А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Острова покрыты пышной американской растительностью; в низменностях – тропические растения в горах – европейские фруктовые деревья; огромные луговые пространства (саванны) тянутся во внутренности больших островов. Главное богатство островов составляют продукты технических растении; ваниль дико растет в лесах Ямайки, агава – на Кубе и Багамских островах; на многих островах произрастают индиго, какао, кокосовые пальмы, табак, хлопчатник. Хлебное дерево пересажено с Таити в Ямайку. Из зерновых растении много возделывают кукурузы, пшеницы же очень мало; поэтому ее привозят из Канады и Соединенных Штатов. Главные предметы вывоза – сахар и кофе. Сахарный тростник, растущий на Вест-Индских островах, был перевезен сюда с Канарских островов испанцами в XVI в., а кофейное дерево – голландцами и французами из Аравии. До прибытия европейцев, на островах было очень мало туземных видов четвероногих животных: агути, пекари (мексиканская свинья), опоссум и породы небольших обезьян ; довольно много скорпионов, змей; в тихих водах живут кайманы. На Ямайке ловят черепах; птицы отличаются блестящим оперением: попугаи, колибри. Все домашние животные перевезены из Европы; и теперь рогатый скот и лошади встречаются в диком состоянии, подобно тому, как в саваннах Южной Америки. Число жителей Вест-Индских о-вов достигает до 5482000 (21 д. на 1 кв. км.), из них 12/5 миллиона – белых, около 24/5 миллиона – негров и мулатов. Негритянское население, появившееся на островах со времени ввоза сюда африканских рабов (около 1511 г.) до самого последнего времени увеличивалось. В Британских колониях рабство было уничтожено с 1834 г., на Гаити рабство прекратилось со времени восстания негров в конце XVIII ст., в датских колониях – с 1847 года, во французских – с 1848 года, в последнее время – в голландских и испанских колониях. Все негры говорят на испорченном диалекте (так наз. креольском) того народа, под властью которого находятся. Из европейцев больше всего здесь испанцев (более 1 миллиона), затем англичан (более 50000), французов (около 50000), небольшое число голландцев, датчан, шведов. Обитатели островов – христиане. Большое значение в деле распространена христианства имели «общины братьев» и методисты. Главное занятие европейцев – производство колониальных товаров и торговля ими.
За исключением свободного острова Гаити, с соседними маленькими островами (77254 кв. км., с 1377000 жителей), все остальные острова составляют колонии пяти европейских государств. Испанские колонии (Куба, Порторико) и теперь самые большие – площадь их – 128148 кв. км., с 3280000 жителей (352000 цветных). Британские колонии занимают 34499 кв. км., с 1357000 жит. (900000 негров, мулатов и вновь ввезенных кули); в их состав входят: Ямайка с о-ми Кайман (Cayman) – 11443 кв. км., с 636000 жит.; Багамские острова – 14535 кв. км., с 54000 жит. : Тринидад – 4544 кв. км., с 196000 жит.; Наветренные острова (Windward Island) или Барбадос с островами Тобаго, Гренада, С. Винцент, С. Лучия – 2150 кв. км. с 344000 жит.; Подветренные о-ва (LeewardIslands) или губернаторство Антигуа (Antigua), с островом Антигуа и группой островов: Доминика, Монсерра (Montserrat), С. Христофора. Невис, Ангвилла (Anguilla) и Тортолла (Tortolla), всего – 1827 кв. км., с 122000 жит. На английских островах губернатор острова действует именем королевы; везде есть законодательное собрание, разделяющееся на верхнюю палату, с членами по назначению правительства, и на нижнюю палату, с выборными депутатами от провинции; при губернаторе находится всегда совет из туземцев. Сумма доходов в 1889 г. 1, 6 милл. фунт. ст., расходов 1, 5 милл.; долг 2, 5, ввоз 6 милл., вывоз 6, 3 м. Французские колонии занимают площадь в 2858 кв. км., с 350000 жит. и состоят из больших островов Мартиники (988 кв. км., с 176000 жит.) и Гваделупы с соседними островами (1870 кв. км., с 159000 жит.). Нидерландские колонии занимают площадь в 1130, 33 кв. км., с 42000 жит., и состоят из островов: Курасо, св. Евстахия, Саба. Датские колонии занимают 359 кв. км. с 40000 жит. и состоят из трех островов: С. Креста, С. Иоанна и св. Фомы.
Колумб в 1492 г. открыл Багаму, Кубу, Гаити и Порторико; на этих островах, а также на Багамских и на Ямайке жили два различных племени, говоривших на разных языках: караибы – воинственное племя, и арроваки (arrowaks) – мирное. От караибов осталось теперь самое незначительное количество на берегах Южной Америки, куда их переселили испанцы. Испанцы основали первые колонии на Кубе; с 1503 г. вся земля была разделена между европейцами, а туземцы обращены в рабство и в начале XVII века совсем вымерли. Со второй половины XVI ст. острова пришли в полный упадок: ни одно чужеземное европейское судно не могло перевозить товаров, сами жители должны были вести торговлю только с Севильей, а с 1720 г. и с Кадиксом; масса колонистов выселились, все небольшие прибрежные города были разрушены с целью прекращения контрабандной торговли; с 1630 г. колонии подвергались грабежу флибустьеров, образовавших настоящее разбойническое государство. С образованием в Вест-Индии колоний других европейских держав (с XVII в. и в особенности с половины XVIII в.) вест-индские колонии начали снова процветать. Ср. Montgomery Martin, «The history, geography and statistics of the West-Indies» (Лондон, 1834 – 1835); Southey, «History of the West-Indies» (Лондон, 1827); Meinicke, "Versuch einer Geschichte der europ. Kolonien ir W. " (Веймар, 1831); Bates, «Central-America, West-Indies and South-America» (Лондон, 1882); Moister, «The West-Indies, enslaved and free» (Лондон, 1883). Rosny, «Les Antilles, etude etnograpbique» (1886).

Вестминстср

Вестминстср (Westminster) – юго-западная часть Лондона, с жилищами богатых людей и замечательными зданиями вестминстерского аббатства и парламента.

Ветеринария

Ветеринария – наука, изучающая здоровое и болезненное состояние домашних животных. Употребляемое ныне довольно часто название «ветеринарная медицина» есть плеоназм, так как слово В. в переводе значит: лечение скота. По объяснению Лангле (Lenglet), это слово происходить от кельтийских: vee (отсюда нем. Vieh) – скот, teeren (отсюда нем. zehren) – болеть, aerts или arts (нем. Artzt) – медик. От кельтов оно было заимствовано римлянами, обратившими его в слова veterinaria, veterinarius; иногда же вместо них римские авторы употребляли слово mulomedicina, mulomedicus (врач мулов). Объектами ветеринарии служат не только все домашние животные и птицы, но также и дикие, вовсе не прирученные или не вполне прирученные. Расширяя таким образом пределы своих наблюдений все шире и шире, ветеринария стремится все более и более приблизиться к идеалу – сравнительной медицине, наибольшую часть которой она составляет и теперь, и тем самым дать большее применение употреблению сравнительного метода изучения, уже принесшего столь плодотворные последствия в других отраслях естествознания. Ветеринария распадается на следующие науки: зоотомия, зоофизиология, общая зоопатология, патологическая зоотомия, общая зоопатология, частная зоопатология с частной же зоотерапией, общая, частная и оперативная зоохирургия, эпизоотология, акушерство, глазные болезни, фармакогнозия, фармация, рецептура, зоогигиена, экстерьер, ковка лошадей и др. домашних животных, наука о коневодстве, скотоводстве и т. д., ветеринарная полиция, судебная ветеринария, осмотр мяса, зоотехния. Глубокую древность В. доказывают дошедшие до нас письменные памятники самых древнейших цивилизаций. В Египте и Индии, благодаря обоготворению животных и вере в переселение душ, ветеринария занимала очень почетное место и лечением животных занимались жрецы. В Египте, где человеческая медицина распадалась на много частей (были отдельные врачи для каждого члена человеческого тела), существовали специалисты по лечению каждого отдельного рода животных. В Индии ветеринары принадлежали в высшему медицинскому сословию – Vaidya (к нему же принадлежали и врачи человека). Сведения о древнем периоде индусской медицины находятся в Ayur-Veda-Suсruta, из которой видно, что тогдашняя В. обнимала все те отрасли знания какие и теперь. Имеющиеся в ней описания некоторых болезней замечательно точны. Благодаря высокому развитию В., древние индусы могли знать и о пользе прививки оспы («Essai sur l'histoire de la medicine chez les Indous» par Lietard).
В Китае и древней Персии лечением людей и домашних животных занимались одни и те же специалисты. Хуа-то, знаменитый китайский хирург и акушер, первый решившийся на вырезывание селезенки, в своем сочинении, написанном задолго до Рождества Христова, дает на это некоторые указания (Корневский, «Матер. для истории китайской медицины»). У древних греческих авторов, Гиппократа и Аристотеля, уже встречаются зачатки сравнительной медицины в виде многих указаний на сходство болезней людей и животных. Для древних греков подметить это сходство было сравнительно не трудно, так как в Греции изучали и практиковали обе отрасли медицины одни и те же специалисты.
В древнем Риме В. имела уже совершенно отдельных адептов, хотя ею занимались также и сельские хозяева. Наиболее древний римский автор, писавший по В., был Marcus Porcius Cato Censorinus (234 – 179 до P. X.). Его сочинение – «De re rustica», – хотя главным образом трактовало о сельском хозяйстве, но содержало несколько советов о лечении животных. Тоже самое содержится в книгах Марка Теренция Варрона(116 – 27 до Р. X.) «De re rustica» и Виргилия в его «Georgica». Кроме сельских хозяев, о ветеринарии писали медики, как Авл Корнелий Цельз и знаменитый Клавдий Гален (131 – 203 гг. по Р. X.), черпавший все свои анатомические знания из зоотомии, и естественники, как Кай Плиний Младший. Наибольшею славою пользовалось сочинение Луция Юния Модерата Колумеллы (40 г. по Р. X.), также под заглавием «De re rustica» (libri XII). 6-я и 7-я книги этого сочинения трактовали о скотоводстве и В. Предписания Колумеллы относительно многих сторон В. можно рекомендовать и теперь. Во времена Колумеллы в Риме было особое сословие ветеринаров, а при римском войске, кроме лазаретов для воинов (Valetudinarium), были учреждены ветеринарные лазареты для больных и раненых лошадей (Veterinarium). Из позднейших авторов заслуживают упоминания Апсирт (Apsyrtos), Гиероклес и Вегеций. Апсирт, бывший ветеринаром при войсках Константина Великого во время похода на скифов и сарматов (319 – 321), отделил совершенно ветеринарию от медицины, начинавшей тогда приходить в упадок, и оставил после себя целый ряд трудов по В. Гиероклес (500 по Р. X.), ученый юрист, занимался также В. и пополнил сочинения Апсирта. Труд Вегевдя Рената (450 – 510 по P. X.) – «Vegetii Renati artis veterinariae s. mulomedicinae libri quatuor» – один из наилучших и наиболее полных по В. в Риме. Так как он уже не ограничивается указаниями на сходство заболевания человека и животных, но и действительно сравнивает их между собою, то его вполне справедливо можно считать отцом сравнительной медицины. С падением Римской империи пала и В., увлеченная общим упадком всех отраслей знания и только у арабов удерживается она еще некоторое время на известной высоте и у них только продолжают появляться сочинения, посвященные В., хотя и не заслуживающие особого внимания. В виду отсутствия новых трудов по В., византийский император Константин Порфирородный приказал собрать в одно целое все уцелевшие до того времени труды по этому предмету и издать их под именем «гиппиатрика» (ippiatrika). Это собрание, основанное главным образом на трудах Пероклеса и Апсирта, служило руководством для лечения животных в средние века почти во всей Европе. Оно было издано на латинском языке в 1530 г. в Париже, на греческом – 1537 в Базеле, на итальянском – 1543, 1548 и 1559 гг. в Венеции, на испанском – 1564 г. в Толедо, на французском – 1563 г. в Париже. Для той же цели служило еще и вышесказанное сочинение Вегеция, переведенное в 1532 г. на немецкий язык, 1543 г. на итальянский и в 1563 г. на французский. Одна уже эта необходимость в переводах трудов римских и греческих авторов указывает на низкий уровень В., как науки, в средние века. Вернее сказать, с падения западной Римской империи до основания первых ветеринарных школ В., как отдельной самостоятельной науки, не существовало точно также, как не существовало отдельного класса ветеринаров; лечением домашних животных занимались все, имевшие дело с ними: живодеры, овчары, пастухи, кузнецы, и позже – шталмейстеры (последние 2 класса занимались болезнями лошадей), а также различные любители животных. Из авторов того времени заслуживают упоминания труды Джордано Руфо, шталмейстера Фридриха II – «De medicina equorum» (1250 г.) и Альберта Великого, описавшего несколько болезней животных в сочинении «De animalibus» (1256). В средние века уже появляются различные открытия в области ветеринарии, ясно указывающие на ее важность. Так, честь первого открытия кровообращения, приписываемая Гарвею, на самом деле принадлежит болонскому сенатору Карлу Руини, издавшему в 1598 г. книгу: «Dell'anatomia del cavallo, dell intirmita e suoi remedi», хотя о кровообращении еще раньше в 1536 г. слегка упоминает De-la-Reyna в своей «Libro d'Albeyteria». Труд Ruini интересен еще тем, что в нем он пытается дать точное основание иппиатрии на анатомической почве и снабжает его анатомическим атласом из 15 таблиц.
С развитием человеческой медицины врачи, желая обосновать ее более твердо и не имея возможности производить опыты и исследования на человеке, входят в область зоотомии и зоофизиологии, причем различные открытия следуют одно за другим. Им же, по большей части, поручалась и борьба с эпизоотиями, опустошавшими тогда Европу с такой силой, о которой теперь трудно даже составить понятие: во время первой силезской войны в Европе за 10-летний период погибло 3 миллиона голов крупного рогатого скота от одной только чумы. Эти опустошения, наконец, обращают внимание как правительств, так и обществ, на важность изучения болезней домашних животных. Появляются даже опять зачатки сравнительной медицины, на необходимость изучения которой указывали уже ученики Сталя (Бруннер, в Галле) и Блюменбаха (Берман, в Геттингене). В 1783 г. общество философии в Роттердаме предлагает следующую тему на премию: «так как сравнительная анатомия указывает на многие переходные формы между организмами животных и человека, то каковы причины более частого заболевания людей сравнительно с животными?» Премия осталась не выданной, хотя в это время уже появились и быстро распространились по всей Европе ветеринарные школы, из коих первая открылась в 1762 г. в Лионе. С тех пор В. возникает вновь, как самостоятельная наука, и быстро приобретает важное значение, как научное, так и для сельского хозяйства, чему много способствовало и то, что, кроме ветеринаров, многие открытия в области В. делаются в настоящее время медиками, ботаниками (Ценковский), зоологами (Мечников), химиками (Пастёр) и т. д. Наибольшее научное развитие В. получила во Франции; достаточно назвать имена Брея (председателя парижской академии наук), Шово Пейха, Туссена, Нейманна, Нокара и др. Почти все ветер, общества во Франции (старейшее – «La Societe du Calvados et de laManche» основано в 1830 г.), число которых простирается свыше 30, в настоящее время объединены ежегодным конгрессом делегатов от каждого общества и избираемым им, постоянно функционирующим советом инициативы (Conseil d'imtiative), заботящимся о развитии ветеринарного дела во Франции. Кроме многочисленных периодических изданий по В., издаваемых этими обществами, во Франции существуют еще до 10 ветеринарных журналов с многочисленным контингентом подписчиков. Ветеринарная часть во Франции подчинена министерству земледелия.
Хотя В. в Германии только в сравнительно недавнее время принимает чисто научный характер и начинает подниматься на соответствующую ей высоту, тем не менее теперь она, как наука, стоит уже очень высоко. Первое зависело, главным образом, от не существовавшего нигде, кроме Германии и России, подчинения ветеринарной части медицинской, причем главными начальниками и руководителями дела являлись люди, незнакомые с ним. В виду вреда, происходившего от этого, в настоящее время во всех государствах Германии ветеринарная часть совершенно отделена от медицинской. В Пруссии в 1875 г. ветеринарное дело подчинено особой депутации по ветеринарной части. В Баварии только с 1868 г. В. была предоставлена самостоятельность и при министерстве внутренних дел назначен особый референта по ветеринарной части. Число ветеринарных обществ в Германии едва ли не превосходит число их во Франции. Немецкие ветеринарные общества также объединены посылкою делегатов в Deutsche Veterinarrath, имеющий такую же цель как и во Франции. Точно также не меньше и число специальных журналов. В Германии стремление преобразовать В. в сравнительную медицину высказывается сильно, имеется даже журнал «Deutsche Zeitschr. f. Thiermedicin und vergleichende Pathologie», часть которого с 1881 г. образовала «Zeitschr. f. vergleichende Augenheilkunde». Такое же сильное стремление замечается и в Англии, где В. и сравнительной патологии посвящены два журнала. Ветеринарных журналов в Англия хотя и немного, но они отличаются своими достоинствами, как напр., «The Veterinarian», «Veterinary Journal» и т. д. Ветеринарных обществ также очень много. В Австрии В. еще далеко не достигла такого процветания, как во Франции, Германии, Дании и др.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74