— Что же ты, Федор Матвеевич, мне об этом раньше не доложил. Ну, ладно. Знаю, были и другие дела.
Государь замолчал и еще раз пристально посмотрел на Ивана. Потом некоторое время рассматривал карту земных полушарий на стене.
— Вижу, что ты, молодец, многому научился в чужих морях. Про твои дела против шведов, умении молчать и верности Отечеству мне хорошо известно. Теперь уверен, что сгодишься для важной государственной службы. Но на этот раз без стрельбы и смертоубийства. Расскажи еще раз, в чем сила пиратов Мадагаскара и в чем их слабость? И как они ладят с африканскими и азиатскими царьками?
Успокоившийся Иван четко ответил на вопросы. Упомянул, как пираты, лишенные запасов на берегу, быстро теряют боеспособность. Те из них, кто порасторопнее, при первой возможности стремятся убраться из жаркого климата, где малейшая царапина быстро превращается в гнойную рану, а лихорадка косит людей как картечь. В Индии прибрежные князья нанимают пиратов на службу, но требуют принять мусульманскую веру и соблюдать строгую дисциплину. В своих портах эти туземные владыки имеют арсеналы и строят небольшие корабли. Если с ними заключить договор о дружбе, то можно получить сильных союзников.
— Очень хорошо! — последние слова Ивана явно доставили удовольствие государю. Он весело взглянул на Апраксина. — Недавно на российскую службу принят в чине вице-адмирала Даниель Вильстер. Моряк опытный, служил у датчан и у шведов, его уважают и в Голландии. Говорил, что в молодые годы имел дело с пиратами. Так что ли?
— Истинно так, государь. Упоминал, что знает некоторых. Тех, что действовали у берегов Америки, а потом ушли в Индийский океан.
— Не послать ли нам его тайно на Мадагаскар?
— Зачем, государь? — Иван не смог скрыть своего удивления. От такого невежества генерал-адмирал только крякнул.
— Какая сейчас погода на Индийском океане? — спросил царь. Казалось, он не услышал вопроса Ивана.
— В августе, государь, за экватором начинается весна. С ноября по апрель в океане дуют ветры с юго-запада. После того, как корабль обогнет мыс Доброй Надежды, на Мадагаскар и в Индию можно мчаться на всех парусах, — доложил Иван.
— Ну что же, время года самое благоприятное. У тебя, Федор Матвеевич, найдутся корабли, годные для океанского плавания?
— Только прикажи, государь.
— А ты, Иван Плотников, не забыл, как с Федей Салтыковым снаряжал тайные фрегаты и перегонял их из Англии в Россию?
— Не забыл, государь?
— Теперь получишь фрегат и поведешь его из России в Англию. Там старых сослуживцев повидаешь, знакомые места посмотришь. Но знай, посылаем тебя не ради этого. Следом за тобой пойдет вице-адмирал Даниель Вильстер с отрядом российских боевых кораблей. Вместе с ним доберетесь до Мадагаскара, а то и далее. Пора нашим кораблям выходить в океан. Думаю, иностранные державы обратят на это внимание.
— Они за нами следят постоянно. Уже имеют понятие о силе Российской державы, — ответил генерал-адмирал.
— Все понял, государь, — произнес Иван.
— Не все ты понял, капитан-лейтенант. Это дело будем делать не ради того, чтобы занять удобную гавань или ухватить островок в теплых морях. Своей земли имеем немерено. Постоянно посылаем людей в Сибирь и на Тихий океан, чтобы точно описали и нанесли на карты берега, реки и горы. Надо доподлинно узнать, сходятся ли Азия с Америкой. Но главное сейчас, нам нельзя забывать о торговом пути в Индию….
Теперь Иван вспомнил о встречах на Каспии с капитан-лейтенантом Соймоновым. Видел, какую большую работу тот ведет по сбору достоверных сведений о торговых путях в Индию. Переходы через безводные пустыни, нападения кочевников, коварство и жадность местных правителей делали их трудными и ненадежными. Победоносное окончание Северной войны и поход на Каспий обеспечивали новый водный путь с Запада на Восток, через Неву, Волгу, Каспийское море. Не зря английские купцы всячески стараются получит разрешение на провоз индийских и персидских товаров через порт Санкт-Петербурга.
— И еще нельзя забывать о том, что на южных и восточных российских границах должны царить мир и порядок, — продолжал царь. — Ни с кем нашего секретного плана не обсуждай. Потом мы с генерал-адмиралом точно скажем, что и как тебе надлежит делать. Пока молчи и готовься. Эй, кто там есть!
В комнату живо вскочил денщик:
— Какие будут приказания, государь!
— Как там наши гости?
— Танцуют, веселятся, всем довольны. Один кавалер набрался сверх меры, свалился с пристани в Неву. Все обошлось, матросы тут же вытащили!
— Этих молодцов укажешь, наградим. А сейчас собери нам закусить.
Приказание было немедленно исполнено.
— За здоровье всего семейства Ивана Михайловича! — произнес свой любимый тост государь. — С Божьей помощью сохраним крепкий секрет. Этот разговор окончили, пошли танцевать. Одеваться!
Глава 85
Российский фрегат «Самсон» стоял в Портсмуте вторую неделю. Осенняя погода не радовала. Через Северное море прошли без особого ущерба. Немного потрепало, но люди были бодры и здоровы, корпус крепок, снасти в порядке. Тем не менее, командир корабля, капитан-лейтенант Иван Плотников, не спешил покидать просторный рейд. Пока его фрегат пополнял запасы пресной воды и свежей провизии, он часто бывал в одной из гостиниц города, где встречался с разными людьми.
Были среди них и знакомые. Просоленные и просмоленные морские волки, которые с большим интересом рассматривали военный корабль под Андреевским флагом. От тех моряков, кто недавно ходил с адмиралом Норрисом в Балтийское море, все знали, что именно этот фрегат часто появлялся вблизи британской эскадры. С него постоянно передавали сигналы на другие российские корабли и береговые посты. Все попытки догнать и захватить такого назойливого спутника заканчивались неудачей. Теперь гости внимательно осматривали корабль, хвалили порядок и чистоту, отличную выучку команды. Благодарили за гостеприимство хлебосольного командира.
На берегу встречались с Иваном и другие джентльмены. Их мало интересовало состояние снастей, хранение парусов, средства от цинги и другие специальные вопросы морского дела. Они расспрашивали о последних новостях из столицы российской империи, пребывании иностранных послов, ценах на столичной бирже. В разговоре умели задавать вполне невинные вопросы и угадывать ответы по выражению глаз и молчанию собеседника.
Их интерес к России не ослабел и после подписания мира со Швецией. Совсем недавно английская дипломатия попыталась втянуть московитов в новую войну. На этот раз с Турцией. В Санкт-Петербурге не стали скрывать раздражения по этому поводу. Граф Михаил Бестужев-Рюмин, новый российский посол в Лондоне, опубликовал меморандум, в котором в весьма сильных выражениях охарактеризовал политику короля Георга в отношении России. Каким-то образом этот откровенный документ попал в газеты. После этого в деловых кругах Лондона были высказаны критические замечания в отношении внешней политики властей, которая наносит ущерб внешней торговли Англии. Все это переполнило чашу терпения обитателей Букингемского дворца, и российскому послу было предложено покинуть страну. Дипломатические отношения формально были прерваны, но торговля продолжалась, российские волонтеры обучались в Англии, а британские подданные работали в России.
То, что некоторые из собеседников узнали в нем прежнего лейтенанта королевского флота, Иван понял сразу. Но никто не высказал осуждения. Понимали, что старина Джон Карпентер вышел в отставку и стал одним из тех, кто поступил на российскую службу. О том, что царь Петр щедро платит толковым иностранцам, слышали все. Иные жаловались, что после окончания войны с испанцами перебиваются случайными заработками. Даже просили и за них замолвить словечко перед российским командованием.
Иван обещал и без стеснения расспрашивал о старых знакомых. Узнал, что капитан Хинсток скончался, а контр-адмирал Джек Фишер отдыхает в своем поместье. Поручив старшему офицеру следить за порядком на фрегате, отправился в Лондон, где решил закупить карты южных морей и некоторые астрономические инструменты. Еще совсем случайно встретился с одним джентльменом из стаи «лебедей с Темзы», расспрашивал его о последних событиях у берегов Африки и Индии, о ценах на чернокожих рабов.
В одну из лондонских газет дал объявление о том, что на российский фрегат требуется скрипач, который должен будет развлекать матросов во время дальнего плавания.
Как-то в гостинице один из собеседников невзначай спросил — куда подевался такой знаменитый моряк, как Даниель Вильстер? Еще недавно датские и английские друзья торжественно провожали его на российскую службу, на которой старику обещали дать адмиральское звание, а теперь о нем ничего не слышно. Капитан одного из торговых судов, только что вернувшийся из Санкт-Петербурга, уверяет, что оба сына Вильстера, Иоганн и Ульрих, ставшие офицерами российского флота, также ничего не знают о местонахождении отца. Хотя про остальных иностранцев на царской службе известно многое. Вот, например, капитана Витуса Беринга собираются послать на Тихий океан для изучения берегов и поиска пролива между Азией и Америкой.
В ответ Иван только руками разводил.
Немного погодя появился еще один знакомый и просил подтвердить достоверность сообщения графа Бассевича, который сейчас находится в России в составе посольства герцога Голштинии. Своего товарища в Гамбурге этот дипломат известил о том, что царь приказал готовить к выходу в море 24 линейных корабля и 14 фрегатов. Сейчас на них грузятся припасы для плавания сроком в шесть месяцев. Куда может направляться такая громадная эскадра? Если в один из балтийских портов, то ведь скоро большая часть Балтики покроется льдом. Значит…?
И на этот раз Иван не дал ответа. Только промолвил, что на все царская воля. А океан велик. Еще раз случайно спросил, как там поживает его старый друг Джек Фишер?
На газетное объявление откликнулось несколько музыкантов, но всем им пришлось отказать под разными предлогами. Был среди них пожилой господин, который признался, что страдает морской болезнью. Но потом добавил, что в Голландии, в замке Лоо, его игру на скрипке все очень хвалили. Показал рекомендательные письма.
Молодец князь Борис Куракин! Не промедлил с извещением!
После этой встречи Иван поспешил вернуться на фрегат. Из потаенного ящика достал конверт с пятью сургучными печатями. Инструкция была краткой и подтверждала то, о чем говорилось в Летнем дворце,
Теперь можно начинать!
В поместье, где отдыхал в кругу семьи контр-адмирал Джек Фишер, ушло письмо. Не окажет ли старый друг честь и не встретится ли с капитаном российского фрегата, который уходит в дальнее плавание?
Положительный ответ пришел довольно быстро.
На «Самсоне» британского контр-адмирала встретили торжественно. Хотя визит и не носил официального характера, но гремели салюты, матросы кричали «ура», дудки боцмана и его помощников заливались соловьями.
Гость, прихрамывая и потирая поясницу, довольно бодро поднимался по трапам, заглядывал во все закоулки корабля, задавал дельные вопросы. Потом в капитанской каюте за обильным угощением вспоминали молодые мичманские годы. Поднимали тосты за встречу, дружбу, успехи по службе. Особо — за процветание России и Великобритании, продолжение и укрепление их взаимно полезных связей.
Затем Джек повел доверительный разговор и для начала пожаловался на свои трудности. Война окончилась успешно, но король Георг не умеет правильно оценить события в мире. Все еще думает только об интересах своего крохотного Ганновера и совсем не уделяет внимания британскому флоту. Королева Анна, больная и капризная женщина, и то больше заботилась о нуждах Адмиралтейства. Несколько раз приезжала в Портсмут, чтобы взглянуть на учения флота. А этот немец ни разу не посетил ни одного корабля британского флота! Вот в России царь Петр любит море и корабли, по-настоящему заботится о моряках. Какой замечательный фрегат «Самсон», какой на нем порядок! Надо еще раз выпить за капитанский чин старого друга! Без сомнения, придет время, и он станет адмиралом Российской империи!
От полноты чувств Иван засопел носом, вроде как смахнул слезу. Видно было, что добрые пожелания гостя растрогали его до глубины души.
Глава 86
— Куда направляется «Самсон»? — поинтересовался Джек Фишер.
— В испанский порт Кадис, — ответил Иван.
… Понял, что сейчас старый друг начнет спрашивать о главном. О том, что больше всего интересует важных лордов Адмиралтейства и, несомненно, некоторых членов британского правительства. Вот и будем отвечать, как условились во время последнего разговора в Летнем саду.
… Дружба — дружбой, а служба — службой!
— В Испании отличная соль и ее провоз морем обходится очень дешево, — продолжал Иван. — Жаль, что осенняя погода задерживает наш выход в море. Выпьем, Джек, за попутный ветер!
— Зачем царю целый фрегат соли?
— Так сейчас мясо и треску солят для всего флота!
— Значит, корабли уходят в дальний поход? Из Санкт-Петербурга голландский посланник де Вилл сообщил своему начальству, что, по слухам, российская эскадра направляется в Индию. Но этому никто не верит.
— Ох, Джек, не знаю, что тебе и сказать. Но — как другу! Это секретное задание, а тайные дела всегда привлекают чужое внимание.
— Лично меня российские секреты не интересуют. Но в Адмиралтействе слышал, что человек, похожий на вице-адмирала Даниеля Вильстера, находится в Ревеле. Он одет, как простой моряк, а рядом с ним непрерывно несут караул солдаты, или морские пехотинцы.
— Сам знаешь, что для портовых грузчиков и таможенных чиновников в гавани нет секретов. Порой о выходе в плавание они узнают раньше адмирала, — вздохнул Иван. Потом немного помолчал и только махнул рукой. — Эх, да чего там, все равно об этом станет известно через пару недель! Вильстер наблюдает за снаряжением фрегатов «Амстердам-Галей» и «Декронделиве». Отличные корабли, построены в Голландии, на каждом по 32 пушки. Но подготовка ведется под большим секретом, и всем приказано молчать.
Эту новость Джек выслушал без особого интереса. Заговорили о семейных делах, выпили за здоровье жен и детей. Но Ивану явно хотелось показать старому другу всю степень своей осведомленности в делах высокой политики.
— Говорят, что эти два фрегата пойдут на Мадагаскар, а может быть, и в Индию.
— Так далеко? — удивился Джек. — Значит поэтому бывший шведский офицер Наркос странствует по английским портовым тавернам в поисках тех пиратов, которые когда-то бывали на Мадагаскаре? Они когда-то обращались за покровительством к королю Карлу, а теперь понадобились царю Петру.
— Наркос нанялся на российскую службу, а бывшим пиратам обещано хорошее жалование и земли. Во Франции и голландских портах также ищут тех, кто бывал в Индийском океане. Но ты сам знаешь, что на этих ребят нельзя положиться — дисциплины не признают и всегда готовы взбунтоваться.
— Ты прав, пираты народ ненадежный. Но разве флот царя не будет сопровождать корабли Вильстера?
— Не дальше Копенгагена, чтобы вернуться в Ревель до того, как Балтийское море замерзнет. Но наше начальство больше рассчитывает не на пиратов, а на других моряков.
— Уж не на испанцев ли? Или португальцев? — усмехнулся Джек.
— Не забывай, старина, что у российского императора много друзей среди восточных владык! — Иван обнял старого дуга и горячо зашептал ему в самое ухо. — Возьми хотя бы мореходов племени джавасим. Они держат в руках все пути в Красном море. Или старика Конаджи Ангрия и пять его сыновей, которые хозяйничают в Аравийском море и Персидском заливе. Их флот не уступает эскадре Ост-Индийской компании. Знаю, что Вильстеру будут даны царские грамоты с предложением дружбы и взаимной помощи на имя верховного правителя Индии Великого Могола и короля Мадагаскара. А уж армянские купцы давно поджидают наши корабли в портах Индийского океана…
— Удивительно! — московские разносолы до предела обострили все чувства гостя.
— Да что там Индийский океан! Главное не в нем! — разошелся Иван. Он полностью вошел в роль и дал волю фантазии. Словно в хмельном кураже, широко махнул рукой в сторону карты мира, висевшей на переборке его каюты. Для убедительности ткнул пальцем в Средиземное море. — Наш поход в Южные моря отвлекающий маневр! Если турки опять замыслят недоброе, то плескаться на мелководье возле Азова не станем. Теперь у российского императора хватает боевых кораблей и опытных моряков! Главная эскадра двинется в Средиземное море. Там греки и другие народы помогут. Они давно мечтают о свержении султанского ига. Разом перекроем пролив Дарданеллы, и в Стамбуле лишаться поставок пшеницы из Египта, золота из Нубии и других заморских товаров.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54