго, на которых уже в XVI веке побывали либо Сааведра, либо Ортис де Ретес, Картерет направился сперва к острову Минданао, а затем к Сулавеси. Там он пробыл полгода, с декабря 1767 по май 1768 года, и еще три месяца находился в Батавии, где ремонтировался корабль. Только 20 мая 1769 года, ровно год спустя после возвращения «Дельфина», Картерет прибыл в Англию. Умер он в Саутгемптоне 21 июня 1796 года в чине контр-адмирала.
Как один из предшественников Кука, он внес существенный вклад в открытие островов Тихого океана.
Записки одного из участников экспедиции Уоллиса были изданы в 1848 году.
Уоллис и Картерет, сами того не подозревая, были участниками решающего сражения англо-французской «холодной войны», которое разыгралось на Тихом океане в 1767–1769 годы.
Роберт Грей
Освободившись от гнета британской короны, Североамериканские Штаты с первых же лет своего существования стали осваивать новые территории.
В 1787 году компания американских купцов организовала в Бостоне экспедицию на двух кораблях на Тихоокеанский Запад за мехами.
Корабли («Леди Вашингтон» и «Колумбия») обогнули мыс Горн и в сентябре 1788 года достигли залива Нутка (у 49° северной широты), куда и раньше ходили бостонские суда. Заготовив в этом районе много пушнины, американцы решили послать корабль «Колумбия» (212 тонн) под командой Роберта Грея за чаем в Китай, а второй корабль оставить на месте — продолжать заготовки.
Роберт Грей (1755–1806) был приучен к морю с раннего возраста, послужил в американском военном флоте в период революции, проявил себя отличным боевым офицером.
От залива Нутка Грей перешел через Гавайские острова в Кантон, продал там пушнину и купил груз чая. Он вернулся в Бостон в августе 1790 года, пройдя вокруг мыса Доброй Надежды, завершив таким образом первое кругосветное плавание на корабле под флагом США.
Через месяц Р Грей был снова послан на «Колумбии» для заготовки пушнины. К лету 1791 года он достиг Нутки, построил там во время зимовки небольшое судно и отправил его в начале апреля 1792 года к берегам Аляски на заготовку пушнины. Сам Грей на «Колумбии» пошел вдоль американского берега на юг, по-видимому, со специальным заданием. Близ 46° северной широты он увидал линию белых бурунов и правильно предположил, что за ними должна быть большая река. Возможно, он знал, так как встречался с испанскими и английскими моряками, что именно в этом районе должно быть устье крупной реки.
Р. Грей пытался подойти к берегу, но не мог сделать этого из-за встречного ветра и течения. Потеряв напрасно больше недели, он вернулся, но мысль о реке не оставляла его. В начале мая он возобновил поиски реки от 47° северной широты. На этой параллели он открыл небольшой залив, позднее названный его именем (Грейс-Харбор, у 46° 15 северной широты), и 11 мая нашел, наконец, устье большой реки. Пройдя по ней примерно 30 километров против течения, судно село на мель.
Освободиться из песчаного плена удалось с трудом, и только через 10 дней Р. Грей вновь вышел в океан. Он назвал реку Колумбией, в честь своего корабля, и в устье водрузил флаг США: это была первая формальная заявка Соединенных Штатов Америки на ту территорию Тихоокеанского Запада Северной Америки, которая в первой четверти XIX века стала называться Орегоном.
В 1859 году Орегон был официально присоединен к территории США в качестве 33 штата.
Что же касается Роберта Грея, то он еще раз обогнул земной шар и по возвращении домой в июле 1793 года ушел на покой в качестве командующего торговым флотом США на Атлантическом побережье.
Джеймс Кук
В 1769 году планета Венера должна была проходить через солнечный диск. Для наблюдения за ее прохождением в Тихий океан была снаряжена экспедиция английских ученых во главе с Джозефом Банксом. Экспедиция отправилась на корабле «Индевор», командовал которым Джеймс Кук (1728–1799), первый человек, доказавший, что Южный материк находится не там, где его искали.
За свою изобилующую путешествиями и приключениями жизнь Кук обследовал множество островков Тихого океана и сделал немало открытий. Но больше, чем своими открытиями, он гордился тем, что в течение многих месяцев, проведенных в море, не потерял ни одного человека от цинги.
Джеймс Кук был отважным моряком, он обладал сильной волей. Его отец был сельскохозяйственным рабочим, и мальчик упорным трудом пробивал себе дорогу. Путь Кука был тяжел, но привел его, в конце концов, на капитанский мостик британского военного корабля. Он сумел твердо взять в свои руки управление кораблем, завоевав авторитет офицеров-«джентльменов», косившихся на него из-за его простого происхождения.
«Индевор» обогнул мыс Горн и встал на якорь у острова Таити, где экспедиция с успехом наблюдала прохождение Венеры. Стояла невыносимая жара, термометр показывал 48° по Цельсию.
Закончив наблюдение, Кук пустился в свое знаменитое плавание и, посетив острова Товарищества, направился затем к Новой Зеландии и обогнул оба ее острова, окончательно установив, что она не является частью материка. Это было нелегкой задачей, и другой, менее настойчивый человек, вероятно, не довел бы этого дела до конца. Береговую линию длиной более 3800 километров Кук добросовестно нанес на карту. В глубь острова он не решился проникнуть, так как ему пришлось быть свидетелем людоедства среди туземцев-маори.
Кук, знавший о существовании Новой Голландии (нынешней Австралии), поплыл на запад. 19 апреля 1770 года он подошел к материку с востока и направился вдоль берега к северу. Этот берег входит теперь в состав провинции Новый Южный Уэльс. 28 апреля корабли Кука бросили якорь в бухте Ботани, названной так благодаря ее богатой растительности.
«Индевор» шел вдоль пустынных берегов Австралии, часто замечая дымки на берегу, но лишь изредка встречая туземцев. Кроме многочисленных кенгуру, исследователи видели на австралийских берегах мало интересного. Все было благополучно до 10 июня, когда «Индевор» вышел из бухты к северу от мыса Грефтон. Матрос, измерявший глубину, прокричал: «Семнадцать сажен!», а через минуту корабль наткнулся на коралловый риф. Только напряженные усилия экипажа, начавшего откачку хлынувшей в трюм воды, и сообразительность мичмана Монкхауза, сумевшего заткнуть пробоину, спасли корабль и позволили ввести его в устье какой-то речки, где он был поставлен на починку у отлогого берега. После починки «Индевор» благополучно достиг берегов Новой Гвинеи.
На корабле у Кука не было ни одного цинготного больного. Во время его прежних плаваний ему не раз приходилось быть свидетелем того, как половина, а то и больше половины команды умирали от этой ужасной болезни. И он поставил своей задачей всячески бороться с цингой. Прежде всего, он требовал чистоты и всегда лично обследовал корабль. Все помещения часто окуривали, тщательно мыли и чистили, причем каюты и трюмы после мытья просушивались горячими угольями. Строгость его обходов заставила одного из его биографов написать, что «на корабле капитана Кука каждый день было воскресенье».
Но самым главным противоцинготным средством была специальная, строго обязательная диета. Она включала кислые травы, горчицу, уксус, пшеницу в зернах, сгущенный апельсиновый и лимонный сок, салуп (напиток, сделанный из корней одной луговой травы, или американского лавра, широко распространенный до введения в употребление чая и кофе), «сухой суп», по виду напоминавший плитки столярного клея, сахар, патоку, овощи. Кроме того, всюду, где только можно было, пополнялся запас сельдерея, и часто заваривалось свежее солодовое сусло.
Все шло благополучно до прихода в Батавию. Но Батавия оказалась очагом тропической лихорадки. Во время стоянки там от нее умерло тридцать человек.
Из Батавии «Индевор» направился в Англию, куда и прибыл в июле 1771 года.
Кроме своих замечательных достижений по борьбе с цингой, первая экспедиция Кука внесла ценный вклад в географию. К главнейшим заслугам этой экспедиции относится доказательство того, что Новая Зеландия — остров, а не часть южного континента, а также нанесение на карту ее контуров и восточного берега Австралии.
В 1772 году Англия отправила вторую экспедицию из двух кораблей: кораблем «Резольюшен» командовал Кук, а «Эдвенчер» — Фюрно. Обогнув мыс Доброй Надежды, корабли взяли курс на юго-восток и в январе 1773 года пересекли Южный Полярный круг.
Южного материка нигде не было видно, зато ледяных полей и айсбергов встречалось гораздо больше, чем хотелось бы Куку. На Новой Зеландии удалось собрать большие запасы противоцинготных трав. Их варили и ели дважды в день. Травы пришлись как нельзя более кстати, так как кое-кто из команды уже заболел.
Повернув снова на юг и затем на восток, Кук окончательно пришел к убеждению, что Великого Южного материка, о котором говорили старинные географы, не существует.
Придя к такому убеждению, он покинул полярные воды, приплыл к Маркизским островам и затем к Таити. Описав дугу вокруг южной части океана, «Резольюшен» подошел к островам Эспириту-Санто, которые Кук переименовал в Ново-Гебридские. Дальше он двинулся на юго-запад и открыл большой остров, названный им Новой Каледонией.
Назад возвращались мимо Новой Зеландии и мыса Горн, с заходом на мыс Доброй Надежды. Во время этой экспедиции, длившейся три года, Кук пересек Тихий, Атлантический и Индийский океаны в полярных широтах и снова сделал несколько открытий. Длина маршрута второй экспедиции равнялась 84 000 километров, то есть больше чем в два раза превосходила длину земного экватора.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64