А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

В последующие годы цифры колебались от нескольких единиц до нескольких десятков, но отражали не столько реальные количества, сколько успехи национальных полиций, а затем и заинтересованных агентств из других стран, в борьбе с организациями "наркобаронов" и некоторыми другими преступными сообществами.
Контрабандисты кокаина следовали практике распространителей героина например, использовали международные авиалинии для транспортировки. Они также использовали рейсы, на которых совершались посадки в нескольких пунктах до и после пересечения таможенных границ. Пакетики с наркотиком упрятывали в туалетах самолетов во время первых перелетов между внутренними аэропортами. Как только проходил таможенный досмотр в аэропорту ввоза, контрабандисты отправлялись дальше на том же самолете во внутригосударственный рейс, и спокойно забирали из тайника свою "закладку".
Не менее распространен был вывоз кокаина в зоны с ослабленным пограничным и таможенным контролем, но с развитыми туристскими и коммерческими связями с США. Одним из таких мест стали острова Карибского бассейна. Небольшие самолеты сбрасывали специально упакованный "груз" контейнеры с кокаином - в обусловленных местах, где его подбирали местные дилеры или члены экипажей многочисленных американских и канадских прогулочных яхт - естественно, находящихся в цепочке преступного оборота. Перехват таких поставок - задача непростая даже при том, что контроль за воздушным пространством в этом регионе становится все более жестким. Самая крупная из таких "посылок до востребования" - 341 килограмм кокаина - была обнаружена в январе 1992 года полицейским патрулем в международных водах вблизи островов Эксума и Багамы.
Кокаин перевозили в инвалидных колясках и мягких игрушках, в тайниках, оборудованных в радиотехнических изделиях и всевозможных бытовых предметах; один из экзотических способов заключался в том, что из пасты коки, промежуточного сырья для производства кокаина, изготавливались чемоданы. Технологи от наркобизнеса постарались, чтобы внешне это галантерейное изделие ничем не отличалось от прочих; содержание, груз в чемодане был самым невинным - контрабандой являлся сам чемодан.
Распространение кокаина вне традиционного района потребления, в США и Канаду, затем в Европу, сначала Западную, а с девяностых годов и в Восточную, происходило чрезвычайно высокими, едва ли не взрывоподобными темпами. В средине шестидесятых весьма серьезные материалы, например доклад Президента США американскому Конгрессу, о кокаине говорилось так: "В настоящее время это - не главный наркотик, с которым происходят злоупотребления". В том же году таможня и агентства по борьбе с наркотиками захватили всего сорок восемь фунтов чистого кокаина, что эквивалентно приблизительно $ 18 миллионов в розничной продаже. Эксперты полагают, что перехватываются 5 - 10 процентов от полного количества контрабанды. Полное незаконное количество, ввезенное в Соединенные Штаты в 1967 году, оценивалось между 600 и 1000 фунтами; к 1969 захваченное количество удвоилось - уже около 2000 фунтов. Специалисты начали все громче заявлять о том, что в дополнение к значительному росту злоупотребления героином в Соединенных Штатах, там стало с конца шестидесятых расцветать злоупотребление кокаином и непрерывно расширялось использование марихуаны.
...В 1989 году в пригороде Лос-Анджелеса полиция и Агентство по борьбе с наркотиками США перехватили партию кокаина в 20 тонн. По тогдашним рыночным ценам, стоимость этой партии превышала 7 миллиардов долларов...
К началу девяностых годов таможенные службы в большинстве западноевропейских стран ужесточили меры контроля. Полиция, при постоянной координации со стороны Интерпола, стала все чаще получать достаточно точные сообщения о транспортных средствах и грузах, в которых ожидается поступление наркотиков. Уровень конфискаций возрос и хотя финансовое положение "картелей" позволяло идти на риск и пытаться вновь и вновь находить "окна" для поставок, одновременно начались поиски обходных путей. Одним из таких стал транзит через европейскую часть бывшего СССР. В ситуации распада закрытого тоталитарного государства на отдельные независимые страны с либеральной ориентировкой произошла ожидаемая временная потеря эффективности силовых структур и заметный рост преступности, в том числе и организованной.
Цитата из "Таймс": "...У них полиция слаба, плохо оснащена и зачастую коррумпирована, а местная мафия - могущественна и имеет хорошие связи с КГБ и подобными организациями. Это ещё и рай для отмывания денег, потому что там никто не откажется от нарко - или любого другого доллара".
Обстановка позволила наркоторговцам наладить несколько новых каналов доставки - например, в порты на Черном море, затем перегрузка на "совместных предприятиях" и реэкспорт через Польшу или непосредственно в европейские страны.
Из коммюнике саммита "Большой семерки" в 1991 году: "Политические перемены в Центральной и Восточной Европе и открытие там границ увеличили угрозу злоупотреблений наркотиками и облегчили их незаконную транспортировку"
Но либерализация внутренней жизни в СССР, равно как быстрая экономическая дифференциация населения и социальные потрясения, привели к расширению "собственной" наркомании, с расширяющимся употреблением "тяжелых наркотиков" и психотропных средств. По признанию высокопоставленного чиновника МВД ещё СССР, "...это одна из причин, по которой мы решили вступить в Интерпол... нам необходимо международное сотрудничество..." Примеры эффективности международного сотрудничества - выявление "опасных" грузов ещё до прихода на Украину или в Россию и их задержание на таможне. Так, в Севастополе удалось перехватить несколько крупных (сотни килограмм) партий кокаина, транспортировавшегося под видом сырья для пластмассовых изделий, или в герметичной таре в партии с легальным товаром. Специалисты НЦБ России и Украины считают, что устойчивого транспортного канала наркотранзита кокаина через их страны на сегодняшний день нет. Но небольшие (сравнительно) поставки для внутреннего пользования происходят по всей группе наркотиков.
Начало экспансии в США
Поначалу торговали кокаином преимущественно выходцы с Кубы и Пуэрто-Рико; первый значительный подъем в использовании кокаина в середине 1950-ых, совпадает с волной иммиграции с этих островов.
До середины 1950-ых американская мафия владела практически всем обширным игорным бизнесом на Кубе. В течение долгого периода они весьма активно вовлекали аборигенов в оборот героина. Кубинцы, однако, проявили определенную независимость и развивали начала международного движения кокаина, преимущественно произведенного на островах Карибского моря. Когда Батиста был изгнан и режим Кастро пришел к власти, мафию вышвырнули; кубинские торговцы наркотиками мигрировали во Флориду и Нью-Йорк, и растущий оборот кокаина переместился с ними.
В отличие от сложной сети синдикатов, которые осуществляют международный оборот героина, движение кокаина может происходить необычайно просто. Полное кольцо наркобизнеса и контрабанды может функционировать меньше чем с полудюжиной участников, и может быть начато двумя партнерами, или даже одним тайным руководителем с двумя "лейтенантами". Это может быть даже организовано как семейное предприятие, наподобие старомодной кондитерской.
Типичное небольшое "предприятие" с минимумом участников, но серьезным международным оборотом было создано Ральфом Сантаной, работающего с двумя прихвостнями, Лайонелом Маркезом и Франком Серрано. До ареста, Серрано "отрабатывал" южноамериканское плечо наркобизнеса в Чили, из Сантьяго и Вальпараисо. Он собирал поставки у мелких производителей, пеонов и перекупщиков, находил и обучал "курьеров" уловкам, необходимым для прохода через таможню Соединенных Штатов, намечал маршруты их поездок и координировал действия с партнерами в Северной Америке. Маркез управлял "плечом" в Соединенных Штатах, направляя тайные поставки, полученные от курьеров, оптовым торговцам в Майами и Нью-Йорке. Сантана осуществлял финансирование и "производственную политику" предприятия, а его жена, Лилиан, отвечала за вербовку курьеров-женщин, снабжая их специально разработанными предметами нательного белья и чемоданами с двойным дном, в которых им предназначалось провозить кокаин. Крупным поставщиком, дилером в Чили был Рене Гуасефф. За полгода маленькое предприятие принесло $ 15 миллионов прибыли...
Подобные организации "семейного типа" разбиваются легко, как только раскрываются их первое лица. В сломе наркобизнеса Сантаны, бюро Интерпола в Чили работало в координации с таможней Соединенных Штатов и федеральными агентами по борьбе с наркотиками в Майами, Бруклине, Манхэттане и на Лонг Айленде. Первым этапом стал эпизод в Международный аэропорту им. Джоне Ф. Кеннеди в Нью-Йорке, когда одна из курьеров, Люси Джуанита Брадбиа, показалась "излишне возбужденной" таможенному чиновнику. Он попросил открыть её чемоданы, и наметанным глазом сразу заметил двойное дно. Люси Брадбиа была задержана, и за пять или шесть дней в результате мер, предпринятых национальными службами и Интерполом, и руководители, и курьеры оказались под замком в нескольких городах от Нью-Йорка до Сантьяго. Не сразу был схвачен только Сантана, но и его арестовали месяцем позже и приговорили к пятнадцатилетнему заключению.
Простота организации, сравнительно небольшие размеры первоначальных инвестиций, быстрый оборот денег и очень высокая прибыльность приводят к тому, что в "кокаиновый" наркобизнес вступают все новые и новые лица. Постоянно расширяются и применяемые средства транспортировки. Наряду с попытками использования пассажирских и грузовых авиаперевозок, весьма велик становится объем транспортировки грузовые суднами из Лимы и других южноамериканских портов, члены команд которых работают как курьеры. Со вступлением в действие более мощных организаций, типа медельинских или калийских картелей, стали шире практиковаться перевозки сухогрузами третьих стран без ведома или с принуждением большей части команды. Теперь только один-два человека из экипажа или командного состава знали об истинном характере груза, который принимался на борт; как правило, в рейс шел и "сопровождающий", представитель картеля, который следил за соблюдением "интересов" хозяев.
Начиненные наркотиками по такой схеме суда самых различных стран приходили в порты Соединенных Штатов и Канады; часть, несомненно, разгружалась "благополучно" для наркоторговцев, а часть подвергалась арестам и конфискациям. В числе "пострадавших" оказывались зачастую не только действительные виновники произошедшего - так, в последние годы было несколько случаев массового ареста и осуждения членов экипажей украинских судов; сопровождающие же представители картелей уклонялись от наказания.
Используются и сухопутные перевозки, по Панамериканскому шоссе в Эквадору, или через Венесуэлу в Каракас и затем морским путем или воздуху в Майами.
Одна из транспортных ветвей ведет к Европе и Ближнему Востоку; кокаин поступает в южную Францию и Ливан для распределения. Ливанские наркоторговцы расценивают эти поставки как побочные, но учитывают, что некоторые пользователи героина любят "для гармоничности" употреблять и небольшое количество кокаина. Налажен своеобразный "наркотический треугольник" - круизные яхты из Флориды приобретают кокаин в Бразилии и поставляют его в восточное Средиземноморье, затем приобретают гашиш там или героин во Франции или Испании, для поставки во Флориду, и отработка "треугольника" начинается снова.
Еще одна эффективная схема международного преступного оборота кокаина - мексиканский транзит.
Кокаин перевозят водным путем из Чили, Перу и Эквадора в порты в западной Мексике, или в Мехико воздушным транспортом. Затем производятся сухопутные перевозки контрабанды до Гвадалахары, и оттуда, по налаженной сети героиновых поставок, кокаин распределяется из мексиканских пограничных городов в Соединенные Штаты. Здесь также, дилеры героина начали отрабатывать кокаин как боковую линию, но вскоре эта статья преступного экспорта стала доминирующей. На этом направлении действует и экономический фактор - чистый кокаин "мексиканского транзита" оказывается на 20 процентов дешевле, чем поставленный через Нью-Йорк.
Сильнейшее воздействие оказало распространение кокаина на преступный мир в Нью-Йорке и других североамериканских городах. Влияние и монолитность группировок "Коза Ностры", основанных на героиновом бизнесе, стали разрушаться в преступных сообществах кубинцами и пуэрториканцами, чей собственный преступный бизнес, базирующийся на распространении кокаина, держится и расширяется. Этническая солидарность в гетто укрепляет позиции "латиноамериканцев", или, как их называют, "чиканос" или "латинос".
Серьезно возросло давление чернокожего сообщества, в том числе и в обороте героина. Афроамериканцы составляют самый массовый отряд клиентов. Темнокожие преступники выполняют функции "пушеров", толкачей, осуществляют упаковку и розничную продажу кокаина и героина в тандеме; пуэрториканцы и кубинцы распространяют героин как побочный товар к кокаину. Перед лицом этого давления, группы "Коза Ностра" отступили и практически не участвуют в обороте ниже уровня импортеров. Даже в этом, однако, они уже далеко не монополисты, и по всему спектру поставок наркотиков и наркотических средств сейчас действуют представители едва ли не всех этнических групп.
Синтетики
Существенные изменения за последние десятилетия минувшего века происходили в обороте синтетических наркотиков, который Интерпол отслеживал с первых стадий проявления.
Синтетические наркотики по преимуществу производят в европейских странах: амфетамины в Нидерландах и Швеции; LSD в Дании, Франции, Германии, Испании, Швеции и Великобритании. В восьмидесятые-девяностые годы к производству и поставкам синтетиков активно подключились страны Восточной Европы (по данным Интерпола, Польша обеспечивала до 20 % общего количества "синтетиков" в Европе) и бывшего СССР; кроме того, стали действовать новые транспортные каналы поставки опиумной группы наркотиков из Центральной и Средней Азии в Западную Европу.
Проблема распространения психотропных средств особенное беспокойство стала вызывать с семидесятых годов.
Тревога, которую Интерпол поднимал в связи с распространением синтетических наркотиков, оказалась полностью оправданной. Интерпол расценивал синтетические психотропные вещества как способствующие эпидемическим размерам всемирной проблемы наркотика и настаивал, чтобы с ними обращались на том же уровне средств контроля и принимались те же контрмеры, что и по естественным наркотикам.
Синтетические наркотики классифицируются как "психотропные средства" и подразделяются на три основных типа: стимуляторы (бензедрин, амфетамины), транквилизаторы (барбитураты) и галлюциногены (LSD, часто называемый "кислотой").
В отличие от "ботанических", т. е. растительного происхождения, наркотиков, синтетики стали своеобразным идентификационным признаком принадлежности к культурному анклаву "продвинутой молодежи". Дания, Швеция и Голландия стали основными европейскими рынками синтетиков. Выход на рынок Соединенных Штатов - заманчивая цель для международного преступного оборота. Но многие из вовлеченных в преступный оборот в США - местные полулюбители. Воровство из аптек и складов фармацевтических фабрик стали главным источником поступления "товара" в некоторых общинах. Пара маленьких коробок содержит тысячи доз, так что воровство привлекательно.
Англия неожиданно для многих вошла в преступный оборот, как для местного потребления - "свой" ЛСД, импортные гашиш и героин, так и экспорт: поставки LSD на американский рынок. Тайные лаборатории по производству LSD стали раз за разом выявляться в Лондоне и окрестностях.
LSD очень тревожит правоохранительные органы, потому что этот синтетик чрезвычайно трудно выявить как контрабанду или незаконное хранение. Доза ЛСД - маленькая капелька. Один грамм препарата, соответствующий 5000 доз, можно пронести во рту, надежно упрятать в бруске мыла или тюбике зубной пасты и так далее. Килограмм, эквивалент 5 миллионам доз, можно пронести как пару бутылок, например, ликера - а стоит такое количество не менее $ 2 миллионов по оптовым ценам.
Несомненно, надо учитывать, что предварительные инвестиции в производство и оборот "кислоты" достаточно велики: необходимо $ от 5000 до $ 10000, чтобы оборудовать лабораторию и $ 540 затрат для получения единственного грамма основного материала, эрготоксина.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45