Перейдя несколько горных отрогов, караван экспедиции достиг бассейна реки Арун, глубоко прорезающей хребет Больших Гималаев почти непосредственно у склонов Эвереста.
Весьма возможно, что ущелья правых притоков реки Арун вели к вершине Джомолунгмы, но это еще предстояло проверить.
Караван экспедиции продолжал свой путь теперь на запад. Он уже миновал Тинки и Шекар и стремился к городку Тингри, который предполагалось использовать в качестве основной базы экспедиции. Целый месяц потребовалось добираться каравану от Дарджилинга до этого маленького городка, которому было суждено войти в историю многих экспедиций, предпринимавших попытки штурма величайшей вершины мира.
С высот за Тингри, через серую пустынную равнину открывался величественный вид на этот мощный участок хребта Гималаев с его четырьмя восьмитысячниками и другими снежными вершинами, сравнительно немногим ниже своих соседей-гигантов.
Слева, в восточной части хребта, высится мощный массив Кангченджунги, затем через высокие и гордые вершины гребень хребта, подходя к Макалу, сразу взлетает на высоту почти в 8500 м. Далее снежный барьер тянется к вершине Лхо-тзе, а рядом с ней, закрывая ее своим широким массивом, встает Джомолунгма, господствуя над всем окружающим.
От Джомолунгмы глубокое понижение гребня, затем поднятия отдельных вершин, и вновь гребень взлетает до высоты 8000 м. Это вершины Чо-Уйю — 8153 м и Гиачунг-канг — 7897 м. А далее снова то понижения, то взлеты высочайших вершин. И так до самого горизонта, теряющегося в синеющей дымке.
ГЛУБОКАЯ РАЗВЕДКА
Тингри оказался удобной базой для развертывания широких разведывательных работ.
Первая группа, вышедшая на разведку утром следующего дня, сразу же направилась к леднику Ронгбук.
Здесь она увидела ледник, широкой дорогой ведший прямо к вершине, которая открылась альпинистам. Даже здесь внизу, у языка ледника, все поражает своей грандиозностью — гигантские морены с очень крупными скальными обломками, суровые и строгие линии отрогов, крупные масштабы оледенения и вся величественная картина вздыбленного рельефа.
С этого места, где впоследствии был разбит основной лагерь экспедиции, Джомолунгма в своей верхней части была хорошо видна. Прежде всего бросалось в глаза, что ее очертания слагаются из очень простых и крупных линий. Эта вершина не представляет собой снежной громады с плавными склонами, типа потухших вулканов. Это не была сглаженная поверхность горной вершины с белой снежной шапкой и ровными снежно-ледовыми склонами, как это предсказывали некоторые «знатоки». Джомолунгма представляла мощное скальное поднятие хребта, опирающееся на три массивных ребра: северо-восточное, идущее в направлении перевала Рапью-ла; северо-западное (даже скорее западо-северо-западное), идущее в направлении вершины Пумори, и южное, идущее к вершине Лхо-тзе. Гигантский скальный массив, одетый сверху тонким слоем белого снежного порошка, выпавшего на склоны вершины или наметенного ветром с других склонов, представлял собой грандиозную картину.
Место наблюдения находилось на высоте 4800 м, и поэтому высота Джомолунгмы и близлежащих вершин несколько скрадывалась. Не создавалось того впечатления недосягаемости, которое испытывает каждый, наблюдая Кангченджунгу из Дарджилинга.
На всем пространстве от места наблюдения были лишь голые скалы, ледники да покрытые снегом склоны гигантских вершин, сверкающих на ярком южном солнце.
Здесь не было мягких горных ветров, которые так прекрасно освежают путешественника в горах Европы. Глубоко на самом дне долин Тибета даже среди лета часто свирепствуют жестокие бури, с ветрами, пронизывающими человека насквозь.
Наблюдая с этого места, еще трудно было решить вопрос о выборе пути на вершину. Два видимых с севера гребня не давали возможности сказать что-то определенное. Северо-западное ребро подходило с незначительным наклоном к грани самой пирамиды Джомолунгмы на высоте несколько более 7000 м, а отсюда шло крутое скальное, но значительно заснеженное ребро до самой вершины.
Судя по верхней части вершины, наиболее легким путем был маршрут по северо-восточному ребру. Но пока было неизвестно, как можно на него выйти.
Альпинисты прошли по леднику до северо-западного ребра, но, подойдя к его крутым скальным стенам, увидели, что ледник поворачивает налево и круто подходит к мощной снежной перемычке (седловине), от которой сравнительно некрутой гребень идет к северо-западному ребру. Выход на эту перемычку с ледника был, по мнению участников экспедиции, невозможен — почти отвесная трехсотметровая ледовая стена преграждала путь.
Но так или иначе стало ясным, что путь к северо-восточному ребру начинается от этой перемычки и только необходимо найти удобный выход на нее. Перемычка, как это выяснилось позднее, уже была известна топографам и даже некоторым местным жителям. Называлась она Чанг-ла и имела высоту 7007 м.
Следовательно, с ледника Ронгбук не было ни одного сколько-нибудь подходящего пути на вершину.
Почти вертикальные скальные стены совершенно не походили на пологие снежные склоны, которые были запечатлены на фотоснимках, сделанных с большого расстояния. Если прежние представления о подъеме сводились к тому, что путь на вершину будет проходить по некрутым снежным и ледовым склонам, а от штурмового лагеря до вершины придется преодолевать крутые склоны из твердого, слежавшегося снега или даже льда, то теперь стало абсолютно ясно, что даже верхняя часть маршрута будет проходить по скалам и к тому же не слишком крутым.
Чтобы проверить возможность восхождения, а скорее — для очистки совести, альпинисты поднялись выше по леднику Ронгбук. Сразу же за западным отрогом они увидели часть ледникового цирка значительных размеров. Он располагался между массивом Джомолунгмы и вершиной Нуп-тзе (высотой 7833 м), а верхней частью упирался в перемычку между Джомолунгмой и Лхо-тзе. Эта перемычка крута и труднопроходима. Однако этот маршрут интересен тем, что при успешном его преодолении есть вероятность в благоприятных условиях совершить восхождение на два восьмитысячника за один поход.
Но путь с этого ледника не прельстил английских альпинистов. Он казался им слишком сложным и труднопроходимым.
С перевальной седловины верховьев ледника Ронгбук удалось заглянуть и на южные, непальские склоны этого участка Гималаев. Отсюда открывался на редкость красивый вид на южные склоны и предгорья, но удобных подходов к массиву Джомолунгмы не оказалось и на тех участках, которые могли быть просмотрены с самой седловины. От места наблюдения на юг обрывался пятисотметровый крутой снежно-ледовый склон, который спускался к большому леднику. Верхняя часть ледника крутая и сильно изрезана сетью бесчисленных трещин. С седловины видны были очень красивые вершины Непала.
Но какой прекрасный вид открылся бы тому, кто поднимется на одну из этих южных вершин и обратит свои взоры на север.
Оттуда вершина производит более грандиозное впечатление, чем с севера. С одной из вершин хребта Махабарат, расположенной севернее Дарджилинга, открывается прекрасный вид на Джомолунгму. На переднем плане роскошные леса и луга долины Катманду, а за ними глубоко врезавшиеся в мощные склоны Гималаев темнеющие ущелья горных рек и далее как бы встающий из бездны гигантский массив Джомолунгмы со своими мощными спутниками — вершинами Лхо-тзе и Макалу. А далеко к востоку и западу длинный ряд величественных Гималайских вершин, сверкающих в солнечном сиянии своей девственной белизной, одетых пурпурно-синей дымкой, которая так свойственна южной влажной стороне Гималаев. Красота и величественность этой картины не поддается описанию. Трудно оторваться от созерцания подобной красоты и величия природы.
Решив начать штурм с перемычки северного гребня, альпинисты поставили задачу найти подход к этой перемычке (перевал Чанг-ла) с востока. Для решения этой задачи нужно было исследовать ущелья притоков рек Арун, Карта и Кама.
Альпинисты перебазировались в ущелье Карта, чтобы обследовать его верховья. Но до выхода на ледник Карта они перешли в параллельное ущелье Камы, идущее вдоль хребта Гималаев. Здесь альпинисты взошли на одну из вершин и увидели всю восточную часть Джомолунгмы.
Ущелье Камы раскинулось перед ними во всем своем величии. Восточный склон массива представлял собой гигантскую ледовую стену средней крутизной около 60°, вздымавшуюся на высоту до трех километров. Стена ослепительно блестела в лучах яркого солнца.
Огромной мощности висячий ледник располагался над нижними скальными склонами. Большие глыбы льда, обрываясь в различных частях его языка, имеющего ширину до 7 км, со страшным грохотом летели к нижним скалам. Ударившись о них, они разбивались в мелкую ледовую пыль, которая стояла белым облаком над местом обвала.
Величие картины подчеркивалось масштабами хребта, окаймлявшего цирк ледника Кама. Над крутыми ледовыми склонами высились те же гигантские вершины — Джомолунгма, Лхо-тзе и Макалу, но отсюда вид их был иной. Их крутые склоны, покрытые льдом и фирном, блестели холодным блеском, как бы подчеркивая свою недосягаемость. Вершина Джомолунгма стояла точно против ущелья, подавляя своей громадой. Большой ледник Кангчунг в сравнении с окружающими его гигантами казался незначительным.
Сплошная заснеженность верховьев этого ущелья объясняется тем, что влажные муссоны, проникая по ущелью реки Арун, попадают и в ущелье Камы.
Значительное количество осадков превращает крутые восточные склоны вершины в непреодолимые висячие ледники, а склоны участка Главного Гималайского хребта между вершинами Лхо-тзе и Макалу — в вечно грохочущие лавинами крутые снежно-фирновые склоны.
Подняться на вершину из этого ущелья было невозможно, и альпинисты вернулись с таким неутешительным выводом в ущелье Карта.
Район разведки сужался. Уменьшались надежды найти достаточно удобный путь на вершину. Но оставались еще необследованными верховья ледника Карта. Последняя возможность обнаружить подход к перемычке (перевал Чанг-ла) еще не была потеряна.
Итак, наступал решительный момент. Какой ответ получат альпинисты, поднявшись на перевал Глапка-ла, расположенный в верховьях ледника Карта?
Не теряя надежды, выступили они в поход на этот перевал. Первая часть пути проходилась ночью по некрутому леднику Карта, покрытому плотным слоем снега. Но в отдельных местах снег был сухой и сыпучий. Это замедляло движение. Удлиняли путь и попадающиеся на пути широкие трещины. Но, не замечая трудностей пути, отряд достаточно быстро двигался к перевалу и, наконец, остановился на его верхней точке.
Прямо перед ними был перевал Чанг-ла — исходный пункт для штурма Джомолунгмы. Его седловина четко вырисовывалась.
Альпинисты обратили взоры на эту точку, к которой они так давно стремились. Их не отвлекала прекрасная картина рассвета. Каждая деталь гребня Джомолунгмы резко выделялась на сапфировом небе. По мере наступления дня контур величественной вершины вырисовывался все более и более четко. Вот первый луч солнца упал на верхушку, окрасив ее сначала в розовый цвет, который затем постепенно перешел в оранжевый. По мере подъема солнца его лучи освещали все большую и большую часть массива, и он сверкал в этих утренних лучах, как алмаз. Казалось, что и скалы, сверкают изумительным блеском.
Путь к Северному перевалу был нелегким. К его верхней части можно было подойти, преодолев крутой ледовый склон около 200 м по высоте. Насколько проходим этот склон, решить было ещё очень трудно, и оценка могла быть только предположительной.
Да, склон трудный, но проходимый, — сделали они вывод.
Итак, путь к вершине был найден. Он проходил по восточному Ронгбукскому леднику и приводил к подъему на перевал Чанг-ла, с которого в дальнейшем производились все довоенные попытки восхождения на вершину.
Разведывательный отряд решил и вторую задачу. Группа в составе Меллори, Буллока и Уиллера с тремя носильщиками поднялась на Северный перевал, и тем самым было доказано, что найденный путь вполне проходим.
ТЕПЕРЬ — К ВЕРШИНЕ!
Участники экспедиции 1921 г. нашли путь к вершине и поднялись на Северный перевал — исходный пункт всех последующих попыток восхождений на Джомолунгму с севера. Но большего сделать они не смогли. Строгая пирамида вершины была очень близка, манила их к себе, и альпинисты уже видели себя мысленно на этом гиганте.
Теперь, считали альпинисты, когда все предварительные данные собраны, все возможные пути с севера, северо-востока и северо-запада исследованы, направление подъема на вершину избрано, нужно готовиться к решительному штурму. И деятельная подготовка началась сразу же по возвращении участников экспедиции в Англию. Прежде всего нужно было подобрать людей для экспедиции 1922 г., экспедиции, которая должна добиться победы над Эверестом.
Вскоре было подобрано 10 человек, которые, по мнению членов Комитета Эвереста и Клуба альпинистов, могли бы справиться с поставленной задачей.
В состав экспедиции 1922 г. было привлечено несколько новых участников. Из предыдущего состава оставался только Д. Меллори. Были приглашены: Д. Финч — молодой химик и способный альпинист, майор Е. Нортон — служивший в английских войсках в Индии и бывавший не раз в Гималаях, Г. Сомервелл — хирург по профессии, альпинист, искусный художник и музыкант, Д. Брус — родственник генерала Бруса, С. Крауфорд — служивший в гуркском полку (гурки — жители Непала), полковник Е. Струтт, доктор Уокфильд и капитан Я. Ноэль — опытный фотограф и альпинист. В качестве врача был включен опытный гималайский альпинист доктор Т. Лонгстафф.
Начальником экспедиции был назначен генерал К. Г. Брус. Он долгое время служил в гуркском полку в Непале и почти все это время находился в Гималаях. Брус участвовал во многих гималайских военных экспедициях, и руководители Комитета Эвереста считали, что никто лучше его не знал Гималаи и их население.
Из всех перечисленных лиц подготовленными к участию в штурме Эвереста считались: Меллори, Финч, Нортон и Сомервелл. Брус и Крауфорд не имели достаточного альпинистского опыта и подготовки и поэтому могли входить лишь во вспомогательный состав.
В Индии к этому составу присоединились уже известный по предыдущей экспедиции майор Морсхед и капитан Моррис, как, впрочем, и группа солдат гуркского полка.
Было подобрано 150 носильщиков; среди них преобладали местные жители — шерпы (Непал) и бхотии (Бутан). Это были горцы, отличающиеся исключительной выносливостью, смелостью и решительностью. Они как нельзя лучше отвечали задачам экспедиции.
Шерпы с самого начала восхождений в Гималаях и до сих пор — основные помощники альпинистов.
Шерпы небольшой по численности народ, проживающий в районе Соло-Кхумбу, расположенном в междуречье двух притоков реки Дудх-Коси — Бете-Коси и Имья Кхола. Этот район окружен высокими горами — частью Главного Гималайского хребта и его высокими обрывистыми отрогами. В участке Главного хребта у родины шерпов расположен только один перевал Нангпа-ла, высотой 5806 м. По этому перевалу проходит торговый путь, и издавна шерпы ходили через этот перевал в Тибет и обратно. Искусные горные охотники и скотоводы, любящие свою страну, расположенную на высоте от 2000 до 4000 м, они оказались отличными горовосходителями.
Их страна мала по размерам, и обрабатываемой земли там очень мало. Здесь произрастает пшеница (в нижних частях долины Кхумбу), выше культивируются овес, картофель. Но земля находится в собственности богатых. Большинство населения живет очень бедно, многие из них вынуждены уходить на заработки, нанимаясь в качестве носильщиков для перевозки грузов в Тибет и обратно.
Шерпы жизнерадостные и веселые люди. Они не унывают и в трудных положениях.
Живут шерпы в деревянных двухэтажных домах, в первом этаже которых расположена конюшня, а наверху — жилое помещение. В жилой комнате дома шерпов расположены: очаг, приподнятая над полом возвышенная часть комнаты, на которой разложены одеяла, подушки, а у кого есть, и ковры. На противоположной стене располагаются полки с посудой. Дальний конец комнаты используется в качестве кладовой для зерна и других продуктов. Здесь же и сельскохозяйственные орудия — деревянные плуги, мотыги и прочая утварь…
Вот эти-то простые люди и обеспечили победу зарубежным альпинистам над высочайшими вершинами мира.
Таким образом, альпинистский состав этой экспедиции нельзя было назвать сильным (в штурме практически могли участвовать только четыре человека), хотя Комитет Эвереста и констатировал, что все участники были лучшими альпинистами Англии.
Развернулась деятельная подготовка к предстоящему штурму.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47