– Никогда не видел столько воды! – с улыбкой пояснил он. – Так красиво! Многие мои друзья, там, в Магадане, ездили к океану. От нас даже проложили туда железную дорогу, чтобы можно было добраться до него всего за день. Но у меня все не хватало то времени, то денег, а то и желания. Не с кем было съездить… А так хотелось поваляться на пляже, искупаться, почувствовать, как в грудь бьют такие вот высокие волны. На наших трех озерах тоже хорошо. И песок мягкий, совсем как здесь, и вода теплее, чем в океане. Но… Не знаю, мне сложно это объяснить. Когда не видишь противоположного берега – все как-то по-другому.
– Страшнее, – сказал Агрон.
– Страшнее? Да, пожалуй. Немного жутко при мысли о таком количестве воды. О том, что наш мир – это клочок Земель Арктара в тысячекратно превосходящем его по размерам океане. О том, что из воды все мы вышли и в воду должны вернуться.
– Звучит так, будто твой народ хоронит умерших в воду…
– Последние годы так и есть. Откуда-то пошла традиция тела умерших правителей или просто богатых людей класть в лодку и пускать в океан на волю волн. Мои родители всегда с сомнением относились к этому обычаю, и их отношение передалось и мне. Люди всегда хоронили своих мертвецов как по эту сторону гор, так и по ту. Но в то же время в этом что-то есть. Земли Арктара поднялись из воды и однажды могут туда вернуться. Отправляя мертвых в плавание, мы лишь отдаем воде то, что ей и так принадлежит.
– Огневики так же относятся к огню.
– Да, – кивнул Алекс. – Странно только, что Арктар создал клан Огня, но не создал клана Воды.
– Может быть, потому, что понимал: вода не нуждается в поклонении? Она и так по могуществу вполне может сравниться со Смертью.
Прошагав еще с полдюжины верст, они разбили лагерь на опушке леса, приблизительно напротив острова овеществленной воды, острова элементалей, где хранился Свиток Настоящего. Вопрос был лишь в том, как добраться туда. Как добыть Свиток, друзья решили даже не задумываться – все равно они понятия не имели, что ждет их на острове и как встретят их духи воды. Но в том, что Свиток Настоящего находится именно там, они не сомневались ни секунды. Во-первых, потому, что уж в этом-то Библиотекарь ошибаться не мог, а во-вторых, Свиток манил их, как некогда Свиток Прошлого.
Остров представлял собой гранитную скалу, поднявшуюся из океана. Она выступала из воды как минимум метра на три, а потому вторым вопросом, волновавшим путников, было: «Как взобраться на него, когда доберемся туда?» Размеры острова можно было представить пока лишь приблизительно, но, судя по всему, он по форме отдаленно напоминал круг диаметром не более полутора сотен метров.
– Как я понял, ты… как бы это поделикатнее сказать… боишься воды? – спросил Алекс, когда оба они уселись у костра и принялись за ужин.
– Скажем так, я ее ОЧЕНЬ СИЛЬНО недолюбливаю, – нехотя ответил Агрон.
– В таком случае, может, тебе и не нужно плыть туда? Посуди сам, я воду люблю и плаваю достаточно прилично. Для того, чтобы добраться до острова, мне не нужна даже лодка – достаточно будет какой-нибудь коряги, за которую я буду держаться и на которую положу оружие. До острова пять верст… Ну, может, часа три плавания. Вода не слишком холодная, мне доводилось плавать и не в такой. Я сплаваю за свитком и вернусь обратно, может, в тот же день!
– Как же ты все-таки любишь полагаться на «авось»! – возразил Агрон. – А если что-то пойдет не так? У тебя ногу сведет судорогой от холода, какая-нибудь крупная рыба решит тобой пообедать – ты вообще знаешь, что водится в океане? Я – нет. А как в твой план вписываются элементали?
– Но мы же не знаем, враждебны ли они вообще.
– Пока не знаем – на всякий случай лучше предполагать, что враждебны. Они – стражи Свитка, и мне кажется, они не захотят запросто с ним расстаться.
– А даже если и нет… Агрон, я ни в коем случае не хочу тебя обидеть… Мы вместе с тобой прошли через многое, и ты не раз спасал мне жизнь, но… Понимаешь, с тех пор как мы встретились с тобой в степях, я сильно изменился. Я овладел магией, самой могущественной магией в Заповедных Землях. Не думаю, что я могу столкнуться с такой опасностью, перед которой окажусь бессилен, а ты и твой топор – нет. Если с элементалями не справлюсь я, то не справимся и мы оба, понимаешь…
– Рановато ты списываешь меня со счетов! – проворчал Агрон.
– Ну зачем сразу так? Я же сказал, что очень благодарен тебе за все, да и вообще… Но ты же сам понимаешь, что теперь я больше подхожу для схваток с различными стражами Свитков. Против заклятья Смерти бессильны даже огневики.
– А откуда ты знаешь, подействует ли оно на овеществленную воду? Ведь на Гимрода оно, помнится, впечатления не произвело.
– Думаю, что подействует, – пожал плечами Алекс. – Но ты прав, надо заглянуть в Свиток…
– Я уже заглядывал. Об элементалях не известно практически ничего. Они ни с кем не вступают в контакт, хотя тесно связаны с природной магией эльфов и под действием этой магии обеспечивают Эльфийские леса водой. Все озера и ручейки в лесу, мимо которых мы прошли, созданы ими. Все деревья еще не умерли только потому, что элементали подводят воду к их корням. Разумны ли они, чем и как живут – неизвестно. Свиток знает только то, что произошло в Заповедных Землях, а элементали никому и никогда не рассказывали о себе. Все, что известно Свитку, – что они повелевают водой и время от времени собираются на этом острове. Они не разговаривают, не устраивают представлений. Они просто собираются здесь примерно раз в две недели и стоят на нем, не делая ничего. Может быть, это дань уважения кому-то, может, какой-то ритуал… Этого Свиток не знает.
– Странный он какой-то, этот Свиток… – недовольно пробурчал Алекс. – Я представлял его себе как бесценный кладезь знаний, а теперь вижу, что в нем обязательно чего-нибудь недостает. Спасибо хоть на том, что сведения о людской магии оказались полными и подробными.
– Об этом я тоже говорил с Библиотекарем. Дело в том, что назначение первых трех Свитков – рассказать нам обо всем, что произошло в Заповедных Землях с момента их создания. Их задача, во-первых, помочь нам найти Свиток Силы, главный Свиток, ради которого и существуют остальные три, и помочь им овладеть. Свиток Силы даст нам возможность использовать всю магию мира, а остальные три Свитка – научат это делать. Ну и, естественно, они должны дать нам ту порцию знаний о мире, которой будет достаточно, чтобы понять, что в нем сейчас происходит и с кем нам предстоит сражаться.
– Нам предстоит сражаться с элементалями, а мы о них не знаем ничего!
Агрон не ответил, предпочтя пустому спору жареную оленину.
– Хорошо, – помолчав немного, продолжил Алекс. – Какой план у тебя?
– Во-первых, не бросаться в бой очертя голову. Обустроимся здесь, понаблюдаем, что будет происходить на острове. А во-вторых, за это время построим лодку или плот – любое плавучее средство – и отправимся на остров вместе. Еще один топор или тем более вторая голова никогда лишними не будут.
– Орк, плывущий на лодке! Такого еще не было! Но орк, строящий лодку…
– Времени у нас предостаточно, Свиток Прошлого – под рукой. Думаю, что при всех его недостатках мы найдем в нем сведения, как построить лодку.
– Насчет времени – вряд ли… – покачал головой Алекс. – Мы не знаем, что происходит по ту сторону гор, а там, между прочим, живут люди! Может, Магадэн уже разрушен, и сила, сотворившая это, движется сюда!
– Даже если и так, тем более мы не имеем права рисковать. Если погибнем мы, никто другой уже просто не успеет остановить приближающееся Зло. Мы должны действовать только наверняка, и никак иначе!
Алекс явно не выразил согласия, но и возражать не стал. Решение было принято.
Следующая неделя прошла за размеренной работой – друзья готовили лодку, поминутно отправляясь за советом к Библиотекарю, который с готовностью предоставил имеющиеся у него сведения о лодках всех народов, населявших Заповедные Земли. Неутешительно, но раньше никто не умел делать надежных, хороших лодок.
Повторялась история с воинским искусством. Вроде бы и войны, пусть и небольшие, но случались, однако боевого искусства как такового попросту не существовало. С лодками было еще сложнее – Земли Арктара были окружены океаном, но никто и никогда не проявлял к нему ни малейшего интереса. Гномы не рыли проходов на поверхность выходящих к океану склонов Гномьих гор, потому как не хотели допускать влажный воздух в свои кузницы и сокровищницы. Орки тоже лишь изредка выходили к океану в южной части Орочьих степей из-за своей нелюбви к воде вообще и к большой воде – в особенности.
Люди, города которых были построены по обеим берегам Шаремеи, предпочитали сплавляться вниз на плотах, где впоследствии разбирали их на дрова. Подниматься же по Шаремее вверх было трудом тяжким и неблагодарным.
В наиболее тесных отношениях с водой состояли огры, населявшие низовья Шаремеи и часть восточного побережья. Они были отменными рыбаками и нередко уходили на своих лодках в океан на поиски рыбных мест. Но нередко случалось, что рыбаки так и не возвращались из плавания.
Впрочем, поскольку строить лодки умели лишь огры, особого выбора не было – приходилось строить лодку по образу и подобию огровской.
Основную работу взял на себя Агрон, просто потому что был физически сильнее и лучше управлялся с топором. Срубил дерево и принялся выдалбливать из него сердцевину, получилось что-то среднее между лодкой и корытом. В отличие от огров ему и Алексу не нужна была лодка, способная уплыть далеко от берега и вернуться обратно с грузом рыбы, да еще и в возможный шторм. Им нужно было всего-навсего проплыть пять верст в одну и столько же в другую сторону, но по возможности быстро и не опрокинувшись.
Лодку-корыто спустили на воду уже через два дня, где она и перевернулась, едва отплыв от берега. Видя, как она заваливается набок, черпает бортом воду и тонет, Агрон впервые подумал, что предложение Алекса отправиться на остров в одиночку, в общем-то, имеет смысл. Однако несколько часов спустя он отогнал эту мысль и принялся за новое дерево, рассчитывая сделать вторую лодку более надежной и устойчивой.
Время от времени то он, то Алекс поглядывали на остров, но не замечали никаких изменений. Все тот же холодный камень, и никаких признаков жизни… Даже вездесущие чайки, кажется, не садились туда.
Еще через два дня на воду была спущена вторая лодка, действительно оказавшаяся более или менее надежной и устойчивой. По крайней мере, она уже не опрокидывалась, едва коснувшись воды. Алекс проплыл на ней несколько сот метров вдоль берега и вернулся обратно, довольный результатом. Лодка шла медленно, неуверенно, не слишком хорошо поворачивала, но на воде держалась отменно.
Собрав волю в кулак и оставив на берегу оружие (не приведи, Творец, утопить свой боевой топор – духи предков никогда не простили бы ему такой оплошности), Агрон тоже рискнул проплыть вдоль берега, ежеминутно борясь с желанием вернуться. Но даже он, при его скептическом отношении к лодкам и отвращении к воде, должен был признать: для путешествия на остров овеществленной воды эта лодка годилась.
Алекс рвался на остров сразу, как была готова лодка, но каким-то чудом Агрону удалось уговорить его подождать еще хотя бы два дня! Мало ли что может произойти за это время? Впрочем, ничего так и не случилось. И на рассвете третьего дня друзья сели в лодку, предварительно многократно испытанную, и поплыли к острову.
Гранитная громада приближалась, и все отчетливее становился виден ее неприступный берег. Три метра отвесной стены из камня, зацепиться негде. Ни единого шанса забраться наверх…
Час упорной, до боли в мышцах гребли, час качки, которую Агрон выносил с трудом, и они оказались прямо у острова, касаясь камня руками.
– Обогнем его? – предложил Алекс. – Должен же быть способ подняться! Не для птиц же Арктар его создал?
Они медленно плыли вдоль острова, все больше убеждаясь, что он действительно имеет форму практически идеального круга. Гигантский каменный столб, поднявшийся со дна океана…
Но в одном месте форма круга была нарушена. С северной стороны по острову проходила широкая расщелина, в глубине которой виднелась… лестница! Каменные ступени вели наверх. Причал для путников, ищущих Свиток Настоящего… Лодка шаркнула о камень – чем ближе к ступеням, тем мельче становилось, а у самой стены – лодка и вовсе прочно села на каменное дно.
Алекс первым шагнул на холодный гранит и, поднявшись на две ступени, повернулся к Агрону.
– Кажется, нас ждут. Быть может, элементали и вообще сами отдадут нам Свиток, ведь они же хранили его не просто так, а для кого-то! Например, для того, кто принесет им Первый!
Агрон последовал за ним…
Поверхность острова была почти ровной. Ни намека на растительность, ни следа жизни. А в центре острова, в неглубокой яме, заполненной водой, лежал Свиток Настоящего!
Алекс шагнул к Свитку, в то время как Агрон, чей острый слух уловил какой-то шаркающий звук внизу, шагнул обратно к ступеням. Точно, звук ему не померещился. Их лодка, легонько стукнувшись бортом о стену, уплывала в океан, подхваченная волной. Вот только откуда взяться волне в тихой и спокойной гавани, между двух гранитных стен?
Позади него крепко выругался Алекс. Обернувшись, Агрон увидел, как он пытается коснуться Свитка, но каждый раз натыкается на поверхность воды, отталкивающую его руку.
– У меня для тебя новость, – борясь с подступающим к горлу страхом, сказал он. – Лодка уплыла…
Он посреди острова, окруженного водой. Вокруг вода. Глубокая вода… Нет, все в порядке, Алекс в любой момент может сплавать за лодкой и вернуть ее обратно.
А если нет? Если это не случайность, а воля овеществленной воды? Если это элементали увели лодку и хотят оставить их на острове, где они умрут с голоду.
Отплыв метров на двадцать от берега, лодка остановилась, а волна, несшая ее на гребне, как-то сразу опала и растворилась в океане.
– Я сплаваю за ней, пока ее не унесло еще дальше, – предложил Алекс и уже начал было снимать перевязь с мечом, когда Агрон толкнул его, указывая на воду:
– Нет, не сплаваешь…
Вокруг лодки кружили под водой какие-то едва различимые силуэты. Угадывалась лишь форма туловища, благодаря которой в незваных гостях легко можно было опознать рыб, да их длина, из которой следовало, что с этими существами лучше не связываться. Самая мелкая из рыбин была в длину никак не меньше двух метров…
– Понятно… – проворчал Алекс. – Об этом мы как-то не подумали. Интересно, что дальше?
Агрон уловил движение за спиной и, повернувшись, увидел, как из отверстия в центре острова бьет вверх фонтан воды. И не просто бьет – падая обратно на остров, вода оживала, стекаясь в четыре крестообразные фигуры, увеличивающиеся в размерах по мере того, как прибывала вода. Элементали… У них не было ног – их прозрачное туловище расширялось книзу, позволяя прочно стоять на земле. Вместо рук – что-то, напоминающее небольшой стол, положенный поперек вертикального столба – туловища. Крест из воды, стоящий вертикально.
Фонтан иссяк, и взору путников предстали четверо элементалей ростом с человека. Они просто стояли, и непонятно было, ждут они чего-то, изучают ли своих гостей или готовятся к нападению.
– Я Агрон Саморский, – поклонившись, представился Агрон. – Из рода орков. А это – мой друг, Алекс Нидман из рода людей. Простите, что мы явились к вам без приглашения, но нас вела судьба.
Элементали все так же молча и неподвижно стояли перед ними, ни жестом, ни звуком не показывая, что вообще понимают единый язык Заповедных Земель.
– Мы пришли за Свитком Настоящего, – продолжил Агрон. – И просим вас отдать его нам. Мы – не из тех, кто ищет власти или славы. Мы ищем Свитки, чтобы с их помощью остановить надвигающееся с запада Зло. Свиток Прошлого уже у нас – предок всех драконов отдал его нам в руки, и теперь мы просим вас поступить так же со Вторым Свитком.
Один из элементалей выступил вперед. Нет, он не шагнул – он просто перетек с места на место. А затем раздался его голос, точно так же, как во время беседы с драконом.
– Вы пришли за Вторым Свитком? Мы ждали вас! Тот из вас, кто пройдет испытание, получит его.
– Какое испытание? – спросил Агрон, и элементали тут же расступились, становясь на самый край острова, оставив в центре круга лишь одного из них.
– Убейте его! – Движение не оставляло сомнений в том, что убить он предлагает одного из своих сородичей.
И раньше, чем Агрон успел сказать хоть что-нибудь, Алекс выступил вперед:
– Я готов!
Или люди думают быстрее орков, или люди вообще не думают!
– Если он проиграет – я буду иметь право бросить вызов вторично? – спросил Агрон.
– Да, – последовал лаконичный ответ.
Говоривший элементаль отступил к краю острова, элементаль-боец неуловимо сместился к центру острова.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34