А-П

П-Я

 

Я так понимаю, что речь идёт именно о некой разновидности „зрения“, почему и спрашиваю. Что-то не клеится в моём представлении о процессе познания этой всей „физиологии“. Вот человек уселся на коврик, переключил внимание внутрь, синтравертился, удалил грубые возмущения релаксацией, затем прислушался к себе, ещё что-то обнаружил — срелаксировал, убрал, затем опять прислушался и так далее... Со временем чувствительность растёт, он начинает чувствовать места скопления крови, эндокринные узлы, давление воздуха в дыхательных путях и т.п. Но в процессе самопознания у него в распоряжении остаётся не столь уж многое от органов чувств: зрение вырублено, вкус отключён, обоняние туда же! Остаются слух (звуки сердца, крови), и кинестезия. Но даже если допустить, что чувствительность в процессе занятий развивается до фантастических пределов, то всё равно не могу я понять, как можно „наощущать“ всё описанное в литературе? Это можно только видеть, ИМХО, конечно. Ведь даже описание всё этого визуальное. Никто не пишет, что вот эта чакра — это что-то тёплое и склизкое, а пишут, что формы такой-то, такого-то цвета, туда-то крутится и имеет столько-то лепесточков. А как можно на ощупь сосчитать 72000 нади? Вывод: либо на пути эволюционного развития степени чувствительности индивидуума находится какой-то „скачок“, переход к другим способам восприятия реальности, где обычное „грубое“ зрение заменяется чем-то иным, назовём это, к примеру, „тонковидением“, либо все эти описания очень и очень условны, и представляют собой некие каноны устройства человеческого тела, кем-то сформулированные, которые практически никто ни подтвердить, ни опровергнуть не может (я имею в виду, прежде всего, проверку практикой для себя). Возникает вопрос, где находится этот переход к „тонкому“ зрению, что его вызывает/развивает и не являются ли все эти „видения“ самонаведённой шизой? Как пишет ВС: „наведённый религиозный образ“. Или, может быть, так трансформируются в зрительный вид кинестезические сигналы, поступающие от эндокринных и нервных узлов? С уважением...
P.S. Мужики! А вдруг так вызревает «третий глаз»? Помните бессмертное: «А во лбу звезда горит!?»
Отправлено АЮТ, 20.07.2001 в ответ на «мистическая физиология», часть 2 (ответ АЮТу от йога Урт, 20.07.2001)
«Вступая... на скользкий путь ментальных спекуляций могу предположить, что так трансформируются в зрительный образ кинестезические сигналы, поступающие от эндокринных и нервных узлов. Бывалыча ноги в одеяле во сне запутаются, а снится, что повязали гады — и зрительные образы и тактильные и слуховые — во сне. С реальной подоплёкой ограничения подвижности. Намек: прочитав изрядное количество литературы по этим чакрам начинаешь замечать, что в описаниях немало расхождений. Или даже — много расхождений. Локализация Манипуры — мой любимый примерчик. А уж с цветом, функциями, атрибутами, методами воздействия — мама дорогая! Попытайтесь привести всё это к общему знаменателю и неконтролируемая шиза обеспечена! Или принять на веру не 71999, не 72001, а именно 72000 надей, и что это кто-то точно почувствовал, я лично не в силах, хоть десять перерождений в церквах молись. ИМХО все эти медитативные образы суть попытки запустить сознательно бессознательные механизмы, о которых мы толком ничего не знаем. То есть не в образах дело как таковых, а в доступности/недоступности механизмов саморегуляции для данного индивида (речь идёт о доступе к механизмам „переключения“ системы в необычный режим деятельности — В.Б.). Можно долго спорить, кто неуловимее — вражий Джерри, или наш заяц из „Ну, погоди!“ — вопрос в развитии собственной неуловимости. И что из арсенала данных персонажей полезно Вам лично в тренировочном процессе?
«Третий глаз» по разному тоже понимают, от шишки на лбу, до способности проинтуичить удар из-за угла либо родить идею светлую. Вы что предпочитаете? Этот выбор и будет диктовать набор методик. Если есть лотосостопый гуру — выберет за Вас и облегчит задачу. В частности скажет, где этот глаз всё-таки: между бровей, в середине лба, на макушке, в середине головы или на другом плане бытия. А я на своём стою: мистическая физиология должна пониматься образно-иносказательно и использоваться на свой страх и риск в случаях острого желания побыстрее овладеть чем-нить сказочным. Её реальность — в действенности некоторых методов на некоторых людей в деле развития некоторых способностей. И эти три некоторости и делают таким сложным предметный разговор по этому вопросу. Ещё намек: поймавши в начале демократии (когда информационного разгула ещё не наступило, а у меня с собой уже было) спецов по цветовому тесту Люшера я им подсунул цветные янтры чакр. Они в йоге не бум-бум, я проверил предварительно. Попросил объяснить, что будет от созерцания таких цветовых сочетаний. Сказали что, и я восхитился — на 90% с тантрической рецептурой совпадает, а то и больше. Вы меня извините, что я нынче весь в намеках и поэзии. Просто моя любимая наука пока на эти темы говорить как-то стесняется, вот и приходится мне сдвигаться на почву языка искусства, потому что на почву религии я под пистолетом не пойду! О чём Вы меня спрашивали? Чего я Вам наотвечал? Ладно — главное не результат, а процесс... Всего наилучшего!» (влияние мистики на науку в лице её выдающихся представителей сегодня недооценивают: можно вспомнить хасидов, повлиявших на становление концепции Фрейда, Раджа-йогу, давшую толчок разработке аутогенной тренировки Шульца, дзэнских учителей Перлза и т.д.)
Тем, у кого механизмы мистической физиологии «включаются» легко, это особенно противопоказано, поскольку приводит к большим неприятностям. Либо чревато рождением сверхценных идей, а, как известно, подобные крайности ни к чему хорошему не приводят. Слишком часто сиддхи являются следствием патологии, а это лишний раз подтверждает: бесплатный сыр есть только в мышеловке.
Итак, при «работе с энергиями» мы имеем дело с поверхностными ощущениями, которые можно двигать как угодно. Будучи неоднократно вызванными, они закрепляются в виде условных рефлексов. Подобные забавы достаточно безобидны, но при некоторых расстройствах могут усугубить имеющиеся неприятности.
Глава 15
СИДДХИ
По ночам и звёзды ещё висят, но никто не знает, какой ценой..
Светлана Кекова
До сих пор осталась незатронутой тема паранормальных способностей (вибхути или сиддхи). Изложенные ниже гипотезы — не более чем попытка осознания событий, которые с какого-то момента неизбежно возникают в жизни адепта йоги.
«Самьяма есть совокупность методов работы с сознанием, включающая концентрацию, дхьяну и сосредоточение. Эти три суть средства реализации паранормальных способностей» (99, с.231, 1-1).
Или: «Благодаря самьяме на трёх изменениях (дхарана, дхьяна, самадхи) возникает знание прошлого и будущего» (там же, III, 16).
И далее: «Благодаря непосредственному восприятию содержания познавательного акта возникает знание чужой ментальности» (там же, III, 19).
«Благодаря самьяме на свете в голове возникает видение сиддхов» (там же, Ш, 32).
«Благодаря интуитивному озарению наступает всеведение» (там же, III, 33).
Сиддхи возникают, говорит Вьяса, вследствие безупречной практики самьямы. Но в то же время «Они являются препятствиями при йогическом сосредоточении, и магическими совершенствами при „пробужденном“ состоянии сознания» (там же, III, 37).
Что это за совершенства и чему именно они препятствуют?
«Мы добиваемся полного интуитивного знания о том, на чём мы сосредотачиваемся. Высшие способности чувств (гиперстезия), благодаря которым йогин может видеть и слышать на расстоянии, появляются как результат сосредоточенности. Мы может достигнуть также непосредственного знания подсознательных впечатлений и благодаря им — познания наших прошлых жизней. Йогин может сделать своё тело невидимым.
Сверхъестественные силы в действительности препятствуют самадхи, хотя они рассматриваются как совершенства, когда кто-нибудь достигнет их. Они — побочный продукт высшей жизни» (148, 323-324).
Аскеты шиваитской секты капаликов стремились именно к сиддхам: «...Их первичной целью было не столько мистическое единение с божеством, сколько достижение йогических сил — таких как телепортация, способность становиться невидимым, проникать в ум другого человека, ходить по воде и летать по воздуху». Для этого они кроме всего прочего «...Практиковали суровые упражнения Хатха-йоги» (201, с.24).
Ранее упоминалось об исключительных способностях йогов-факиров, одним из которых является наш современник Свами Рама. За этими чудесами стоит изощрённая коммуникация сознания с телом и его процессами, однако возможности этого локальны и ограничены организмом факира.
«Однако уже тогда я заинтересовалась явлениями, которыми как-то не принято заниматься в серьёзных научных исследованиях, теми, которые могут быть обозначены как особые случаи — „странные явления“: сверхсильные влияния одного человека на другого или на других в заданной ситуации, причём влияние не только на психическую, но и на соматическую сферу; видение отдалённых событий настоящего, прошлого и (что уже ни в какие ворота не лезет!) будущего» (Н.Бехтерева: «Магия мозга и лабиринты жизни», с.194).
В начале 80-х, когда я адаптировался к Москве, у мамы случился инфаркт, который родители от меня скрыли. Тогда приснился сон, настолько испугавший меня, что я среди ночи бросился звонить в Судак. Суть сна была в том, что мама умерла, но почему-то в Москве. Звонит отец, и я в ужасе выскакиваю из своего НИИ на проспекте Вернадского...
Шло время, постепенно кошмар забылся. Родители перебрались из Судака в Харьков, затем в Изюм, и уже в восемьдесят седьмом — в Москву. Мать всегда мучилась сердцем, которое ещё в сорок втором, на фронте, после ангины убил ревматизм, и летом восемьдесят восьмого произошло неизбежное.
В тот день с утра я чувствовал себя настолько странно, что, явившись на работу, решил идти сдаваться в медпункт. Но тут позвонил отец и сказал не своим голосом, чтобы я приезжал как можно скорее, маме плохо. И когда, не помня себя, я голосовал проходящим машинам — в сознании вспыхнул тот самый сон. Назвав водителю адрес, я уже знал что, как и тогда во сне, не успею. И не успел.
Совпало всё, что давным-давно приснилось мне, вплоть до маршрута и цвета автомобиля. В «Синхронистичности» Юнг рассказывает о своём друге, который гулял по испанскому городу, руководствуясь увиденным ранее сновидением, и приводит факт из биографии Сведенборга, наблюдавшего во сне горящий Стокгольм, находясь от него очень далеко. В первом случае информация поступает в сознание «игнорируя» пространство и время, во втором только пространство.
Экстраординарное восприятие нередко проявляется у больных с тяжёлой патологией мозга, это видение сквозь материальные препятствия, знание будущего, способность определять вкус и цвет на ощупь и т.д. (см. работы Ли и Васильева). То, что мозг способен к такому восприятию и в здоровом состоянии, подтверждает феномен сиддх (хотя, согласно критериям современной психиатрии, йоги, у которых такие способности есть, не являются здоровыми людьми).
Задолго до Ферми и Сцилларда физики сталкивались с явлением радиоактивного распада, но его никто не замечал, не знали, что именно нужно заметить. Как только явление было осознано, поименовано и описано оно стало встречаться очень часто. Может быть, в случае сиддх стереотипные объяснения не дают возможности встать на новую точку зрения?
Случайными Юнг называет явления, отсутствие причин у которых доказано фактически. Пример: женщина фотографирует новорождённого сына и уезжает, оставив проявлять фотопластинки в Страсбурге. Начинается война, вернуться, чтобы забрать фотографии, ей не удалось. Три года спустя, уже во Франкфурте, чтобы снять новорождённую дочь она снова приобретает фотопластинки. Когда одну из них проявили, оказалось что изображение дочери наложено на сделанное три года назад фото её сына.
Такие события Юнг назвал синхронистичными, они основаны на одновременном наличии двух состояний: либо в повседневность вторгается нечто инородное, либо с ментальным содержанием сознания вдруг начинают совпадать материальные, неизвестно откуда взявшиеся артефакты.
В девяносто четвёртом, замечательной крымской ночью на морском берегу я сказал сыну: — Надо же, как портят впечатление от ночного берега фонари этих глупых забегаловок! После этих моих слов побережье мгновенно погрузилось во тьму. Сын воскликнул: — Тебе в цирке работать надо, папа.
Подходя в кромешной темноте к домику, я опять сказал: — Всё это, конечно, хорошо, но мне бы посидеть хоть немного со своими бумагами... Окна нашей базы отдыха и берег внизу у моря мгновенно вспыхнули электрическим светом.
Подобных мелких происшествий можно припомнить много, например, сон, приснившийся весной 1993. В старом доме по улице Куйбышева, который давно снесён, готовился к переезду мой одноклассник Валера, о котором я не вспоминал Бог знает сколько. Мне так и не удалось заговорить с ним во сне, видел я и мать Валеры, умершую много лет назад, и даже его соседей.
Этим же летом в Симферополе я встретил одноклассницу, мы сидели когда-то за одной партой и не виделись ровно тридцать лет. Когда, перебирая своих ребят, добрались до Арсентьева, Нина сказала, помрачнев: — Он весной повесился, белая горячка...
Следующую группу случайных событий даёт парапсихология. Юнг в своей статистике пользовался опытами Дж.Б.Рейна, где карты со специальными символами тасовала машина. Затем они раскладывались сериями по пять штук, испытуемый, отгадывая, называл карту, которую для проверки переворачивали. Один молодой человек получал результаты гораздо выше прогнозируемых. Однажды он угадал подряд серию из 25 карт, вероятность этого составляет 1:298023876953, то есть при одной попытке в секунду подобный случай мог бы реально произойти один раз за восемь тысяч лет (весьма интересные данные о подобных вещах публиковались в журнале «Психофизика» — центр Васильева).
Юнг классифицировал эти феномены следующим образом:
1). Совпадение переживаний наблюдателя с происходящим в этот момент неподалёку событием, при котором наблюдатель лично не присутствует, но его психическое состояние полностью отвечает содержанию данного события.
2). Совпадение состояния наблюдателя с событием, происходящим в то же время, но на большом удалении.
3). Совпадение психического и ментального переживания с событием будущим, реальность которого может быть установлена только впоследствии.
Общим у всех этих отдалённых от субъекта во времени и пространстве явлений оказывается полная эквивалентность (смысловая или материальная) с тем, что он узнаёт ниоткуда или просто чувствует. Явления эти возможны при двух условиях: либо какой-то фрагмент психики индивида независим от пространства-времени, либо он встроен в гораздо более глобальную и пока неизвестную нам сеть взаимодействий.
Попытаемся взглянуть под определённым углом на соотношение общего и частного, закономерного и случайного. С одной стороны человеческое тело это типовое «изделие», тиражированное сегодня в более чем шести миллиардах экземпляров, организация и принципы функционирования его также едины. С другой стороны в нём, несомненно, наличествуют уникальные особенности, придающие индивиду неповторимость.
Американцы подсчитали, что всё население планеты представлено сотней тысяч типов лиц, то есть каждый живущий имеет примерно шестьдесят тысяч двойников (без учёта различий в возрасте).
Кроме дублирования по лицам неминуемо существуют двойники по телосложению, если совпадают обе группы признаков и возраст, мы имеем практически полную физическую идентичность.
Тираны и диктаторы часто подбирали себе двойников, иногда они находились сами, известен берлинец Густав Велер, которому власти нацистской Германии официально запретили отпускать усы, делающие его копией фюрера. Можно вспомнить Сталина и Михаила Геловани или, например, эпизод, описанный Паустовским в его автобиографическом цикле (с/с в 8 т., т.4: «Беспокойная юность», с.372, М., 1968, Худ. лит.).
Феномен близнецов (не говоря уже о клонировании) лишний раз показывает, что человеческие существа могут быть не только одинаковыми, но и полностью физически идентичными. Опираясь на сохранившихся архивы и галереи портретов, генетики исследовали ряд аристократических династий Европы. При этом выявился прелюбопытнейший факт: дети нередко похожи не на родителей, бабушек либо дедушек, а повторяют — от полного внешнего сходства до личностных свойств — облик, а иногда и судьбу людей, живших много поколений назад.
Есть два вида идентичности: двойники единоутробные (сегодня известно около двадцати миллионов пар близнецов, похожих друг на друга как две капли воды) и случайные, существующие в одном (горизонтальном) временном «слое».
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59