А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Однако он остался на яхте, так как не смог отвязать и спустить плот на воду. До полного изнеможения он откачивал воду вручную.

Карта Северной Атлантики с нанесенными трассами пути пяти победителей трансатлантических гонок одиночников 1976 года.
Белыми кружочками показано положение яхт на указанное число июня. Залитыми треугольниками ориентировочно показаны места аварий ряда яхт: 1 — «Ториа»; 2 — «Крите-III»; 3 — «Бестивер»; 4 — «ИТТ-океаник»; 5 — «Галосье»; 6 — «Гэллопинг Гейл»; 7 — «Спирит оф Америка»; 8 — «Галфстример»; 9 — «5100».
Серьезно пострадали и вышли из строя четверо яхтсменов. Среди них Фоконье на «ИТТ-океаник», которого из безнадежной ситуации спас советский корабль «Бесстрашный». Этот же корабль вырвал Терлена из лап верной смерти. После поломки автоматического рулевого устройства и потери большей части парусов его катамаран «Крите III» развалился на волнах и затонул, как только Терлен покинул палубу. Француженку Доминику Бертье в состоянии крайнего истощения обнаружили на спасательном плоту: ее яхта «Сан Мильсан» затонула. Яхту швейцарца Пьера Фельмана «Голуаз» спасло от гибели контейнерное судно «Атлантик конвейер». Состязания не закончили 52 яхтсмена, из которых лишь 5 доплыли до Ньюпорта после закрытия финиша, а двое бесследно исчезли.
Первые сведения об итогах гонки пришли через 23 дня 20 часов 12 минут с момента старта. Линию финиша в Ньюпорте первым пересек Эрик Табарли на «Пен-Дюйке VI», второй раз выиграв гонки через Атлантику. В его группе лишь американский тримаран «Кап-33» четвертым и «Клуб Медитерранэ» пятым доплыли до Ньюпорта.
Томас Гроссман на яхте «Кап-33» плыл пассатной трассой, где встретился со штормовым ветром, доходившим до 9 баллов по шкале Бофора.
Кола плыл северным маршрутом. Во время шторма на четырехмачтовике порвались фалы и паруса. Кола завернул в Сент-Джонс на Ньюфаундленде и по радиотелефону вызвал из Франции ремонтную группу. Заменив фалы и паруса, Кола возвратился на трассу и, вторым после Табарли прибыл к финишу. Но гоночная комиссия приплюсовала 10 % ко времени Кола как штраф за заход в порт и использование посторонней помощи, признав за ним лишь пятое место.
Через 24 часа 27 минут после Табарли на финиш пришел канадец Микаэл Бирч на тримаране «Третья черепаха», первым в группе «Джестер». Несмотря на штормовую погоду, Бирч прошел трассу без аварий, продемонстрировав великолепное искусство морехода и присутствие духа: в штормовую погоду он ложился спать, а во время штилей спокойно читал взятые в дорогу книги.
Затем, через 3 часа и 1 минуту после Бирча, прибыл Яворский, завоевав третье место на финише и второе — в группе «Джестер».
Третьим в группе «Джестер» был Дэвид Палмер, главный редактор лондонской газеты «Файнэншел таймс», плывший на тримаране «Ф.Т.» в зоне пассатов и, подобно Гроссману, встретивший там штормовые ветры. Палмер прибыл к финишу первым из 45 английских яхтсменов и единственным из них оказался в первой десятке одиночников. Зато честь Англии поддержала женщина, Клэр Фрэнсис, прекрасно справившаяся с плаванием в Атлантике и без аварий перенесшая все штормы. Она закончила состязания шестой в группе «Джестер» и тринадцатой на финише, а ее яхта «Робертсонс Джолли» опередила остальные 43 английские яхты.
Среди тех, кто закончил гонки, были болгарин Георгиев, прибывший к финишу тридцать седьмым, Конкольский (Чехословакия) — сорок девятым, и поляк Пухальский — пятьдесят шестым. По времени, рассчитанному согласно выравнивающей формуле, чехословацкая маленькая «Ника» переплыла Атлантику за 5 дней 13 часов и 49 минут и по подсчету очков в гандикапе оказалась на втором месте!
Самый молодой участник гонок француз Ален Габай был на финише десятым и пятым в группе «Джестер», к которой относилась его яхта «Обжектиф Сюд III». Французы оказались также ведущими в группе «Джипси-Мот». Первой яхтой этой группы была «Петрушка» 29-летнего Жан-Клода Паризи, прибывшая к финишу шестой. Второй — «Арауна IV», ведомая также французом Жаком Тимситом и достигшая финиша девятой.
Все четыре яхтсмена-одиночника из социалистических стран закончили гонки без аварий. Двое из них, Яворский и Конкольский, достигли при этом выдающихся результатов, продемонстрировав великолепное мореходное искусство и технические достоинства своих яхт. Для Георгиева и Пухальского трансатлантические гонки были начальным этапом их кругосветных рейсов. Вскоре после окончания гонок они отправились, каждый своим путем, через Панамский канал в Тихий океан и далее вокруг света.
Сегодня парусные яхты бороздят воды всех морей и океанов. Парусный сезон, некогда ограниченный несколькими месяцами в году, ныне длится непрерывно. Никто не в состоянии зарегистрировать все рейсы яхтсменов, никакое перо не опишет всех приключений, пережитых под парусами. То, что сто лет назад было привилегией лишь определенных общественных групп, стало повсеместным явлением и составной частью общечеловеческой культуры. Парусный спорт, на первых порах занятие чисто мужское, с течением времени преодолел эту односторонность. Ибо прекрасный слабый пол, как оказалось, не уступает в мужестве и романтической привязанности к морю традиционным рыцарям паруса.
1976 и 1977 годы открыли новые горизонты в развитии парусного спорта. Успех Яворского в трансатлантической гонке имел неожиданный и приятный эффект. Известный французский конструктор Жильбер Кароф и верфь «Наутис» предложили Яворскому совместное конструирование и постройку океанской яхты для регат «МИНИ-ТРАНСАТ 77», организованных по инициативе французов. К гонкам допускались небольшие яхты, не превышающие по длине 6,5 м. Яворский мог вести яхту совместной конструкции под польским флагом и сам выбрать для нее название. Все расходы брала на себя французская верфь. Предложение было принято. В кратчайший срок был изготовлен проект, а затем и сама яхта, названная «Спаниельчик».
Старт «МИНИ-ТРАНСАТ 77» состоялся 8 октября 1977 года в Пензансе (Южная Англия). Стартовало 25 из 58 записавшихся яхтсменов. Яхты плыли произвольной трассой до Санта-Круса на Тенерифе и могли по пути к Канарским островам заходить в любые порты, так как первый этап считался квалификационным. Второй этап начинался стартом 13 ноября с финишем в Фалмуте, на острове Антигуа, по другую сторону океана.
Яворский и его «Спаниельчик» оказались в Санта-Крусе в первых числах ноября. Экипажи советских рыболовных судов «Алексей Рензанов» и «Гранат» помогли Яворскому устранить небольшие повреждения на его яхте, пополнить запасы продовольствия и подготовиться к далекому одиночному плаванию.
Первым гонки «МИНИ-ТРАНСАТ 77» закончил француз Даниель Жиляф, затративший на преодоление трассы 22 дня 16 часов и 20 минут.
Казимеж Яворский закончил гонки вторым, затратив 23 дня 1 час и 20 минут, то есть всего на час с небольшим позже намеченного им срока. Польский яхтсмен потерял много времени в начале второго этапа, когда встретил очень слабые ветры: за 15 дней «Спаниельчик» проплыл лишь 1500 миль. Однако финиш был более успешным: эти же полторы тысячи миль яхтсмен прошел за 8 дней. Яворскому принадлежит и суточный рекорд на трассе регат — 185 миль.
С 27 августа 1977 года во вторых кругосветных поэтапных гонках плывут 16 яхт пяти стран.
Впереди новые рейсы, новые достижения.
Недели, месяцы, годы подготовки к ним и время ожидания сливаются со временем проб и испытаний, а сегодняшний день уходит в прошлое. Никогда минувшие события не повторяются, но все же каждое из них содержит урок для будущего. Мы читаем рассказ о них — и словно плывем маршрутами, проложенными в море окрыленными яхтами.
ПАРУСА ОТВАЖНЫХ
Предисловие к книге: «Увлекательный мир парусов»
С незапамятных времен служит людям парус. Пока плавания совершались только по рекам, он играл вспомогательную роль. Распустив четырехугольное полотнище, с попутным ветром плавали по Инду, Нилу, Тигру в древнейшие времена протоиндийские, египетские, шумерские суда; при встречном ветре их экипажи брались за весла или шесты. Когда же суда вышли в открытый океан, основным движителем стал парус. На парусных лодках и плотах были открыты океанические острова, даже такие уединенные, как остров Пасхи. Мореплаватели бронзового века, а может быть, еще и каменного, под парусом совершали трансокеанские переходы.
Тысячелетия назад строились парусные военные корабли. Создавались торговые парусные суда (недаром говорили: «Паруса — это крылья торговли»). Для многих народов судоходство всегда было не только необходимостью, но и развлечением. Нередко парусники использовались для прогулок и отдыха. Но лишь в конце XV века сформировалась особая ветвь парусного мореплавания со специальными судами-яхтами, предназначенными для состязаний или для плавания ради удовольствия.
Четырехсотлетней истории парусного спорта, или яхтинга (термин, принятый за рубежом), посвящена книга известного деятеля польского и международного парусного спорта Влодзимежа Гловацкого «Увлекательный мир парусов».
Работая с документированными источниками, В.Гловацкий со всей определенностью установил, что родиной парусного спорта следует считать Голландию с ее весьма благоприятными природными и социально-экономическими условиями, а не Англию, как это указано во многих авторитетных изданиях, посвященных парусному спорту.
В книге рассказывается об эволюции четырех основных разделов парусного спорта, основных форм использования яхт: прогулочного яхтинга, дальних плаваний, регат и океанских марафонов.
Долгое время прогулки под парусами были преимущественно уделом аристократии, имущих и привилегированных классов. Однако после победы Великой Октябрьской революции парусный спорт в нашей стране, а после второй мировой войны — в ряде стран, ставших на социалистический путь развития, превратился в средство активного отдыха широких масс трудящихся, в один из видов туризма. Короткие путешествия совершаются по реке, или по озеру, или в прибрежных районах моря. Морские путешествия требуют навыка в морском деле и знания навигации. Дальние, или, как говорят, крейсерские, плавания представляют собой парусный спорт в чистом виде. Яхтсмены, совершающие дальние океанские рейсы, должны быть отличными мореходами и навигаторами, должны в совершенстве знать парусное дело.
В книге В. Гловацкого приводится немало ярких примеров крейсерских океанских и кругосветных плаваний на яхтах, особенно на яхтах-одиночках. За столетнюю историю одиночного парусного мореплавания были совершены замечательные кругосветные рейсы Дж. Слокама, Ф.Чичестера, Л.Телиги и некоторых других. Вершиной парусного искусства может быть названо «немыслимое» кругосветное плавание шотландца Чэя Блайта, большая часть которого пришлась на «ревущие сороковые» широты южного полушария. Его маршрут совпадает с традиционными путями быстроходных «шерстяных» клиперов, но все дело в том, что Чэй Блайт проходил этот маршрут в противоположном направлении: с востока на запад, против порывистых западных ветров и против господствующих течений.
В наши дни известно немало женщин, совершивших трансокеанские и даже кругосветные путешествия. В «Увлекательном мире парусов» кратко рассказывается об английской журналистке Энн Дэвисон, которую морские историки единодушно называют первой яхтсменкой, сумевшей в одиночку покорить океан. Она на маленькой яхте «Фелисити Энн» в 1952–1953 годах пересекла o Атлантический океан. В «Увлекательном мире парусов» упоминается тихоокеанская одиссея американки Шарон Сайтс-Адамс. Рассказывает В.Гловацкий и о своих соотечественницах — знаменитых польских яхтсменках, таких, как Тереза Ремишевска и Кристина Хайновска-Лискевич, которая стала первой в мире женщиной, совершившей одиночное кругосветное плавание. Капитан Кристина плыла на отечественной яхте «Мазурек». Эта яхта типа «Конрад 32» специально была переоборудована для дальнего океанского плавания. Кругосветный рейс польской яхтсменки начался 28 марта 1976 года на Канарских островах. Еще в 1976 году «Мазурек» пересек Атлантический и большую часть Тихого океана, в общем придерживаясь кругосветного маршрута Леонида Телиги. После длительного ремонта в австралийском порту Сиднее Хайновска-Лискевич 21 мая 1977 года вновь вышла в океан. Курс «Мазурека» лежал вдоль Большого Барьерного рифа, на котором когда-то потерпел крушение известный английский мореплаватель Кук. Но не в подводных мелях или рифах таилась опасность для капитана «Мазурека». Словно лыжник-слаломист, Кристина, умело лавируя, преодолевала одно подводное препятствие за другим. Но когда все опасности остались позади, ее свалил тяжелый приступ болезни почек. С огромным трудом Кристине удалось подойти к австралийскому берегу. Жителям маленького поселка Портленд-Рок пришлось вызывать санитарный вертолет, доставивший Кристину в ближайший госпиталь. Не завершив как следует лечение, отважная мореплавательница снова вышла в океан. Она спешит. Радио принесло известие, что в кругосветное плавание вышли на яхтах-одиночках представительницы других стран. И Хайновска-Лискевич решает идти в Индийском океане без захода в порты. Однако медик, постоянно консультировавший Кристину, узнав, что на борту «Мазурека» осталось мало питьевой воды, настаивает, чтобы мореплавательница, только что перенесшая почечную болезнь, зашла на остров Маврикий. Скрепя сердце, Кристина направила «Мазурек» к Маврикию.
Пожалуй, самым тяжелым отрезком кругосветного маршрута оказался участок от Дурбана до Кейптауна, где мореплавательницу встретил десятибалльный шторм. Яростный ветер и огромные волны терзали яхту, а Кристине пришлось все это время нести бессменную вахту: на беду из строя вышел автопилот.
21 марта 1978 года в 22.00 в Атлантическом океане в точке с координатами 16°08 северной широты и 35°50 западной долготы яхта капитана Кристины Хайновска-Лискевич замкнула кругосветный маршрут. Ее плавание продолжалось более двух лет, причем 356 дней отважная мореплавательница провела в полном одиночестве в открытом океане, пройдя 28695 миль.
В июне того же года завершила одиночный кругосветный рейс новозеландка Наоми Джеймс. Она плыла на более внушительной, чем у Хайновска-Лискевич, яхте «Экспресс крузейдер» (длина -16 метров, водоизмещение -10 тонн). Любопытно, что Наоми Джеймс превзошла на два часа достижение знаменитого Чичестера, преодолев расстояние около 30 тысяч миль за 272 дня.
Что касается мужчин-яхтсменов, то после кругосветного рейса «против географии» Чэя Блайта, плавания француза Бернара Муатесье на яхте «Джошуа», совершившего практически полтора «витка» вокруг нашей планеты без единого захода в порты, антарктического рейса англичанина Льюиса на «Айс Бёрд» и рейса его соотечественника Ирвинга, предпринявшего плавание в арктических льдах вдоль побережья Северной Америки, казалось, был достигнут «Эверест парусного искусства». Однако пройдет несколько лет, и мы, наверное, будем свидетелями нового одиночного дальнего плавания, маршрут и сознательно выбранные опасности которого сейчас просто невозможно предугадать.
Весьма обстоятельно описана В.Гловацким история парусных гонок, регат. Гонки — своего рода квинтэссенция парусного спорта, его особая ветвь. Во время гонок проверяется труд и искусство корабелов — создателей гоночных яхт, мастерство яхтенных капитанов и экипажей. Гоночные яхты — специальные суда, самые совершенные и быстроходные парусники. В строительстве гоночных яхт используются современные синтетические материалы, металлы, электронные приборы и оборудование. Корпуса малых гоночных яхт стараются делать непотопляемыми, из легкого и прочного стеклопластика или углепластика, рангоут — из легкого алюминия, паруса — из дакрона и супердакрона. Недавно около Кейптауна конструкторы испытывали сверхскоростную яхту с алюминиевым парусом. На борту суперяхты «Пен-Дюйк VI», на которой француз Кола победил в последней трансатлантической одиночной гонке, установлены телевизионные камеры и электронные устройства, позволяющие управлять парусами одним нажатием кнопки. Одним словом, гоночные яхты наших дней — настоящие гоночные машины.
В «Увлекательном мире парусов» приводятся зафиксированные факты о самых первых яхтенных гонках. В.Гловацкий считает их первоначальной датой 1 октября 1661 года, когда на Темзе были проведены гонки яхт «Екатерина» и «Анна». Первая принадлежала английскому королю Карлу II, вторая — герцогу Йорку. Кстати, в других источниках приводятся иные, чуть более поздние даты рождения парусных соревнований. Так, в книге известного в дореволюционной России яхтсмена и деятеля парусного спорта Г.В.Эша «Руководство для любителей парусного спорта» приводится 1662 год, когда в английском городе Вульвиче состоялись первые официальные гонки между яхтой Карла II и голландской шхуной.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38