Джиг осознал, что улыбается. Неизвестно, сколько он тут пролежал, но за это время магия царицы явно успела рассеяться. Если ее не убил стальной наконечник стелы, вскоре работу довершил бы ветер, размазав красавицу по каменным стенкам пропасти. Большинство пикси, вероятно, разделили царицыну судьбу, безрассудно бросившись за своей повелительницей в тщетной попытке спасти ее.
Он шагнул к выходу из туннеля и заглянул во тьму. Дрянь-кошель горел достаточно ярко, позволяя разглядеть ближние пузыри. Серые и рваные, они мешками свисали со стен и постепенно осыпались. Хлопья, кружась, исчезали во мраке.
Из всех пришедших с ним гоблинов уцелела жалкая горстка. Джиг гадал, удалось ли соплеменникам в логове выстоять против огров. Если там все пошло по такому же пути, что и здесь, как бы ему не оказаться свидетелем истребления половины, гоблинов в горе.
«Ты из-за этого заговорил с Брафом? – спросил он. – Чтобы заменить меня последователем, вокруг которого не убивают всех подряд?»
«Прекрати идиотничать, – рявкнул Звездотень. – Я заговорил с ним, поскольку не видел иного способа не дать тебе умереть от потери крови. На самом деле я сначала обратился к Грелл, но она меня послала. Я убрал этот эпизод из ее памяти. Но тогда остался только этот придурок».
«Браф не…»
«Я знаю, он не такой тупой, каким хочет казаться, но все-таки он гоблин».
«Спасибо».
– Что теперь, Джиг? – спросил Браф.
Джиг долго таращился на него, пока не сообразил, о чем речь. Он по-прежнему вождь. И Браф с остальными ждут от него указаний. Коротышка застонал и потер голову.
– Нам надо домой, – сказал он. – Мы должны выяснить, уцелел ли кто-нибудь там, наверху.
– Мы с Брафом полезем первыми, – сказала Грелл. – Он поднимет меня, а следом пойдете вы. Не следует слишком нагружать веревку. Тот огр, конечно, большой, но зачем испытывать судьбу?
Джиг кивнул.
– И гнезда тоже берегитесь, – добавила нянька. – Эти хлопья твердые, как дерево, и способны изрядно вас поцарапать. Крупные при падении могут вообще сбить с веревки.
– Учту, – сказал Джиг.
– Разумеется, некоторые куски очень острые. Нам повезет, если один из них не перережет веревку начисто, пока мы…
– Ты лезешь, наконец? – рявкнул Джиг. Грелл фыркнула, схватила кусок веревки и начала привязывать себя к Брафу.
– Посмотрим, стану ли я еще делиться с тобой моими сахарными узелками.
Джиг лез медленно, несмотря на страхи. Поначалу он сомневался, стоит ли ему лезть первым и подставлять спину Нороке. Но если он полезет следом за ней, она с тем же успехом может перерезать веревку, отправив его в пропасть. В конце концов он слишком устал беспокоиться об этом. Если она его убьет, по крайней мере, ему больше не придется исполнять роль вождя.
При попытке охватить все проблемы разом, у него вскипели мозги. Что произошло с миром пикси?
Сколько он об этом ни думал, а приходил к одному и тому же выводу: Века. По всей вероятности, они со Шрамом нашли способ закрыть ворота. Джиг провел немало времени, гадая, как, во имя пятнадцати забытых богов, ей удалось это провернуть.
Далее: Браф и Звездотень. По всей логике, Джигу бы радоваться. Пусть гоблины пока походят со своими сломанными костями и кровавыми ранами к кому-нибудь другому. Пускай Брафа ищут огры, когда вторгнутся пикси. Брафу – Тималус Звездотень, а Джигу – немного тишины и покоя.
Но, однако, представляя Брафа на своем месте, он каждый раз стискивал зубы.
«Ой, Джиг, да ты ревнуешь».
Джиг закатил глаза.
«Не мог бы ты некоторое время пошпионить в мозгах у него, а?»
«Я так и делал. Скучно. Кроме того, с чего ты взял, будто я не могу сунуть нос в два места одновременно? А теперь сознавайся, что тебя беспокоит на самом деле?»
«Ты, – ответил Джиг. – Ты заставил меня отправиться в нижние пещеры с Валландом. Ты заставил меня сражаться с пикси. Ты втянул меня в поединок с Кралк. Ты всю дорогу контролировал меня, в точности как пикси управляли ограми».
«Разве мы еще с этим не покончили? – несколько брюзгливо откликнулся Звездотень. – Джиг, чем, по-твоему, завершилось бы дело, не пойди ты с ним? Пикси бы смерчем пронеслись по всей горе и либо перебили, либо поработили бы всех гоблинов до единого».
Джиг оплел веревку руками и ногами и немного передохнул.
«Кралк повела бы их в бой».
«Джиг, гоблины погибают».
Джиг фыркнул.
«Такое случается, если гоблины воюют с ограми».
«Я не это имею в виду. Подумай о той пещере, где прятались огры-беженцы. Кто, по-твоему, жил там раньше и куда они подевались?»
Джиг не ответил.
«Гоблины всегда обитали в темных, сырых уголках горы. Даже до того, как ты год назад запечатал вход, вы изолировали себя от мира. Вы прятались, сражались и умирали».
«Я запечатал вход ради защиты племени, – рявкнул Джиг. – И если это тоже твое решение, то меня не впечатляет. Ты только ускорил процесс».
«Нет, это сделали пикси. Джиг, ты не можешь просто вернуться и снова засесть у себя в храме, и гоблины не могут бесконечно прятаться в своей горе. Пещера Штраума уничтожена. Туннели Некроманта уже и так давно мертвы, прости за каламбур. И есть другие пустые логова, где некогда обитали гоблины и хобгоблины и другие создания, пока не вымерли. Если ничего не изменится, только пустые логова и останутся».
«Ты хочешь, чтобы мы ушли?» – спросил Джиг.
«Я хочу, чтобы вы перестали отгораживаться от мира. Джиг, твой народ в свое время поместили сюда для помощи в охране подземных сокровищ. Сокровищ давно нет. Гоблины стали ни к чему. Вы только и делаете, что сражаетесь с хобгоблинами и другими племенами, когда не деретесь между собой».
Джиг покачал головой.
«Я не могу…»
«Ты должен возглавить их Джиг. Кралк не сумела бы. И хобгоблины этого не сделают. Если гоблины намерены выжить, то вести их придется тебе».
Все звучало так разумно. Джиг прижался лицом к скале.
«Почему ты мне не сказал? Почему нельзя доверить нам принимать собственные решения?»
Звездотень не откликнулся, а Джиг не стал повторяться.
В гоблинском логове оказалось пусто. Браф и Грелл открыли дверь из помойки, и пещера за ней лежала безмолвная, словно тронный зал Некроманта.
– Как вы думаете, огры победили? – спросил Браф.
Джиг покачал головой. Власть пикси над ограми скорее всего рассеялась, но, вероятно, это не имело значения. Обретя свободу посреди битвы с гоблинами и хобгоблинами, огры, верные своей природе, наверняка поступили бы так же, как и гоблины: завершили бы бой. Но если дело обстояло именно так, почему они не разорили логово? Где уцелевшие гоблины? Ни трупов, ни иных следов потасовки, за исключением повседневного гоблинского бардака.
Он поспешил мимо остальных к кухне и заглянул в дверь: умирающее дрянь-пламя мерцало по обе стороны от входа.
Кухня опустела. От огня под котлом остались одни угли.
– Голака покинула свою кухню? – потрясенно прошептал Браф.
Джигу хотелось плакать. У него не осталось сил на еще одну схватку. Он поднял руку и погладил Кляксу. Огневка вроде не беспокоился. Возможно, события последних нескольких дней выжгли его способность испытывать страх.
К этому моменту из помойной ямы вылезла Но-рока. Она склонила голову набок и сказала:
– Прислушайся, Джиг.
Он тоже наклонил голову и насторожил здоровое ухо. Из хобгоблинского логова доносились вопли. Он схватился за бедро, позабыв, что его меч выбросили пикси. Скривившись, коротышка схватил кухонный нож и направился к туннелям.
Чем ближе подходил они к хобгоблинской территории, тем более странные звуки долетали до них. Ни звона стали, ни пронзительного писка раненых гоблинов. Визг и крики тоже оказались не такими громкими и исполненными ненависти, как он ожидал. Некоторые вообще сильно напоминали пение.
Возле своей статуи тусовалась, охраняя вход, кучка хобгоблинов. Один поднял медную кружку.
– Кто там идет?
– Грязные животные, не правда ли? – добавил второй стражник.
Джиг оглядел себя. Наверное, после форсирования мусорной ямы стоило переодеться.
– Напоминают кучку червей-падалыциков, наряженных гоблинами.
Это заслужило смех остальных хобгоблинов.
– Перед вами Джиг Драконоубийца, – рявкнула Грелл. – Гоблин, в одиночку убивший царицу пикси.
Джиг вспыхнул, а хобгоблины вгляделись попристальнее. Ужасная мысль закралась ему в голову. А что, если теперь его станут звать Джиг Пикси-убийца?
– Джиг Драконоубийца, а? – Караульный явно сомневался, что гоблинский вождь станет разгуливать в таком виде. Он взглянул на своих товарищей и пожал плечами.
– Это отложи, – велел самый большой стражник, указывая на Джигов нож. Два других хобгоблина нырнули в логово. – Мясо уже нарезали.
Уже нарезали? Джиг уставился на оружие у себя в руке. Все равно от него мало толку против хобгоблинов. Лезвие слишком свободно болталось в пустых ножнах на поясе.
– Я не понимаю. Что…
Двое хобгоблинов вернулись с большими деревянными ведрами.
– Народ там пытается есть и пить. Если мы вас не ополоснем, вы испортите им аппетит.
Джиг, слишком ошеломленный, чтобы протестовать, сумел только кивнуть и повернуться. Они правы, решил он. Пахнет от него отвратительно. От Кляксы, между прочим, несло еще хуже, поскольку пауки-огневки чистятся путем сжигания налипшей на тело грязи.
Однако это все равно не повод поливать его такой холодной водой.
Вскоре их сочли подходящими для хобгоблинского общества, что бы под этим ни понималось, и повели в большую пещеру.
– Как странно, – шепнула Норока.
Джиг снова только кивнул. Большую часть перегородок, деливших хобгоблинское логово на части, поснимали и свалили кучами вдоль стен. Хобгоблины и гоблины вместе толпились вокруг огромного костра, и, насколько видел Джиг, никто никого не убивал. Он заметил несколько драк, но эти потасовки проходили без оружия. Там хобгоблин дубасит гоблина, тут четверо гоблинов навалились на одного хобгоблина – все как обычно. И эти немногочисленные драки являлись исключением во всеобщей атмосфере… праздника.
Джиг пробрался к костру, где двое хобгоблинов поворачивали огромный вертел. Оба бросали нервные взгляды на Голаку, которая надзирала за ними, постукивая по ладони своей неизменной деревянной поварешкой.
Одного хобгоблина она надзирнула по затылку, и он отлетел от вертела.
– Незачем крутить так быстро, – заорала она. – Дай огру время тропечься. Соус должен пропитать мясо. В противном случае можете с тем же успехом жрать его сырьем!
Браф постучал Джига пальцем по плечу и указал на огонь.
– Это часом не Арнор?
Джиг прищурился. Голакины приправы отчасти скрыли черты, но здоровяк, похоже, прав. Явно некоторым из огров-беженцев не удалось удрать от пикси.
Грелл принюхалась.
– Судя по запаху, Голака расщедрилась на эльфийский винный соус.
Громкий грубый голос перекрыл шум.
– Джиг Драконоубийца! – Вождь хобгоблинов махал ему мечом с дальнего конца пещеры. – Ко мне, Джиг! Дело есть.
Коротышка с трудом пробирался сквозь толпу, стараясь по возможности избегать наиболее крупных гоблинов. Как ни весело здесь, он по-прежнему гоблинский вождь, а сюда набилось очень много его честолюбивых соплеменников. Далеко не в прежнем количестве, спасибо пикси, но вполне достаточно, чтобы Джиг занервничал.
Вождь хобгоблинов восседал на одной из перегородок, рулоне плотной красной ткани толщиной с бревно. Один из его туннельных котов пристроился тут же и, придерживая передними лапами огриную кость, выковыривал из нее мозг. Рядом стояли Века со Шрамом и потягивали клак-пиво. Гоблинша утратила свой посох и плащ. И она, и хобгоблин имели побитый и потрепанный вид. Да и смотрелась Века в своей драной рабочей одежде как-то странно. В ней она выглядела почему-то меньше. И моложе.
Хобгоблинский вождь наставил на Джига меч.
– Пива вождю гоблинов!
Века закатила глаза и сделала жест рукой. На другой стороне пещеры у хобгоблина из руки выскочила кружка и поплыла по воздуху к Джигу.
– Подаешь напитки с помощью магии? – спросил коротышка.
Века нахмурилась, и кружка слегка покачнулась, плеснув немного пива нахалу на руку. Джиг ухмыльнулся и сцапал кружку. Запах клак-пива поможет замаскировать ароматы, все еще исходящие от бедняги Кляксы.
– Какая битва! – воскликнул вождь. – О ней будут слагать песни еще долго после того, как не станет нас с тобой. Эти проклятые огры гнали нас по туннелям до самого входа в наше логово. – Он поднял палец. – Тут-то мы и устроили им первую засаду. Из туннеля я бросил на них твоих гоблинов, затем мы привели из логова остальных своих ребят. Огра нелегко завалить, скажу я тебе. Сколько мы их ни отбрасывали, они продолжали наседать. Вскоре они ворвались в логово. Мы заманили их к вольерам, туннельных котов в задней части пещеры. Тут появилась твоя ведьмочка и принялась своим колдовством швырять оружие направо и налево. Огра так не убьешь, но она определенно держала их в напряжении.
Века поджала губы, словно не могла решить, обижаться на «ведьмочку» или нет.
– В итоге многие огры удрали. Твоя колдунья полагает, что из пикси тоже много кто уцелел. Я не знаю, куда они денутся, но планирую сохранять готовность. – Он махнул рукой в сторону Шрама. – Чарак тут поделился некоторыми идеями насчет ловушек для пикси, и, по-моему, их надо установить и у вас.
Шрам вытащил из-за пазухи сложенный кусок пергамента. Страницу покрывали начерченные углем стрелки и рисунки.
– Я разрабатываю сеть для пикси с использованием стальной проволоки, – пояснил он. Джиг никогда еще не видел его таким оживленным. – Я пока не сообразил, как установить спусковой механизм на летающую мишень, но что-нибудь да придумаю. Также стоит затянуть сеткой все дырки, через которые могут проникнуть эти твари, – например, ваша помойка и уборные. Представляешь, сидишь ты на очке, а тут какой-нибудь пикси…
– Со Штраумовым логовом тоже надо что-то делать, – перебил Джиг. – Дракон выложил свою пещеру сталью и железом, и при нем пикси не могли пробраться внутрь. Большую часть этого оружия нам придется вернуть. В противном случае какая причина помешает следующему отряду восстановить портал?
– Такая, что я разнесла останки Штраума вдребезги, – пробурчала Века подавленно, и это привело Джига в замешательство.
Судя по рассказам, она совершила все, о чем когда-либо мечтала: сражалась с пикси, уничтожила портал и помогла спасти гоблинов. Она явно сумела развить свой магический дар, и ей каким-то образом удалось уцелеть во всей этой заварухе. Что же с ней не так?
– Если мы намерены это сделать, лучше начать сейчас, пока эти придурки не нажрались. – Хобгоблинский вождь поднялся и расправил плечи. Несмотря на возраст, его рык рассек шум празднества подобно… подобно его мечу. – Слушайте! Мы собираемся навек запереть нашу гору для всяких пикси. Для этого я приказываю вам, хобгоблины, собрать все мечи, ножи, щиты и любые другие куски стали и железа, какие сумеете найти. Когда поймем, чем располагаем, решим, сколько нам нужно.
Он взглянул на Джига, явно ожидая от него аналогичного объявления. Хобгоблины уже толпились вокруг вождя, бросая к его ногам оружие и доспехи.
Это зрелище утвердило Джига в мысли, которая не давала ему покоя с тех пор, как он покинул пропасть пикси.
Как бы громко он ни кричал, сколько бы песен о нем ни пели, сколько бы цариц пикси, драконов и некромантов он ни убил, соплеменники никогда не бросятся исполнять его приказ так, как эти хобгоблины повиновались своему вождю… как пикси повиновались своей царице. Даже старая Трокель без труда управлялась со своим семейством.
Джиг не создан для лидерства. Конечно, они пошли за ним в бой после некоторого количества тычков и угроз. А потом он повернулся спиной к Гропу и едва не погиб.
Он припомнил свое унизительное бессилие при попытке убедить соплеменников сражаться плечом к плечу с хобгоблинами и первый официальный поступок в качестве вождя, когда удрал в апартаменты Кралк и спрятался.
«Все поначалу спотыкаются», – подбодрил Звез-дотень.
«Когда спотыкается гоблин, обычно находится другой, который позаботится о том, чтобы первый не поднялся».
Теперь уже и многие хобгоблины поглядывали на Джига, да и кое-кто из соплеменников. Он видел, как нарастает подозрительность. Уж не хитрость ли это, затеянная с целью разоружить хобгоблинов? Хобгоблины смотрели сердито, гоблины – нетерпеливо.
– Принесите оружие вождю гоблинов, – сказал Джиг, поморщившись от хриплого звука собственного голоса. Сделав глубокий вдох и надеясь, что тот не окажется последним, он указал на Грелл. – Принесите его ей…
Он хотел продолжить, но не успел – в бок ему воткнулся костыль.
– Уж не обманули ли меня мои старые уши, заморыш? Если ты затеял спихнуть на меня эту мороку, ты…
– Разве в детской работать лучше?
– Я так и так присматриваю за детьми. По крайней мере, младенцы не пытаются отравить тебя, пока ты спишь.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32