А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Она бы безоговорочно меня поняла, поддержала и помогла бы своими советами. Впрочем, подумал я, можно ведь рассказать тете Вике о своем путешествии позже, когда мы вернемся с другой планеты Дубля, из столицы Центрального Иерархата.
— Ну, если все готовы… — начал Класус.
— Минуточку! — прервал я, снял рюкзак и передал его тете Вике. — Это мой альбом с ключами. В Доминате он мне не понадобится… да и мало ли что…
Класус улыбнулся:
— Будем надеяться, что амулеты пройдут испытание, и из Домината мы вернемся спокойно, так же незаметно, как проникнем в город.
Мы все согласно покивали головами, и через мгновение четыре мага по крови полетели к поверхности ледяной пустыни по узкой вертикальной шахте. Достигнув дна расщелины, мы приземлились (точнее, приледнились) и встали на ноги. Тотчас же перед нами возникла небольшая, всего в половину моего роста, магическая дверь. За ней я увидел лишь участок густой, коротко подстриженной травы. Так как на открытую дверь я смотрел сверху, то не мог разглядеть ничего дальше, чем на пару шагов.
— Неужели так уж обязательно проникать в Доминат на четвереньках? — удивился я.
— Это не для нас, а для наших вещей! — рассмеялся Класус.
Он галантно помог своей жене снять шубу, затем снял свою и забросил теплую одежду в дверь. Дверь исчезла.
«Ловко! — восхитился я про себя. — А нас-то сопровождали пушистики, чтобы забрать шубы».
Класус и Снаватта остались в простой, свободного покроя одежде неприметных цветов. Они без особых стараний могли бы раствориться в людской толпе на десятке миров. Без шубы Снаватта выглядела худенькой и хрупкой, она казалась моложе своей дочери, и любой непосвященный человек принял бы ее за младшую сестру Браспасты. Класус по-прежнему выглядел массивно и внушительно. Я заметил, что накладные карманы его куртки немного оттопыриваются. Должно быть, отец Браспасты имел при себе запас необходимых мелочей для проникновения на враждебную планету Дубля.
Перед нами возникла еще одна дверь, на этот раз нормального человеческого размера. За дверью царил полный мрак, и только благодаря свету, попавшему в дверь с нашей стороны, в трех шагах перед собой я увидел поросшую плесенью каменную стену, по которой стекали струйки воды.
Первой через дверь прошла Снаватта, за ней Браспаста, а после я. Класус прошел последним, и дверь на его спиной закрылась. Мы очутились в полной темноте.
— Не пользуйтесь магическим зрением! — напомнил Класус. — Держите амулеты!
Поскольку все мы стояли вплотную друг к другу, Класусу не составило особого труда вытащить из мешка амулеты и сунуть их нам в руки. Мы быстро одели их на шеи. Теперь никто из нас не мог пользоваться магией: ни исследовать окружающий мир, ни летать, ни перемещать предметы, ни открывать двери. Я уже так привык к магии, что отказ от нее был равносилен связыванию рук за спиной.
— Пойдемте! — тихо скомандовал Класус. — Держитесь друг за друга!
Должно быть, еще до моего появления на подземной базе они обговорили друг с другом алгоритм действий. Класус, наверняка, знал дорогу, по которой вел нас в кромешной тьме. Впрочем, на ощупь двигались мы недолго. Черед полтора десятка шагов впереди послышался скрип, и из-за широкой стены Класуса я увидел полоску света. Этот свет не был ярок и имел явно искусственное происхождение. Класус приоткрыл дверь и выглянул наружу.
— Никого нет, можно выходить! — не оборачиваясь, объявил он.
Он шагнул вперед и в сторону, пропуская нас. Я вышел из темного сырого подземелья следом за ним и оказался в перпендикулярном вырубленном тоннеле. От места нашего проникновения на религионерскую часть Дубля он отличался только сухими стенами и проводами на потолке. Провода тянулись между лампами голубого цвета, подвешенными примерно через каждые десять шагов. Тоннель не был прямым, и некоторые лампы не горели, так что я не мог рассмотреть, как далеко тянется этот подземный ход в обе стороны.
Класус пропустил мимо себя Браспасту и Снаватту, а потом осторожно закрыл каменную дверь, которая так тщательно была подогнана к стене тоннеля, что, глядя на нее в упор, невозможно было увидеть щелей.
— Мы на самом нижнем уровне Домината, — сказал мне Класус (Браспаста и Снаватта это и так знали). — Теперь нам предстоит подняться наверх.
* * *
Я представлял себе план столицы Центрального Иерархата лишь в общих чертах. Хотя я разглядывал карты города и слушал рассказы Браспасты, все равно мне трудно было запомнить все в точности. Дело в том, что Доминат вырос на месте древних поселений разумных существ: людей и пушистиков.
Предыдущие цивилизации Дубля оставили после себя глубочайшие и обширнейшие пещерные поселения. Сейчас уже трудно определить, почему древние люди и пушистики зарывались глубоко в землю. Собственно, никто этим особенно и не интересовался. Магов, живших в те времена, остались считанные единицы, да и те либо переселились в Мир Магии, либо примкнули к религионерам. А историческая наука на Дубле с приходом к власти религионеров пришла в упадок. Предыдущие цивилизации были объявлены неугодными религионерскому Единому Богу, и потому проклятыми. То есть о том, что эти цивилизации существовали, знали все, но что они собой представляли, никто не знал и знать не хотел.
Со временем поселения потянулись кверху. Вначале подземные жилища выкапывались в возвышавшихся над поверхностью земли горах и холмах. Позже, скорее всего, уже из-за знакомства магов с архитектурой других Отражений, началось строительство зданий на поверхности. Старинные здания времен начала нынешней цивилизации больше походили на пещеры, так как их складывали из массивных каменных блоков. Современные же дома строились по технологиям, позаимствованным у соседей по Отражениям: с применением железобетона, стали и стекла.
Таким образом, современный Доминат представлял собой сложную многоуровневую систему. Глубоко под городом раскинулась сложная и запутанная система шахт, пещер и катакомб, в сравнении с которыми подземная база, найденная родителями Браспасты, казалась мышиной норой рядом с метрополитеном. Хотя некоторая часть поселений древних жителей Дубля использовалась до сих пор, точного ее плана не было даже у религионеров.
Пещеры более высокого уровня в горах и холмах неоднократно перестраивались, модернизировались, оснащались современными подъемниками, лифтами, эскалаторами. Так что они представляли собой вполне современную городскую структуру наподобие метрополитена Москвы или подземки Муравы, только, конечно, гораздо более сложную: многоярусную и разветвленную.
На поверхности земли непрерывно строились новые дома, фабрики и заводы, прокладывались дороги, так что «верхний» Доминат мало отличался от городов Изначального мира и Земли.
Судя по словам Класуса, мы проникли в Доминат на самом нижнем его уровне, где-то в древнейших катакомбах. В то же время, опытный маг вывел нас в обжитой части, чтобы на подъем к поверхности мы не потратили слишком много времени.
Вначале наш маленький отряд шагал по узкому извилистому тоннелю, затем мы вышли в более широкий проход. Он был освещен гораздо лучше, а по центру проходила колея-направляющая, представляющая собой выдолбленный в каменном полу желоб, усиленный металлом. Я знал, что такие колеи-направляющие использовались для движения старинных машин, подобно железным или теллургиевым рельсам в других мирах.
Идя по широкому проходу, по обеим сторонам я видел узкие тоннели, подобные тому, из которого мы вышли. Они располагались хаотично: не напротив друг друга и не через равные промежутки. Мне показалось, что проход расширен, выровнен и оборудован колеей-направляющей позже, чем создавалась разветвленная сеть подземных тоннелей. Наверняка, раньше на его месте под землей был такой же узкий неровный тоннель, как и боковые ответвления. И вообще, постоянное освещение появилось здесь совсем недавно.
Предназначение этой разветвленной системы подземных ходов мне было совершенно непонятно. Для складских или жилых помещений тоннели были слишком узки, на шахты рудника не походили, для грибных ферм тут было слишком сухо и прохладно. Зачем современным жителям Домината понадобилось модернизировать древние пещеры? Возможно, я мог бы разгадать эту загадку, если бы с помощью магического зрения проследил, куда ведут проходы сквозь толщу скал. Но воспользоваться магией я сейчас не мог из-за амулета. А задавать лишние вопросы спутникам мне не хотелось.
Проход с колеей-направляющей привел нас в большой подземный зал с высоким потолком. Еще два широких тоннеля выходили из него. Они также имели колеи-направляющие, которые пересекались в зале, образуя сложный узор, чтобы машины могли развернуться или разъехаться.
Справа от прохода, из которого мы вышли, я увидел огромную нишу без потолка и пола. Ниша не была освещена, но в свете ламп, укрепленных на стенах зала, я разглядел на ее стенах два вертикальных направляющих желоба, оправленных в металл. Посередине ниши висели три невероятно толстые цепи, каждое звено которых было размером с колесо грузового автомобиля. Точнее, цепи не просто висели, а непрерывно двигались, две — вниз, одна — вверх. Они издавали едва слышимый звон.
Класус подошел к нише и потянул на себя длинный металлический рычаг, торчавший из прорези в полу.
Не успел я раскрыть рот, чтобы задать распиравшие меня вопросы, как Класус произнес:
— Сядем на подъемник здесь. Я надеюсь, что он будет пуст, и никто не станет интересоваться, что мы делали на такой глубине. Впрочем, местные жители нелюбопытны, а Блюстители редко посылают патрули в необитаемые пещеры.
(Блюстителями назывались правоохранительные органы Центрального Иерархата.)
— Для чего нужна вся эта сеть пещер? — спросил я. — Почему сюда провели свет и транспорт, но тоннели пусты?
— Когда-то очень давно тут добывали драгоценные камни, — объяснил Класус. — Потом много тысячелетий шахты и выработки были заброшены и забыты. Лет сто назад в Доминате из-за резкого роста населения потребовалось увеличить производство продуктов питания. Тогда фермеры-грибники занялись поиском и реконструкцией древних пещер, чтобы выращивать в них свои грибы. Тогда-то обнаружили и эти шахты. Их начали расчищать, расширять, освещать и оснащать машинами. Предполагалось на основе древних выработок построить современные механизированные грибные фермы. Проблема была только в том, что воду и тепло для выращивания грибов в эти пещеры надо подводить издалека. На это требовались гигантские средства. У фермеров деньги скоро закончились, их хватило только на то, чтобы привести в порядок подъездные пути к будущим грибным посадкам. А правительство Центрального Иерархата не поддержало планы по разведению грибов. Оно предпочло вкладывать средства в надземное земледелие, более дешевое и, как считалось, прогрессивное. Фермеры-грибники разорились, работы в шахтах прекратились, но запущенные машины по-прежнему продолжают действовать, так как их делали по древним образцам, в расчете на века. Сейчас к власти пришли религионеры, а они вообще не занимаются развитием фермерского хозяйства. Им проще держать свой народ в голоде, говоря, что таково повеление Единого Бога. Так что нижние уровни древнего города по-прежнему никому не нужны. Кое-где по старинке все еще выращиваю грибы, но их едва хватает, чтобы жители Домината не начали умирать от голода.
Крупные округлые грибы были мне хорошо знакомы. Люди и пушистики разводили их в своих подземельях с незапамятных времен. Грибам не требовался солнечный свет, зато они были очень требовательны к температуре и влажности. В рационе жителей Дубля грибы занимали примерно такое же место, как картофель на Земле. Как и картофель, грибы можно было приготовлять разными способами: жарить, варить, смешивать с другими продуктами, поэтому они не приедались. Грибные посадки занимали значительное пространство на подземной базе Браспасты и давали постоянный урожай.
— Здесь, в заброшенных шахтах, прекрасное место для преступников, нищих и, пожалуй, для повстанцев, — задумчиво произнес я.
— Когда религионеры начали устанавливать свой порядок, уничтожать недовольных, непокорных и инакомыслящих, кое-кто рассчитывал найти убежище в древних шахтах. Однако патрули Блюстителей не оставили им ни единого шанса. В этих пустых пещерах просто невозможно спрятаться. Несколько тайных лазов, вроде того, в который я открыл дверь, не годятся для того, чтобы укрыть множество людей. И откуда сюда доставлять продовольствие, одежду, оружие? Поэтому почти все борцы с тиранией религионеров ушли на другую часть Дубля. А те, которые остались, живут наверху, в современных районах. Ведь среди других людей спрятаться проще, чем в пустых пещерах. Конечно, некоторые более пригодные, чем эти, для жизни пещеры сейчас нелегально заселили обнищавшие, лишившиеся жилья на верхних уровнях люди и пушистики Домината. Религионеры знают о них и держат под контролем. Хотят — посылают патрули Блюстителей для арестов, хотят — позволяют некоторое время пожить спокойно.
— А что мы будем делать, если встретимся с патрулем Блюстителей?
— Откроем двери и сбежим на свою часть Дубля. Потом проникнем в Доминат через другие двери, в другом месте. Город этот велик, так что незаметных лазеек для магов по крови всегда предостаточно.
Я услышал тихий гул в нише. Гул постепенно нарастал, и я понял, что к залу, в котором мы находились, приближается подъемник. Шум исходил сверху. Не прошло и трех минут, как подземное транспортное средство опустилось и остановилось вровень с полом зала. Всю ширину ниши заняла массивная металлическая платформа, на которой вполне свободно могли бы разместиться двадцать пять — тридцать человек. По бокам она была огорожена невысоким, мне по пояс, решетчатым заборчиком. Такой же заборчик огораживал проем в центральной части, через который проходили цепи. Под платформой находился какой-то механизм, состоящий из громадных шестеренок и мощных крюков. Когда платформа двигалась, двумя крюками она зацеплялась за звенья цепей, двигавшихся вниз. Чтобы платформа остановилась, крюки повернулись и отцепились, в то время как цепи продолжали двигаться через проем. С боков платформы находились толстые ролики-колеса, катившиеся по направляющим желобам. Именно они при движении издавали глухой гул, отдававшийся от каменных стен ниши. Попасть на платформу можно было через проход, проделанный в ограждении.
Друг за другом мы прошли на платформу. Я заметил, что в полу имеется еще одно прямоугольное отверстие, из которого торчат два рычага высотой мне по грудь, отходящие от механизма под полом.
— Держитесь крепче! — предупредил Класус.
Он отжал один из рычагов, крюки повернулись и зацепились за звенья двигающихся цепей. Платформа резко дернулась, так что я едва устоял на ногах и вынужден был ухватиться за ограждение. Платформа стала быстро опускаться, увлекаемая цепями. Вдоль вертикальной шахты, по которой двигалась платформа, изредка были установлены такие же голубые лампы, как и в тоннелях. Так что освещение было хотя и скудным, но достаточным для обычного, не магического зрения.
— Почему мы едем вниз? — удивился я. — Разве мы не на нижнем ярусе?
— Подъемник движется только в одну сторону, — ответил Класус. — Сейчас шахта развернется, и подъемник направится кверху.
Заметив, как много у меня невысказанных вопросов, Браспаста пояснила:
— Система пещер соединяется сложной системой цепей. Цепи постоянно двигаются по одним и тем же траекториям, проложенным по шахтам и тоннелям. К цепям прикрепляются платформы. Платформа — это не просто лифт, она может менять направление движения, отцепляясь от одних цепей и присоединяясь к другим. Управляется она с помощью вот этих рычагов. С помощью рычага в зале отец остановил платформу, как будто бы нажал на кнопку лифта. А теперь платформа продолжила движение в том направлении, в котором ее тянет цепь.
— Почему бы нам сразу не прицепиться к той цепи, которая идет вверх?
— Потому что следом за нашей платформой могут спускаться другие. По этой шахте движение разрешено только в одну сторону.
Класус сказал:
— Просто надо знать схему подземной системы подъемников. Тогда можно легко и безопасно добраться в нужное место. Если же кто-нибудь присоединится к цепи в неправильном направлении, то врежется в другую платформу. Это то же самое, что правила дорожного движения на дорогах городов. Их надо знать и выполнять, иначе можно попасть в серьезную аварию.
Пока мы разговаривали, шахта, по которой двигалась наша платформа, начала плавно поворачивать в сторону. Примерно сотню метров она тянулась горизонтально. Направляющие колеса платформы катились по желобам на полу и потолке.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60