А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Зима наступает в ноябре и характеризуется частыми снежными буранами. Здесь преобладают северные и северо-западные ветры. На зиму скотоводы-кочевники спускаются из высокогорной зоны и проводят зиму в глубоких долинах. Южные склоны Каракорума отличаются значительной протяженностью. В долинах главных рек пышная растительность. Низовья Шейока, Гильгита и других главных притоков, как и сама долина Инда, отличаются плодородием и хорошим климатом. Они достаточно заселены. Здесь много обрабатываемой земли.
Даже в верхнем течении Инда и в нижних и средних течениях основных его притоков широко распространена древесная растительность. В многих долинах распространены тополь, осина, ива, бузина, клен, чинара, ясень, каштан. Нередки здесь шелковица, дикие абрикосы, яблони, груши. В верхних частях долин преобладают жимолость, ломонос, боярышник, кизильник, барбарис, шиповник. Склоны долин богаты травяной растительностью.
Правобережье Инда, расположенное между рекой и наиболее высокой частью хребтов Каракорума, несколько беднее по растительности, чем в более высокой части этой долины, между Хермангом и Лехом. Здесь расположена высокоприподнятая область, называемая Малым Тибетом. Но все же сходство этой области по высоте над уровнем моря и по названию еще не говорит об их равнозначности по климатическим условиям. Растительность здесь явно богаче. Климат значительно мягче.
Расположенная в основном восточнее города Лех по течению Инда область называется Ладаком. Эта высокогорная область является западной границей Тибетского нагорья (высота от 2750 м до 4300 м и выше). Но здесь не так холодно, как в Тибете. В течение четырех месяцев (с мая по сентябрь) в этом районе достаточно тепло даже в ночное время.
Здесь до высоты 3700 м вызревает пшеница, а до 4500 м — ячмень. Осадков в этом районе мало. Сухость воздуха большая. И поэтому снег, как правило, здесь не тает, а испаряется.
В Балтистане, расположенном западнее Ладака на южных склонах Каракорума, и частично в Ладаке распространены абрикосы, яблони, тутовое дерево, а в отдельных местах и виноград. В Балтистане сеют пшеницу, ячмень, лен, горох, гречиху, табак и люцерну, а в отдельных долинах просо, кукурузу и даже разводят овощи.
Здесь распространены те же виды животных, что и на северных склонах, но в значительно большем количестве. Кроме того, много туров, а в Ладаке — диких яков и овец.
В верхних частях долин южных склонов мир пернатых более богат, чем на северных. Здесь наряду с теми же видами птиц, что и на северных склонах, но в значительно большем количестве встречаются пустельга, голубь, крохаль, лысуха, клушицы, жаворонки, пеночки, снегири, оляпки, дрозды, земляные ласточки, трясогузки и др.
Население горных стран, располагающихся между Гиндукушем, Каракорумом и Кашмиром, при общей площади этих областей до 700 тыс. кв. км несколько больше 10 миллионов человек.
Первоначально Балтистан и Ладак были самостоятельными княжествами. Но в 1834 г. они были захвачены сикхами, а в 1846 г. перешли к Англии. Расширяя свои колониальные владения, английские колонизаторы пытались проникнуть и через хребты на север.
Население горных районов в соответствии с природными условиями занимается земледелием и животноводством. В Ладаке больше распространено земледелие и животноводство (разведение яков).
В Балтистане и смежных районах разводят рогатый скот, овец, а также кашмирских коз, славящихся длинной, тонкой и мягкой шерстью.
Средства сообщения в этих районах развиты слабо. За последние годы здесь усилилось строительство автодорог.
ИССЛЕДОВАНИЯ КАРАКОРУМА
Горная система Каракорум является одной из самых высоких и величественных, но в то же время и самых труднопроходимых и пустынных горных стран мира. Каракорум располагается между верховьями Раскем-дарьи и Инда, стиснутый со всех сторон другими высочайшими горными системами: Памиром — с северо-запада, Кунь-Лунем — с северо-востока, Гималаями — с юго-востока и Гиндукушем — с запада. Располагающийся в стороне от сколько-нибудь удовлетворительных путей сообщения Каракорум достаточно долго находился вне сферы действий географов различных стран.
Северные склоны этой горной системы, располагающиеся в Восточном Китае, требуют многодневных, а ранее и многомесячных передвижений по сложным караванным тропам, а нередко по бездорожью, для того чтобы попасть к району исследований.
Не проще путь и с юга. К южным склонам Каракорума почти до конца XIX в. также можно было добраться только после длительного пути по горным тропам и бездорожью. С востока к этой горной системе примыкает Тибетское нагорье, сложность путешествий по которому общеизвестна. И, наконец, с северо-запада и запада путь лежит через Гиндукуш.
Таким образом, Каракорум был исследован менее, чем любой другой район суши, почти вплоть до наших дней.
Но не только географическая труднодоступность явилась причиной подобного положения. Главная причина малоисследованности Каракорума заключалась в его политической недоступности. Не горный рельеф явился препятствием для географов-исследователей, а взаимоотношения между соседними государствами, для которых горная система Каракорум была не столько географической, сколько политической границей.
Этими странами являлись Англия и дореволюционная Россия. Колониальные устремления Англии были направлены на Китайский Туркестан, да и на Русскую Среднюю Азию. Дореволюционная Россия со своей стороны стремилась не только сохранить, но и расширить свое влияние в Восточном Китае. И, конечно, она не собиралась уступать свои среднеазиатские владения.
Следовательно, колонизаторские противоречия двух могучих империалистических держав встали непреодолимой стеной на пути смелых исследователей, не отступающих перед препятствиями любой трудности.
Немаловажное значение для развертывания географических исследований представляло и отношение местных жителей. Использовав неприступность горных местностей, они отважно противодействовали проникновению иноземных поработителей, отстаивая свою независимость.
Даже после того как основные княжества южных склонов Каракорума были захвачены сикхами и в 1846 г. присоединены к британским владениям того времени, горные племена не смирились. Народы основных княжеств Гиль-гит и Хунза-Нагар неоднократно изгоняли пришедших к ним интервентов.
Схема «хребтов района Каракорума
И только к девяностым годам англичане сумели окончательно утвердиться на территориях южнее хребта Каракорум. Это стало возможным после того как была построена Гильгитская военно-транспортная дорога, связавшая районы южных склонов Каракорума с Индией (Сринагар— Бандипур—Астор—Бунджи—Гильгит).
Но и после этого слава о неприступности этой горной системы не была развеяна. До сих пор исследования Каракорума как географические, так и альпинистские, проводились крайне редко и главным образом английскими военными экспедициями, прокладывавшими все новые и новые пути из Индии в Восточный Китай и среднеазиатские области России.
Сами горы, несмотря на их кажущуюся неприступность, никогда не вставали непреодолимым препятствием на пути человека. Китайские путешественники Фай-ен и Хуан-Тсанг, проникшие в эти местности, первый в V, а второй в VII в., отмечают географическую суровость и труднодоступность края, но и они не сообщали о том, что здешние горные хребты непроходимы для человека.
Северо-запад Индии был известен давно. Еще Геродот упоминает о населяющем эти края племени дардов (откуда происходит и название большого района — Дардистан). В истории сохранились свидетельства частых набегов канжутцев (жителей Хунзы и Нагара) на племена, живущие на северных слонах Каракорума. Частые набеги совершали они и на караваны, проходившие из Ладака в Яркенд и обратно.
Для этого отважные канжутцы переходили высокие и на первый взгляд неприступные хребты этой гигантской горной системы. Нередко перебирались через хребты свергнутые вожди племен со значительным числом сопровождающих.
Рассказы и предания, имеющие распространение среди жителей этих районов, сохранили и много других свидетельств о довольно частых переходах Каракорумских хребтов местными жителями в торговых, военных и иных целях.
Это подтверждают обнаруженные уже в двадцатом веке яркие, неоспоримые факты. Так, при исследовании одного из сложнейших перевалов центральной части Каракорума (перевала Салторо) английской альпинистской экспедицией, руководимой Лонгстаффом, вблизи от перевальной точки были обнаружены древние могильники. Есть немало и других исторических свидетельств о прохождении высоких и сложных перевалов этой величественной горной системы. К примеру, можно привести и тот факт, что в 1535 г. измена Рашид Султана заставила одного из правителей здешних княжеств Магомета Гайдара бежать в Бадахшан через Каракорумский перевал, чтобы найти там себе убежище.
Следовательно, можно считать, что горные хребты Каракорума не служили непреодолимой преградой. Их неизученность объясняется тем, что обстановка в этих районах не позволяла до конца девятнадцатого столетия исследовать эти действительно труднодоступные горные районы…
Первым путешественником, которому удалось попасть в эти районы, считается англичанин Томпсон. Он поднялся на перевал Каракорум в 1846 г. Путешественниками, исследовавшими верховья Нубры, были Муркрофт (1821 г.), Вигни (1835 г.) и Стречи (1848 г.), а позднее Дрю.
Спустя тринадцать лет, в 1861 г., английская военная экспедиция, руководимая полковником Годвином Оустеном, исследуя горные проходы через Каракорум, достигла ледника Балторо и осмотрела район высочайших вершин этой горной системы. Эта попытка разведки и прокладывания путей из Индии в Китайский Туркестан оставила след и в географии. Участники разведки отметили уважение к своему начальнику тем, что назвали высочайший массив исследуемой горной системы его именем, несмотря на то что местное название вершины было широко известно. С тех пор на многих географических картах главная вершина называется пиком английского полковника Годвина Оустена.
В течение двадцати пяти лет после этого Каракорум не посещался официальными экспедициями. Но и в это время отдельные исследования продолжались.
За этот период Каракорум настойчиво изучался английскими властями Индии с помощью пандитов. Особенно большую работу проводили такие известные пандиты, как Кишенсинг и Ата Мохамед. Они под видом торговцев, миссионеров и просто странников исколесили как южные, так и северные склоны. Данные, добытые ими, уточнялись последующими военными экспедициями.
С 1885 г. в Каракоруме оживляется исследовательская деятельность. В 1885—1886 гг. А. Кери и А. Даглиш прошли через Каракорум от Леха до Керии. Они пересекли хребет восточнее района высочайших вершин Каракорума, а в 1886 г. английская военная экспедиция под руководством Ф. Ионгхезбенда и Г. Джемса прошла из Яркенда (Китай) в Скардо (Индия) через перевал Мустаг.
Путешественниками было отмечено, что этот перевал значительно сокращает расстояние между Индией и Китаем, по он сложнее пути через Каракорумский перевал. Значительную сложность пути признавал и полковник М. Белл, прошедший тот же перевал несколько позднее Ионгхезбенда.
Такая характеристика маршрута через перевал Мустаг подтвердилась в сентябре 1899 г., когда Ф. Ионгхезбенд потерпел неудачу при попытке перехода через этот перевал. Но в следующем, 1900 г., другая английская военная экспедиция, возглавляемая полковником Смитом, политическим агентом Англии в Гильгите, в апреле месяце легко перешла другой высокий перевал Шимшал (4735 м). Сами участники экспедиции переправились через перевал верхом на яках; грузы же были перенесены канжутцами.
Много и других, преимущественно военных, английских экспедиций проходило за эти годы через Каракорум. Основная их цель сводилась к разведке путей через каракорумские перевалы как основных линий торговых и других связей Индии с Китаем.
Из русских путешественников эти районы были посещены известным русским исследователем-географом Б. Л. Громбчевским в 1890 г. Кроме того, хребет Каракорум пересек М. Ф. Новицкий во время своего продолжительного путешествия из Индии в Фергану в 1898 г. В своих записках он достаточно подробно описал характер пройденного пути с изложением условий путешествия по этому маршруту.
В начале девятнадцатого века число исследователей Каракорума заметно возрастает. Теперь уже наряду с военными и географическими экспедициями в эту горную страну попадают и экспедиции, имеющие альпинистские задачи.
Все такие экспедиции стремились к высочайшему массиву Каракорума, грандиозной вершине Чогори. Одни из них стремились ознакомиться с районом Центрального Каракорума; другие ставили задачу обследовать ледники этой части горной системы; третьи стремились совершить восхождения на более легкодоступные вершины. Но почти каждая из этих экспедиций ставила задачу разведки путей и изучения условий района в целях подготовки к последующим восхождениям на вторую по высоте вершину мира.
Первой альпинистской экспедицией в Каракорум нужно считать успешное путешествие известного исследователя Гималаев Мартина Конвея в 1892 г.
Этот неутомимый путешественник поднялся на пик Хиспар, возвышающийся над мощным высокогорным плато в районе Канжут — Хиспар. Своим путешествием М. Конвей внес большой вклад в дело первоначального обследования ледников, хребтов и вершин Каракорума. Он обследовал также район высочайших вершин — бассейн ледника Балторо — и наметил путь восхождения на высочайшую вершину этой горной системы Чогори. Опыт и достаточно высокая квалификация альпиниста помогли ему выбрать такой маршрут, который был вполне рационален и использовался впоследствии почти при всех попытках восхождения на эту гигантскую вершину.
Небезынтересно отметить, что сопровождающий его художник Мак Кормик снабдил отчет экспедиции хорошими иллюстрациями, отражающими различные этапы экспедиции.
В 1898, 1899 и 1903 гг. Каракорум посещали экспедиции английских альпинистов, возглавляемые супругами Буллок-Уоркман.
В 1898 г. эта группа ознакомилась с районами Ладак, Нубра и Суру. В следующем году они же, пройдя маршрут из Сринагара до Скардо, прибыли в населенный пункт Аскол, откуда намеревались заняться исследованием района одного из величайших ледников данной горной системы — Биафо.
Они прошли ледник Биафо до перевала Хиспар (5340 м) и установили, что этот ледник, имея огромную длину, характерен своеобразным бассейном питания. Его фирновый цирк имеет достаточно мощные площади только с восточной стороны. Западная сторона цирка упирается в крутые стены скального отрога и не имеет фирновых полей. На большем своем протяжении ледник Биафо залегает в узкой долине и не имеет здесь притоков справа.
За время этой экспедиции супруги Уоркман с проводником Матиасом Цурбриггеном совершили с ледника Скоро-ла два восхождения на вершины Зигфрид-горы (5700 м) и пик Буллок-Уоркман (5970 м). За время третьего выхода они взошли на вершину Косер Гунж (6440 м).
В 1903 г. та же группа вновь была в Каракоруме и посетила ледник Чого. За время проведения экспедиции альпинисты совершили восхождения на три вершины: Чого (6610м), Лунгма (6900м) и Пирамидный пик (7400м). Однако они не закончили восхождения на этот пик и были вынуждены вернуться с высоты 7200 м.
С помощью участника экспедиции Б.Хьюита Буллок-Уоркманы составили карту бассейнов ледников Биафо, Хиспар, Сосбон, Керо-Лунгма и Чого-Лунгма.
Небольшими силами этой группы была внесена известная ясность в ряд отдельных районов центральной части Каракорума.
С начала двадцатого века интерес к Каракоруму заметно увеличивается. Все чаще попадают сюда альпинистские группы и экспедиции. Они появляются то в одной, то в другой части этой горной системы. И после каждого посещения вносятся те или иные уточнения. На карту Каракорума наносились новые ледники, перевалы, вершины.
В 1902 г. район посетила экспедиция под руководством Фарбера. Но она, видимо, имела ограниченные и специфические задачи, и заметного следа в истории исследования района не оставила.
В том же году сюда выезжала широко разрекламированная в то время «Интернациональная альпинистская экспедиция», ставившая перед собой задачу не только разведки, но и штурма вершины Чогори.
Однако ей не удалось справиться с поставленной целью. Соединенных усилий английских, австрийских и швейцарских альпинистов, руководимых О. Эккенштейном, оказалось недостаточно для выполнения этой сложной задачи.
В 1909 г. в район Каракорума выезжала группа английских альпинистов, возглавляемых Лонгстаффом (кроме него, участвовали Артур Нив и Слингсби).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47